Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член

Мировой рынок систем кондиционирования воздуха

Краткий обзор

Какова текущая ситуация комнатных и агрегатированных (модульных) кондиционеров воздуха на мировом рынке? Какое ближайшее будущее этого сектора рынка? В данном кратком обзоре  рассматриваются общие перспективы этой области.

Для индустрии кондиционеров воздуха 2004 год был еще одним успешным годом. Объем этого рынка оценивается величиной 59 миллионов единиц. Рынки отдельных регионов характеризуются следующими округленными показателями: Китай – 20 миллионов, США – 13 миллионов, Япония – 7,7 миллионов, Европа – 5,3 миллиона, Азия (за исключением Китая и Японии) и Океания – 7,5 миллионов, Центральная и Южная Америка – 2,3 миллиона, Ближний Восток и Африка – 3,2 миллиона. По типу проданных систем рынок разбивается на две категории: комнатные кондиционеры – 47 миллионов и агрегатированные (модульные) системы – 12 миллионов.

Рисунок. (подробнее)

Ожидаемый объем рынка комнатных и агрегатированных (модульных) кондиционеров в 2005 году (млн шт.)

Крупнейшие рынки систем кондиционирования воздуха

Китай стал крупнейшим рынком и производителем систем кондиционирования воздуха. Объем китайского рынка сейчас оценивается величиной 20 млн систем в год, а производство таких систем превышает 40 млн в год. Китай будет оставаться центром производства для мирового рынка, и его присутствие будет в дальнейшем увеличиваться. Предполагается, что в 2005 году рынок Китая будет характеризоваться  величиной 22 млн систем.

США остается очень значительным рынком – 13 млн продаж систем кондиционирования, из которых 6 млн приходится на оконные комнатные системы и 7 млн – на моноблочные кондиционеры (рост по сравнению с 2003 годом – 6,4 %). Почти все оконные системы импортируются из Китая и Кореи. Большинство моноблочных кондиционеров собираются на месте.

Японский рынок является уже достаточно сформировавшимся, поэтому от него нельзя ожидать дальнейшего увеличения объемов продаж. Это рынок, характеризующийся в основном заменой старого оборудования на более усовершенствованное. В 2004 году было продано 7,7 млн комнатных и агрегатированных (модульных) систем, что приблизительно на 7 % выше аналогичного показателя за прошлый год.

Несмотря на то что рынок Японии не такой значительный, как Китая и США – 7 млн систем (рост по сравнению с 2003 годом на 6,4 %) – он отличается наиболее совершенной энергосберегающей продукцией, щадящей окружающую среду, обеспечивающей высокое качество внут-реннего воздуха благодаря всемерному использованию новейших технологий. Такие передовые технологии постепенно проникают и в другие секторы рынка.

В Европе в целом, включая Россию и страны СНГ, рынок таких систем быстро расширяется и достигает 4–5 млн продаж в год. Вероятнее всего, размер этого рынка вскоре будет сравним с японским рынком. Предполагается, что в 2005 году рынок вырастет еще более, вплоть до 6 млн систем, если только в Европе опять не случится холодного лета. Так как потребители в Западной Европе вообще более чувствительны к проблемам защиты окружающей среды и к регулирующим предписаниям, они предпочитают покупать продукцию с добавленной стоимостью, работающую под управлением инвертора постоянного тока, с раздельными кондиционерами без каналов, использующими хладагент R410A.

Рынок в основном представлен раздельными кондиционерами без каналов, с постоянной скоростью, использующими хладагент R407C китайского производства.

Хотя многие виды продукции импортируются из стран Восточной Азии, будет возрастать роль местных предприятий, являющихся отделениями японских производителей.

Рисунок. (подробнее)

Крупнейшие рынки комнатных и агрегатированных
(модульных) кондиционеров: Китай, США, Япония

Вопросы энергосбережения и защиты окружающей среды

Одними из важных проблем являются энергосбережение и защита окружающей среды.

Японский рынок и продукция японских производителей реагируют на эти проблемы наиболее серьезным образом. Так, несколько лет назад был начат переход от хладагента гидрохлорфторуглерода (HCFC) к гидрофторуглероду (HFC), а с прош-лого года во всех новых моделях в основном применяется гидро-фторуглерод.

Большинство таких систем являются моделями, основанными на применении хладагента 410A и имеющими более компактную конструкцию и большую эффективность. Так как все применяемые в них компрессоры и системы регулирования изготавливаются японскими производителями, эти модели и технологии могут с успехом постав-ляться на зарубежные рынки.

Что касается энергосбережения, то и в этой области в Японии действуют наиболее строгие регулирующие предписания, благодаря которым модели японских производителей отличаются тем, что в них ясно выражены цели по энергосбережению. Так, все производители имеют производственную линейку ведущих моделей производительностью до 2,8 кВт с холодильным коэффициентом (COP – Coefficient of Performance) более 5,0. Ожидается, что японские производители с каждым годом будут улучшать холодильный коэффициент своих моделей.

Европейское сообщество (ЕС) также ввело строгие предписания, дающие японским производителям дополнительные конкурентные преимущества. Рассматривалось даже ограничение на использование HFC, и если применение этих хладагентов будет ограничено, возникнут новые препятствия, такие как необходимость адаптировать продукцию к природным хладагентам.

В США ситуация более простая. В настоящее время подавляющее большинство систем представляют собой модели, работающие на хладагенте HCFC-22, и такое положение в течение некоторого времени будет сохраняться. Хотя моноблочные кондиционеры на HFC 410A присутствуют на рынке, похоже, что американские производители не спешат следовать положительной тенденции, которой придерживаются японские и европейские производители, что в первую очередь объясняется более высокой стоимостью соответствующих систем.

Кроме того, в США требования эффективности не так строги, как в Японии. Действующий в настоящее время стандарт, задающий значение 10 SEER (Seasonal Energy Efficiency Ratio – мера сезонной энергоэффективности), был принят 13 лет назад, в 1992 году. Более жесткий стандарт с требованием 13 SEER вступит в силу в январе 2006 года. В настоящее время американские производители предпринимают различные действия для внесения ясности в новый стандарт.

В Китае нет таких строгих регулирующих предписаний, о которых упоминалось выше. Однако правительство Китая и другие органы власти готовят правила, касающиеся энергосбережения. Принятие новых правил не приведет к быстрым изменениям, т. к. китайские производители не готовы удовлетворить такие строгие требования, которые действуют в других странах. Тем не менее, для дальнейшего роста экспорта в страны и регионы со строгими правилами им придется усовершенствовать свои технологии. Решающее значение в этой ситуации могут иметь японские технологии. Вместе с ростом технологического уровня китайских производителей внутренние предписания также станут жестче.

Рисунок. (подробнее)

Мировой рынок систем кондиционирования воздуха в стоимостном отношении

Производство систем кондиционирования

Производство систем кондиционирования все более концентрируется в Китае. В настоящее время 60–70 % общемировой потребности указанных систем удовлетворяется китайской продукцией. Большинство изделий для внутреннего рынка являются стандартными моделями, использующими хладагент R22.

В экспорте в Европу и Японию растет доля моделей на хладагенте HFC и высокоэффективных моделей. Вероятно, в ближайшем будущем в Китае будет производиться продукция, удовлетворяющая большинству региональных требований.

Соответствующим образом растет и производство высококачественных деталей и компонентов, необходимых для таких кондиционеров.

Страны – члены Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (ASEAN) до сих пор были производственным центром в основном для азиатского и европейского рынков. Однако постепенно эти страны сдают позиции Китаю, поэтому их присутствие на мировых рынках будет с течением времени уменьшаться. Вместе с быстрым ростом европейского рынка будет увеличиваться мест-ное производство на представительствах японских производителей. Причиной этому является то, что этот рынок значительно удален от Китая, а потребность в тепловых насосах и HFC-моделях высока. Действуют и другие факторы, способствующие увеличению конкурентного преимущества японских производителей.

Рост цен на исходные материалы

В прошлом году резко возросли цены на такие исходные материалы, как сталь, алюминий, пластмасса, а также на нефть и источники энергии, что значительно сказалось на мировом рынке систем кондиционирования воздуха.

На таких основных рынках, как США и Япония, цены на готовые изделия возросли, или, по крайней мере, тенденция снижения цен прекратилась.

Китайские производители также находятся в затруднительной ситуации, т. к. у них возникло перепроизводство. Некоторые небольшие фирмы-производители в прошлом году прекратили свою деятельность.

Такая ситуация будет продолжаться и в этом году, поэтому производители будут испытывать некоторые трудности.

Рисунок.

Мировой рынок систем кондиционирования воздуха

Сотрудничество производителей

Как уже указывалось выше, производители систем кондиционирования воздуха работают в условиях сильной конкуренции в любом аспекте технологии, производства и продаж. В связи с этим среди них все более растет тенденция поиска взаимовыгодного сотрудничества. В прошлом году было объявлено о планах сотрудничества компаний «Carrier» и «Toshiba», «Trane» и «Daikin», «Hitachi» и MHI, компании «Midea» и объединения «Toshiba-Carrier». Ожидается, что будет расти кооперация производителей США, Японии и Китая.

 

Материал предоставлен журналом «Japan Air Conditioning, Heating & Refrigeration News».

Перевод с английского Л. И. Баранова.

Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “АВОК” за №5'2005

распечатать статью распечатать статью


Реклама
Реклама на нашем сайте
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте