Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член

Особенности климатизации ледовых арен

Проектирование инженерных систем спортивных сооружений – зачастую сложная, но интересная задача, требующая для своего решения скрупулезного учета многих факторов. При этом подходы к климатизации спортивных сооружений для различных видов соревнований существенно различны. В статье рассматриваются особенности климатизации ледовых арен. Спортивные сооружения этого типа имеют две характерные особенности: во-первых, требуется выполнить два различных требования по температурно-влажностным параметрам – комфортные условия для зрителей и условия нормального функционирования ледового покрытия; во-вторых, требуется обеспечить достаточно существенную холодильную мощность для намораживания этого ледового покрытия. В качестве примера рассматривается одна из самых современных ледовых арен – «Palavela» в Турине (Италия), которая была реконструирована к зимним Олимпийским играм 2006 года. Кроме того, рассматривается один из проектов климатизации ледового дворца, возводимого в Сочи к зимней Олимпиаде 2014 года, в котором реализована та же концепция, как и в арене «Palavela».

Обеспечение микроклимата в пространстве «чаши» ледовой арены

На любом подобном спортивном сооружении можно выделить минимум два объема, или две зоны. Первая зона – это «чаша» ледовой арены с поверхностью льда и трибунами, вторая зона – подтрибунные помещения, в которых располагаются раздевалки для спортсменов, судейские помещения, гардероб для посетителей, офисы, предприятия общественного питания и т. п. Во второй зоне микроклимат обеспечивается точно так же, как и в обычных общественных помещениях, используется такое же оборудование, те же методы расчета, те же нормативные документы и рекомендации по проектированию. Помещения разделяются по своему функциональному назначению, для них определяются требуемые температурно-влажностные параметры, режим использования, исходя из этого подбирается необходимое оборудование. Обычно в таких помещениях применяется общеобменная приточно-вытяжная механическая вентиляция с подогревом и охлаждением приточного воздуха. Рециркуляция обычно не применяется. Рекуперация (утилизация) тепловой энергии в таких сооружениях иногда используется. Никаких проблем здесь не возникает.

В подтрибунных помещениях, при климатизациии «чаши» ледовой арены, имеют место значительные трудности. Любой стадион, на котором проводятся те или иные крупные международные соревнования по хоккею, фигурному катанию или другим подобным спортивным дисциплинам, должен проходить сертификацию ледового покрытия.

На любой ледовой арене обязательно имеется собственно само ледовое поле, технология изготовления которого может быть различной. Поверхность льда имеет обычно околонулевую температуру, то есть является своеобразным «генератором холода». С другой стороны, на ледовой арене, как и в любом другом спортивном сооружении, есть множество источников внутренних тепловыделений: люди, осветительные приборы и т. д. Кроме того, большое количество теплоты попадает в помещение вместе с вентиляционным воздухом: для больших масс людей (на крупных соревнованиях число зрителей может составлять десятки тысяч человек) необходимо обеспечить значительный расход приточного воздуха, и температура этого воздуха гораздо выше температуры льда. Таким образом, перед проектировщиками встает противоречивая задача: с одной стороны, обеспечить сохранность и высокое качество ледового покрытия, с другой стороны, обеспечить комфортные условия для зрителей, не заставляя их мерзнуть.

Рисунок 1 (подробнее)

 

Схема организации воздухообмена:
традиционный подход (а); «воздушный шатер» (б)

При традиционном подходе по периметру ледового покрытия в верхней части посредством системы воздуховодов и воздухораспределительных устройств производится раздача воздуха в направлении зрительских трибун. Воздухораспределительные устройства располагаются обычно в нескольких группах. Вытяжка производится через воздухозаборные устройства в верхней части сооружения над трибунами, то есть воздухообмен организовывается по схеме «сверху-вверх». Такое решение имеет свои достоинства. Одно из них – упрощение архитектурно-планировочных решений. В данном случае не требуется каким-либо образом размещать в подтрибунном пространстве сложную и объемную систему воздуховодов, и обеспечивать к ним доступ для обслуживания и эксплуатации. Однако с точки зрения обеспечения, с одной стороны, требуемых параметров микроклимата и, с другой стороны, высокого качества ледового покрытия, это решение не самое удачное. Подаваемый воздух должен иметь достаточно высокую температуру, чтобы не вызывать дискомфорта у зрителей, но при такой организации воздухообмена невозможно устранить влияние этого достаточно теплого воздуха на поверхность льда, что неизбежно приводит к ухудшению его качества. Даже если посредством анемостатов направленного действия попытаться организовать подачу в направлении ледового покрытия охлажденного воздуха, предупредить смешение воздушных потоков достаточно проблематично, особенно с учетом большой высоты от поверхности льда до покрытия (в Турине эта высота составляет около 20 м).

Вторая проблема, которая возникает при подобной организации воздухообмена, – отрицательное воздействие на покрытие влаговыделений. Здесь имеются в виду как влаговыделения от людей, так и влагосодержание приточного воздуха.

Очевидно, что подача приточного воздуха с приемлемой для зрителей температурой и влажностью около 50 % приведет к тому, что при контакте такого воздушного потока с очень холодной (ниже температуры точки росы для воздуха с заданными параметрами) поверхностью ледового покрытия на последнем произойдет конденсация водяных паров из воздуха с последующим их замерзанием, что опять-таки ухудшает качество покрытия. Чтобы гарантировать отсутствие этого эффекта, необходимо осушение приточного воздуха, что приводит к дополнительным капитальным и эксплуатационным затратам. К тому же, очень сухой воздух может вызвать у зрителей ощущение дискомфорта.

Кроме того, сами зрители являются источниками влаговыделений. Даже если подавать очень сухой воздух, предупредить попадание влаговыделений от людей в зону ледового покрытия довольно сложно.

Вытяжное устройство по периметру поля

Рисунок 2.

Вытяжное устройство по периметру поля

Тепловыделения от людей оказывают отрицательное воздействие на состояние ледового покрытия: лед под действием достаточно высокой температуры начинает подтаивать, становится рыхлым. В ряде случаев состояние покрытия заметно ухудшается в ходе проведения спортивного мероприятия, в течение двух-трех часов. Более длительное воздействие (например, если в данном сооружении проводятся длительные многодневные соревнования) приводит к тому, что лед начинает трескаться уже по всей толщине. Это явление имеет место во многих спортивных сооружениях.

Требует своего решения проблема нейтрализации воздействия тепловыделений от осветительных приборов. Эта проблема решается выбором типа осветительных приборов, что также предполагает совместную проработку технического решения с архитекторами. На ледовой арене «Palavela» применены разрядные металлогалогенные лампы, которые отличаются высокой световой отдачей. Сама поверхность льда характеризуется высокими значениями альбедо (отражательной способности) – до 0,9, поэтому световой поток непосредственно от источников света не оказывает существенного влияния на состояние ледового покрытия. С этой же целью – повышение отражательной способности – внутренние поверхности окрашиваются преимущественно в светлые цвета.

Воздухораспределительные устройства, установленные под сидениями

Рисунок 3.

Воздухораспределительные устройства, установленные под сидениями

Схема организации воздухообмена

Рассмотрим схему организации воздухообмена более подробно. Математическое моделирование с использованием специализированного программного обеспечения дало возможность проектировщикам арены «Palavela» в Турине обеспечить такое взаимное движение масс воздуха, при котором струи с различной температурой не перемешивались между собой.

Первый ряд сидений для зрителей расположен выше уровня поверхности льда. Сама «чаша» ледового покрытия заглублена на уровень примерно 1,5 м. По всему периметру ледового покрытия установлены воздухозаборные устройства системы вытяжной вентиляции (В1). Организация вытяжки обу-славливает необходимость специальных архитектурных решений, обеспечивающих возможность установки вытяжных воздуховодов, возможность монтажа и обслуживания воздухозаборных устройств. Все подтрибунное пространство в данном случае является обслуживаемым (эксплуатируемым).

В верхней части ледовой арены, также по периметру ледового покрытия, подведены приточные воздуховоды и смонтированы воздухораспределительные устройства – анемостаты направленного действия (П1). Воздухообмен этой зоны организован по схеме «сверху-вниз».

Над местами для зрителей, также под потолком спортивного сооружения, смонтированы вытяжные воздуховоды с воздухозаборными устройствами (В2). Воздуховоды расположены «веером», воздухозаборные устройства размещены по всей площади над зрительскими местами. Приток (П2) осуществляется непосредственно в рабочую зону, под сидениями зрителей, то есть в данном случае воздухообмен организован по схеме «снизу-вверх». Скорость воздушного потока относительно невелика, всего 0,2–0,3 м/с. Уставка одна и та же на все ряды зрительских сидений.

В итоге над ледовым покрытием образуется своеобразный «воздушный шатер» из достаточно прохладного воздуха. Все пространство делится на две зоны: «теплую» зону над зрительскими местами и «холодную» – над ледовым покрытием. При такой организации воздушных потоков нет никаких препятствий к раздаче по периметру ледового покрытия воздуха с относительно низкой температурой (например, в Турине эта температура составляет 10 °С, но может быть и ниже). Нет даже необходимости выносить анемостаты направленного действия ближе к периметру ледового покрытия – на рассматриваемом сооружении они смонтированы ближе к центру арены. Разнонаправленные потоки воздуха с разной температурой не смешиваются. Кроме того, достигается «естественное» движение воздушных потоков: холодного воздуха сверху-вниз (П1-В1), подогретого воздуха снизу-вверх (П2-В2). При этом приточный воздух П1 при охлаждении одновременно и осушается, не оказывая отрицательного воздействия на ледовое покрытие из-за конденсации водяных паров. Воздухообмен в зоне нахождения зрителей способствует решению проблемы тепло- и влаговыделений от людей – они ассимилируются вентиляционным воздухом, не оказывая вредного действия на поверхность ледового покрытия.

Платой за такую схему является необходимость более тщательной проработки архитектурно-планировочных решений. В подтрибунных помещениях требуется не просто разместить систему приточных воздуховодов П2 и вытяжных В1, воздухораспределительных и воздухозаборных устройств, но также обеспечить к ним удобный доступ для обслуживания и ремонта. Здесь необходима плотная совместная работа архитекторов и инженеров. При реконструкции арены «Palavela» эту часть проекта прорабатывала одна из самых опытных членов творческого коллектива, архитектор Франческа Квадри (Francesca Quadri).

Следует отметить, что при такой организации воздухообмена необходима хорошая наладка системы и точное поддержание режимов ее работы. Если система сбалансирована (объем приточного воздуха равен объему вытяжного), то наличие проходов для людей (даже при открытых дверях или воротах) не оказывает заметного влияния на распределение воздушных потоков. В данном случае не потребовалось никаких дополнительных мероприятий, таких как шлюзование и т. д. Над проходами не устанавливались никакие воздушно-тепловые завесы. Перетоки из пространства над ледовой ареной в подтрибунные помещения или наоборот возможны только в том случае, когда в одном из помещений приток превышает вытяжку и наоборот. В этом случае возникает риск перемешивания разнонаправленных воздушных потоков.

Двери и ворота для прохода зрителей обычно находятся в открытом состоянии. Они должны закрываться в случае пожара, то есть играть роль противопожарных преград.

Воздухораспределительные устройства, расположенные под потолком арены

Рисунок 4.

Воздухораспределительные устройства, расположенные под потолком арены

Можно отметить, что в практике строительства зарубежных ледовых арен принято, что систему вентиляции помещения с ледовым полем проектирует та же организация, которая подготавливает и само ледовое покрытие. То есть организация гарантирует качество ледового покрытия только при условии, что она одновременно обеспечивает требуемые параметры микроклимата в зоне этого покрытия. Таким образом, ледовое покрытие сдается заказчику «под ключ» вместе с системой климатизации. Именно такой подход был использован и при строительстве ледовой арены в Турине.

В нашей стране, наоборот, при строительстве в последние годы нескольких подобных объектов работа разделялась: одна организация занималась только ледовым покрытием, вентиляцию же проектировала совершенно другая фирма. Зарубежный подход представляется более целесообразным: именно организация, которая готовит лед, знает, воздух с какой температурой безопасно подавать в зону покрытия, как должны распределяться воздушные потоки и т. д., и, как было отмечено выше, только при этих условиях может гарантировать высокое качество льда.

Для обеспечения микроклимата подтрибунных помещений используется система центрального кондиционирования с контролем влажности и утилизации теплоты вытяжного воздуха для подогрева (или охлаждения) приточного воздуха посредством пластинчатых теплообменников. Как было указано выше, никаких проблем тут не возникает: система решена обычным образом, точно так же, как эта делается в офисных помещениях, предприятиях общественного питания и т. п.

В последние годы за рубежом получила некоторое распространение практика аренды холодильных машин. Технико-экономическое обоснование аренды рассчитывается исходя из времени ожидаемого использования ледового покрытия в течение года, которое указывается в задании на проектирование. Аренда холодильных машин целесообразна, если ледовая арена функционирует не круглогодично, а в какие-то относительно короткие временные промежутки – на время проведения соревнований, как в универсальных спортивных залах. В таких случаях экономически нецелесообразны крупные капитальные вложения в дорогое оборудование. Тогда, например, в данном сооружении устанавливается холодильное оборудование для обеспечения требуемых параметров микроклимата, а система подготовки льда монтируется без холодильных машин. На время проведения соревнований холодильные машины требуемой производительности арендуются у специализированной фирмы, привозятся на объект и подключаются к системе. Эти машины могут устанавливаться в специально предусмотренном для их размещения помещении, либо просто рядом с сооружением организуется временный хладоцентр, в котором устанавливаются холодильные машины наружного исполнения. Так, на ледовой арене «Palavela» в Турине имеется свой постоянный хладоцентр, но в случае необходимости арендуется дополнительное оборудование, для подключения которого предусмотрено все необходимое.

Шумозащитные экраны в помещении хладоцентра

Рисунок 5.

Шумозащитные экраны в помещении хладоцентра

В задании на проектирование указывалось, что ледовое покрытие должно функционировать в течение 100 дней в году, однако фактически эта арена функционирует в качестве ледовой примерно 50–60 дней в году. В остальное время она используется для других спортивных и зрелищных мероприятий (баскетбольных матчей, концертов и т. д.).

В нашей стране подобные услуги пока еще не получили широкого распространения, для аренды предлагается, в основном, торговое холодильное оборудование (витрины, морозильные камеры и т. д.). Что касается времени функционирования олимпийских объектов, возводимых в Сочи к Олимпиаде 2014 года, то в техническом задании на проектирование ледовой арены, рассматриваемой ниже, указывалось, что ледовое покрытие должно использоваться 180 дней в году.

Ледовое покрытие

Для контроля температуры ледового покрытия используются датчики, которые позволяют контролировать температуру бетонного основания и самого ледового покрытия. Оптимальная температура ледового покрытия для разных видов соревнований (хоккей, фигурное катание, конькобежные дисциплины) отличается. Датчики интегрированы в бетонную плиту основания, кроме того, ряд датчиков интегрируется непосредственно в толщу льда. Дело в том, что современные ледовые покрытия отличаются достаточно сложной структурой, и технология заливки льда также достаточно сложна. Первые тонкие слои льда намораживаются из разбрызгиваемой воды, затем производится окрашивание поверхности, нанесение разметки, затем заливается основная часть ледового покрытия. Финишная обработка производится специальными машинами – ледовыми комбайнами. Общая толщина ледового покрытия составляет обычно 40–70 мм, но может достигать и больших значений – 100 мм и выше.

Еще один тип датчиков, используемых для контроля температуры ледового покрытия, – инфракрасные, которыми измеряется температура поверхности льда.

Непосредственно для намораживания льда используются охлаждающие змеевики, интергированные в бетонные основания ледовых покрытий. Змеевики выполнялись либо из стальных труб, либо из высокопрочных термостойких полимерных (полиэтиленовых) труб. Змеевики выполнялись единым элементом, без каких-либо соединений. По трубам змеевиков циркулирует хладагент, в четырех из шести ледовых арен в Турине представляющий собой смесь воды и этиленгликоля. Температура хладагента составляла, в зависимости от назначения ледового покрытия (вида проводимого соревнования), от -8 до -18 °С.

На двух других аренах, «Turin Tazzoli» и «Torre Pellice», применено инновационное решение: вместо смеси воды и этиленгликоля в качестве вторичного холодильного агента используется диоксид углерода (углекислый газ), который переходит из жидкой фазы в газообразную при постоянной температуре. Это, в свою очередь, гарантирует постоянную температуру поверхности бетонной плиты под ледовым покрытием. Кроме того, данное решение обеспечивает снижение затрат энергии на перекачку холодильного агента, поскольку диоксид углерода легче водо-этиленгликолевой смеси.

Шаг труб по горизонтали составил 100–600 мм. Особое внимание обращалось на точность поддержания вертикального расстояния от трубок до поверхности бетонного основания, составлявшего 30–40 мм. Расположение труб подбиралось таким образом, чтобы обеспечить максимально возможную равномерность температуры по всей площади ледового покрытия, от чего зависит качество льда. При расчетах учитывалась необходимость компенсации температурных удлинений как труб змеевиков, так и расположенных по периметру ледового покрытия распределительных коллекторов, к которым подключались змеевики.

Площадь поверхности ледового покрытия спортивного комплекса «Palahockey» в Турине составляет 1 740 м2. Толщина льда составляет 45 мм. В качестве хладагента используется смесь воды и этиленгликоля, которая циркулирует по стальным трубам внутренним диаметром 26,9 мм, интегрированным в бетонное основание в виде змеевиков. Время полного намораживания ледового покрытия «с нуля» составляет примерно одну неделю. Установленная мощность холодильной установки для подготовки льда составила 740 кВт, или 425 Вт/м2 площади ледового покрытия. Холодильные машины с винтовыми компрессорами и воздушным охлаждением конденсаторных блоков, хладагент – R-404a. Вторичный хладагент охлаждается до температуры –20 °С.

Арена «Palavela» по своим размерам очень похожа на «Palahockey». Ее площадь поверхности ледового покрытия также составляет 1 740 м2, установленная мощность холодильной установки для подготовки льда 740 кВт, материал, толщина и размеры труб также идентичны. Однако вместо одной холодильной машины применяются две меньшей мощности. Это позволяет использовать их более эффективно: в момент формирования ледового покрытия работают обе машины, но для поддержания состояния льда достаточно работы только одной из них. Температура поверхности ледового покрытия составляет, в зависимости от вида спортивного соревнования, от -2 до -5 °С.

Для намораживания ледового покрытия используется водопроводная вода (питьевого качества). Эта вода деминерализуется в установке обратного осмоса, затем химически подготавливается: в нее добавляются специальные компоненты до достижения необходимых показателей. Производительность установки составляет 6,16 м3/ч. Подготовленная вода сохраняется в накопительном резервуаре, откуда затем направляется в распределительные резервуары, расположенные по периметру ледового покрытия. Заливка льда производится посредством оросителей, соединенных с распределительными резервуарами гибкими подводками. Вода для заливки подается с температурой 45 °С, что обеспечивает очень хорошее сглаживание и выравнивание поверхности льда.

Охлаждающие змеевики проложены под всей поверхностью ледового покрытия. Они выполнены из стальных «черных» труб, устойчивых к воздействию хладагента. Соединения труб – сварные.

Ледовый комбайн

Рисунок 6.

Ледовый комбайн

Ледовая арена в Сочи

В одном из проектов ледовой арены в Сочи распределение холодильной нагрузки было следующим: 2 МВт холодильной нагрузки – на подготовку льда, 2 МВт – на вентиляцию и кондиционирование (итого общая холодильная нагрузка достигла 4 МВт). При этом один из вариантов проекта предусматривал реализацию системы холодоснабжения с использованием аммиака. Одно из основных преимуществ систем с аммиаком по сравнению с фреоновыми – их большая холодопроизводительность (в три и более раз) при меньшем энергопотреблении (при равной холодопроизводительности потребление электроэнергии меньше в 2,5–3 раза) и меньших габаритах. Так, например, проект системы климатизации ледовой арены в Сочи предусматривал потребную холодопроизводительность 4 МВт, для обеспечения которой требовалось всего от 500 до 700 кг аммиака. Кроме того, и само оборудование дешевле по капитальным затратам. Этот вариант был отвергнут из-за его опасности в случае потенциальной утечки аммиака (угроза жизни людей). Между тем, в мировой практике подобные системы распространены достаточно широко. Холодильные станции могут располагаться в том числе и в границах обслуживаемого объекта. Разумеется, при этом реализуются специальные мероприятия по обеспечению технологической безопасности. Холодильные машины располагаются в герметизированном помещении аммиачного центра, а подключаются к потребителям холодоснабжения через теплообменники с переходом на этиленгликоль, то есть непосредственно в зоне нахождения людей прокладываются только этиленгликолевые магистрали, и на этиленгликоль же рассчитаны оконечные устройства (блоки кондиционеров). Таким образом, аммиак циркулирует только в первичном контуре в замкнутом пространстве, и его количество относительно невелико.

В помещение аммиачного центра организуется ввод горячей и холодной воды. Аммиак может быть нейтрализован водой; по аналогии с системой пожаротушения в помещении аммиачного центра устанавливается с резервированием спринклерная система типа «water mist» («водяной туман») или аналогичная для подачи мелкораспыленной воды. В случае утечки аммиака система включается в работу по датчику загазованности. При растворении аммиака в воде образуется слабое основание (щелочь) – гидрооксид аммония, который может быть удален через канализацию.

Другими интересными особенностями проекта системы климатизации ледовой арены в Сочи являлись утилизация тепловой энергии, а также использование «аккумуляторов холода» емкостью до 100 м3 для накопления «холода» в ночные часы. Таким образом, во-первых, снимаются пиковые нагрузки, во-вторых, используется относительно дешевая электрическая энергия, оплачиваемая по «ночному» тарифу. Если процесс намораживания и поддержания в надлежащем состоянии поверхности ледового покрытия происходит непрерывно, то постоянно обеспечивать требуемые параметры микроклимата нет необходимости. Ледовая арена – сооружение с периодическим пребыванием людей; если не проводятся какие-либо мероприятия, то нет необходимости в обеспечении в полном объеме требуемых температуры и воздухообмена. Система вентиляции включается в работу примерно за 1 час до захода зрителей и в течение этого часа «выходит на режим». В этом случае, даже если требуется доохлаждение приточного воздуха (в летнее время), холодильные машины не используются, а доохлаждение осуществляется посредством «аккумуляторов холода». Таким образом, потребность в работе холодильных машин минимизируется: они включаются в работу только при очень больших теплоизбытках, и при этом покрывают не всю потребную холодильную мощность, а лишь ту, которая не обеспечивается «аккумуляторами холода».

Теплота, выделяющаяся на конденсаторах аммиачных станций, использовалась для подогрева «подушки» под ледовым покрытием. Необходимость такого подогрева обусловлена следующим обстоятельством. Фундаментная плита, на которой располагается это покрытие, опирается непосредственно на грунты. Общая толщина фундаментной плиты и конструктивных слоев основания под ледовое покрытие достигает одного метра. Верхний слой – плита, в которую замоноличиваются трубки (несколько контуров), по которым циркулирует хладагент. Эта плита выполняется из высококачественного бетона; сами трубки прокладываются близко к поверхности. Под этой плитой располагаются еще несколько слоев. Это может быть бетон, теплоизоляция, гидроизоляция, песок подсыпки и т. д. Слоем теплоизоляции от верхних слоев отделяется фундаментная плита, в которую, в свою очередь, замоноличиваются трубки, по которым циркулирует уже не хладагент, а теплоноситель, то есть одновременно производится как намораживание льда, так и нагрев нижних слоев. Нагрев необходим для предупреждения промерзания грунтов при постоянном охлаждении, поскольку при промерзании возникает риск вспучивания грунтов и, вследствие этого, повреждения фундаментной плиты. Именно для такого подогрева в рассматриваемом варианте проекта ледовой арены в Сочи и использовалась теплота, выделяющаяся на конденсаторах аммиачных станций. Потребность в подогреве возникает независимо от времени года, поскольку ледовое покрытие намораживается и зимой, и летом. Нижний слой нагревается до температуры выше точки замерзания до температуры 5–10 °С, при этом температура верхней плиты, на которой намораживается ледовое покрытие, в ряде случаев может достигать -15...-20 °С (например, на олимпийских объектах в Турине температура хладагента составляет -8...-18 °С). Параметры теплоизоляционного слоя подбираются таким образом, чтобы исключить взаимное влияние нагретого нижнего и холодного верхнего слоев при достаточно большой разности температуры. Конструкция «подушки» под ледовым покрытием обычно составляет ноу-хау специализированных фирм.

В зимнее время вторичная теплота может быть использована, помимо подогрева плиты под ледовое покрытие и горячего водоснабжения, для отопления административных помещений, для подогрева приточного вентиляционного воздуха. В летнее время отопление не требуется; при работе кондиционеров на полную мощность даже при условии подогрева плиты и использовании теплоты на горячее водоснабжение по расчетам все равно оставалась избыточная теплота, которую необходимо было рассеивать. Было предложено использовать для этого морскую воду; разумеется, при этом были учтены требования экологической безопасности. Утверждается, что с точки зрения экологической безопасности оправдано сбрасывать вторичную теплоту не в атмосферу, а использовать для этого морскую воду. Подобные проекты реализованы за рубежом. Теплообменник для передачи теплоты морской воде представляет собой трубы из полимерного материала, поддерживаемые на плаву понтонами. Эти трубы плавают на поверхности воды на расстоянии 100 и более метров от берега. Аналогичная схема была предложена в одном из проектов системы климатизации Центрального олимпийского стадиона в Сочи: предусматривалось использование в качестве источника холодоснабжения для вторичного охлаждения морской воды, расчетные параметры теплоносителя в летнее время составляли 19/23 °С, в зимнее время 15/19 °С.

В остальных помещениях проектом были предусмотрены традиционные системы климатизации. Система кондиционирования воздуха – с чиллерами и фэнкойлами. В обслуживаемых помещениях большого объема пре-дусматривались канальные доводчики, в относительно небольших помещениях – фэнкойлы. Контроля влажности в этих помещениях нет (в других проектах были предложены и эти блоки). Основную сложность представляла взаимная увязка большого числа таких систем – всего около сорока. Управление предусматривалось посредством единой системы автоматизации и диспетчеризации как элемента интеллектуального здания.

Читать другие статьи по данной теме

- Повышение энергоэффективности инженерных систем хоккейных арен

- Зеленые стандарты для спортивных комплексов

- Ледовые арены Сочи. Опыт математического моделирования

Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “АВОК” за №8'2009

распечатать статью распечатать статью


Реклама
Реклама на нашем сайте
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте