Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член
Summary:

Государственное регулирование в области повышения энергоэффективности закупок

State Regulation in Energy Efficiency Enhancement

A.V. Tulikov, Deputy General Director of Association of Energy Service Companies (RAESKO)

Keywords: energy efficiency, legislation, state regulation, standards, state procurements

Energy efficiency in final energy resources consumption area is to a great extent related to improvement of energy characteristics of the products using energy, first of all - domestic appliances and other electrical devices. This issue is regulated at the state level by corresponding laws. However development of laws in energy efficiency encounters objective problems stipulated by initially incorrect approach to definition of groups of the goods for which the certain requirements are set, as well as by inclusion of technical regulations of the Customs Union in the development plans. Let us formulate some proposals on improvement of state regulation in energy efficiency improvement for procurement of the goods.

Описание:

Энергетическая эффективность в секторе конечного потребления энергоресурсов во многом связана с улучшением энергетических характеристик продукции, использующей энергию, прежде всего, бытовой техники и иных электроприборов. Этот вопрос регулируется на государственном уровне соответствующими законами. Однако развитие законодательства в области энергоэффективности сталкивается с объективными проблемами, обусловленными, как изначально некорректным подходом к определению групп товаров, в отношении которых устанавливаются соответствующие требования, так и включением в планы разработки технических регламентов Таможенного союза. Сформулируем некоторые предложения по совершенствованию государственного регулирования в области повышения энергетической эффективности при осуществлении закупок товаров.

Государственное регулирование в области повышения энергоэффективноссти закупок

ДЭнергетическая эффективность в секторе конечного потребления энергоресурсов во многом связана с улучшением энергетических характеристик продукции, использующей энергию, прежде всего бытовой техники и иных электроприборов. Этот вопрос регулируется на государственном уровне соответствующими законами. Однако развитие законодательства в области энергоэффективности сталкивается с объективными проблемами. Например, одним из препятствий является некорректный подход к определению групп товаров, в отношении которых устанавливаются соответствующие требования по энергопотреблению.

Сформулируем некоторые предложения по совершенствованию государственного регулирования в области повышения энергетической эффективности при осуществлении закупок товаров.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАКУПОК

Формирование системы требований по энергоэффективности закупок

В России, как и во всем цивилизованном мире, составной частью государственного регулирования в области повышения энергетической эффективности являются требования энергетической эффективности при осуществлении публичных закупок. Система соответствующих требований основана на ст. 26 федерального закона № 261-ФЗ1, а также на Правилах2 установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд (далее – Правила), и принятых в соответствии с ними приказах Минэкономразвития России.

В то же время формирование системы указанных требований до настоящего времени не завершено. На сегодняшний день принято только два приказа Минэкономразвития России (из четырех запланированных):

  • Приказ Минэкономразвития России № 883 устанавливает требования к бытовой технике, в отношении которой Минпромторгом России утверждены классы энергетической эффективности.
  • Приказ Минэкономразвития России № 2294 устанавливает требования к товарам, используемым для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений.

С момента принятия данные требования существенно устарели, в том числе по отношению к прогрессивным моделям регулирования соответствующих отношений, применяемым за рубежом. Единственные существенные изменения, которые были приняты летом 2015 года5, касались установления первоочередных требований к светотехническому оборудованию, включая запреты на приобретение люминесцентных ламп.

Продукция, в отношении которой установлены требования по энергоэффективности

Развитие законодательства в области энергоэффективности сталкивается с объективными проблемами, обусловленными прежде всего изначально некорректным подходом к определению групп товаров (работ, услуг), в отношении которых устанавливаются соответствующие требования, а также размытым определением состава таких требований.

В частности, перечень товаров, в отношении которых устанавливаются требования энергетической эффективности (Правила, приложение № 1), не соответствует фактически осуществляемым закупкам для государственных и муниципальных нужд. Например, отсутствует целесообразность сохранения в данном перечне технологического оборудования для легкой и пищевой промышленности, металлообрабатывающего и деревообрабатывающего оборудования, сельскохозяйственных тракторов общего назначения, универсально пропашных, промышленных тракторов, мотоциклов, мопедов, мотороллеров и т. п. Закупки перечисленных товаров в государственном и муниципальном секторе носят исключительный характер, и при этом отсутствует международная практика установления требований энергетической эффективности при осуществлении государственных закупок в отношении данных видов товаров. В этой связи до настоящего времени требования энергетической эффективности при закупке данных товаров не утверждены.

Более того, в 2011 году наблюдалась тенденция уменьшения состава продукции, в отношении которой устанавливаются требования в области энергетической эффективности. В частности, из данного перечня была исключена офисная техника, хотя и в Европейском союзе, и в США требования энергетической эффективности данной техники при публичных закупках находятся в числе первоочередных.

Формирование системы наднациональных требований энергоэффективности

Блокирование дальнейшего развития российского законодательства вызвано прежде всего включением в планы разработки технических регламентов Таможенного союза6:

  • «Об информировании потребителя об энергетической эффективности электрических энергопотребляющих устройств»;
  • «О требованиях к энергетической эффективности электрических энергопотребляющих устройств».

Ожидание скорейшего принятия указанных технических регламентов привело к приостановке работы по совершенствованию национального законодательства.

СПРАВКА

На сегодняшний день в мире существуют различные модели государственного регулирования в области повышения энергетической эффективности энергопотребляющей продукции. Они могут быть обусловлены:

  • косвенным стимулированием потребителей к приобретению и соответственно производителей и продавцов к производству и продаже товаров высокой энергетической эффективности через информирование, маркировку, различные меры государственной поддержки;
  • прямыми требованиями и запретами, ограничивающими возможности производства и продажи техники с низкой энергетической эффективностью, а также ее приобретения в различных секторах экономики.

На сегодняшний день дальнейшая разработка технического регламента, посвященного информированию, фактически приостановлена. При этом технический регламент о требованиях к энергетической эффективности разрабатывается в условиях наличия разногласий сторон и многочисленных замечаний со стороны профессионального сообщества.

Очевидно, что совершенствование наднационального технического регулирования является важной задачей для развития единого экономического пространства государств – членов ЕАЭС. Однако национальное законодательство содержит ряд пробелов и противоречий, работа над которыми вполне может осуществляться параллельно с развитием технического регулирования.

Предложения по совершенствованию госрегулирования энергоэффективности закупок

В целях совершенствования государственного регулирования в области повышения энергетической эффективности при осуществлении закупок товаров для государственных и муниципальных нужд предлагается внести изменения в Правила путем определения двухэтапной процедуры установления соответствующих требований:

  • на первом этапе предлагается осуществлять разработку национальных стандартов, которыми бы определялись показатели энергетической эффективности и методики испытаний (измерений) в отношении тех или иных групп товаров;
  • на втором этапе, уже на основе созданных национальных стандартов и в соответствии со ст. 27 федерального закона № 162-ФЗ7, предлагается приказами Минэкономразвития России устанавливать требования энергетической эффективности для товаров, закупаемых для государственных и муниципальных нужд.

данных предложений позволит с учетом необходимости внедрения в бюджетном секторе повышенных стандартов энергоэффективности установить (или актуализировать существующие) требования энергетической эффективности для тех групп товаров, которые являются актуальными для государственного регулирования:

  • транспортные средства (легковые автомобили, автобусы, грузовые транспортные средства, отдельные виды специальной техники);
  • оборудование и материалы в системах теплоснабжения;
  • световые приборы для систем наружного и внутреннего освещения;
  • офисная техника (компьютеры, мониторы, принтеры и многофункциональные устройства);
  • иные бытовые энергопотребляющие устройства;
  • оборудование для систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха;
  • оборудование дата-центров;
  • медицинское оборудование, прачечное оборудование и оборудование для пищеприготовления.

Развитие системы национальных стандартов в области энергоэффективности

Разработка и утверждение данных требований являются длительным и многоэтапным процессом, охватывающим как принятие соответствующих национальных стандартов, их практическое внедрение в деятельность испытательных лабораторий (центров), так и последующее установление Минэкономразвития России соответствующих требований энергетической эффективности при осуществлении закупок.

В качестве базы для развития данного направления предлагается использовать в первую очередь систему национальных стандартов в области энергетической эффективности бытовой техники, проекты которых разработаны в рамках проекта ПРООН/ГЭФ/Минобрнауки России «Стандарты и маркировка для продвижения энергетической эффективности в Российской Федерации». В их число, в частности, включаются проекты национальных стандартов, содержащих требования энергетической эффективности для электрических двигателей асинхронных, бытового и офисного (конторского) электрического оборудования в режиме ожидания и реактивации, вентиляторов с электроприводом, компьютеров и серверов, насосов для воды.

Административная ответственность и информационное обеспечение при осуществлении закупок

Для обеспечения соблюдения данных требований также необходимо совершенствование законодательства об административной ответственности8. Несмотря на предусмотренную административную ответственность за осуществление закупок товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности, система мониторинга и контроля закупок товаров, работ, услуг, в отношении которых установлены требования энергетической эффективности, фактически отсутствует.

Сейчас отсутствуют поля при размещении информации о закупке на официальном сайте Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок и в реестре контрактов, заключенных заказчиками, позволяющие идентифицировать закупку как связанную с приобретением товаров, работ, услуг, в отношении которых установлены требования энергетической эффективности.

Оборудование приобретается как в рамках самостоятельных закупок, проводимых преимущественно в форме запроса котировок и электронных аукционов, так и в рамках реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, для которых наиболее распространенной формой закупок является конкурс (открытый или закрытый).

Существенную долю закупок энергопотребляющего оборудования составляют закупки у единственного поставщика (исполнителя), в том числе при сумме закупки менее 1009 тыс. руб., которые не отображаются на официальном сайте ЕИС в сфере закупок (информация о них не размещается в реестре контрактов, заключенных заказчиками).

Таким способом, например, приобретается большинство ламп и светильников для бюджетных учреждений. Получается, что действующий порядок ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, не позволяет выявлять закупки товаров, в отношении которых установлены требования энергетической эффективности, что снижает эффективность контроля закупок.

В этой связи предлагается внести изменения в постановление Правительства РФ № 108410 в части создания условий для идентификации закупок товаров, в отношении которых установлены требования энергетической эффективности.

Совершенствование требований энергетической эффективности при осуществлении публичных закупок товаров будет не только способствовать рациональному использованию энергетических ресурсов, но и стимулировать инновационное развитие промышленности и техники.

1 Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2 Утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 года № 1221 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изменениями и дополнениями).

3 Приказ Минэкономразвития России от 9 марта 2011 года № 88 «О требованиях энергетической эффективности в отношении товаров, для которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности».

4 Приказ Минэкономразвития России от 4 июня 2010 года № 229 «О требованиях энергетической эффективности товаров, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений» (ред. от 9 июня 2016 года).

5 Постановление Правительства РФ от 28 августа 2015 года № 898 «О внесении изменений в пункт 7 Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

6 Сначала решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2012 года № 103 «Об утверждении Плана разработки технических регламентов Таможенного союза на 2012–2013 годы», затем решение Совета Евразийской экономической комиссии от 1 октября 2014 года № 79 «О плане разработки технических регламентов Таможенного союза и внесения изменений в технические регламенты Таможенного союза».

7 Федеральный закон от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации».

8 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 9.16, часть 11).

9 400 тыс. руб. для отдельных категорий государственных и муниципальных заказчиков.

10 Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 года № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну».

купить online журнал подписаться на журнал
Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №1'2017

распечатать статью распечатать статью PDF pdf версия


Статьи по теме

Реклама
Реклама на нашем сайте
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте