Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член
Summary:

The rules for setting energy efficiency requirements for buildings

Resolution of the Government of the Russian Federation No. 18 dd. 25 January 2011 sets the “Rules for setting energy efficiency for buildings and construction”. The article presents comments of AVOK President Yu.A. Tabunshikov on separate parts of the Rules.

Keywords: Resolution of the Government of the Russian Federation No. 18 dd. 25.01.2011, energy efficiency

Описание:

Правила установления требований энергетической эффективности для зданий

Постановлением № 18 Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 года утверждены «Правила установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений». В статье даны комментарии президента НП «АВОК» Ю. А. Табунщикова к отдельным положениям Правил.

Правила установления требований энергетической эффективности для зданий

Анонс
Постановлением № 18 Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 года утверждены «Правила установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений».

Редакция попросила Юрия Андреевича Табунщикова, президента НП «АВОК», высказать первые комментарии к отдельным положениям Правил.

Согласно утвержденным Правилам, разработанным в соответствии с Федеральным законом № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», требования энергетической эффективности подлежат применению при проектировании, экспертизе, строительстве, вводе в эксплуатацию и в процессе эксплуатации построенных, реконструированных или прошедших капремонт отапливаемых зданий, строений и сооружений, оборудованных теплопотребляющими установками, электроприемниками, водоразборными устройствами или устройствами для использования природного газа, с целью обеспечения потребителей энергетическими ресурсами и коммунальными услугами.

Утверждены также требования к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов. Класс энергетической эффективности в обязательном порядке устанавливается в отношении многоквартирных домов, построенных, реконструированных или прошедших капремонт и вводимых в эксплуатацию, а также подлежащих государственному строительному надзору. Для других зданий класс энергетической эффективности устанавливается по решению застройщика или собственника. Класс энергетической эффективности включается в энергетический паспорт многоквартирного дома.

 

Выполнение утвержденных Правил потребует разработки значительного объема руководств и рекомендаций как федерального, так и регионального уровней

Требования энергетической эффективности, а также правила определения класса энергетической эффективности будут устанавливаться Министерством регионального развития Российской Федерации.

Этот документ продолжает развивать направление законотворчества в части развития энергосберегающей политики.

Безусловно, наибольшие дискуссии у проектировщиков и производителей ограждающих конструкций вызовет п. 15:

п. 15. «После установления базового уровня требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений требования энергетической эффективности должны предусматривать уменьшение показателей, характеризующих годовую удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении, не реже 1 раза в 5 лет: с января 2011 г. (на период 2011–2015 годов) не менее чем на 15 процентов по отношению к базовому уровню, с 1 января 2016 г. (на период 2016–2020 годов) – не менее чем на 30 процентов по отношению к базовому уровню и с 1 января 2020 г. – не менее чем на 40 процентов по отношению к базовому уровню».

У некоторых специалистов первой, и достаточно отрицательной реакцией явилось предположение, что требования, изложенные в этом пункте, приведут к повышению материалоемкости конструкций и увеличению стоимости строительства. По нашему мнению, это предположение можно отнести только к первому впечатлению, сложившемуся после прочтения пункта.

Во-первых, в журнале «АВОК» многократно публиковались статьи, в которых специалисты указывали, что наиболее эффективно экономить энергию не за счет повышения теплозащиты ограждающих конструкций, а за счет автоматизации и интеллектуализации систем теплопотребления и климатизации зданий, использования нетрадиционной энергетики и вторичных энергетических ресурсов. Следовательно, есть большая уверенность в том, что этот пункт приведет к переходу нашего строительства на инновационный путь развития в области инженерного оборудования.

Во-вторых, натурные исследования и расчеты показывают, что приведенное сопротивление теплопередаче в существующих проектах зданий может быть повышено за счет снижения влияния неэффективных с теплотехнической точки зрения конструктивных решений ограждающих конструкций (наличие теплопроводных включений, швов, узлов примыканий и т. д.). Например, предусмотренное Постановлением Правительства Москвы (ППМ) № 900-ПП от 05.10.2010 г. повышение приведенного сопротивления теплопередаче наружных ограждающих конструкций должно обеспечиваться главным образом за счет снижения негативного влияния теплопроводных включений и повышения теплотехнической однородности конструкций. Таким образом, решение этой проблемы возможно без увеличения материалоемкости и, соответственно, стоимости наружных ограждающих конструкций, только за счет более эффективных конструктивных решений и повышения качества производства работ.

Необходимо обратить внимание на п. 7 указанных Правил, в котором определяется, что «К показателям, характеризующим выполнение требований энергетической эффективности, относятся показатели, характеризующие годовые удельные величины расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении, в том числе:
нормируемые показатели суммарных удельных годовых расходов тепловой энергии на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение, включая расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию (отдельной строкой), а также максимально допустимые величины отклонений от нормируемых показателей…»

До настоящего времени в соответствии с нормативными документами, в первую очередь, это относится к СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» и МГСН 2.01-99 «Энергосбережение в зданиях. Нормативы по теплозащите и тепловодоэлектропотреблению», нормировали отдельно удельный расход энергии на отопление и вентиляцию за отопительный период и среднечасовой за отопительный период расход энергии на горячее водоснабжение.

В Правилах устанавливается нормирование показателя суммарных удельных годовых расходов тепловой энергии на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение. Главным здесь является слово «суммарных», и такое нормирование открывает новые возможности в части управления потреблением энергоресурсов. Дело в том, что это положение позволит реализовать потенциал энергосбережения в зависимости от возможностей, связанных с эксплуатационными особенностями здания, его технологическим назначением, климатическими особенностями района его расположения и т. д.

 

Наиболее эффективно экономить энергию не за счет повышения теплозащиты ограждающих конструкций, а за счет автоматизации и интеллектуализации систем теплопотребления и климатизации зданий, использования нетрадиционной энергетики и вторичных энергетических ресурсов

Таким образом, происходит переход от раздельного проектирования к совместной работе архитектора и специалистов по климатизации и водоснабжению зданий – каждый из них будет стремиться отстаивать и доказывать качество своих решений.

Дополнительные технические требования, обеспечивающие достижение показателей, характеризующих выполнение требований энергетической эффективности, устанавливаются п. 9 Правил. К ним, в том числе, относятся:

«а) требования по интеграции в энергетический баланс зданий, строений, сооружений нетрадиционных источников энергии и вторичных энергоресурсов;

б) требования об ограничении нормируемого удельного суммарного расхода первичной энергии по отношению к нормируемым показателям, характеризующим годовую удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении».

По п. а) необходимо отметить, что решение проблемы интеграции нетрадиционных источников энергии и вторичных энергоресурсов в энергетический баланс здания к настоящему времени в значительной степени подготовлено отечественными специалистами. Выполнены достаточные экспериментальные разработки. Так, например, в Москве в районе Никулино-2 построено многоэтажное жилое здание с тепловыми насосами, использующими тепло земли, которое покрывает расход энергии на горячее водоснабжение. Запущены в эксплуатацию коттеджные поселки, для отопления которых используется тепло земли посредством теплонасосных установок. Имеются отечественные предприятия, которые начали серийный выпуск гелиоустановок. Можно высказать уверенность в том, что это требование даст существенный импульс развитию отечественной нетрадиционной энергетики для отопления, вентиляции и горячего водоснабжения.

По п. б) первичная энергия – это энергия в форме природных ресурсов, таких как лес, уголь, нефть, природный газ, природный уран, ветер, гидроэнергия и солнечная энергия. В европейском законодательстве давно практикуется нормирование по первичной энергии. В качестве критерия, характеризующего энергетическую эффективность зданий, большинство стран используют затраты первичной энергии, выражаемой, как правило, в кВт·ч/м2 в год (в Италии в кВт·ч/м3 в год). Только Великобритания и Румыния используют в качестве критерия энергоэффективности количество выбросов CO2 (в Великобритании ведутся обсуждения о возможности перехода на использование в качестве критерия затрат первичной энергии).

Согласно директиве по энергетическим характеристикам зданий EPBD-2010 (Directive on the Energy Performance of Building) национальные целевые показатели энергоэффективности должны быть основаны на потреблении первичной энергии в кВт·ч/м2 или альтернативном показателе.

п. 17. «В целях повышения энергетической эффективности зданий, строений, сооружений органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут предусматривать в региональных программах энергосбережения и повышения энергетической эффективности более ранние сроки обеспечения выполнения требований энергетической эффективности в части уменьшения показателей, характеризующих годовую удельную величину расхода энергетических ресурсов».

По нашему мнению, важным является следствие, вытекающее из содержания этого пункта: для того чтобы существовали региональные программы, их надо разработать, законодательно утвердить с включением в них нормативных показателей по энергоэффективности. Закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» запрещал устанавливать в регионах свои нормы по энергетической эффективности. Настоящий пункт разрешает это делать и, следовательно, допускает возможность существования региональных нормативных документов.

К сожалению, в Правилах не затронуты вопросы влияния архитектуры на энергосбережение. Это относится к формообразованию здания с учетом местного климата, ориентации светопроемов, внутренним планировочным решениям и т. д.

Следующее обстоятельство, которое также нуждается во внимательном отношении, – это энергосбережение в системах кондиционирования воздуха. Необходимо разработать нормативные документы по оптимизации энергопотребления системами кондиционирования воздуха за счет инновационных вентиляционных решений, естественного проветривания помещений, архитектурных решений здания и т. д.

В заключение короткого комментария необходимо отметить, что выполнение этих Правил потребует разработки значительного объема руководств и рекомендаций как федерального, так и регионального уровней. Принципиально новое отношение должно быть к методам экспериментальной проверки выполнения требований Правил и нормативных документов. К сожалению, в настоящее время в стране практически утрачена практика проведения натурных исследований, которые давали замечательный реальный материал для проектировщиков и разработчиков нормативной до­кумен­тации.

Редакция надеется продолжить публикацию мнений специалистов не только в части комментариев, но также по особенностям и опыту реализации этого важного документа.

купить online журнал подписаться на журнал
Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “АВОК” за №2'2011

распечатать статью распечатать статью


Статьи по теме

Реклама
Реклама на нашем сайте
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте