Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член

Биллинг и мониторинг в системах муниципального теплоснабжения

Энергосбережение в системах муниципального теплоснабжения (СМТ) перестало быть лишь модной темой, обсуждаемой на научных семинарах, а начало претворяться в жизнь – принят целый ряд программ, федеральных и региональных законодательных актов, которые стали основой для реальных проектов в целом ряде городов и регионов России.

Накоплен первый опыт. Наряду с бесспорными успехами следует признать, что процесс повышения энергоэффективности СМТ идет медленно. С трудом формируются финансовые механизмы энергосбережения. Реальная итоговая отдача от внедрения энергосберегающих мероприятий, если такая объективная оценка вообще проводится, зачастую оказывается меньше заявленной в начале проектов. Вопрос администраторов «где же деньги от полученной экономии?» нередко ставит авторов проектов в весьма деликатное положение. Парадокс ситуации заключается в том, что именно повышение эффективности СМТ позволит существенно оздоровить городские бюджеты и сделать эту отрасль привлекательной для инвестиций.

Как сложная система СМТ не может быть объективно оценена и тем более эффективно модернизирована без учета не только технических, но, главным образом, экономических, институциональных и социальных аспектов, оказывающих влияние на ее функционирование. Сложности, возникшие на первом этапе внедрения энергоэффективных технологий, в основном обусловлены попытками решить все проблемы чисто технологически. Обреченность «лобовой» технологической атаки на реконструкцию СМТ подтверждается также и тем, что прогнозируемые масштабы затрат на капитальную реконструкцию столь велики, что в ближайшие 5–10 лет внедрение полного комплекса мероприятий по энергосбережению в СМТ представляется технически и экономически не реализуемым. Вместе с тем ресурс экономических и институциональных преобразований оказался практически не используемым.

Главным направлением по модернизации СМТ на сегодняшний момент представляется наведение порядка при существующих тепловых мощностях – грамотное распределение и потребление имеющегося тепла, сокращение его непроизводительных потерь. На этом переходном этапе внедрение малобюджетных мероприятий, включение экономических механизмов и проведение разумных институциональных реформ представляются весьма актуальными и своевременными.

К таким мероприятиям следует отнести внедрение процедур биллинга и мониторинга.

Биллинг – совокупность институциональных, технических и организационных мероприятий, направленных на оказание платной услуги по измерениям, обработке результатов и проведению платежей абонентов, являющихся потребителями ресурса коллективного доступа. Услуга предоставляется биллинговой компанией (жилищно-эксплуатационной компанией) группе абонентов. Как правило, биллинг осуществляется для абонентов, которые являются конечными потребителями ресурса. К участникам процесса биллинга следует также отнести предприятия, занимающиеся производством и транспортировкой ресурса коллективного доступа.

Мониторинг – процесс, обеспечивающий постоянное оперативное получение достоверной информации о функционировании объекта. В случае СМТ мониторинг должен обеспечивать оценку эффективности производства, транспортировки и потребления тепловой энергии на уровне физических и экономических показателей.

Для процедуры биллинга важны следующие условия:

1. Потребитель имеет техническую возможность регулировать потребление тепла (например, с помощью автоматизированного индивидуального теплового пункта (ИТП), радиаторных термостатов или простых механических вентилей, установленных на радиаторах отопления).

2. Потребитель (биллинговая компания) имеет техническую возможность измерять (оценивать) объем индивидуального потребления тепловой энергии каждой квартирой, например, с помощью распределителей оплаты тепла испарительного или электронного типа, установленных на радиаторах отопления и домового теплосчетчика.

3. Услуга по теплоснабжению (отопление и ГВС) оказывается с должным уровнем качества и установлена взаимная ответственность за соблюдение договорных обязательств между всеми участниками СМТ.

4. Установлены справедливые и обоснованные тарифы на теплоснабжение, которые в сочетании с соблюдением условий 1-3 экономически стимулируют потребителя экономить тепловую энергию сокращая свои платежи.

При соблюдении условий 1-4, когда потребитель заключает договор с биллинговой компаний на предоставление услуги биллинга, а биллинговая компания, в свою очередь, осуществляет расчеты с теплоснабжающими предприятиями, мы получим эффективную модель, широко распространенную в западных странах. Ключевые проблемы, сдерживающие внедрение этой модели в России, в основном сводятся к следующему:

5. Отсутствие средств на переоборудование существующих систем отопления.

6. Недостаточная информированность и сформировавшийся десятилетиями менталитет жителей, не воспринимающих тепловую энергию как товар, который можно покупать в зависимости от потребности, и, как следствие, нежелание экономить тепло и тем более вкладывать собственные средства в модернизацию зданий и систем отопления.

7. Неопределенность процедур биллинга на уровне местных и региональных законодательных актов.

Главным на сегодняшний момент представляется преодоление препятствий 6 и 7 с целью привлечения инвестиций в СМТ и поэтапного внедрения биллинга – прозрачной и справедливой системы учета и платежей, позволяющей отслеживать и контролировать всю цепочку платежей в единых измерениях, а именно в измерениях тепла как товара (Гкал, МВт•ч).

На первом этапе должны быть решены главные задачи:

- ломка сложившихся стереотипов (в том числе с использованием средств массовой информации);

- переход от оплаты за тепло как за услугу к оплате по фактическому потреблению тепла (как товара);

- формирование у жителей стимулов к энергосбережению и созданию условий для инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство (преодоление препятствия 5);

- нормализация и подконтрольность системы платежей за тепло. С одной стороны, теплоснабжающие организации выставляют счета за поставленное тепло, для получения дотаций, субсидий и льгот как за товар. При этом стоимость формируется из объема поставленного тепла (товара) (Гкал) и действующего тарифа. С другой стороны, для жителей стоимость оплаты за тепловую энергию формируется из размера отапливаемой площади (м2) и действующего норматива вне зависимости от реального потребления и качества теплоснабжения.

Подобная практика является не только отличной питательной средой для всевозможного рода злоупотреблений, она «обрекает» жилищные организации и тепловые компании на бесперспективный, убыточно-затратный финансовый механизм. При этой системе платежей быть убыточным – выгодно!

Существенно проще вопросы биллинга решаются товариществами собственников жилья (ТСЖ). Однако удельный вес ТСЖ пока невелик. Всего в России зарегистрировано 4,5 тыс. ТСЖ, что составляет не более 1,5 % от всего жилого фонда. Приблизительно в 50 % зданий ТСЖ установлены теплосчетчики. Для этих зданий 90 % ТСЖ осуществляют распределение платежей по показаниям теплосчетчиков и общей площади квартир. Внедрение биллинга в ТСЖ составляет около 0,67 % по России в целом.

Мониторинг систем теплоснабжения необходим для соблюдения условий 3 и 4. Биллинг независимо от технологий, применяемых для проведения расчетов, не может быть реализован в отрыве от мониторинга и паспортизации объектов СМТ. Только комплексный подход, когда мониторинг охватывает все элементы и всех участников СМТ (от котельной до потребителя), позволит получить реальную экономию.

В той или иной форме отдельные элементы биллинга и мониторинга присутствуют в действующих системах расчетов и выписки счетов.

Рассмотрим основные процедуры биллинга.

- Потребление горячей и холодной воды. Практически единственным способом поквартирного учета потребления воды, является установка счетчиков. Потенциал экономии от внедрения такого мероприятия оценивается от 25 до 50 %.

На ближайшие годы едва ли будет найдено другое решение по учету ГВС с приемлемым соотношением цена – точность – экономия.

- Потребления тепловой энергии на отопление. Здесь дело обстоит не так просто. К числу главных препятствий относятся следующие:

- Житель получает тепло в процессе оказания услуги. В качестве критерия качества оказания услуги принимается температура в помещении. Если температура соответствует критерию «не ниже 18 °C», то услуга считается оказанной и должна быть оплачена по действующему нормативу.

- Температура внутри помещения не может быть использована для оценки количества поставляемого тепла. В разных зданиях для отопления одной и той же площади может расходоваться разное количество тепловой энергии – различия могут составлять до 40–60 % только за счет различных характеристик зданий. Следует также принять во внимание укоренившуюся привычку регулировать температуру форточками и повсеместное разбалансирование систем отопления.

- Руководствуясь принципом соблюдения социальной справедливости, норматив (тариф) на отопление устанавливается единым не только для целых городов, но и целых областей! Такая ситуация приводит к перекрестному финансированию, стимулирует рост тарифов и полностью устраняет какие-либо стимулы в повышении энергоэффективности не только у производителей, но и у потребителей тепла.

- Тепловая энергия не воспринимается жителями как товар, который нужно покупать. Тепло рассматривается как некоторая данность – своеобразное приложение к квартире.

Первоначально рассматривалась только задача биллинга. Однако первые шаги показали, что без мониторинга работы СМТ задача биллинга практически не может быть решена. Поэтому в качестве первоочередной была поставлена задача разработки методик мониторинга СМТ. Другими словами, прежде чем выставлять жителю счет («по факту») за потребленные энергоресурсы, следует ответить на вопросы:

- соответствует ли фактическое потребление разумным санитарным, техническим и экономическим нормативам?

- в какой степени тариф на эти энергоресурсы является справедливым и обоснованным?

- каковы реальные потери тепловой энергии и теплоносителя в СМТ?

Актуальность первоочередной постановки задачи мониторинга подтверждается также и теми обстоятельствами, что, с одной стороны, задолженности местных администраций перед теплоснабжающими компаниями не уменьшаются, что порождает массу проблем, вызывающих социальную напряженность, с другой стороны, реальное качество теплоснабжения, как правило, остается на весьма низком уровне. Добавив к этому проблему неплатежей  и слишком большого износа основных фондов, мы замкнем круг проблем, в котором вынужденно «вращается» большинство муниципальных администраций. У этих проблем нет и не может быть одного, простого, интуитивно понятного решения. Задача нормализации ситуации в СМТ может и должна быть решена только в комплексе:

- без мониторинга невозможна нормализация платежей и оценка справедливости тарифа;

- не имея объективных данных о работе СМТ, невозможно сколько-нибудь грамотно проводить ее модернизацию;

- без модернизации СМТ с учетом неизбежного роста цен на энергоносители и сверхнормативного износа основных фондов разговоры о качестве теплоснабжения и справедливом тарифе не более чем декларации.

Мониторинг является совершенно необходимой обратной связью, без которой эффективное управление и совершенствование СМТ невозможно.

При внедрении биллинга и мониторинга важен правильный анализ реальных целевых функций участников СМТ.

Таблица 1
Участники
СМТ
Цели Пути
достижения
целей
функциональ-
ные
финансовые
Городские
администра-
ции
Обеспечение
заданных усло-
вий прожива-
ния при мини-
муме жалоб
жителей
Минимиза-
ция платежей
из бюджета
Администра-
тивные эко-
номические
методы, та-
рифная поли-
тика
Энергоснаб-
жающие
предприятия
Стабильная и
безаварийная
работа элек-
тро- и тепло-
генерирую-
щих установок
Получение
прибыли от
реализации
электриче-
ской и тепло-
вой энергии
«Гибкая» та-
рифная поли-
тика, отклю-
чение потре-
бителей
Мелкие ко-
тельные и
ЦТП, не яв-
ляющиеся са-
мостоятельны-
ми предприя-
тиями
Стабильная и
безаварийная
работа тепло-
генерирую-
щих установок
Своевремен-
ное получе-
ние заработ-
ной платы
Поддержа-
ние стабиль-
ного режима
в пределах
лимитов
Жилищно-
эксплуата-
ционные
предприятия
Минимизация
аварийных си-
туаций и жа-
лоб жителей
на качество те-
плоснабжения
Своевремен-
ное получе-
ние заработ-
ной платы
Регулировка
систем ото-
пления по
критерию
минимума
жалоб
Жители Дома должно
быть тепло!
Минимиза-
ция платежей
Жалобы,
неплатежи

Анализ этих целевых функций показывает, что на сегодня только городские администрации имеют возможность и реально заинтересованы как в получении достоверных данных о работе, так и в повышении эффективности СМТ. Жители являются важнейшими и в перспективе главными участниками процесса энергосбережения. Однако на начальном этапе, когда отсутствует прямая связь между платежами и качеством услуг, взаимоотношения жителей с другими участниками процесса формулируются предельно просто: «Мы платим, значит должно быть тепло, и больше нас ничего не интересует». Технические последствия такой позиции далеко не так однозначны. Энергетические аудиты показывают, что жители оценивают ситуацию в квартирах следующим образом:

- «тепло» – 23…25 °C;

- «нормально» – 21…22 °C;

- «не холодно» – 19…20 °C;

- «холодно» – 18 °C.

Как исключение, 18 °C оценивается «не холодно» только в тех квартирах, где ранее было 14–16 °C. Запрограммированный, но не оплачиваемый перетоп составляет минимум 3–5 °C. Анализ количества открытых форточек, незаклеенных окон и других источников потерь тепла дает еще более удивительные данные. Как правило, посильным утеплением занимаются только те жители, которым «холодно» и «не холодно». Наименьший процент открытых форточек у тех, кому «нормально», наибольший – у тех, кому «тепло». Жители, у которых в квартирах «тепло», практически не заклеивают окна.

Показательна позиция жилищных организаций, в домах которых были установлены системы учета и регулирования потребления тепла в зданиях. Основным критерием в их работе на сегодня является отсутствие жалоб на отопление со стороны жителей. При отсутствии стимулов к энергосбережению это ведет к следующей ситуации:

А – жители жалуются, когда «холодно», и не жалуются, когда «тепло»;

Б – если отключить автоматику в доме, будет теплее, количество жалоб уменьшится – проблем будет меньше;

В – если включить автоматику, появится экономия тепла, но могут появиться сложности с «плохими» стояками – проблем будет больше;

Г – жалобы жителей влияют на оценку руководства;

Д – экономия тепловой энергии не влияет на оценку руководства.

Несложно сделать вывод, что аргументы А, Б и Г перевешивают аргументы В и Д. Главное – пока реально существует аргумент Д и отсутствует независимый контроль со стороны администрации (мониторинг!), энергосбережение на уровне зданий будет крайне неэффективным.

Важным аспектом при внедрении процедур биллинга и мониторинга является оценка оснащенности приборами учета тепла объектов СМТ.

Таблица 2
Базовые технологиче-
ские схемы СМТ
Уровни учета тепловой энергии
На источни-
ках тепла
II
На границах раздела
III
На уровне
отдельных
зданий
IV
На уровне
отдельных
квартир
ЦТП Тепловые
камеры
Централизованное теплоснабжение
ТЭЦ 100 % 60 % более 2 % более 2 % более 0,01%
Районные котельные 90 % 50 % более0,5 % более 2 % более 0,01%
Квартальные котельные
10 МВт и более
80 % - - более 2 % более 0,01%
Мелкие квартальные
котельные до 10 МВт
30–70 %
(в зависи-
мости от
мощности)
- - более 2 % более 0,01%
Децентрализованное (местное) отопление
Крышные котельные и
новые пристроенные
котельные
100 % - - 100 % более 5 %
Старые подвальные и
пристроенные котельные
5 % - - 5 % 0 %
квартирное отопление 100 %
(по газу)
- - - 100 %
(по газу)

На ТЭЦ и крупных котельных учет тепла находится в удовлетворительном состоянии. В целом ряде городов, где границами раздела собственности являются ЦТП, оснащенность приборами учета уже сейчас приближается к 100 %. Несколько сложнее дело обстоит с учетом на тепловых камерах (ТК). Как правило, для установки счетчиков требуется реконструкция ТК со строительством надземного павильона. Практика показывает, что теплосчетчик на ТК окупается в первый же год эксплуатации. Установка теплосчетчиков на отдельных зданиях отстает от требований времени. Здесь сказываются как экономические, так и технологические проблемы. Дело не только в нехватке средств. Системы отопления большинства зданий были спроектированы без учета возможности установки тепло-счетчиков. Поэтому для коммерческого учета потребляемой тепловой энергии требуется не только реконструкция ИТП здания, но зачастую и внесение изменений в систему разводки отопления здания. Это существенно удорожает модернизацию. Следует признать, что в ближайшее время рассчитывать на качественный скачок в этой области не приходится. Поквартирные системы учета (за исключением счетчиков горячей и холодной воды), не считая отдельных элитных зданий или демонстрационных пилотных проектов, в России практически отсутствуют. Ожидать здесь существенного прогресса в ближайшее время также не приходится.

Выводы

1. Паспортизация СМТ, мониторинг и биллинг следует рассматривать как первоочередные, малозатратные и эффективные технологии, внедрение которых позволит оптимизировать выработку и потребление тепловой энергии в СМТ и упорядочить систему платежей. Следствием этого станет создание нормальной экономической ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве и стимулов к повышению энергоэффективности.

2. Мониторинг априори должен базироваться на независимой оценке параметров эффективности СМТ, на основе укрупненных базовых показателей – индикаторов. Например:

- уровень топливной составляющей в тарифе;

- совокупный удельный расход ресурсов (топливо, электроэнергия, вода, химреагенты) на единицу тепловой энергии отпущенной в сеть;

- реальные потери энергии и воды на единицу длины тепловой сети (Вт/м, л/м) для заданного диапазона плотности тепловой нагрузки (МВт/км). Существующая практика оценки потерь в сетях (%) ни в коей мере не отражает реальное положение дел;

- удельное потребление энергии на отопление, приведенное к отапливаемому объему и площади для выборки групп идентичных зданий.

3. Для снижения стоимости, повышения оперативности и достоверности мониторинга в качестве исходных данных следует использовать минимальный набор доступных, трудно фальсифицируемых данных:

- объемы потребления ресурсов на источнике;

- отапливаемые объемы и площади. (Попробуйте поделить отапливаемые объемы на площади для нескольких микрорайонов и/или зданий в вашем городе. Полагаю, что полученные результаты вам будут интересны…);

- среднесуточные температуры в течение отопительного периода;

- число проживающих жителей и т. п.

4. Внедрение мониторинга и впоследствии биллинга следует проводить поэтапно с учетом существующего приборного оснащения. По мере установки приборов учета и изменения рыночной ситуации следует плавно переходить к полномасштабному биллингу на основе передовых технологий.

К сожалению, ограниченные размеры статьи не позволяют детально рассмотреть все нюансы, которые необходимо учитывать при реализации методик на практике. На обсуждение вынесены лишь наиболее принципиальные положения, которые, по мнению автора, являются ключом к решению рассмотренных вопросов. Проблема назрела и требует безотлагательного решения. Мы готовы поделиться своими наработками и продолжить более детальное обсуждение рассмотренных вопросов.

По всем вопросам просьба обращаться по адресу: 600026, Владимир, Малые Ременники, д. 9

Тел./факс: (0922) 32-2245, 32-4906

Е-mail: vic@ets.elcom.ru

Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №5'2003

распечатать статью распечатать статью


Реклама
Реклама на нашем сайте
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте