Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член

Защита от шума в системах климатизации школьных зданий

Ограничение уровня шума систем климатизации имеет большое значение для школьных зданий, т. к. напрямую влияет на процесс обучения.

Стандарт Американского национального института стандартизации (American National Standards Institute, ANSI) S12.60-2002 «Критерии акустических показателей, требования к проектированию и инструкции для школ» (Acoustical Performance Criteria, Design Requirements, and Guidelines for Schools) определяет максимальный уровень фонового шума: 35 дБА для классов, имеющих объем меньший или равный 566 м3, и 40 дБА для классов объемом больше 566 м3. Эти значения уровня шума гораздо ниже ранее рекомендованных, и для их достижения необходимо уделить особое внимание проектированию систем климатизации.

Типы шумов систем климатизации

Для ограничения шума, источником которого является система климатизации, должны быть выделены отдельные его компоненты, которые воспринимаются человеком. Можно выделить 5 типов шумов систем климатизации, каждый из которых возможно ограничивать при проектировании и строительстве школьного здания:

1. Воздушные шумы – их источником является оборудование: установки кондиционирования воздуха, вентиляторные конвекторы, тепловые насосы и т. п. Этот шум переносится по воздуху и непосредственно через стены, окна, двери или потолки в смежные помещения.

2. Самогенерирующиеся шумы – формируются, когда воздух проходит через систему воздуховодов, в точках турбулентности, например, у заслонок, колен, Т-образных разветвлений, воздухораспределительных устройств системы воздуховодов. Уровень самогенерирующегося шума возрастает с увеличением скорости воздуха и количества точек турбулентности в системе.

3. Шум, распространяющийся по воздуховодам, – исходит от источника шума, например, от вентилятора установки кондиционирования воздуха, и переносится по воздуховодам в помещения, находящиеся вдалеке от источника шума. Такие шумы могут перемещаться по приточным или вытяжным воздуховодам.

4. Шум от вибрирующего оборудования – его источником является вращающееся или вибрирующее оборудование (вентиляторы и водоохладители), вызывающее вибрацию частей здания, например, плит перекрытий или несущего каркаса. Эта вибрация переносится по конструктивным элементам здания, иногда на значительные расстояния, и передается на легкие узлы или материалы – потолочные решетки или части сухой штукатурки, которые уже передают шум в помещения.

5. Шум в нежестких конструкциях – одним из видов шума данного типа является шум, образующийся при движении воздуха с высокой скоростью или при турбулентном движении воздуха в воздуховодах, в результате чего стенки воздуховодов начинают вибрировать и излучать низкочастотный шум. Другим видом этого шума является шум от удаленного источника, например, вентилятора, переносимый далее вдоль воздуховода по его стенкам и излучаемый в помещение.

Примеры проектирования систем климатизации для школьных зданий

Ниже представлены результаты анализа акустических параметров систем климатизации различного типа (8 конкретных случаев). Также приведены примеры конструктивных подходов, которые не удовлетворяют требованиям стандарта по акустическим характеристикам систем климатизации, и возможные пути улучшения ситуации.

1. Автономные системы с тепловыми насосами

В случае 1 рассматриваются классы в школе, обслуживаемые системой с тепловыми насосами. Системы имеют автономные холодильные машины, состоящие из компрессора и конденсаторной секции, смонтированной внутри системы, испарительного змеевика и вентилятора, обеспечивающего циркуляцию воздуха от системы к классу. Вентилятор должен подавать воздух в класс со сравнительно высокой скоростью. В результате движения воздуха с высокой скоростью и работы шумных устройств, таких как конденсаторный вентилятор, вентилятор циркуляции воздуха и компрессор, установленный на стене, в классах наблюдается высокий уровень шума. (В классах школ во Флориде, в которых используются такие системы, отмечался уровень шума от 50 до 75 дБА и выше.) Ни при каких условиях система такого типа не может обеспечить фоновый уровень шума не более 35 дБА. Многие опрашиваемые учителя говорили, что для того, чтобы шум не мешал работе в классе, они отключают систему кондиционирования во время уроков и включают ее только на переменах.

Рисунок 1. (подробнее)

2. Усовершенствованные автономные системы с тепловыми насосами

В случае 2 для уменьшения шума, возникающего при работе системы климатизации с автономными тепловыми насосами, используется перегородка. В такой системе применяются короткие приточные и рециркуляционные воздуховоды. Система установлена на наружной стене здания, выполненной из бетонных блоков. Между этой стеной и классом установлена гипсовая плита. Измеренный уровень шума в классе составляет от 48 до 51 дБА. В основном в классе слышны шумы, образуемые воздухом, с высокой скоростью проходящим через воздухозаборное рециркуляционное устройство, и шумы, переносимые по воздуховодам. Учителя и административные работники школы отмечали, что по сравнению с исходной конструкцией уровень шума от тепловых насосов значительно понизился. Но все же требования стандарта по максимальному уровню шума, равному 35 дБА, достигнуты не были.

Рисунок 2. (подробнее)

3. Система с тепловыми насосами, расположенная на промежуточном этаже

Случай 3 относится к зданию школы, в котором помещения классов расположены вдоль центрального коридора. Над коридором располагается проходящий по всей длине здания промежуточный этаж с бетонным полом, проложенным над перекрытием. Между полом промежуточного этажа и плитой перекрытия проложены звукоизоляционные плиты. На промежуточном этаже расположена система с тепловыми насосами, использующими воду в качестве источника тепла. Каждый класс обслуживается отдельной теплонасосной установкой, благодаря чему обеспечивается индивидуальное регулирование параметров микроклимата в каждом помещении. Стены между классами продолжаются выше уровня перекрытия и звукоизоляционных плит. Над классами располагается большое чердачное помещение. Рециркуляционный воздух забирается в классе и подается в систему по очень короткому каналу. Воздухораспределительные устройства расположены равномерно по всему классу.

В классе ощущается шум в основном двух типов: воздушный шум и шум, распространяющийся по воздуховодам. Шум от вентилятора распространяется по короткому каналу рециркуляционного воздуха, и его уровень в помещении достигает 47–52 дБА. К нему добавляется шум от вентилятора теплонасосной установки, распространяющийся по воздуху. Этот шум проходит через стенки установки, выполненные из листового металла, распространяется по чердачному помещению, а оттуда через потолок со звукоизоляционными плитами проникает в помещение класса. Уровень этого шума приблизительно равен уровню шума, распространяющегося через рециркуляционный воздуховод. Шум, распространяющийся через приточный воздуховод, имеет значительно меньший уровень, чем шум из рециркуляционного воздуховода и шум, излучаемый кожухом установки. Это объясняется большей длиной приточного воздуховода, меньшей скоростью воздуха в приточном воздуховоде и меньшей мощностью вентилятора. Необходимый уровень фонового шума, равный 35 дБА, скорее всего мог бы быть достигнут, если бы стены между помещением с теплонасосными установками и классами были более массивными и продолжались вверх до уровня кровли, что способствовало бы лучшей изоляции от воздушного шума. Кроме того, для достижения указанного уровня шума необходимо, чтобы рециркуляционный канал имел большую длину и звукоизоляционное покрытие либо при необходимости был установлен глушитель для снижения уровня шума, распространяющегося по каналу.

Рисунок 3. (подробнее)

4. Вентиляторные конвекторы в отдельных помещениях

В случае 4 рассматривается школа для детей-инвалидов. На школьной территории находится ряд зданий, в каждом из которых классы располагаются вдоль центрального коридора. Классы обслуживаются отдельными вентиляторными конвекторами, установленными в технических помещениях, которые находятся рядом с каждым классом. Стены технических помещений выполнены из бетонных блоков, доходящих до плиты перекрытия. Швы по периметру между блоками и плитой уплотнены, что позволяет снизить уровень воздушного шума.

В данном случае удалось решить проблемы с большинством источников шума. Вентиляторные конвекторы расположены таким образом, что воздуховоды имеют такую длину, при которой снижается уровень шума, распространяющегося по воздуховодам, размеры воздуховодов обеспечивают скорость воздуха, при которой шум умерен. Приточный и рециркуляционный каналы оборудованы шумоглушителями, понижающими уровень шума до требуемого стандартом значения 35 дБА. Однако измерения в классе дают уровень шума порядка 48 дБА. Такой шум вызывается вытяжным вентилятором в туалете, не оборудованном шумоглушителем. Этот вентилятор был внесен в проект позднее. Он расположен непосредственно рядом с классным помещением. Для снижения уровня шума до значения 35 дБА и ниже было рекомендовано переставить вентилятор в техническое помещение и проложить от него в туалет воздуховод, оборудованный шумоглушителем.

Рисунок 4. (подробнее)

5. Система кондиционирования воздуха и вентиляторные конвекторы

В случае 5 рассматривается двухэтажная школа с классами, расположенными по обеим сторонам коридора на первом и на втором этажах. Вентиляторные конвекторы, находящиеся в специально сконструированных нишах в каждом классе, служат только для отопления и охлаждения. Установка кондиционирования воздуха, расположенная на втором этаже над классом, воздуховоды от которой разведены по коридору, обеспечивает приточным воздухом помещения классов. Приток при этом равен вытяжке.

На каждом приточном воздуховоде установлен шумоглушитель для снижения уровня шума, распространяющегося по воздуховодам. Блок кондиционера крепится на пружинных амортизаторах, уменьшающих вибрацию, передаваемую на плиту перекрытия. Вентиляторные конвекторы находятся в нишах в каждом помещении. Рециркуляционный воздуховод с шумоглушителем протянут от нижней части каждого вентиляторного конвектора к воздухозаборной решетке на потолке. Приточный воздуховод через небольшой шумоглушитель входит в систему воздуховодов, обслуживающую все классы. Стенки ниши, в которой находится вентиляторный конвектор, сделаны из двух слоев гипсовых панелей (каждый слой толщиной 16 мм), укрепленных с двух сторон металлическими стойками каркаса толщиной 92 мм. Полость между гипсовыми панелями заполнена стекловолоконной теплоизоляцией толщиной 89 мм. Стыки по периметру имеют уплотнения для ограничения звукопроницаемости по воздуху в класс и для достижения номинального класса звукопроницаемости (STC) с показателем 55. Двери ниши открываются в коридоры.

Стены технического помещения, в котором расположены кондиционеры, выложены из бетонных блоков шириной 200 мм. На расстоянии 25 мм от этой стены установлена отдельная каркасная стена. На стойки этой стены толщиной 89 мм навешен один слой гипсовых панелей толщиной 16 мм. Полость каркаса заполнена слоем стекловолокна толщиной 89 мм. Стыки стены по периметру уплотнены. Такая конструкция предназначена для уменьшения перемещающегося по воздуху шума от кондиционера в классные помещения на обеих сторонах технического помещения до требуемого уровня. Стена такой конструкции имеет показатель STC 64. Помещение для оборудования имеет «плавающий» пол толщиной 100 мм поверх плиты перекрытия номинальной толщины 100 мм с подвесным потолком из гипсовых плит, обеспечивающих номинальный показатель STC, превышающий 65.

Рисунок 5. (подробнее)

6. Центральная система кондиционирования для помещений, объединенных в отдельные группы

В случае 6 рассматривается школа, расположенная в нескольких двухэтажных зданиях, в каждом из которых имеются технические помещения, расположенные по обеим сторонам здания, и классные помещения, сгруппированные вокруг технических помещений. Основной идеей такого проектного решения было максимальное сокращение расстояния между системой кондиционирования и классами. В приточном и рециркуляционном воздуховодах воздух перемещается с высокой скоростью (от 10 до 13 м/с). Эти воздуховоды проходят непосредственно из технических помещений в потолочном пространстве над смежными классами. Единственной разделительной средой между воздуховодами и помещениями классов является потолок со звукоизоляционными плитами. Измеренный в классах уровень шума в нежестких конструкциях, вызываемого воздухом, движущимся с высокой скоростью и имеющим на своем пути множество поворотов в воздуховодах, непосредственно смежных с техническими помещениями, лежит в диапазоне от 50 до 60 дБА. Такое проектное решение выполнено на каждой стороне здания, на всех этажах и во всех зданиях. В помещениях, расположенных дальше от установок кондиционирования, уровень шума гораздо ниже.

Для снижения шума, производимого движущимся с высокой скоростью воздухом, и шума в нежестких конструкциях основные воздуховоды были удлинены. Но поскольку воздуховоды нельзя было удлинить настолько, чтобы обеспечивался требуемый уровень 35 дБА, на внешнюю поверхность воздуховодов была наложена массивная виниловая оболочка, уменьшающая шум в нежестких конструкциях. Кроме этого, в приточный и рециркуляционный воздуховоды были добавлены шумоглушители. Для дополнительного снижения шума ответвления в воздуховодах были перемещены как можно дальше по воздуховодам, а для снижения шума, обусловленного высокой скоростью воздуха, были установлены дополнительные ответвления и воздухораспределительные устройства.

Рисунок 6. (подробнее)

7. Центральная система кондиционирования с техническими помещениями, отделенными от школьных зданий

В случае 7 мы имеем дело с двухэтажной школой, классы которой расположены по обеим сторонам коридоров на обоих этажах. Технические помещения расположены в отдельных зданиях, находящихся во внутреннем дворе между школьными зданиями. Тем самым обеспечивается надлежащая защита от шума, распространяющего по воздуху из технического помещения в соседние классы. Воздуховоды проложены в переходах, соединяющих технические помещения и школьные здания. Вначале размеры воздуховодов были рассчитаны на скорость воздуха, соответствующую критерию максимального уровня шума 35 дБА. Однако из-за стремления сократить расходы на строительство высота помещений на разных этажах была уменьшена. Благодаря этому уменьшилась высота пространства от потолка первого этажа до нижней части второго этажа. Это пространство было предназначено для прокладки магистральных воздуховодов из технических помещений. В результате размеры магистральных воздуховодов были уменьшены до такой степени, чтобы эти каналы могли уместиться в потолочное пространство. Скорость воздуха в каналах увеличилась более чем до 10 м/с, что привело к появлению шума в нежестких конструкциях, вызываемого турбулентным потоком воздуха в воздуховодах. В результате этого в помещении класса был отмечен уровень шума 47 дБА.

Рисунок 7. (подробнее)

8. Система кондиционирования воздуха на чердаке и воздухораспределители с переменным расходом воздуха в помещениях классов

В случае 8 рассматривается трехэтажная школа, имеющая большое техническое помещение на чердаке. Магистральные воздуховоды проходят вертикально по большому стояку, отделенному стеной из бетонных блоков от смежного помещения класса. Распределение воздуха производится системой с переменным расходом воздуха с воздухораспределителями, расположенными в потолочном пространстве каждого класса.

Для защиты от воздушного шума, источником которого является кондиционер, пол технического помещения на чердаке выполнен в виде «плавающей» бетонной плиты поверх плиты перекрытия, а в расположенном ниже помещении класса, в дополнение к звукоизоляционному потолку, имеется потолок с гипсовой панелью на пружинных креплениях. Блоки кондиционера установлены на амортизаторах, служащих для уменьшения шума, распространяющегося по строительным конструкциям. Оконечные устройства выбраны таким образом, чтобы в классах обеспечивался уровень шума менее 35 дБА. Шум, распространяющийся по воздуховодам, уменьшается благодаря увеличенной длине канала между блоком воздухообработки и классными помещениями, а также благодаря наличию глушителей, расположенных в стояках для приточных и возвратных каналов. На момент публикации этой статьи еще не были проведены измерения, подтверждающие то, что в классах действительно достигнут уровень шума ниже 35 дБА.

Рисунок 8. (подробнее)

Девять правил по снижению уровня шума в системах климатизации школ

Из приведенных конкретных примеров и рекомендаций, имеющихся в литературе, были выведены девять правил по снижению уровня шума в системах климатизации школ. Эти правила указывают на наиболее важные вопросы защиты от шумов и вибраций, на которые следует обратить внимание при проектировании систем климатизации школ. Большинство из этих правил не требует ни больших усилий, ни больших затрат, для их реализации не требуется использование новых технологий и дорогих, специально спроектированных устройств.

1. Соответствие выбора механического оборудования и внутренней планировки

Одним из критериев выбора той или иной системы кондиционирования воздуха для здания школы должен быть уровень шума конкретного оборудования. Для достижения необходимого уровня фонового шума должен быть выбран баланс между шумностью определенного источника звука и его отдаленностью от обслуживаемого им помещения. Для достижения такого баланса необходима координация работы инженера, проектирующего систему климатизации, архитектора, определяющего внутреннюю планировку, и специалиста по акустике. Для наиболее типичных систем необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

• Децентрализованные вентиляторные конвекторы и тепловые насосы, расположенные в непосредственной близости к классам, должны полностью изолироваться сравнительно массивными стенами; дверь в помещение с оборудованием должна открываться в коридор или другое вспомогательное помещение.

• Центральные агрегаты, смонтированные на крыше и обслуживающие несколько помещений, должны располагаться над вспомогательными помещениями на бетонных плитах и на достаточном расстоянии от обслуживаемых ими помещений.

• Центральные системы с переменным расходом воздуха или вентиляторные конвекторы должны устанавливаться в технических помещениях, отделенных от классов буферными помещениями, такими как, например, туалеты. Они должны быть удалены на достаточное расстояние от классов. Оконечные устройства должны располагаться, по возможности, не над классами, а над коридорами.

• Автономные настенные тепловые насосы обычно не могут использоваться, поскольку для достижения задаваемого стандартом максимального уровня шума 35 дБ необходимо принятие значительных мер по защите от шума, и даже в этом случае они не могут в достаточной мере соответствовать требованиям стандарта, что демонстрирует случай 2.

2. Для защиты классов от воздушного шума, источником которого является оборудование систем климатизации, необходимо сооружать технические помещения или ниши с достаточно массивными стенами

В помещениях с оборудованием систем климатизации или в специальных нишах должны предусматриваться массивные стены, выполненные, например, из бетонных блоков или с применением многослойных гипсовых плит, закрепленных по обеим сторонам на одиночных или двойных металлических стойках.

Параметры звукоизолирующих конструкций должны определяться уровнем шума, производимого оборудованием, звукопоглощающей способностью стен различного типа и помещений, в которых замеряется уровень шума, а также заложенным в стандарте критерием максимального уровня фонового шума. Стены должны доходить до верхней плиты перекрытия и должны иметь герметичные уплотнения с этой плитой. Все отверстия в стенах должны выполняться в виде рукавов с герметичным уплотнением. Двери помещения с оборудованием или ниш должны открываться не непосредственно в классы, а в коридоры или другие вспомогательные помещения.

3. Уровень шума в источнике должен снижаться до минимально возможного

Основным подходом к снижению шумности систем климатизации является уменьшение уровня шума источника, в особенности, если источник шума располагается вблизи места, в котором оценивается общий уровень шума. В больших системах кондиционирования следует избегать использования вентиляторов с изогнутыми вперед лопастями, поскольку эти вентиляторы издают сильный низкочастотный шум, ослабление которого достигается сложными и дорогими методами. Должны предусматриваться вентиляторы с постоянным расходом воздуха, работающие в максимально эффективном режиме. В системах с переменным расходом воздуха вместо регулируемых входных направляющих устройств должны использоваться вентиляторы, скорость вращения которых управляется частотно-регулируемыми приводами.

Значения рекомендуемой скорости потока воздуха, м/с (с точностью ±0,25 м/с), на заданном расстоянии от оконечного воздухораспределительного устройства в обслуживаемом помещении
Максимальный
уровень шума
в обслуживаемом
помещении
Приточный или
рециркуляционный
воздуховод
Через оконечное
воздухораспре-
делительное
устройство
До 3 м
от уст-
ройства
От 3
до 6 м
От 6
до 9 м
35 дБА Приточный 1,75 2,25 2,75 3,5
Рециркуляционный 2,25 2,5 3,25 4,0
40 дБА Приточный 2,25 2,5 3,5 4,25
Рециркуляционный 2,5 3,0 4,0 5,0
4. Необходимо устанавливать устройства защиты от шума, распространяющегося по воздуховодам

В обычных школьных зданиях, в которых блоки воздухообработки располагаются в непосредственной близости от обслуживаемых помещений, трудно реализовать необходимые требования стандарта по максимальному уровню фонового шума, используя только воздуховоды из листового металла без звукоизоляционного покрытия. Для обеспечения требований стандарта, вероятнее всего, потребуется определенная комбинация из устройств шумоглушения и звукопоглощающих гибких каналов. В качестве приемлемой альтернативы стекловолоконному покрытию воздуховодов может рассматриваться облицовка воздуховодов с защитным покрытием, облицовка воздуховодов из органического волокна с антибактериальной обработкой, воздуховоды с двойными стенками, имеющие перфорированную внутреннюю облицовку, шумоглушители с пленочным покрытием, а также шумоглушители, в которых отсутствует какая-либо звукоизоляционная среда (шумоглушители без уплотнения).

5. Необходимо учитывать скорость и расход воздуха, а также балансировку воздушных потоков для малошумных механических систем

Для ограничения уровня самогенерирующегося шума и для удовлетворения требований стандарта по предельным значениям уровня фонового шума, равным 35 и 40 дБА, необходимо устанавливать воздуховоды больших размеров, позволяющие снизить скорость движения воздуха. Самогенерирующийся шум вследствие турбулентности воздуха может образовываться в любой точке системы, он становится большой проблемой, когда формируется вблизи обслуживаемого помещения. Должны учитываться следующие требования и рекомендации:

• Размеры воздуховодов следует выбирать таким образом, чтобы не превышались предельные значения скорости воздуха, указанные в таблице, задаваемые с точностью ±0,25 м/с. Там, где из-за недостаточной высоты помещения не могут быть использованы воздуховоды тех размеров, которые обеспечивают значения скоростей, указанных в таблице, следует устанавливать софиты, в которых протягиваются воздуховоды, или, если возможно, несколько воздуховодов меньшего размера.

• При установке гибких воздуховодов следует избегать петель, резких поворотов или ответвлений. Ответвления от гибкого воздуховода диаметром, равным половине диаметра воздуховода или более, могут быть причиной того, что уровень шума в находящихся под ними помещениях может быть на 12–15 дБА выше значений, заявленных производителем.

• Перед оконечными воздухораспределительными устройствами следует устанавливать объемные шумоглушители и другие балансировочные и регулирующие шумоглушители диаметром минимум в три раза больше диаметра воздуховода или проектировать самобалансирующиеся системы воздуховодов. В оконечных воздухораспределительных устройствах, по возможности, следует избегать размещаемых напротив демпферов лопастей.

• Следует выбирать оконечные воздухораспределительные устройства (решетки, диффузоры) с показателями NC 18 (NC – критерий шума) и ниже.

6. Следует избегать обычных ошибок при прокладке воздуховодов

Хорошо проработанные проекты могут отличаться плохими акустическими параметрами, если допускаются три обычные ошибки.

Ошибка 1: использование системы рециркуляционного воздуха без воздуховодов (рециркуляция через полость между перекрытием и фальшпотолком). Рециркуляционный воздух должен направляться в соответствующий блок кондиционера по воздуховодам такой же длины и с такими же устройствами защиты от шума, что и воздуховоды приточного воздуха. В некоторых случаях для рециркуляционного воздуха может использоваться полость с защищенными от шума воздуховодами, ведущими в коридор, но следует предпринимать меры предосторожности, чтобы шум из этого канала не ухудшил общего показателя звукопроницаемости стен.

Ошибка 2: прокладка шумных воздуховодов над помещениями с повышенными требованиями по максимально допустимому шуму. Шум от вентилятора в магистральных приточном и рециркуляционном воздуховодах, идущих от центральных систем кондиционирования воздуха непосредственно над помещениями с повышенными требованиями по максимально допустимому шуму, например, над конференц-залами и классами, может от воздуховодов проникать в находящееся внизу помещение. Перед вводом в класс или другое помещение воздуховоды должны прокладываться над кладовками, душевыми и другими подобными помещениями. Если это невозможно, то для защиты от шума в нежестких конструкциях может понадобиться увеличение толщины стенок воздуховодов, использование круглых или овальных воздуховодов, обертывание воздуховода массивной виниловой звукоизоляцией или укладка воздуховода в софит из гипсовых панелей.

Ошибка 3: прокладка единого воздуховода для смежных помещений с повышенными требованиями по максимально допустимому шуму. Прокладка приточных или рециркуляционных воздуховодов для смежных помещений без устройства в воздуховодах ответвлений может вести к явлению, при котором звук из одного помещения по общей системе воздуховодов переносится в другое помещение. Наиболее предпочтительным методом устранения такого шума является прокладка воздуховодов через общий коридор и выполнение отдельных отводов в смежные помещения.

7. Необходимо устанавливать виброизоляцию на оборудование систем климатизации

Как минимум, должна предусматриваться установка виброизоляции на всем оборудовании с вращающимися или вибрирующими деталями, а также гибкие соединения на всех трубах и воздуховодах, подключаемых к оборудованию.

8. Необходимо контролировать процесс принятия максимально экономичных решений

В процессе разработки максимально экономичных решений, при которых усилия разработчиков в основном направлены на снижение расходов, такие элементы, как звукоизоляция воздуховодов и шумоглушители, часто рассматриваются как предметы «акустической роскоши», а не как элементы стандартной системы, необходимые для достижения уровня фонового шума в классных помещениях на уровне 35 дБА. В связи с эти предпринимались попытки отказаться от использования этих элементов. Этот процесс должен контролироваться.

9. Необходимо контролировать процесс строительства

Для успешной реализации в проекте школы мероприятий по снижению шума необходимо уделять внимание деталям, которые в обычных проектах подрядчики часто упускают из вида. Вопросы акустики должны учитываться при рассмотрении всех аспектов процесса строительства. Проектировщики должны тщательно анализировать документацию, связанную с защитой от шума (виброизоляция, уровень шума оборудования, размеры воздуховодов, установка шумоглушителей в воздуховоды, звукоизоляция воздуховодов и т. д.). В процессе строительства должен осуществляться постоянный контроль за тем, чтобы должным образом устанавливались антивибрационные амортизаторы, чтобы отверстия для воздуховодов и труб в стенах помещений с повышенными требованиями по максимально допустимому шуму выполнялись с помощью рукавов и уплотнялись, чтобы изменения, вносимые в проект в ходе строительства, не вели к изменениям системы климатизации, вызывающим ухудшение акустических параметров здания. Должны анализироваться данные воздушного баланса для обеспечения скорости воздуха в соответствии с расчетными параметрами.

Заключение

Проектирование школьных зданий, в которых уровень фонового шума соответствовал бы требованиям нормативных документов, требует от проектировщиков значительных усилий, начиная с самых ранних этапов проектирования, когда принимаются важнейшие решения, касающиеся выбора системы, а также распределения затрат.

Для интеграции системы климатизации, направленной на обеспечение наименьшего уровня шума, и архитектурного проекта с самых ранних стадий проектирования должно осуществляться взаимодействие архитекторов, проектировщиков, инженеров-строителей и консультантов по акустике. Очень важно выявление основных источников шума в системе климатизации. В течение всего времени проектирования и строительства необходимо искать пути сокращения и устранения таких источников.

Представленные в данной статье конкретные примеры демонстрируют, что при должной реализации всех рекомендованных предписаний по проектированию и монтажу систем климатизации и при тщательном следовании подробным рекомендациям в процессе проектирования и строительства школы, требования нормативных документов по максимальному уровню фонового шума в классах могут быть обеспечены. Игнорирование хотя бы одной из этих рекомендаций влечет несоответствие нормативным документам.

 

Перепечатано с сокращениями из журнала «ASHRAE».

Перевод с английского Л. И. Баранова.

Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “АВОК” за №6'2004

распечатать статью распечатать статью


Статьи по теме

Реклама
Реклама на нашем сайте
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте