Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 107-91-50 ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"

АВОК ассоциированный
член
Summary:

Программа энергосбережения в Москве. Итоги реализации за 2017 год

Energy Conservation Program in Moscow. Results of Implementation in 2017.

A. A. Chernushkin, Director of State Public Institutions of Moscow "Energetika" (SPI Energetika)

Keywords: energy efficiency improvement, energy conservation in Moscow, energy saving measures, energy resources conservation

Since 2009, in accordance with the adopted energy conservation strategy of Moscow and ratification of Federal Law dd. 23 November 2009 No. 261-FZ "On energy conservation and energy efficiency improvement, on modification of certain legislative acts of the Russian Federation", "Energy conservation and energy efficiency improvement" subprogram (hereinafter - Subprogram) is being implemented as part of Moscow State Program "Development of utilities and engineering infrastructure and energy conservation". The program includes industry and circuit energy conservation programs, and these are energy saving programs of state institutions of Moscow, organizations engaged in management of the residential stock, biggest organizations with state participation, organizations involved in regulated types of activities.

Описание:

С 2009 года в соответствии с утвержденной стратегией развития энергосбережения Российской Федерации и принятием Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в рамках Государственной программы города Москвы «Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры и энергосбережение» реализуется под программа «Энергосбережение и повышение энергоэффективности» (далее – Подпрограмма).

Подпрограмма включает в себя отраслевые и окружные программы энергосбережения, а это программы энергосбережения государственных учреждений Москвы, организаций, осуществляющих управление жилым фондом, крупнейших организаций с государственным участием, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.

Программа энергосбережения в Москве.

Итоги реализации за 2017 год

С 2009 года в соответствии с утвержденной стратегией развития энергосбережения Российской Федерации и принятием Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в рамках Государственной программы города Москвы «Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры и энергосбережение»1 (далее – Программа) реализуется подпрограмма «Энергосбережение и повышение энергоэффективности» (далее – Подпрограмма). Подпрограмма включает в себя отраслевые и окружные программы энергосбережения, а это программы государственных учреждений Москвы, организаций, осуществляющих управление жилым фондом, крупнейших организаций с государственным участием, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.

Программа энергосбережения в Москве

Подпрограмма «Энергосбережение и повышение энергоэффективности» предусматривает комплекс мер по внедрению энергосберегающих технологий, направленных на снижение энергоемкости валового регионального продукта, улучшение экологической обстановки за счет снижения выбросов в атмосферу парниковых газов в городе Москве.

Все мероприятия можно разделить на три основные группы:

  • направленные на снижение потребления первичного топлива при производстве электрической и тепловой энергии, снижение себестоимости при передаче и распределении топливно-энергетических ресурсов и воды;
  • направленные на экономию топливно-энергетических ресурсов и воды в учреждениях бюджетной сферы;
  • направленные на экономию топливно-энергетических ресурсов и воды в жилом фонде.

Рисунок 1.

Структура соисполнителей Подпрограммы

Энергосбережение ресурсоснабжающих организаций

Говоря о ресурсоснабжающих организациях (в первую очередь это ПАО «Мосэнерго», ПАО «МОЭК», ПАО «МОЭСК», АО «ОЭК», АО «Мосводоканал», АО «Мосгаз» и др.), следует отметить, что их производственные программы и программы энергосбережения (как следствие) направлены на бесперебойное и безаварийное снабжение энергетическими ресурсами потребителей города. Поэтому в программы энергосбережения ресурсоснабжающих организаций включаются мероприятия по модернизации и реконструкции существующего энергетического хозяйства и строительство новых объектов с инновационным оборудованием:

  • при когенерации: эксплуатация введенных в 2015 году 5 энергоблоков ПГУ привела к повышению КПД и уменьшению удельного потребления первичного ресурса на выработку электрической и тепловой энергии;
  • при передаче тепловой энергии: тепловые нагрузки с 21 РТС и 4 КТС переведены на мощности ТЭЦ; реконструировано 77 км магистральных и разводящих тепловых сетей и 13 центральных тепловых пунктов (ЦТП), выполнена автоматизация 82 ЦТП;
  • при передаче электрической энергии: замена перегруженных и изношенных трансформаторов; установка ЛЭП с повышенной пропускной способностью; отключение в режимах малых нагрузок линий электропередач (в замкнутых электросетях и двухцепных линиях); установка 10700 комплексов учета электроэнергии на вводах в многоквартирных домах (МКД) (создание АИИС КУЭ); выявление 2635 случаев бездоговорного и безучетного электропотребления.

Все это позволило добиться годовой экономии в размере 832624 т у. т., или 9,2 млрд руб.

Энергосберегающие мероприятия, реализуемые территориальными и отраслевыми органами исполнительной власти

Достижение установленных показателей Подпрограммы на объектах государственных учреждений (отраслевых департаментов) и жилого фонда обеспечивается за счет следующих мероприятий:

  • модернизация систем внутреннего освещения за счет установки светодиодных светильников и датчиков движения;
  • реконструкция и капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем с использованием энергоэффективного оборудования;
  • установка экономичной водоразборной аппаратуры;
  • установка/наладка автоматизированных узлов управления теплоснабжением с погодозависимой автоматикой;
  • установка теплоотражающих экранов за радиаторами;
  • закрытие теплового контура, утепление оконных/дверных проемов, чердачных и подвальных перекрытий, установка энергоэффективных стеклопакетов, замена входных дверей и герметизация межпанельных швов;
  • регулировка, балансировка и промывка систем отопления;
  • замена, ремонт, утепление участков трубопроводов ЦО;
  • прочие мероприятия.

Реализация данных мероприятий, как правило, не обеспечена целевым финансированием, и они выполняются при текущей эксплуатации или капитальном ремонте.

Как показывает практика, данных мер недостаточно, чтобы в полном объеме реализовать весь потенциал энергосбережения Москвы и выполнить требования федерального и регионального законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Энергосбережение в многоквартирных домах

В ходе реализации энергосберегающих мероприятий за 2017 год в жилом фонде достигнуты следующие показатели2:

Экономия электрической энергии в натуральном выражении (в местах общего пользования) – более 12 млн кВт•ч – данного объема хватило бы на годовое обеспечение электрической энергией 657 многоквартирных домов3.

Экономия тепловой энергии в натуральном выражении – более 350000 Гкал, что позволит обеспечивать годовое теплоснабжение 426 аналогичных многоквартирных домов3.

Экономия воды в натуральном выражении – почти 5 млн м3, что сравнимо с годовым потреблением 327 МКД с указанными выше параметрами.

В денежном выражении суммарная экономия от реализации программных мероприятий составила 962 млн руб.

Распределение многоквартирных домов, заключивших энергосервисные контракты в 2017 году, по видам энергоресурсов

Рисунок 2.

Распределение многоквартирных домов, заключивших энергосервисные контракты в 2017 году, по видам энергоресурсов

Финансирование мероприятий осуществляется за счет ставки планово-нормативного расхода на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Кроме этого, управляющие компании дополнительно привлекают средства инвесторов путем заключения энергосервисных контрактов.

Всего в 2017 году заключено 215 энергосервисных контрактов в отношении 313 многоквартирных домов, из них 116 – по экономии электрической энергии и 197 – по экономии тепловой энергии (рис. 2). Наибольшее количество домов в 2017 году охватил энергосервисом Юго-Восточный административный округ, среди районов лидерами стали Рязанский район, район Печатники и Люблино (33, 26 и 25 МКД соответственно).

Учитывая, что для реализации таких контрактов привлекаются частные инвестиции, как правило, перечень мероприятий по электросбережению ограничивается модернизацией систем внутреннего освещения мест общего пользования МКД с применением светодиодных светильников и частично – оптико-акустических датчиков, а по сбережению тепловой энергии – установкой автоматизированных узлов управления теплопотреблением зданий с погодозависимой автоматикой, имеющих непосредственный энергетический и экономический эффект. На наш взгляд, целесообразно предусматривать комплексный подход и рекомендовать управляющим компаниям реализовывать прочие мероприятия на объектах, где заключены энергосервисные контракты, в первую очередь, например, по утеплению ограждающих конструкций и ремонту инженерных систем.

Совокупный объем экономии энергетических ресурсов по заключенным в 2017 году энергосервисным контрактам составляет 242,8 млн руб. за весь срок действия контрактов4, из них сэкономлено:

  • 30,5 млн кВт•ч (137,3 млн руб.) электрической энергии;
  • 48000 Гкал (≈105,5 млн руб.) тепловой энергии.

В 2018 году планируется продолжать работу по привлечению частных инвестиций для модернизации объектов жилого фонда и охватить энергосервисными контрактами минимум 1120 МКД.

Энергосбережение в государственном секторе

В ходе реализации энергосберегающих мероприятий за 2017 год на объектах бюджетной сферы достигнуты следующие показатели:

  • Экономия электрической энергии в натуральном выражении составляет более 70 млн кВт•ч, чего хватило бы на снабжение электроэнергией Научно-исследовательского института скорой помощи им. Н. В. Склифосовского (далее – НИИ им. Склифосовского) в течение 5,5 лет.
  • Экономия тепловой энергии в натуральном выражении составляет более 152000 Гкал, что соответствует девятилетнему потреблению тепловой энергии тем же НИИ им. Склифосовского.

Экономия воды в натуральном выражении составляет более 1,01 млн м3, что сравнимо с шестилетним потреблением воды НИИ им. Склифосовского.

В денежном выражении суммарная экономия от реализации программных мероприятий составила 730 млн руб.

Немаловажным остается вопрос расширения использования частных инвестиций для финансирования энергосбережения в учреждениях бюджетной сферы.

Для примера: по оценке ГКУ «Энергетика», общая потребность в финансировании энергосберегающих мероприятий превышает 45 млрд руб., при этом в 2017 году на эти цели направлено всего 1,3 млрд руб. (3 %). Чтобы не увеличивать нагрузку на бюджет Москвы, целесообразно комплексно привлекать частных инвесторов к модернизации инженерной инфраструктуры организаций бюджетной сферы (порядка 18 млрд руб.) и эффективно использовать бюджетные средства. Это приведет как к улучшению инвестиционного климата в Москве, так и к росту производств малого и среднего бизнеса – а именно он является основным поставщиком оборудования, применяемого при реализации энергосберегающих мероприятий.

Общие итоги

В целом мониторинг исполнения Подпрограммы всеми указанными субъектами, проводимый ежегодно ГКУ «Энергетика», свидетельствует об устойчивой тенденции к экономии энергетических ресурсов (в сопоставимых условиях) на протяжении срока действия Подпрограммы (итоги приведены в таблице).

Таблица
Итоги реализации подпрограммы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» Государственной программы города Москвы «Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры и энергосбережение»
Энергоресурс Экономия
Электрическая энергия, млн кВт*ч 7 569,96
Тепловая энергия, млн Гкал 11,77
Вода, млн м3 289,05
Природный газ, млн м3 4 311,3
Сокращение выбросов парниковых газов, тыс. тонн эквивалент СО2 5 783,02
Энергоёмкость ВРП, кг у.т./тыс. руб 3,2

Всего реализация подпрограммы «Энергосбережение и повышение энергоэффективности» позволит достигнуть к 2020 году следующих показателей:

1. Энергоемкость ВРП снизится до 2,7 кг у. т./тыс. руб. (на 19 % от уровня 2017 года).

2. Суммарная экономия ТЭР (по видам ресурсов) составит:

  • электрическая энергия – 8,14 млрд кВт•ч;
  • тепловая энергия – 13,24 млн Гкал;
  • вода – 314,37 млн м3;
  • газ – 5,32 млрд м3.
Динамика экономии энергоресурсов в Москве за период 2010–2017 годов

Рисунок 3.

Динамика экономии энергоресурсов в Москве за период 2010–2017 годов

Общие выводы

Анализ исполнения Подпрограммы за 2017 год показывает, что наибольшим потенциалом и наибольшей потребностью в проведении энергосберегающих мероприятий обладает государственный сектор, бюджетное финансирование которого не обеспечивает и десятой доли такой потребности, а значит, и потенциал энергосбережения на объектах социальной сферы оказывается не реализованным в полной мере. При этом учреждения города оплачивают энергоресурсы, которые могли бы быть ими сэкономлены, а средства – потрачены на основные цели деятельности и увеличение фонда оплаты труда персонала.

Решением этой проблемы может быть привлечение внебюджетных источников финансирования. В Москве существует целый ряд специализированных компаний и крупных финансовых институтов, готовых инвестировать собственные средства в размере десятков миллиардов рублей в такие программы модернизации. Бюджет в этом случае не только беззатратно получает единоразово высокоэффективное оборудование, но и часть средств от достигнутой экономии в результате его эксплуатации. По окончании же срока контрактов вся экономия, уже в полном объеме, остается в бюджете города. Чистый экономический эффект для учреждений социальной сферы города в перспективе до 10 лет может составить порядка 18 млрд руб. (не считая полезного эффекта обновления инженерной инфраструктуры).

Для этого в 2017 году Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Москвы и созданным им ГКУ «Энергетика» при непосредственном участии Департамента экономической политики и развития, Департамента по конкурентной политике и Департамента финансов города Москвы созданы все организационные, технические и юридические предпосылки.

На 2018 год запланировано продолжение работ по практическому привлечению частных инвестиций в модернизацию объектов инженерной инфраструктуры государственных учреждений, а также их широкое распространение в жилом фонде, в сфере энергетики и жилищно-коммунального хозяйства.

1 Утверждена Постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2011 года № 451-ПП (ред. от 28 марта 2017 года № 138-ПП).

2 Консолидированные сведения отчетов о реализации окружных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности за 2017 год.

3 Здесь и далее для расчета использовано типовое 9-этажное 4-подъездное здание с 4 лифтами площадью 6 900 м2 серии I-515.

4 Исходя из расчетной экономии либо цены контракта (в зависимости от условий контракта) и текущего тарифа на соответствующий энергетический ресурс.

купить online журнал подписаться на журнал
Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №3'2018

распечатать статью распечатать статью PDF pdf версия


Статьи по теме

Реклама
Реклама на нашем сайте
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте
CMBE