Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член
Описание:

В период с апреля по ноябрь 2013 года Аналитический центр при Правительстве РФ провел мониторинг использования энергосервисной модели для энергоэффективной модернизации жилищного фонда и объектов коммунальной инфраструктуры. Итоги мониторинга показали, что на отечественном рынке существуют компании, обладающие материальными и интеллектуальными ресурсами для такой модернизации.

Ключевые слова: энергосервис

Модернизация жилищного фонда с использованием энергосервиса

Модернизация жилищного фонда с использованием энергосервиса

В период с апреля по ноябрь 2013 года Аналитический центр при Правительстве РФ (далее – АЦ РФ) провел мониторинг использования энергосервисной модели для энергоэффективной модернизации жилищного фонда и объектов коммунальной инфраструктуры. Итоги мониторинга показали, что на отечественном рынке существуют компании, обладающие материальными и интеллектуальными ресурсами для такой модернизации.

Динамика и структура энергопотребления жилищного фонда России

Сегодня жилищно-коммунальное хозяйство в целом, и жилищный фонд в частности (см. справку 1), является одним из основных потребителей энергоресурсов.

Сектор жилых зданий – крупный потребитель энергии, на долю которого от общего объема российской экономики приходится 23% первичной энергии; 21% конечной энергии; 42% конечной тепловой энергии; 16% конечной электроэнергии; 25% конечного природного газа и почти треть суммарного потребления природного газа.

СПРАВКА 1

Объемы жилищного фонда России

По данным Росстата на конец 2012 года жилищный фонд составил 19 971 тыс. зданий общей площадью жилых помещений 3 349 млн м2, в том числе в городских поселениях 2 425 млн м 2 (72,4 %). На конец 2013 года общая площадь жилищного фонда РФ превысила 3 400 млн м2.

Структурно жилищный фонд состоит из следующих секторов:
– 3 194 тыс. многоквартирных жилых домов (МКД) общей площадью 2 242 млн м2 (67 %),
– 16 766 тыс. индивидуальных жилых зданий (ИОЗ) общей площадью 1 058 млн м2 (31,6 %),
– общежития общей площадью 40 млн м2.

За 2000–2012 годы площадь жилищного фонда увеличилась на 20 %.

В 2012 году 64,6% потребления энергии в жилищном секторе пришлось на цели отопления, еще 18,3% – на ГВС, а на прочие нужды – около 17%.

К сожалению, эффективность потребления энергетических ресурсов жилым фондом крайне низка, что напрямую ведет к росту платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги (см. справку 2).

СПРАВКА 2

Расходы граждан на ЖКУ

В 2010 году доля расходов на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) в потребительских расходах домашних хозяйств вошла в «красную» зону за порогом доступности ЖКУ и оставалась в ней на протяжении 2011–2012 годов.

Существуют два порога доступности ЖКУ, «заступ» за их пределы приводит к снижению уровня сбора платежей. Первый, для среднего отношения «платеж за ЖКУ/доход», равен 7 %; второй для отношения «платеж за ЖКУ/бюджет прожиточного минимума (БПМ)», равен 15 %.

Повышать тарифы на ЖКУ можно только до тех пор, пока платежи за ЖКУ не превысят 7 % от среднего дохода населения и/или 15 % от БПМ.

При довольно значительной экономической нагрузке и росте расходов на коммунальные услуги в 12 раз в 2000–2013 годах большая доля россиян все еще не может получить надежные и качественные услуги по энергоснабжению жилища.


Данные ЦЭНЕФ, 2014 год

Барьеры внедрения энергосервиса в жилищной сфере

Пока внедрение энергосбережения в жилищную сферу продвигается крайне медленными темпами. Среди основных факторов, сдерживающих развитие энергосервиса в жилищной сфере, можно выделить следующие:

  • сложная процедура утверждения условий энергосервисного договора на общем собрании собственников;
  • необходимость взаимоувязать интересы множества участников отношений в сфере энергосервиса (собственники, управляющая компания, банк, энергосервисные компании);
  • отсутствие достоверной информации о техническом состоянии жилищного фонда, необходимой для выборки объектов энергосервиса;
  • отсутствие или неработоспособность приборов учета энергетических ресурсов, необходимых для осуществления расчетов по энергосервисному договору;
  • низкая информированность собственников, управляющих организаций и ТСЖ о механизмах и результатах мероприятий по энергосбережению.

Методика привлечения энергосервисных компаний в жилищную сферу

Для решения указанных проблем специалистами АЦ РФ подготовлена методика вовлечения энергосервисных компаний (ЭСКО) в модернизацию регионального жилищного фонда в рамках энергосервисных договоров (http://ac.gov.ru/events/announcements/01987.html). Ключевые задачи методики:

  • Формирование адресного перечня многоквартирных домов (МКД) региона, в которых энергосервисные мероприятия будут экономически оправданными как для собственников, так и для энергосервисной компании.
  • Создание в регионе постоянно действующей системы обучения всех ключевых групп участников отношений в сфере энергосбережения: собственников, управляющих организаций и ТСЖ, энергосервисных компаний.
  • Снятие организационных и нормативно-правовых барьеров.

Этапы внедрение методики

В настоящее время в некоторых российских регионах при непосредственном участии специалистов Аналитического центра и органов власти субъектов Российской Федерации реализуется первый (подготовительный) этап указанной методики1, куда входят следующие мероприятия:

  • Сбор информации и сплошной камеральный анализ жилищного фонда (по методикам АЦ РФ).
  • Первичная выборка объектов энергосервиса и запрос по ним дополнительной информации.
  • Формирование адресных перечней объектов для энергосервиса.
  • Организационно-методическая подготовка всех участников взаимодействия (НПА, методички, обучение).
  • Предпроектная подготовка энергосервисных мероприятий.
  • Организация и проведение общих собраний.

Далее начнется основной этап: заключение и реализация энергосервисных договоров в МКД, в который входят следующие мероприятия:

  • Заключение энергосервисного договора.
  • Реализация энергосберегающих мероприятий.
  • Достижение и поддержание планового уровня экономии ТЭР с обеспечением комфортных условий проживания.
  • Документационное оформление в соответствии с условиями договора.
  • Передача оборудования в состав общедомового имущества.

Экспертную поддержку всех регионов страны специалисты АЦ РФ обеспечить не могут, поэтому после завершения подготовительного этапа работ и перехода к заключению и исполнению реальных энергосервисных договоров необходимо создание центра компетенции, который поддерживал бы созданную систему энергоэффективной модернизации МКД и развивал ее. Роль такого центра могут принять на себя различного рода ассоциации и саморегулируемые организации, которым АЦ РФ передаст наработанные методики и посодействует в организации работы в регионах.

Обеспечить сохранение налаженной системы реализации энергосервиса в МКД позволит выполнение третьего – системного – этапа, для реализации которого необходимо формирование специализированной региональной нормативно-правовой базы и создание организационных условий.

Используемые данные

При разработке методики вовлечения энергосервисных компаний в энергоэффективную модернизацию регионального жилищного фонда в рамках энергосервисных договоров специалисты АЦ РФ выявили ряд критериев и показателей по объектам, публичное размещение которых позволит потенциальному инвестору (ЭСКО) принять решение о более детальном изучении объекта (энергоаудите) в целях вложения средств в его энергоэффективную модернизацию. Например, для МКД это технические характеристики дома и его инженерных систем, количество общедомовых приборов учета энергоресурсов по видам ресурсов и т.п., а также данные фактического потребления ресурсов.

При реализации конкретных пилотных проектов АЦ РФ собиралась информация о потреблении тепловой энергии:

  • характеристика отношений с поставщиком ресурсов,
  • схема теплоснабжения и тип подключения дома,
  • количество приборов учета тепловой энергии,
  • суммарное фактическое потребление МКД по всем вводам помесячно за три последних отопительных периода,
  • методы расчета с поставщиком, договорная нагрузка, нормативный температурный график,
  • схема присоединения системы отопления (зависимая/независимая), количество элеваторных узлов (при их наличии), наличие транзита на отопление (разгружен/не разгружен).

Критерии отбора МКД

На основании этого формировались адресные перечни МКД для проведения более глубокого (в том числе инструментального) анализа.

В адресные перечни подлежали включению дома, отвечающие определенным признакам.

Основные критерии отбора:

  • потребление тепловой энергии за 2013 год превысило 699 Гкал либо нагрузка превысила 0,30 (0,25) Гкал/ч;
  • зависимая система подключения теплоснабжения;
  • установлены приборы учета и по ним осуществляется расчет;
  • отсутствие транзит на отопление (либо он разгружен);
  • фактическое потребление превышает расчетную нагрузку.

Дополнительные критерии отбора:

  • присутствует хотя бы один элеваторный узел;
  • удельное потребление тепловой энергии превышает среднее значение удельного потребления для соответствующей серии в 2 раза и более;
  • превышение потребления тепловой энергии в 2013 году по сравнению с 2012 годом составляет более 10%.

Далее в указанных домах проводится полноценный энергоаудит и разрабатывается комплекс энергосервисных мероприятий.

План развития энергосервисных услуг в жилищном фонде

С учетом огромной социальной и политической значимости вопросов энергосбережения перед государством особо остро стоит задача поиска путей решения этой проблемы. В соответствии с поручением заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России от 22 ноября 2013 года № 4 в настоящее время ведется разработка плана мероприятий по совершенствованию государственного регулирования в области оказания энергосервисных услуг.

Планом предусматривается комплекс мер, направленных на развитие и совершенствование нормативной правовой базы в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Мероприятия предусмотрены по всем ключевым направлениям. Отдельно хотелось бы отметить раздел «Обеспечение развития энергосервисных услуг в жилищном фонде», включающий следующие задачи:

  • обеспечение правопреемственности новых собственников помещений многоквартирного дома по обязательствам, возникшим из энергосервисных договоров, заключенных в отношении многоквартирного дома, при продаже помещения;
  • создание дополнительных гарантий исполнения энергосервисного договора заказчиком при изменении способа управления многоквартирным домом или при смене лица, ответственного за управление многоквартирным домом;
  • обеспечение возможности делегирования собственниками помещений в многоквартирных домах на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме права подписания энергосервисного договора (контракта) определенному ими лицу в упрощенном порядке;
  • обеспечение сохранения мер социальной поддержки по оплате ЖКУ и энергосервисных услуг;
  • разработку методических рекомендаций по фиксации экономии, внесению информации в единый платежный документ и оплате энергосервисных договоров в многоквартирных домах с учетом действующих нормативно-правовых актов;
  • обеспечение условий для сбора и систематизации достоверной информации о системах коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, используемой для подготовки и заключения проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности по схеме энергосервисного контракта.  

 

1 Вся документация, разрабатываемая в ходе реализации проекта, размещается на сайте Аналитического центра при Правительстве РФ.

купить online журнал подписаться на журнал
Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №5'2014

распечатать статью распечатать статью PDF pdf версия


Реклама
Реклама на нашем сайте
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте