Научные основы проектирования энергоэффективных зданий в свете контекстного обучения
Scientificfoundations of designing energy-efficient buildings in the light of contextual learning
S. V. Kornienko, Doctor of Engineering, Advisor to the Russian Academy of Architecture and Construction Sciences, Leading Scientific Associate at SRC FSBI «Central Research Institute of Engineering Design of the Ministry of Construction of Russia», Head of Building Architecture Department at FSBEI HE Volgograd State Technical University
Keywords: energy efficiency, safety, comfort, science, contextual learning
Whencreating a sustainable human environment, one of the most important tasks is to create fundamental scientific foundations for designing energy-efficient buildings. The article systematizes topical issues of ecology and sustainable development, energy-efficient urban planning, alternative energy, technologies of new materials, enclosing structures, artificial intelligence. It is also shown that their solution requires contextual learning in the form of strengthening the fundamentals of education and interdisciplinary connections, focusing on solving practice-oriented tasks, and increasing the role of immersive technologies.
При формировании устойчивой среды обитания человека к числу наиболее важных задач относится создание фундаментальных научных основ проектирования энергоэффективных зданий. В статье систематизированы актуальные вопросы экологии и устойчивого развития, энергоэффективного градостроительства, альтернативной энергетики, технологий новых материалов, ограждающих конструкций, искусственного интеллекта. А также показано, что их решение требует контекстного обучения в виде усиления фундаментальности образования и междисциплинарных связей, нацеленности на решение практико-ориентированных задач, повышения роли иммерсивных технологий.
Научные основы проектирования энергоэффективных зданий в свете контекстного обучения
При формировании устойчивой среды обитания человека к числу наиболее важных задач относится создание фундаментальных научных основ проектирования энергоэффективных зданий. В статье систематизированы актуальные вопросы экологии и устойчивого развития, энергоэффективного градостроительства, альтернативной энергетики, технологий новых материалов, ограждающих конструкций, искусственного интеллекта. А также показано, что их решение требует контекстного обучения в виде усиления фундаментальности образования и междисциплинарных связей, нацеленности на решение практико-ориентированных задач, повышения роли иммерсивных технологий.

Здания и сооружения сегодня потребляют около трети углеводородного топлива [1]. Сложившуюся неблагоприятную ситуацию нужно трансформировать в сторону сбережения невозобновляемых источников энергии, сокращения их потребления и снижения выбросов парниковых газов в атмосферу. Для этого необходимо создание и внедрение в строительную отрасль новых экологически безопасных строительных материалов, энергосберегающих и энергоэффективных технологий, а также использование альтернативной энергетики, проектирование зданий на основе единого подхода к архитектурным и инженерным решениям и максимальный учет природно-климатических условий.
Вопросы выработки научно обоснованных решений энергоэффективных зданий приобретают исключительную важность при формировании устойчивой среды обитания человека [2]. Главной целью научно-технических разработок в этой области является выстраивание экологически ответственной, социально ориентированной и устойчиво управляемой среды обитания, основанной на ESG-принципах [3]. Согласно этой триаде энергоэффективное здание должно минимизировать углеродный след и обеспечивать наибольшее социальное благополучие при минимальных капитальных и эксплуатационных затратах, экономном расходовании энергетических, материальных и трудовых ресурсов. Вот почему вопросам проектирования энергоэффективных зданий уделяется огромное внимание во всех развитых странах мира.
В энергоэффективном здании реализован единый комплекс характеристик оболочки и инженерных систем, обеспечивающий заданные режимы его функционирования. Градостроительные, объемно-планировочные и конструктивно-защитные свойства здания, системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха являются неотъемлемыми составляющими здания с эффективным использованием энергии, поэтому успешное решение научной проблемы проектирования энергоэффективных зданий возможно только при комплексном ее рассмотрении [4].
Опираясь на документ [5], раскроем фундаментальные научные основы проектирования энергоэффективных зданий и покажем, что решение этих задач требует применения контекстного обучения.
Экологические требования и устойчивое развитие
Основным направлением является разработка научных основ проектирования зданий нового типа – энергоэффективных, безопасных и комфортных.
Кроме того, эффективно разрабатываются и решаются крупные экологические задачи современного строительства и комфортного проживания человека. Совершенствуется теория экологически безопасных для человека и окружающей среды зеленых зданий. Ведется поиск новых конструктивных решений зеленых крыш и фасадов с повышенными климатоустойчивыми свойствами [6].
Продолжает формироваться тенденция развития кинетической и бионической архитектуры. Кинетические фасады максимально адаптируются к изменениям окружающей среды. Элементы оболочки здания могут изменять свою форму, цвет, прозрачность или положение, не нарушая целостности несущей структуры [7]. Идет осмысление архитектурно-конструктивного потенциала и технологических возможностей кинетических и биомиметических структур. В ближайшей перспективе намечены исследования в области кинетической формы и эксперименты по ее адаптации к архитектурно-строительным задачам.
Большой общественный интерес к биомиметике зданий обусловлен снижением углеродного следа, строительством зданий с нулевым потреблением энергии, необходимостью реновации зданий. Сотрудничество биологов, архитекторов и инженеров позволит разработать научно обоснованные решения экологически безопасных, безуглеродных, биопозитивных, энергоэффективных, ресурсосберегающих зданий для развития устойчивой архитектуры [8].
Энергоэффективное градостроительство
Перспективно разрабатываются математические модели нового уровня для здания как единой энергетической системы, включая территорию, на которой расположено здание, оболочку, помещения, с учетом вероятностных особенностей наружного климата [9] и теплового маркирования прилегающих к зданию территорий на основе теории климатопов [10]. Научно обоснованы и исследованы климатопы современного мегаполиса в границах территориальных зон и всего города. Успешно ведется поиск новых научно обоснованных направлений развития энергоэффективного градостроительства России на примере энергоэффективных кварталов как инновационных планировочных образований [11]. По итогам имитационного моделирования теплового режима квартала в летний период установлено [12], что наиболее эффективным решением по сравнению с исходной моделью является увеличение площади газонной травы и кустарников на 10 %, увеличение площади деревьев на 12 %, уменьшение асфальтовых покрытий дорожек и площадок на 5,7 %. Такое решение в максимальной степени способствует смягчению городского теплового острова и обеспечивает высокий уровень комфортности городской среды. Разрабатываются карты-схемы, учитывающие влияние планировочных элементов застройки на температурный режим территорий и формирование городских тепловых островов, удобные для практического применения в градостроительном планировании [12].
Энергоэффективность и альтернативная энергетика
Решение задач повышения энергоэффективности с использованием ресурса альтернативной энергетики дает возможность, объединяя усилия архитектора и инженера, добиться нового архитектурно-композиционного облика здания [13].
Успешно решаются оптимизационные задачи управления энергопотреблением и климатизацией здания на основе системного анализа с учетом формы здания и направленного климатического воздействия окружающей среды [14].
Продолжается поиск конструктивных и технологических решений по преобразованию звуковой энергии от постоянных источников шума в электрическую, созданию энергоэффективных систем освещения зданий и территорий, строительству ветровых башен, преобразующих кинетическую энергию ветра в электрическую [15], разработке новых технических решений биоклиматической вентиляции по обеспечению оптимальных параметров микроклимата в помещениях сельскохозяйственного назначения [16]. Для решения актуальной задачи сохранения позитивной звуковой среды для будущих поколений предложена новая концепция «Город как единая акустическая система» [17]. Разрабатываются комплексы программных продуктов для проектирования инженерных систем, включая исследования по схемным решениям и отдельным аппаратам и устройствам обеспечения микроклимата энергоэффективных, экологически безопасных и комфортных зданий, ориентированных на применение возобновляемых источников энергии.
Проводятся многочисленные исследования в области математического моделирования и оптимизации энергоэффективных зданий как единых энергетических систем. Изучаются методологические основы и принципы энерго- и ресурсосбережения в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве. Продолжаются фундаментальные исследования по применению подходов строительной физики для решения проблем создания среды обитания человека в космосе [5].
Новые материалы, ограждающие конструкции, технологии
В 1970-х годах в строительной теплофизике была широко распространена концепция двух сфер: теплофизики помещения и теплофизики ограждения. Теплотехники-строители занимались вопросами создания микроклимата в помещении, применяя системы отопления, вентиляции и кондиционирования с учетом влияния наружного климата через ограждающие конструкции. Специалистов по конструкциям зданий интересовали главным образом защитные свойства ограждений под действием внутренних условий и наружного климата в связи с долговечностью конструкций и их эксплуатационными свойствами.
Сегодня такой монодисциплинарный подход следует признать недостаточно эффективным.
Более эффективным с точки зрения комфортной среды обитания человека является средовой подход. Суть его заключается в рассмотрении среды как результата освоения человеком его жизненного окружения. При этом деятельность и поведение человека принимаются как определяющий фактор, интегрирующий отдельные элементы среды в единое целое. Это требует рассмотрения единого подхода к теории здания.
Разрабатываются теоретические основы принципиально новых энергосберегающих и экологически безопасных ограждающих конструкций с применением научно обоснованных технологических решений и заданных свойств строительных материалов. Меняются традиционные строительные материалы в составе ограждающих конструкций, улучшаются их свойства. Развиваются технологии 3D-печати и модульного строительства.
Совершенствуются математические модели тепломассообмена в ограждающих конструкциях зданий с учетом трехмерных гетерогенных зон [18]. Изучаются влажностные режимы материалов в составе многослойных ограждающих конструкций из панелей, легкобетонных блоков, кирпичной кладки с эффективным утеплителем, фасадных систем. Развиваются научные основы теплофизического нормирования и проектирования ограждающих конструкций зданий [19, 20]. Проводятся экспериментальные исследования, на основе которых разрабатываются новые типы светопропускающих ограждающих конструкций с повышенными теплозащитными и звукоизоляционными свойствами, в том числе с новыми видами стекол, с учетом температурно-влажностных условий эксплуатации и обеспечения регулируемого воздухообмена в помещениях.
Технологии искусственного интеллекта
Искусственный интеллект может сделать здания более комфортными, энергоэффективными, устойчивыми и безопасными. Существует множество потенциальных возможностей для применения технологий искусственного интеллекта, включая проектирование оболочки зданий и инженерных систем, оптимизацию использования энергии и ресурсов, управление энергопотреблением и мониторинг, а также техническое обслуживание и эксплуатацию зданий в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Активно ведется создание цифровых двойников зданий. Цифровой двойник представляет собой виртуальную копию в виде компьютерной модели физического объекта, процесса или системы в цифровой среде, имитирующей реальные условия. При проектировании энергоэффективных зданий цифровой двойник может имитировать окружающую застройку, строительную оболочку, системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха. Компьютерные модели позволяют оптимизировать потоки теплоты, воздуха и влаги через оболочку здания, проводить прогнозный анализ температурного, воздушного и влажностного режимов помещений, оценивать расходы энергии и ресурсов при эксплуатации зданий.
Совместное использование иммерсивных (VR, AR, MR) и BIM-технологий ускоряет процессы цифровой трансформации, улучшает качество архитектурных и конструктивных решений, снижает эксплуатационные риски.
Контекстное обучение
Успехи науки не могут не затрагивать сферу образования. Современная концепция контекстного обучения ориентирована на активную профессиональную подготовку студентов и реализуется посредством системного использования профессионального контекста, постепенного насыщения учебного процесса элементами профессиональной деятельности.
Выделим особенности контекстного обучения применительно к проблемам проектирования энергоэффективных зданий.

1. Усиление фундаментальности образования и междисциплинарных связей. Фундаментальность образования может быть наиболее полно раскрыта через синтез (интеграцию) фундаментальной или профессионально ориентированной науки и педагогической деятельности преподавателя. Важную роль в процессе становления профессиональной деятельности играет методология науки, познания. При этом педагог, активно занимаясь научной деятельностью и выполняя научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, транслирует свои знания, весь накопленный опыт обучающимся, тем самым закрепляя его. Фундаментальность способствует развитию у студентов адаптивности к быстро меняющимся условиям и технологическим изменениям, формирует возможность работы в реальной среде.
Одним из основных положений концепции фундаментального университетского образования является приоритетная ориентация на междисциплинарные курсы, новые направления, охватывающие совокупность специализированных областей знаний, например биоархитектуру, экодизайн, кинетическую архитектуру и др.
2. Нацеленность на решение практико-ориентированных задач. В связи с усилением фундаментальности образования возрастает роль практико-ориентированного подхода в образовании, фокусирующего внимание на практическом применении знаний и навыков. В отличие от традиционных методов, где основное внимание уделяется теории, этот подход нацелен на подготовку специалистов, готовых к реальным профессиональным вызовам и задачам. Учебный процесс интегрирован в реальную профессиональную деятельность через сотрудничество с компаниями и экспертами.
Именно заказчик является основным звеном, формирующим требования к выполнению научно-исследовательской работы. При этом форматы заказа не только влияют на организацию образовательного процесса и его содержание, но и могут определять содержание и характер завершающей стадии обучения [1].
Результаты практико-ориентированного обучения оцениваются по способности обучающихся применять полученные знания в реальных профессиональных условиях.
3. Повышение роли иммерсивных технологий. Иммерсивные виртуальные среды (ИВС) используются в различных целях, включая образование, обучение, психологическую терапию, визуализацию данных, междисциплинарные научные исследования. Они создают эффект погружения, иллюзию присутствия в другом пространстве, при этом пользователь становится частью контента. Применение таких технологий позволяет создать виртуальную реальность, дополнить ее цифровыми элементами, организовать взаимодействие цифровых элементов с физическими объектами в режиме реального времени.
В куполе виртуальной реальности, как показывают результаты исследования [21], привлекают больше внимания и способствуют повышению успеваемости студентов два уникальных элемента – большой экран и широкое поле зрения (360 °).
В цифровых куполах можно проводить интерактивные выставки по энергоэффективным зданиям в России и за рубежом, виртуальные прогулки по энергоэффективным городам, читать лекции и проводить мастер-классы от ведущих специалистов в области строительной физики, погружаться в историю проектирования зданий с эффективным использованием энергии, изучать будущее энергоэффективных зданий. Могут быть предусмотрены специальные образовательные программы для детей – интерактивные обучающие сессии и игры, развивающие интерес к архитектуре, инженерии и популяризирующие идеи энергоэффективного строительства.
Литература
1. Есаулов Г. В. Архитектурное образование XXI: традиции и новаторство // Academia. Архитектура и строительство. 2025. № 2. С. 23–38.
2. Табунщиков Ю. А. Экология среды обитания человека: реальность, которую игнорировать бесконечно опасно // АВОК. 2023. № 3. С. 4–15.
3. Бродач М. М., Шилкин Н. В. Принципы ESG в строительстве: создание устойчивой, экологически ответственной и социально ориентированной среды обитания // Энергосбережение. 2025. № 2. С. 4–6.
4. Корниенко С. В. Повышение устойчивости городов на основе ESG-принципов // Энергосбережение. 2025. № 4. С. 18–21.
5. РААСН: прогноз развития фундаментальных исследований в области архитектуры, градостроительства и строительных наук до 2030 года // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2009. № 3. С. 8–16.
6. Корниенко С. В. Энергоэффективность, экологическая безопасность, экономическая эффективность – приоритетные задачи «зеленого» строительства // Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Строительство и архитектура. 2017. № 49 (68). С. 167–177.
7. Korniyenko S. V. Progressive trend in adaptive façade system technology. A review // AlfaBuild. 2021. No. 4 (19). P. 1902.
8. Корниенко С. В. Биомиметика: идеи, вдохновленные природой // Социология города. 2021. № 4. С. 27–38.
9. Васильев Г. П., Горшков А. С., Лысак Т. М., Горнов В. Ф., Колесова М. В. и др. Анализ изменения температур наружного воздуха в Москве // Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Строительство и архитектура. 2025. № 1 (98). С. 384–395.
10. Корниенко С. В. Климатоп как климатический маркер урбанизированных территорий // Социология города. 2023. № 1. С. 100–112.
11. Антюфеев А. В., Корниенко С. В. Инновационный энергоэффективный квартал «Волжские дворики»: к 30-летнему юбилею РААСН // Academia. Архитектура и строительство. 2022. № 4. С. 115–122.
12. Корниенко С. В., Дикарева Е. А. Совершенствование температурного режима урбанизированных территорий на основе климатопов // Биосферная совместимость: человек, регион, технологии. 2024. № 4(48). С. 68–75.
13. Есаулов Г. В. Православный храм: архитектура и инженерия // АВОК. 2017. № 2. С. 4–13.
14. Табунщиков Ю. А. Энергоэффективные здания и инновационные инженерные системы // АВОК. 2014. № 1. С. 6–11.
15. Перехоженцев А. Г., Чеснокова О. Г., Чеснокова В. Д., Журбенко М. Д. О концепции ветроэнергетической станции в архитектуре высотного здания // Энергосбережение. 2023. № 2. С. 46–51.
16. Корниенко С. В., Кизеров А. А., Горлов И. Ф. Вентиляция с нагнетанием или разрежением воздуха в помещениях для животных // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: Наука и высшее профессиональное образование. 2025. № 1 (79). С. 282–293.
17. Корниенко С. В. Город как единая акустическая система // Энергосбережение. 2024. № 1. С. 32–35.
18. Корниенко С. В. Метод решения трехмерной задачи совместного нестационарного тепло- и влагопереноса для ограждающих конструкций зданий // Известия высших учебных заведений. Строительство. 2006. № 2 (566). С. 108–110.
19. Гагарин В. Г., Зубарев К. П., Козлов В. В. Определение зоны наибольшего увлажнения в стенах с фасадными теплоизоляционными композиционными системами с наружными штукатурными слоями // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2016. № 1 (54). С. 125–132.
20. Горбаренко Е. В., Гагарин В. Г., Коркина Е. В. Изменение характеристик отопительного периода в Москве в связи с глобальным потеплением климата // Жилищное строительство. 2024. № 6. С. 25–31.
21. Yu K. C., Sahami K., Denn G. [et al.] Immersive planetarium visualizations for teaching solar system moon concepts to undergraduates // Journal of Astronomy and Earth Sciences Education. 2016. Vol. 3. No. 2. Pp. 93–110.
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №8'2025
pdf версия Статьи по теме
- Возобновляемая энергетика Республики Адыгеи
Энергосбережение №8'2025 - Ревитализация производственных зон: поиск системного обновления города
Энергосбережение №7'2019 - Теплотехнические особенности каменных стен исторических зданий
Энергосбережение №3'2023 - Зеленые здания. Теплотехнические преимущества пола по грунту
Энергосбережение №3'2023 - Ревитализация производственных зон. Поиск системного обновления города
Энергосбережение №6'2019 - Умное окно – необходимый элемент здорового здания
Энергосбережение №3'2021 - Энергоэффективность, пандемия и гильотина
АВОК №5'2021 - ЦОД: выбираем технологию фрикулинга
АВОК №8'2022 - Экологически ориентированные энергоэффективные решения для обеспечения безопасной внутренней среды: дошкольные образовательные учреждения
АВОК №4'2024 - Исследование теплового режима помещения при количественном регулировании системы отопления
АВОК №4'2025
Подписка на журналы











