Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член

Первый российский канальный вентилятор

Я держу в своих руках 211-й выпуск трудов ЦАГИ за 1935 год. Он достался мне по наследству от моего «микрошефа» Бориса Николаевича Сокинина, который, в свою очередь, был аспирантом видного ученого Михаила Павловича Калинушкина – одного из авторов выпуска и первого владельца данного экземпляра.

На 266-й странице опубликована статья Э. Э. Струве «Прямоточный центробежный вентилятор».

Начинается она так: «Прямоточный (читай «канальный» – прим. И. М. Квашнина) центробежный вентилятор сконструирован, построен и испытан ЦАГИ в 1933 году»(!).

Первый российский канальный вентилятор

Известны и авторы изобретения, очевидно, не оформившие свои права патентом. Цитирую: «Схема вентилятора была предложена старшим инж. В. И. Поликовским, конструкция вентилятора осуществлена инж. К. А. Ушаковым, электрочасть разработана и спроектирована инж. Енгибарян. Схема вентилятора в части направления потока представляет собой развитие идей, уже применявшихся в некоторых типах воздуходувок и глубоководных насосов. Существенно новое в схеме то, что, в отличие от указанных случаев, где центробежное колесо приводилось в движение мотором, находящемся извне, в этой конструкции мотор помещается внутри потока в самом вентиляторе и представляет собой органическую часть вентилятора».

Как бы предчувствуя будущее развитие событий, автор статьи приводит пример наиболее близкого к функциям канального вентилятора, имеющегося за рубежом, а именно: «схематический чертеж вентилятора германской фирмы «Сименс-Бетц», приспособленного для работы в качестве напородобавочного. Это двухступенчатый (осевой – прим. И. М. Квашнина) вентилятор, снабженный направляющим аппаратом, вделанный вместе с мотором в несколько расширенное звено трубопровода».

Оригинал схемы вентилятора представлен на рисунке.

Цитирую далее: «Работа вентилятора происходит, как показывает схема, следующим образом: воздух, засасываемый через входной патрубок диаметром 200 мм, захватывается и выбрасывается по окружности колесом (3), обтекает со всех сторон корпус (1) и затем собирается направляющим аппаратом (2) к выходному патрубку с тем же диаметром 200 мм, что и у входного. Равенство диаметров входного и выходного патрубков и сохранение при выходе направления потока по оси трубопровода позволяют включать прямоточный вентилятор с большим удобством и простотой в любой участок сети.

Корпус (1) вентилятора представляет собой литое из чугуна тело… В средней полой цилиндрической части помещается мотор. Характеристика мотора такова: мотор асинхронный, дает при напряжении 220 V 2 750 об./мин и потребляет мощность = 1 кВт при максимальном расходе воздуха (2 400 м3/ч – прим. И. М. Квашнина). Мотор имеет короткозамкнутый якорь, что исключает искрение». Рабочее колесо вращается между конусами корпуса и кожуха и имеет 10 лопаток. Как и у современных канальных, «…кожух вентилятора (4) состоит из двух симметричных половин, из которых каждая представляет собой усеченный конус… При сборке обе половины кожуха прикладываются друг к другу… и туго стягиваются болтами». Направляющий аппарат образуется десятью лопатками, имеющими обтекаемый профиль.

По результатам испытаний делается вывод: «Таким образом, КПД центробежного прямоточного вентилятора, как статический, так и полный, в среднем на 20 % выше КПД обычных центробежных вентиляторов. Столь высокий коэффициент полезного действия прямоточного вентилятора следует объяснить, главным образом, отсутствием потерь в спиральном кожухе; некоторую сравнительно незначительную роль играет также и уменьшение, по сравнению с обычными центробежными вентиляторами, угла поворота в рабочем колесе».

Показано, что при транспортировании газов на значительные расстояния центробежный высоконапорный вентилятор может быть заменен рядом последовательно установленных, через определенные промежутки, прямоточных (канальных) вентиляторов за счет более высокого КПД.

Автор статьи убедительно показал эффективность их применения в качестве напородобавочных вентиляторов, или, в соответствии с современными терминами, «вентиляторов-доводчиков».

Статья заканчивается словами: «Удобство установки, высокий КПД и возможность маневрирования позволяют применять центробежный прямоточный вентилятор в самых разнообразных случаях… Оценивая в заключение результаты предварительного испытания центробежного прямоточного вентилятора, приходим к выводу, что эти результаты позволяют смело рекомендовать вентилятор для самого широкого применения».

Действительно, канальные вентиляторы в настоящее время находят широчайшее применение, но, увы, пришли к нам с Запада. С другой стороны, как убедительно показано в представленном материале, честь первооткрывателей «канальников» принадлежит российским ученым.

 

* На рисунке изображен схематический чертеж прямоточного центробежного вентилятора:
1 – корпус вентилятора с помещающимся внутри него мотором; 2 – направляющий аппарат; 3 – колесо вентилятора; 4 – кожух вентилятора; 5 – подставка.

 

Тел. (8412) 35-02-53

Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “АВОК” за №7'2005

распечатать статью распечатать статью


Реклама
Реклама на нашем сайте
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте