Движение России к углеродной нейтральности. Дорожная карта как инструмент перехода от риторики к практике
Russia's transition to carbon neutrality. A road map as a tool for moving from discussion to practice
I. A. Bashmakov, General Director, XXI Century Energy Efficiency Center (CENEF-XXI)
Keywords: carbon neutrality, greenhouse gases (GG), road map, decarbonization policy, low-carbon technologies (LCT)
The objective of reaching carbon neutrality by 2060 is included in the Climate Doctrine of the Russian Federation. However many decarbonization plans lack specifics. In order to make the decarbonization actions understandable, coordinated at all decision making and implementation levels, and receive a wide public support we need a clear and comprehensible action plan - a road map. Development of the economy decarbonization road maps became an important tool of the climate policy, allowing for coordination of actions of the stakeholders.
Задача выхода на углеродную нейтральность не позднее 2060 года сформулирована в Климатической доктрине Российской Федерации. Однако многим планам по декарбонизации не хватает конкретности. Для того чтобы действия по декарбонизации были понятны, согласованы на всех уровнях принятия и реализации решений и получили широкую общественную поддержку, нужен ясный и понятный план действий – дорожная карта. Разработка дорожных карт декарбонизации экономики стала важным инструментом климатической политики, позволяя скоординировать действия заинтересованных сторон.
Движение России к углеродной нейтральности.
Дорожная карта как инструмент перехода от риторики к практике
Задача выхода на углеродную нейтральность не позднее 2060 года сформулирована в Климатической доктрине Российской Федерации. Однако многим планам по декарбонизации не хватает конкретности. Для того чтобы действия по декарбонизации были понятны, согласованы на всех уровнях принятия и реализации решений и получили широкую общественную поддержку, нужен ясный и понятный план действий – дорожная карта. Разработка дорожных карт декарбонизации экономики стала важным инструментом климатической политики, позволяя скоординировать действия заинтересованных сторон.
Актуальность создания дорожной карты связана с тем, что в 2025 году, согласно положениям Парижского соглашения, Россия должна подготовить второй определяемый на национальном уровне вклад (ОНУВ) с новым, более амбициозным по сравнению с предыдущей версией ОНУВ целевым показателем сокращения выбросов парниковых газов к 2035 году. Второй вариант ОНУВ, по-видимому, как и первый, будет оформлен указом президента Российской Федерации и представлен в секретариат РКИК ООН к концу 2024 года. Операционный план2 также предполагает утверждение целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов для отраслей и секторов экономики.
Развилки на дорожных картах
Дорожная карта должна обеспечить: правильную расстановку приоритетов; ясность основных и промежуточных стратегических целей; согласованность как целей, так и мер по их достижению; разделение труда и координацию действий всех сторон по достижению целей; а также заложить базу для переговоров с ключевыми сторонами и обеспечить основу для принятия (при необходимости) компромиссных решений.
Эволюция взглядов на перспективную динамику выбросов отразилась в повышении амбиций России по контролю за выбросами парниковых газов (процентное снижение по сравнению с уровнем 1990 года): • 0 % в 2008–2012 годах: Россия обязалась (Киото, 1997 год) не превышать уровень выбросов 1990 года в 2008–2012 годах (достигнуто); • 25 % к 2020 году: Россия обязалась (Копенгаген, 2009 год) удерживать выбросы до 2020 года ниже 75 % от уровня 1990 года (достигнуто); • 20–25 % к 2030 году: Россия обязалась (Париж, 2015 год) ограничить выбросы парниковых газов к 2030 году ниже 70–75 % от значения 1990 года; • 30 % к 2030 году: Россия обязалась (указ президента РФ от 4 ноября 2020 года № 666) удерживать уровень выбросов до 2030 года ниже 70 % от уровня 1990 года; • Россия – ЕС – 1:1. Весной 2021 года была поставлена цель: добиться, чтобы совокупные нетто-выбросы парниковых газов в России к 2050 году не превысили объемов выбросов в ЕС; • 80 % к 2050 году: Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низкими выбросами парниковых газов до 2050 года требует снижения нетто-выбросов парниковых газов на 80 % по сравнению с уровнем 1990 года и на 60 % по сравнению с уровнем 2019 года; • 100 %: углеродная (парниковая) нейтральность к 2060 году. В октябре 2021 года Россия объявила о цели достижения углеродной нейтральности к 2060 году, что в октябре 2023 года было зафиксировано документально в «Климатической доктрине Российской Федерации» в следующей формулировке: «достижение баланса между антропогенными выбросами парниковых газов и их поглощением»; • Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низкими выбросами парниковых газов до 2050 года дает мало количественных характеристик и только до 2050 года. Это не позволяет сформировать дорожные карты ни для экономики в целом, ни для отдельных секторов. Кроме того, в целевом сценарии Стратегии углеродная нейтральность не достигается. Пути достижения Россией статуса углеродной нейтральности к 2060 году еще недостаточно изучены и не нанесены на дорожные карты. Отчасти это связано с нехваткой долгосрочных моделей с горизонтом до 2060 года – как для всей экономики, так и для основных секторов выбросов. Более ранние прогнозы в основном ограничивались горизонтом до 2050 года. Однако после 2022 года появились первые сценарные оценки до 2060 года, которые позволяют выявить развилки в стратегиях достижения углеродной нейтральности. |
В дорожной карте много развилок. Первая: переход на низкоуглеродную модель развития тормозит или ускоряет экономический рост? Этот вопрос возник еще при подготовке Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низкими выбросами парниковых газов до 2050 года, и после долгих дискуссий возобладала вторая точка зрения. Появились два принципиально разных видения стратегии декарбонизации: Forest First (2F, эта траектория дает замораживание выбросов ПГ до 2030 года. По сути, это сценарий «заброшенной России», покинутой ее населением) и Forest Last (эта траектория обеспечивает достижение углеродной нейтральности, которое к 2060 году приводит к нулевым нетто-выбросам по СО2 и к существенному снижению нетто-выбросов всех ПГ) [1].
Следующая развилка: за счет каких мер и секторов решать проблему? Здесь споры идут вокруг приоритета природных решений в секторе ЗИЗЛХ (землепользование, изменения в землепользовании и лесное хозяйство) или применения низкоуглеродных технологий в процессах сжигания топлива и в промышленных процессах. В плане инвестиций развилка определяется так: сохранение приоритета топливных технологий или переключение на финансирование новых зеленых технологий.
Главной же является такая развилка: продолжать говорить или начинать действовать? В качестве приоритетов мер политики по контролю за выбросами ПГ на протяжении многих лет называют повышение энергоэффективности и увеличение стоков в российских лесах. Это риторика. Тем временем вялые действия приводят к тому, что Россия проиграла гонку за повышение энергоэффективности. В 2015–2022 годах энергоемкость ВВП в России росла в среднем на 1,4 % в год. Если из расчета энергоемкости убрать использование топлива на неэнергетические нужды, то получим снижение на 0,5 % в год против снижения в ЕС на 2,7 %, в США и Турции – на 1,9 %, Китае – на 2,1 %, в Великобритании – на 3,5 %, в Нидерландах – на 3,9 % [2, 3].
Поскольку дорожная карта – это план по достижению цели или заданного видения будущего, то в данной работе видение будущего – это сценарий 4D (Development Driven by Decarbonization and Democratization, см. табл.) из группы сценариев Forest Last [4].
Метрики для создания дорожных карт по углеродной нейтральности
В отличие от обычной двухмерной карты, дорожные карты по достижению углеродной нейтральности требуют большего числа измерений и метрик. В работе используется пять метрик, или опор, политики декарбонизации России.
• Технологии – наличие на рынке широкого набора технических средств и технологий для снижения выбросов парниковых газов во всех секторах; дорожная карта для технологий отражает целевые масштабы их использования, а также эффекты от их применения3. По каждому сектору рассматривается несколько технологий, целевые масштабы использования которых позволяют обеспечить достижение углеродной нейтральности для России в 2060 году [5, 6].
• Нормативная база и программы – нормативные требования, позволяющие запускать меры политики и программы скоординированных действий для достижения сформулированных в стратегических документах и программах целей; дорожная карта для нормативных документов и определяемых ими стимулов – это, по сути, дорожная карта мотивации [7], то есть карта административных и экономических механизмов, позволяющих повысить приоритетность задач декарбонизации для лиц, принимающих решения, за счет дополнительной мотивации, обеспеченной финансовыми стимулами и перспективами повышения профессионального статуса.
• Стимулирование и финансирование – меры по повышению экономической привлекательности низкоуглеродных технологий и обеспечению доступа к финансовым ресурсам, необходимым для выполнения нормативных требований и достижения целевых установок.
• Институты – организации, уполномоченные заниматься запуском и координацией процессов декарбонизации и отвечающие за их результативность, а также организации, представляющие заинтересованные стороны, вовлеченные в процессы низкоуглеродной трансформации.
• Человеческий капитал – необходимое число специалистов с адекватным уровнем подготовки, которые занимаются разработкой мер политики, организацией и реализацией процесса декарбонизации; обеспечение этих специалистов знаниями, информацией и инструментами для принятия необходимых решений.
Для примера приведем пять метрик для российской экономики в целом4.
Технологии:
• определение перечня ключевых низкоуглеродных технологий (НТ) по принципу технологической нейтральности;
• целевые уровни углеродоемкости продукции в справочниках НДТ;
• повышение уровней технологической готовности низкоуглеродных технологий;
• целевые масштабы производства НТ в России;
• целевые уровни локализации низкоуглеродных технологий;
• создание инфраструктуры для тиражирования НТ.
Нормативная база, программы:
• пересмотр раз в 5 лет ОНУВ с повышением уровня амбициозности;
• разработка Стратегии достижения углеродной нейтральности к 2060 году и ее пересмотр раз в 5 лет;
• формирование целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов по секторам и отраслям;
• принятие НПА, запускающих механизмы низкоуглеродного регулирования;
• стандарты и запреты;
• формирование разделов по декарбонизации в отраслевых стратегиях.
Стимулирование и финансирование:
• формирование механизмов с ценой на углерод по сферам применения, включая механизм трансграничного углеродного регулирования (СВАМ), с пределами изменения цен по годам;
• фонд низкоуглеродных инноваций;
• запуск схем субсидирования производства и применения низкоуглеродных технологий;
• запуск тарифных механизмов стимулирования применения НТ;
• запуск кредитных линий и гарантий;
• налоговые льготы;
• государственные закупки продукции с низким углеродным следом;
• финансирование перспективных НИОКР.
Институты:
• аппарат президента РФ;
• Правительство РФ – существенное развитие потенциала по управлению процессами декарбонизации;
• законодательные органы РФ;
• органы власти субъектов РФ;
• муниципальные органы власти;
• институты развития;
• отраслевые ассоциации;
• корпорации;
• научные организации, инновационные, мозговые и инжиниринговые центры;
• институты гражданского общества.
Человеческий капитал:
• образовательные и корпоративные центры, стажировки и подготовка представителей органов власти, проектировщиков и отраслевых специалистов, финансистов, домохозяйств;
• системы бенчмаркинга, калькуляторы для оценки углеродного следа, справочники НДТ;
• руководства, тренинги, альбомы типовых решений;
• системы сертификации специалистов;
• развитие систем углеродной и статистической отчетности;
• новые стереотипы поведения.
Направления для дорожных карт в секторах. Технологии и меры политики
Дорожные карты должны не только обеспечивать согласованность действий всех заинтересованных лиц в рамках отдельных секторов, но и координировать действия между секторами. Должна обеспечиваться согласованность действий во времени. Для масштабирования низкоуглеродных технологий должны быть подготовлены условия, должно быть понятно не только кто и что делает, но и когда. Дорожная карта для каждого сектора должна быть результатом консультаций всех заинтересованных сторон и экспертов.
Специалисты ЦЭНЭФ-XXI сформировали дорожные карты для системного уровня, для электроэнергетики, теплоэнергетики, углеродоемких отраслей промышленности, автомобильного транспорта, жилых зданий и производства водорода. Рассмотрены два временных интервала: краткосрочный – до 2030 года и долгосрочный – до 2060 года. Для всех секторов используются типовые шаблоны дорожных карт.
Электроэнергетика. Формирование целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов
• АЭС новых поколений, малые АЭС, замыкание ядерного топливного цикла.
• Национальный мегапроект по развитию ВИЭ. ВЭС ультрамегаваттного класса и на шельфе. СЭС с существенным повышением КПД.
• Сетевые системы накопления энергии, включая ГАЭС и водород. Использование внешних систем накопления у потребителей для выравнивания графика нагрузки.
• Совершенствование тарифных и фискальных механизмов поддержки развития АЭС, ВИЭ и СНЭ. Придание цены ресурсу гибкости.
• Введение цены на углерод.
• Госзакупки зеленой энергии.
Теплоэнергетика. Увеличение охвата системами СЦТ 4-го и 5-го поколений
• Низкотемпературные источники тепловой энергии и системы передачи тепла.
• Интеграция систем отопления и охлаждения.
• Интеграция систем централизованного теплоснабжения (СЦТ) в интеллектуальные энергетические системы.
• Установление минимальных требований по доле выработки тепла в СЦТ на безуглеродных источниках.
• Запрет на подключение новых многоквартирных домов и общественно-деловых зданий к СЦТ ниже 4-го и 5-го поколений.
• Формирование новых моделей рынка тепла и схем ценообразования.
• Введение цены на углерод.
Энергоемкая промышленность. Отраслевые стратегии декарбонизации. Долгосрочные целевые соглашения по НДТ или планы по декарбонизации
• Производство железа прямого восстановления (DRI) с использованием водорода и технологий улавливания, использования и хранения углерода (CCUS).
• Производство алюминия по технологиям предварительно обожженных и «инертных» анодов.
• Производство цемента с ростом добавок и вторичных ресурсов, использованием альтернативного топлива и CCUS.
• Производство аммиака с использованием зеленого водорода и CCUS.
• Фонд низкоуглеродных инноваций.
• Фонд развития промышленности.
• Софинансирование НИОКР.
• Механизмы торговли квотами на выбросы ПГ или схемы взимания цены на углерод.
• Государственные закупки низкоуглеродных материалов.
Автомобильный транспорт. Подготовка и запуск национального мегапроекта по развитию электротранспорта
• Формирование широкой линейки моделей электромобилей (ЭМ) для разных групп потребителей. Разработка северного варианта ЭМ.
• Формирование цепочек поставок для производства ЭМ.
• Введение стандартов на автомобили с низким уровнем выбросов ПГ.
• Целевые соглашения с автопроизводителями или нормативные требования по минимальной доле ЭМ в выпуске.
• Пуск новых заводов по производству ЭМ и электробусов и повышение уровня локализации до 70–90 %.
• Госзакупки электромобилей.
• Введение цены на углерод.
• Софинансирование НИОКР.
Здания. Федеральные программы «Активное строительство пассивных зданий» и «Глубокая и широкая реновация»
• Разработка и освоение перспективных технологий повышения сопротивления теплопередаче: аэрогели, пенокерамика, материалы с фазовым переходом.
• Разработка новых технологий балансирования спроса и предложения тепла в зданиях для систем теплоснабжения 4-го и 5-го поколений, интегрирующих все системы энергоснабжения и хранения энергии в зданиях.
• Налоговые льготы застройщикам, достигающим высоких параметров энергоэффективности зданий.
• Софинансирование глубокого энергоэффективного капитального ремонта.
• Зеленая ипотека.
• «Белые сертификаты».
• Разработка подпрограммы «ВИЭ в зданиях» с целевыми показателями декарбонизации в рамках национального мегапроекта по развитию ВИЭ.
Водород. Механизмы поддержки в зависимости от углеродного следа и уровня локализации производства водорода и электролизеров
• Организация и масштабирование серийного производства электролизеров гигаваттного масштаба с высокими уровнями локализации.
• Организация полномасштабного производства оборудования, а также создание инфраструктуры для безопасного производства, транспорта и хранения водорода и водородсодержащих продуктов с постепенным повышением уровней локализации.
• Запуск региональных водородных кластеров (хабов) и первых крупных проектов в промышленности.
• Развертывание производства водородных топливных элементов (ячеек) нового поколения. Освоение технологий производства и применения водорода в качестве накопителя энергии.
Специалистами ЦЭНЭФ-XXI сделана попытка положить на стол для дальнейшего обсуждения материал с горизонтом видения до момента достижения углеродной нейтральности в 2060 году. Его положения могут стать предметом критики. Но хочется, чтобы и сама работа, и ее обсуждение дали импульс к реальным действиям, переходу от риторики к практике. Процесс составления дорожной карты может быть более важным, чем его результат – сама дорожная карта. Этот процесс позволяет представить и по возможности согласовать стратегическое видение будущего, которое еще нигде не написано.
Литература
1. Башмаков И. А. Основная развилка на траекториях достижения углеродной нейтральности // Энергосбережение. 2024. № 1.
2. Башмаков И. А., Мышак А. Д., Башмаков В. А., Башмаков В. И., Борисов К. Б., Дзедзичек М. Г., Лунин А. А., Лебедев О. В. Оценка вклада технологического фактора в повышение энергоэффективности и в динамику повышения выбросов ПГ в секторе «Энергетика» России // Фундаментальная и прикладная климатология. 2023. Т. 9, № 4. С. 210–248. doi:10.21513/2410-8758-2023-4-210-248.
3. Bashmakov I., Myshak A., Bashmakov V. A., Bashmakov V. I., Borisov K., Dzedzichek M., Lunin A., Lebedev O., Shishkina T. Russian energy balance, energy efficiency, and energy-related GHG emission accounting system. Energy Efficiency. 2023. 16:67. https://doi.org/10.1007/s12053-023-10132-6.
4. Башмаков И. А. Сценарии движения России к углеродной нейтральности // Энергосбережение. 2023. № 1.
5. Башмаков И. А. Внешняя торговля, экономический рост и декарбонизация в России. Долгосрочные перспективы. Москва, апрель 2023 г. https://cenef-xxi.ru/uploads/RUS_Vneshnyaya_torgovlya_ekonomicheskij_rost_Perspektivy_463a2412c5.pdf.
6. Bashmakov I., Bashmakov V., Borisov K., Dzedzichek M., Lunin A., Govor I. Russia’s carbon neutrality: pathways to 2060. 2022. CENEf-XXI. https://cenef-xxi.ru/articles/russia’s-carbon-neutrality:-pathways-to-2060.
7. Rinaudo E. K., Koller T., Schatz D. Bias Busters: Motivations under the Microscope. 2023. McKinsey. https://www.mckinsey.com/capabilities/strategy-and-corporate-finance/our-insights/bias-busters-motivations-under-the-microscope.
2 Примером является «План мероприятий (операционный план) по реализации Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года».
3 В данной работе они оценены с помощью системы (облака) взаимосвязанных моделей, разработанных ЦЭНЭФ-XXI. Подробнее об инструментах картирования читайте в работе «Движение России к углеродной нейтральности: развилки на дорожных картах»: https://cenef-xxi.ru/uploads/Roadmaps_46ea8e9def.pdf.
4 Полная информация в работе «Движение России к углеродной нейтральности: развилки на дорожных картах»: https://cenef-xxi.ru/uploads/Roadmaps_46ea8e9def.pdf.
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №3'2024
pdf версияСтатьи по теме
- Дорожная карта зеленого строительства в России: проблемы и перспективы
АВОК №3'2014 - Новые нормы и правила проектирования инженерных систем высотных зданий
АВОК №2'2016 - Совершенствование государственного регулирования в области повышения энергоэффективности зданий
Энергосбережение №2'2016 - «Дорожная карта» энергосбережения и повышения энергетической эффективности
Энергосбережение №5'2010 - Дорожная карта зеленого строительства: региональные и городские модели
АВОК №4'2019 - Новые редакции нормативного обеспечения деятельности технических комитетов по стандартизации: ГОСТ Р 1.1 и ГОСТ Р 1.2
АВОК №8'2020 - Мониторинг внедрения низкоуглеродных технологий в зданиях
Энергосбережение №4'2020 - Мониторинг внедрения низкоуглеродных технологий в зданиях
Энергосбережение №5'2020 - Потенциал экономии энергии в многоквартирных домах России и возможности его реализации. Часть 1.
Энергосбережение №4'2023 - Потенциал экономии энергии в многоквартирных домах России и возможности его реализации. Ч. 2 Оценка текущей ситуации и перспектив
Энергосбережение №5'2023
Подписка на журналы