Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член

Энергосбережение – одно из основных направлений выхода из энергетического дефицита

В Москве существует недостаток генерирующих мощностей, и проблемы с бесперебойным энергообеспечением города будут ощущаться в ближайшие несколько лет.

В настоящее время предусмотрен целый комплекс мероприятий по развитию генерирующих мощностей и энергетических сетей, диспетчерского взаимодействия, а также целый ряд организационно-технических мероприятий, направленных на координацию совместных действий энергетических компаний и городских структур.

Реформирование энергетической отрасли, включая задачи оптимизации использования источников энергоснабжения, предполагается завершить к 2010 году. Ввод только новых генерирующих мощностей не решает всего круга проблем, которые возникли в московской энергосистеме за прошедшие годы, учитывая что к 2010 году электропотребление в столице значительно возврастет.

Существует несколько основных путей ликвидации энергетического дефицита, в котором находится столичный регион, – создание передающих мощностей, генерирующих мощностей и энергосбережение.

Внедрение энергосберегающих мероприятий в Москве продолжает оставаться одной из главных задач по снижению энергетического дефицита.

Потенциал энергосбережения в Москве на начало 2004 года оценивается в размере 10,9–11 млн т у. т. в год.

Прошло более двух лет после того, как на заседании Правительства Москвы была рассмотрена и одобрена Городская целевая программа по энергосбережению на 2004–2008 годы и на перспективу до 2010 года (постановление Правительства Москвы от 28.09.2004 № 672–ПП).

В настоящее время она является основным рабочим инструментом в сфере энергосбережения и позволит освоить значительную часть имеющегося потенциала энергосбережения в экономике города.

Основу Программы по энергосбережению составляет система энергосберегающих мероприятий, сгруппированных по 9 разделам и 7 целевым подпрограммам, структурированным по результатам, источникам, объемам финансирования, позволяющим охватить все основные сферы жизнедеятельности города, а также обеспечить комплексный подход к повышению энергоэффективности в отраслях экономики и социальной сфере как по городу в целом, так и на уровне административных округов. В результате выполнения Программы суммарная экономия топливно-энергетических ресурсов должна составить 16 280 тыс. т у. т.

Следует отметить, что разработка и выполнение указанной Программы в 2004–2005 годах основывалась на накопленном городом опыте реализации современных эффективных программных мероприятий в сфере энергосбережения.

Общий экономический эффект от выполнения мероприятий городской программы энергосбережения за 2004–2005 годы в Москве составил 763,95 тыс. т у. т.

В сложившихся условиях объем внедрения энергосберегающих мероприятий должен быть значительно увеличен. Произошло существенное увеличение доли, приходящейся на энергосбережение в топливно-энергетическом комплексе (с 22 % до 32 %), уменьшение в промышленности (с 24 % до 16,4 %) и практически осталась без изменения доля жилищно-коммунального хозяйства (с 41 % до 37 %).

С учетом задач федерального уровня проблемы энергоэффективности и энергосбережения для Москвы, включая внедрение энергоэффективных технологий, оборудования, материалов и конструкций в топливно-энергетическое хозяйство города, приобретают особую значимость.

Очевидно, что в целях снижения энергоемкости выпускаемой в Москве продукции, наряду со структурной перестройкой экономики, необходимо продолжение целенаправленного проведения организационных и технических мероприятий по повышению эффективности использования топлива и энергии путем реализации программы энергосбережения в текущем и перспективном периодах. Реальность данной задачи основывается на накопленном городом значительном и успешном опыте реализации современных эффективных программных мероприятий в сфере энергосбережения.

Городская программа энергосбережения наметила комплексный подход к решению вопросов энергосбережения в городе путем установления перспективных направлений и определения требований к экономии энергоресурсов во всех отраслях городского хозяйства: в топливно-энергетическом комплексе, промышленности, на транспорте, в строительном комплексе, в жилищно-коммунальном хозяйстве, в социальной сфере города.

Однако реализация Городской программы в 2004–2005 годах выявила ряд недостатков.

1. Программа по энергосбережению предполагает реализацию конкретных мероприятий, но не создает правовой базы, что возможно только при закреплении соответствующих норм на законодательном уровне.

2. В силу того, что Программа носит межведомственный характер и имеет большое количество соисполнителей, управляемость Городской программы в том виде, в котором механизм управления был заложен, оказалась недостаточно эффективной, что не позволило обеспечить четкий контроль за реализацией Городской программы, а также обеспечить финансирование и выделение средств в полном объеме.

3. Неуклонный рост потребления энергоресурсов в Москве на фоне растущего дефицита энергетических мощностей объективно обуславливает приоритетность энергосберегающих мероприятий в развитии систем энергоснабжения города. В этой связи показатели Городской программы нуждаются в пересмотре. Требуется более высокая динамика процесса повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и постановка целевых уровней энергоэффективности и энергосбережения, обуславливающие повышение качества энергопотребления в соответствии с потребностями развития города.

4. В жилищно-коммунальном хозяйстве, строительном комплексе, промышленности города, как показал анализ выполнения Программы по энергосбережению, необходимо увеличить объем внедрения энергосберегающих мероприятий.

Закон «Об энергосбережении в г. Москве» от 05.07.2006 № 35 позволяет в значительной мере устранить перечисленные недостатки.

Основные положения Закона позволят устанавливать оптимальные взаимоотношения, возникающие при решении проблем энергообеспечения в Москве, сократить лимитируемые (нормируемые) затраты организаций бюджетной сферы, стимулировать энергоэффективное энергопотребление хозяйствующими субъектами, ввести энергетические паспорта для обследованных организаций, разработать и внедрить более жесткие по сравнению с федеральными городские стандарты, нормы и правила в области энергоэффективности и энергосбережения.

Постановление Правительства Москвы от 19.12.2006 № 1030–ПП «О первоочередных задачах по энергосбережению в г. Москве» наметило приоритеты в выполнении данных работ в ближайшее время.

Оно базируется на положениях Закона «Об энергосбережении в г. Москве», направлен на ускорение использования в ближайшее время потенциала энергосбережения и позволит исправить выявленные в 2004–2005 годах недостатки при реализации Программы по энергосбережению.

Департамент определил наиболее актуальные вопросы и предложения, которые требуют срочной реализации с привлечением практически всех структурных подразделений Правительства Москвы, энергоснабжающих предприятий, всех контрольных и надзорных инспекций, федеральных структур, специальных ведомств, с вовлечением в этот процесс самих потребителей вплоть до каждого жителя.

Основными мероприятиями рассматриваемого проекта постановления на ближайшую перспективу будут являться:

– разработка энергетического паспорта бюджетной организации;

– разработка концепции в области энергосберегающей политики города;

– энергетическое обследование более 200 предприятий с годовым потреблением энергоресурсов более 6 000 т у. т.;

– определение перечня организаций Комплекса социальной сферы города, подлежащих в 2007 году энергетическим обследованиям с последующим внедрением энергосберегающих мероприятий на основе проведенных обследований.

Перечень первоочередных мероприятий был определен в соответствии с анализом выполнения Программы и исходил из следующих основных требований: большой объем внедрения в сжатые сроки со значительным энергосберегающим эффектом.

Предприятия для энергетических обследований были выбраны в соответствии с п. 1 ст. 9 закона Москвы «Об энергосбережении в г. Москве».

Напомним его формулировку: «В соответствии с федеральным законодательством обязательным энергетическим обследованиям подлежат находящиеся на территории города Москвы организации независимо от их организационно-правовых форм, годовое потребление энергетических ресурсов которых составляет более шести тысяч тонн условного топлива или более одной тысячи тонн моторного топлива».

Департаментом сформирована программа семинаров по вопросам повышения квалификации в области энергосбережения для специалистов в социальной сфере, для работников территориальных органов власти.

В условиях недостатка генерирующих мощностей для города выгодно в 2006–2007 годы вложить средства горбюджета в малозатратные и быстроокупаемые энергосберегающие мероприятия, затраты на которые значительно меньше, чем на создание генерирующих мощностей.

Каждый сэкономленный кВт потребления снижает дефицит генерирующих мощностей, что повышает в свою очередь надежность энергоснабжения города. Энергосбережение не только инструмент экономии бюджетных затрат и повышения энергоэффективности, это еще и инструмент повышения энергобезопасности.

Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №2'2007

распечатать статью распечатать статью


Реклама
Реклама на нашем сайте
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте