Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член
Описание:

Все регионы России в той или иной степени решают задачи повышения энергоэффективности, поставленные государством. Обратимся к опыту Московской области, масштабы и структура промышленного производства которой обуславливают необходимость проведения на ее территории комплекса организационных и технических мероприятий по внедрению энергосберегающих технологий.

ДОСТУПНЫЕ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Все регионы России в той или иной степени решают задачи повышения энергоэффективности, поставленные государством. Обратимся к опыту Московской области, масштабы и структура промышленного производства которой (см. справку на с. 40) обуславливают необходимость проведения на ее территории комплекса организационных и технических мероприятий по внедрению энергосберегающих технологий.

ДОСТУПНЫЕ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Согласно Государственной программе Московской области «Энергоэффективность и развитие энергетики» (далее – Госпрограмма МО), регламентирующей в том числе вопросы повышения энергоэффективности региона, основными сложностями при внедрении энергосберегающих мероприятий являются следующие:

  • отсутствие контроля за получаемыми, производимыми, транспортируемыми и потребляемыми энергоресурсами. Причина возникновения проблемы – недостаточная оснащенность приборами учета как производителей, так и потребителей энергоресурсов;
  • низкая энергетическая эффективность объектов коммунальной инфраструктуры, жилищного фонда, объектов бюджетной сферы. Причины возникновения проблемы – высокая доля устаревшего оборудования, изношенных коммунальных сетей, ветхих жилых и общественных зданий, отсутствие энергетических паспортов и плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности объектов коммунальной инфраструктуры и бюджетной сферы;
  • низкая доля энергоэффективного общественного транспорта, уличного освещения. Причины возникновения проблемы – преобладание транспорта, работающего на бензине, физическое и моральное старение осветительного оборудования, значительно опережающее темпы его реконструкции.

Значительная часть выявленных сложностей связана с моральным и физическим отставанием используемого оборудования от лучших современных образцов. Обновление состояния сетей и потребителей энергоресурсов с одновременным повышением энергоэффективности модифицируемых инженерных систем – одна из приоритетных задач энергетики.

Интересы развития экономики области и снижение рисков развития включают в себя повышение эффективности производства, передачи, распределения и потребления топливно-энергетических ресурсов.

Повышение энергоэффективности в Московской области

Основные мероприятия по повышению энергоэффективности и энергосбережению планируется проводить в наиболее проблемном секторе – жилищно-коммунальном хозяйстве, а также в сферах энергетики и транспорта, в бюджетной сфере.

Планируемые результаты Госпрограммы МО, целью которой является надежное обеспечение организаций и населения топливно-энергетическими ресурсами при рациональном их использовании и эффективном функционировании субъектов топливно-энергетического комплекса, в числе прочего предполагают снижение следующих показателей:

  • энергоемкости валового регионального продукта (ВРП)1 на 40% в 2020 году по отношению к уровню базового 2007 года за счет реализации мероприятий программы;
  • доли потерь электроэнергии в электрических сетях в общем объеме потребления электроэнергии к 2018 году до 13%.

Повышение энергетической эффективности в промышленности и быту предполагается осуществить за счет перехода на новый класс техники и осветительных приборов, широкого распространения приборов учета энергоресурсов, модернизации зданий с повышением уровня теплозащиты, реконструкции и модернизации инженерных систем и пр.

В результате комплекса мероприятий с 2007 по 2011 годы энергоемкость ВРП в Московской области снижалась в среднем на 4 % в год. Основные причины снижения энергоемкости ВРП следующие:

  • темпы роста сферы услуг в МО опережали темпы роста промышленных предприятий;
  • увеличилось производство товаров с малой энергоемкостью;
  • за истекший период реализованы проекты с мероприятиями по энергосбережению и повышению энергоэффективности.

Однако перечисленных результатов недостаточно для полного выполнения поставленных задач. На модернизацию всех бюджетных объектов просто не хватит бюджетных средств. Следовательно, необходимо использовать возможности государственно-частного партнерства (ГЧП) по привлечению внебюджетного финансирования.

Возможности государственно-частного партнерства

Наиболее используемыми формами ГЧП являются следующие:

Модель лизинга, позволяющая получить в аренду оборудование с его использованием на условиях кредита. Особенности модели:

  • увеличение числа вторичных участников сделки (страхование и пр.), а значит, и увеличение рисков;
  • усложнение договорной части, т. к. необходимо дополнительное экспертное сопровождение независимой специализированной организации;
  • участие в сделке страховой компании влечет за собой увеличение срока окупаемости проекта;
  • необходимость предоставления государственных гарантий лизингодателю о выполнении проекта и выполнении условий возврата средств, что маловероятно.

Модель концессии2 имеет следующие особенности:

  • концессионное соглашение заключается между органом государственного управления и исполнителем, что ослабляет роль руководителя бюджетной организации как контролера процесса;
  • концессионное соглашение в энергосбережении для бюджетных организаций – это соглашение, по которому бюджетные объекты передаются концессионеру для строительства нового и/или модернизации существующего имущества. При этом срок концессии может достигать 50 лет, что также неприемлемо для бюджетной организации.

Модель энергосервисных контрактов характеризуется следующими параметрами:

  • минимальной договорной нагрузкой на бюджетную организацию;
  • большим количеством рисков для энергосервисной компании;
  • отсутствием необходимости предоставления государственной гарантии органом исполнительной власти;
  • осуществлением оценки эффективности независимой профессиональной организацией, что означает практически полное отсутствие возможности возникновения споров по размеру выплат.
  • Таким образом, в настоящее время для осуществления модернизации инженерных систем в бюджетной сфере наиболее подходят энергосервисные контракты (ЭСК). Согласно принятой Госпрограмме МО, ЭСК следует в первую очередь применять в направлениях с наибольшим техническим и экономическим потенциалом – системах электро- и газоснабжения. Необходимо отметить, что указанные приоритеты не исключают необходимости внедрения энергосберегающих мероприятий для иных видов потреб­ляемых энергоресурсов.

    Пример внедрения энергосберегающих технологий

    Рассмотрим наиболее эффективные и доступные энергосберегающие технологии на примере существующего дворца спорта (Серпухов) общей площадью 3,8 тыс. м2. В состав комплекса входит плавательный бассейн, спортивный зал, пункт питания, помещения для кружков и секций, административные помещения.

    Сбережение электрической энергии

    Оптимизация показателей качества электроэнергии целесообразна в части нормализации значений напряжения сети. В здании выявлено завышенное напряжение на вводах в здание на 4–7 %. После составления технологической карты возможных энергосберегающих решений был осуществлен выбор наиболее целесообразного по критериям «затраты – результат». В итоге принято решение об установке двух оптимизаторов качества электрической энергии соответствующей мощности. Суммарные затраты на проект составят менее 500 тыс. руб. Способ привлечения финансирования для реализации энергосберегающего мероприятия – энергосервисный контракт, заключаемый через реализацию конкурсных процедур. Достигаемый эффект ожидается за счет снижения объемов потребляемой электрической энергии на 9 %. Ожидаемый простой срок окупаемости проекта составляет 5 лет. Поскольку оборудование имеет срок службы не менее 15 лет, ожидаемый объем сэкономленных спортивным учреждением средств до окончания срока службы устройств составит 1 млн руб.

    Осветительная сеть здания представлена более чем 400 светильниками с разнотипными по мощности люминесцентными источниками света. Тип используемой пускорегулирующей аппаратуры – электромагнитная. Энергосберегающее мероприятие – замена всех светильников на светодиодные при стоимости электроэнергии 3,54 руб./кВт•ч. Срок окупаемости с учетом инфляции – 4,5 года. При сроке службы в 8 лет объем дополнительно сэкономленных средств составит около 500 тыс. руб. Силовое оборудование здания представлено в основном электродвигателями, используемыми в системе водоснабжения, теплоснабжения, вентиляции. Каждый из электродвигателей оснащен устройством частотного регулирования числа оборотов. Дополнительные энергосберегающие мероприятии нецелесообразны.

    Система электрического подогрева воздуха приточной вентиляции и ГВС потребляет 45 тыс. кВт•ч/год, что эквивалентно затратам 150 тыс. руб./год. Для снижения затрат предлагается использовать низкопотенциальное тепло вентиляционных выбросов для подогрева приточного воздуха через теплообменник или рекуператор. Экономический эффект в таком случае учитывается в разделе «Рекуперация».

    Регулирование источников света нецелесообразно в силу широко применяющихся организационных мероприятий.

    Уличное освещение объекта менять нецелесообразно ввиду необходимости сохранения единого архитектурного стиля и применяемых высокоэффективных источников света типа ДНаТ.

    Сбережение тепловой энергии

    Автоматика с погодозависимым регулированием уже установлена на объекте с начала его эксплуатации. Дополнительная настройка не требуется.

    Промывка и дополнительная обработка внутренних поверхностей системы отопления не проводилась за последние 7 лет. Оцениваемая величина дополнительных потерь тепловой энергии составляет 2,5–4,0 %. Для данного объекта мероприятие хотя и имеет технологическую эффективность, но не может быть реализовано в рамках ЭСК в силу значительного срока окупаемости и сложности верификации.

    Утепление ограждающих конструкций хотя и необходимо, но при значительных капитальных затратах не имеет экономической эффективности в рамках ЭСК.

    Вентиляционная система спортивного центра имеет определенные недостатки, однако ее модернизация не приводит к сколь-нибудь значительному повышению энергетической эффективности.

    Смешанная экономия

    Тепловые насосы, позволяющие эксплуатировать поток радиогенного тепла земных недр мощностью 0,05–0,12 Вт/м2, по прогнозам должны снижать теплопотребление здания на 15–25 %, однако для данного объекта мероприятие не рассматривается в силу ограниченности земельных ресурсов.

    Установка системы рекуперации тепла вентиляционных выбросов при расчетной тепловой нагрузке здания на отопление и вентиляцию 1,78 Гкал и стоимости тепловой энергии от имеющегося источника, равной 1 307 руб./Гкал, позволяют говорить о сроке окупаемости в 5,5 года. Объем дополнительной экономии, достигаемый после окончания срока энергосервисного контракта, сложно оценить в силу неизвестного объема затрат на текущую эксплуатацию рекуператора.

    Накопители тепловой энергии с регулированием системы отопления по времени суток для здания не рассматриваются в силу особенностей здания.

    Установка мощных накопителей электрической энергии с одновременным переходом на трехставочный тариф не рассматривается ввиду отсутствия экономической целесообразности мероприятия.

    Внедрение ВИЭ для данного объекта не рассматривается по желанию заказчика.

    В результате для одного объекта спортивного назначения, построенного менее 10 лет назад, предполагается не только снизить затраты на эксплуатацию согласно требованиям законодательства, но и дополнительно сэкономить для бюджета около 1,5 млн руб. за пять последующих лет. Учитывая факт существования по Московской области примерно полусотни аналогичных спортивных сооружений, можно говорить о дополнительной ежегодной экономии, оцениваемой в 15 млн руб. в год. Отметим, что данная экономия будет поступать в бюджет Московской области уже после окончания всех энергосервисных контрактов.

    В сумме за пять лет объем экономических выгод от реализации только 50 энергосервисных контрактов оценивается более чем в 70 млн руб. Эти средства рекомендуется направлять на реализацию тех энергосберегающих мероприятий, которые в результате анализа были отнесены к категории технологически эффективных, но экономически нецелесообразных для энергосервиса. В результате дополнительных улучшений бюджетное учреждение сможет показать второй денежный поток, сформировавшийся от дополнительной экономии энергоресурсов. Процесс уже запущен, подождем результатов.

    купить online журнал подписаться на журнал
    Поделиться статьей в социальных сетях:

    Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №7'2014

    распечатать статью распечатать статью PDF pdf версия


    Реклама
    Реклама на нашем сайте
    Яндекс цитирования

    Подписка на журналы

    АВОК
    АВОК
    Энергосбережение
    Энергосбережение
    Сантехника
    Сантехника
    Онлайн-словарь АВОК!


    Реклама на нашем сайте