Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член
Summary:

Energy efficiency in construction. Harmonization of the national legislative framework

Yu. A. Tabunschikov, Professor, Correspondent Member of Russian Academy of Architecture and Construction Sciences, President of NP «AVOK»
A. L. Naumov, General Director of LLC «NPO TERMEK»

Keywords: regulatory documents, energy conservation, energy efficiency, rating of energy efficiency of buildings

The article is dedicated to the problems related to harmonization of the national regulatory framework on energy efficiency in construction identified in the course of implementation of Federal Law No. 261-FZ «On energy conservation and improvement of energy efficiency, and on modification of certain legislative acts of the Russian Federation».

Описание:

Ю. А. Табунщиков, профессор, член-корреспондент РААСН, президент НП «АВОК»
А. Л. Наумов,генеральный директор ООО «НПО ТЕРМЭК»

Статья посвящена проблемам, связанным с гармонизацией отечественной нормативной базы в области энергоэффективности в строительстве, выявленным в ходе реализациифедерального закона261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Энергоэффективность в строительстве.
Гармонизация отечественной нормативной базы

Прошло уже почти три года с момента принятия важного федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

В области строительства закон определяет три ключевых направления:

1. Стандартизация и маркировка энергоэффективности зданий и сооружений.

2. Организация приборного учета ресурсов, потребляемых зданиями и сооружениями.

3. Проведение энергетических обследований зданий и сооружений.

Не секрет, что основные положения федерального закона опираются на нормативную практику Европейского союза.

Об успехах наших западных соседей в области энергоэффективности в строительстве наш журнал неоднократно информировал читателей.

Первое направление предусматривает нормативное регулирование энергоемкости зданий и сооружений. За точку отсчета принимается 2009 год и уровень энергопотребления зданий, соответствующий нормативной базе этого периода.

В подзаконных актах должны были найти отражение базовые показатели удельного энергопотребления всех категорий зданий: жилых, общественных и производственных. К таким показателям относятся годовые удельные расходы тепловой энергии, электроэнергии, расчетные показатели расхода первичного топлива и эмиссии в атмосферу продуцируемого энергоисточниками углекислого газа. А далее для всех новостроек и реконструируемых зданий планка энергосбережения поднимается на 15% к 2013 году, на 30% к 2016 году и на 40% к 2020 году.

Объективный контроль фактического энергопотребления должен был обеспечить повсеместный приборный учет всех ресурсов в зданиях.

Квалифицированный анализ фактического энергопотребления и выработку рекомендаций по повышению энергоэффективности зданий предусмотрено выполнять в процессе обязательных и добровольных энергетических обследований.

Все основные подзаконные акты должны были быть разработаны ведущими министерствами в течение одного года после выхода закона № 261-ФЗ.

Надо отметить, что в Европейском союзе нормативная база энергоэффективности в строительстве действует уже более 10 лет, непрерывно совершенствуется, и логично было бы актуализировать уже апробированные нормативы в наших документах.

К сожалению, по истечении трех лет приходится констатировать, что разработка и введение в действие подзаконных актов к федеральному закону № 261-ФЗ провалены по всем трем направлениям.

1. Нормативы базовых показателей удельного энергопотребления зданиями и сооружениями отсутствуют. Содержащиеся в СП 50.13330.2011 «Тепловая защита зданий» данные в какой-то степени отражают тепловое потребление зданий, но никак не электропотребление, расход первичного топлива и эмиссию углекислого газа в атмосферу. Попытки Министерства регионального развития РФ выпустить приказ, регулирующий требования к энергоэффективности зданий, базирующиеся на упомянутом Своде правил, до сих пор не реализованы. Отсутствие корректных требований по энергоэффективности создает неопределенную ситуацию с проектированием, строительством и реконструкцией зданий.

2. Обеспечить реализацию законодательных требований по учету ресурсов в зданиях и сооружениях удалось далеко не в полной мере. Проблема поквартирного учета теплоты остается открытой. Приобретение приборов учета ресурсов возложено на собственников зданий, а в жилом секторе не у всех жителей хватает средств на оплату коммунальных услуг.

3. Самая интересная ситуация сложилась в сегменте энергетических обследований. Объем энергетических обследований в стране растет и уже составляет несколько миллиардов рублей в месяц.

 

В некотором смысле для определения базовых показателей можно опираться на указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» и постановление Правительства РФ от 25 января 2011 года № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов», на основании которых можно считать, что базовые показатели соответствуют уровню 2007 года. Дело в том, что в указе Президента № 889 в качестве точки отсчета для снижения энергоемкости ВВП выбраны показатели 2007 года, а в постановлении Правительства № 18 введен термин «базовые показатели».

Без ответа остаются простые вопросы:

А. Какие показатели и по какой методике определяются в результате обследования? Чему должны соответствовать эти показатели? Ведь до настоящего времени отсутствует подзаконная нормативная база требований к энергоэффективности зданий и сооружений. Должен ли энергетический паспорт, разрабатываемый Министерством энергетики, соответствовать требованиям энергоэффективности, разрабатываемым Министерством регионального развития?

Б. Если обязательные энергетические обследования – инструмент контроля и мониторинга энергоемкости и повышения энергоэффективности объектов недвижимости, то какую долю энергопотребления этого сектора в стране он охватывает?

Наибольший сегмент в недвижимости составляют жилые и коммерческие здания площадью до 10–15 тыс. м2 (около 60% всех эксплуатируемых зданий). Обследованиям же подлежат только очень большие объекты площадью свыше 25–30 тыс. м2, стоимость потребленных энергоресурсов в которых превышает 10 млн руб. в год.

Получается, что закон продиктован заботой о создании платежеспособного рынка для энергоаудиторов, а никак не заботой о повышении энергоэффективности всего фонда недвижимости.

В. Если в здании имеются приборы коммерческого учета ресурсов, почему его владелец не имеет права задекларировать на основе их показаний показатели энергоэффективности, не обращаясь к энергоаудиторам?

Почему стоимость энергетических обследований аналогичных объектов отличается в разы?

Кто и по каким критериям осуществлял проверку закона и подзаконных актов на коррупционность?

Обратимся к опыту Европейского союза в нормировании энергоэффективности зданий и сооружений.

В 2010 году была принята новая уточненная редакция Европейской директивы по энергетическим характеристикам зданий EPBD-2010 (Energy Performance of Building Directive).

Директива поддерживается более чем 40 стандартами EN, утвержденными Европейским комитетом по стандартизации (Comitе´ Europе´en de Normalisation, CEN).

Открывают директиву общие положения, описывающие структуру директивы, ее цели и задачи (стандарт EN 15615).

Раздел 1. Стандарты, характеризующие расчет общего потребления энергии в здании (стандарты EN 15603, EN 15217, EN 15459).

В этом разделе определяются подходы к показателям энергопотребления в зданиях, способы и методы интеграции различных энергоресурсов (теплота, электроэнергия, топливо).

Устанавливаются виды энергетических характеристик, методология энергетической сертификации зданий.

Предлагается модель оценки экономической целесообразности применения тех или иных инженерных и строительных решений, энергосберегающих мероприятий (EN 15459).

Раздел 2. Стандарты, устанавливающие методы расчета энергопотребления отдельными инженерными системами и зданием в целом.

EPBD-2010 рассматривает здание как функционально связанный, единый энергетический комплекс.

Теплоснабжению зданий от различных источников энергии посвящена серия стандартов EN 15316.

Регламент выбора исходных данных для энергетических расчетов устанавливает стандарт EN ISO 13790. На основе этих данных проводится динамическое компьютерное моделирование или выполняются расчеты по упрощенной модели. В любом случае расчетные программы должны пройти национальную или международную сертификацию.

К этому же разделу относятся стандарты, посвященные методам расчета систем охлаждения (EN 15243), вентиляции (EN 15241), освещения (EN 15193) и автоматизированным системам управления инженерным обеспечением здания (EN 152332).

Надо отметить, что все эти стандарты ориентированы на рассмотрение возможности интеграции в здание возобновляемой и нетрадиционной энергетики.

Раздел 3. Стандарты, определяющие нагрузки на отопление и охлаждение здания (EN ISO 13790).

Этот стандарт устанавливает правила расчета теплоэнергетического баланса здания на основе:

  • трансмиссионных теплопотерь (теплопоступлений) через ограждающие конструкции зданий;
  • инфильтрации в здание наружного воздуха;
  • внутренних тепловыделений от людей, оргтехники, освещения, технологического оборудования;
  • инсоляции через светопрозрачные ограждения.

Балансы рассчитываются часовые или для продолжительных периодов (неделя, месяц, сезон, год). Балансы непосредственно связаны с наружными и внутренними климатическими условиями и режимами эксплуатации зданий.

Раздел 4. Он посвящен так называемым поддерживающим стандартам, определяющим правила выбора условий функционирования зданий:

  • теплофизические характеристики ограждающих конструкций зданий (EN ISO 6946, EN ISO 13370, EN ISO 10077–1, EN 13947, EN ISO 14683);
  • вентиляция, инфильтрация, воздухообмен (EN 15242);
  • инсоляция, эффективность солнцезащитных устройств (EN 12216, EN 13659);
  • внутренний микроклимат и строительная климатология (EN 15251, EN ISO 15927);
  • терминологические стандарты (EN ISO 7345, EN ISO 9288, EN ISO 9251, EN 12792).

Раздел 5. Стандарты, обеспечивающие мониторинг и верификацию маркировки и сертификации энергоэффективности зданий.

НП «АВОК» в 2011 году с привлечением ряда ведущих организаций по поручению Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) разработало концепцию нормативного обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности зданий и сооружений.

В основу концепции положены принципы гармонизации отечественной нормативной базы с основными положениями Европейской директивы EPBD-2010 и ее базовыми стандартами.

К числу таких базовых стандартов следует отнести:

EN 15217. Энергетическая эффективность зданий: методы представления энергетической эффективности и энергетической сертификации зданий.

Содержание:

a) Показатели, используемые для представления энергетической эффективности зданий в целом, включая отопление, вентиляцию, кондиционирование воздуха, горячее водоснабжение и систему освещения.

б) Способы выражения потребности в энергии при проектировании новых зданий и реконструкции существующих зданий.

в) Процедуры для определения базовых значений показателей и оценочных характеристик.

г) Способы построения схем энергетической сертификации.

EN 15603. Энергетическая эффективность зданий: общее потребление энергии и определение уровней энергопотребления.

Содержание: настоящий стандарт устанавливает общие правила для оценки потребления энергии зданием и порядок расчета уровней потребления энергии с точки зрения первичной энергии, выбросов CO2 и других параметров, определяемых национальной энергетической политикой. Отдельные стандарты используются для расчета энергопотребления для различных систем по обслуживанию здания и получения результатов, которые используются совместно, чтобы показать общее потребление энергии.

EN 15241. Вентиляция зданий: методы расчета потерь энергии на вентиляцию и инфильтрацию в коммерческих зданиях.

Содержание: описывается метод расчета влияния на энергопотребление здания систем вентиляции (в том числе проветривания). Взаимосвязанный с вентиляцией расчет нагрузок на отопление и охлаждение. Цель – описать, как рассчитать характеристики (температуру, влажность) воздуха на входе в здание и соответствующую энергию, требуемую для приведения воздуха в нормальное состояние, в пересчете на требуемую тепловую и электрическую энергию.

EN 15232. Энергетическая эффективность зданий. Влияние автоматизации здания, систем управления зданием и систем менеджмента здания.

Содержание: определяет эффективность стандартизированных функций энергосбережения и оптимизации режимов работы систем автоматизации и управления зданием и систем и служб управления инженерными системами зданий. Обобщает методы для расчета/оценки потребности в энергии для отопления, вентиляции, охлаждения, горячего водоснабжения и освещения зданий и представляет результаты энергосбережения и энергоэффективности в зданиях путем применения различных функций сбережения энергии методами управления инженерных систем.

EN 15193. Энергетическая эффективность зданий: потребность в энергии для освещения.

Содержание: определяет методику расчета для оценки количества энергии, используемой на освещение в здании, и предлагает количественный индикатор для потребности в энергии на освещение, который можно использовать с целью сертификации.

EN ISO 13790. Энергетическая эффективность зданий – расчет потребления энергии для отопления и охлаждения.

Содержание: предлагает методы расчета для оценки годового потребления энергии для целей отопления и охлаждения жилых и нежилых здания или их частей. Включает расчет теплообмена при теплопередаче и вентилировании здания, когда происходит нагрев или охлаждение до постоянной внутренней температуры; влияния внутренних источников тепла и инсоляции на тепловой баланс здания; годовой потребности в энергии на отопление и охлаждение; годовой потребности в энергии, необходимой для функционирования системы отопления и охлаждения здания; дополнительного годового потребления энергии, необходимой для системы вентиляции. Здание может иметь несколько зон с различными установленными температурами и может иметь прерывистый процесс нагрева и охлаждения. Расчетный период составляет один месяц или один час, или отопительный сезон или сезон охлаждения.

Гармонизация этих стандартов с учетом действующей строительной нормативной базы позволит решить одну из главных проблем, тормозящих реализацию федерального закона № 261-ФЗ, – создание нормативно-методического обеспечения сертификации и маркировки энергоэффективности зданий и сооружений, принятие соответствующих подзаконных актов.

Национальное объединение строителей планирует уже в этом году приступить к разработке первых приоритетных стандартов.

Литература

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  2. Приказ от 17 февраля 2010 года № 61 Министерства экономического развития Российской Федерации «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года № 67 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения полномочий федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».
  4. Приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 19 апреля 2010 года № 182 «Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования».
  5. Наумов А.Л., Шилькрот Е.О. Удельные затраты тепла на отопление и вентиляцию жилых и общественных зданий : сб. ХI научно-практической конференции «Проблемы управления качеством городской среды». М., 2007.
  6. Наумов А.Л. Маркировка энергоэффективности оборудования // АВОК. – 2006. – № 8.
  7. Табунщиков Ю.А., Бродач М.М., Шилкин Н.В. Энергоэффективные здания. М. : АВОК-ПРЕСС, 2003.
купить online журнал подписаться на журнал
Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “АВОК” за №6'2012

распечатать статью распечатать статью


Статьи по теме

Реклама
Реклама на нашем сайте
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте