Потенциал экономии энергии в многоквартирных домах России и возможности его реализации.
Ч. 2 Оценка текущей ситуации и перспектив
Energy saving potential in apartment buildings in Russia and possibilities of its implementation
Part 2. Assessment of the current situation and prospects
I. A. Bashmakov, Doctor of Economic Science, General Director, V. I. Bashmakov, Legal Adviser, K. B. Borisov, Candidate of Engineering, Leading Researcher, M. G. Dzedzichek, Leading Researcher, A. A. Lunin, Candidate of Engineering, Leading Researcher, O. V. Lebedev, Candidate of Physics and Mathematics, Researcher, A.D. Myshak, Researcher, XXI Century Energy Efficiency Center (CENEF-XXI)
Keywords: energy saving measures, multifamily residential building, energy efficiency class, capital renovation, automated control unit, specific heat use for heating and ventilation, greenhouse gases
Having looked into the modern trends in regulation of building energy efficiency improvement in some countries including Russia (see beginning of the Article in Energy Conservation magazine No. 4, 2023), we will move on to evaluation of the energy saving potential in multifamily residential buildings. Assessment was performed on the basis of energy audit of residential buildings located in different climatic regions where energy efficient capital renovation was performed.
Рассмотрев современные тренды в регулировании повышения энергоэффективности зданий в некоторых странах мира, включая Россию, перейдем к оценке потенциала экономии энергии в многоквартирных домах. Оценка выполнена на основе проведения энергетического обследования жилых зданий, расположенных в разных климатических поясах, в которых был проведен энергоэффективный капитальный ремонт.
Потенциал экономии энергии в многоквартирных домах России и возможности его реализации9
Ч. 2. Оценка текущей ситуации и перспектив
Рассмотрев современные тренды в регулировании повышения энергоэффективности зданий в некоторых странах мира, включая Россию10, перейдем к оценке потенциала экономии энергии в многоквартирных домах. Оценка выполнена на основе проведения энергетического обследования жилых зданий, расположенных в разных климатических поясах, в которых был проведен энергоэффективный капитальный ремонт.
Потенциал экономии энергии в многоквартирных домах
Оценка потенциала экономии энергии на основе бенчмаркинга (метод рейтинга) по уровню энергоэффективности для выборки 112 обследованных МКД в пяти российских городах, расположенных в разных климатических поясах (Перми, Самаре, Ставрополе, Сургуте и Якутске), показала, что: при доведении по итогам энергоэффективного капитального ремонта удельного расхода энергии до базового уровня экономия может составить 42–45 %, а при доведении по итогам энерго-эффективного капитального ремонта удельного расхода энергии до уровня А++ экономия может составить 77–78 %. Потенциал экономии энергии на нужды ГВС равен 27 %.
Оценка потенциала на основе проведения энергетического обследования и использования разработанного ЦЭНЭФ-XXI программного комплекса «Помощник ЭКР» проводилась для четырех пакетов по повышению энергоэффективности:
• пакет 1 включает установку автоматического регулирования (АУУ), ремонт инженерного оборудования и установку циркуляционного трубопровода;
• пакет 2 включает установку вместо АУУ автоматизированного индивидуального теплового пункта;
• в пакете 3 перечень мер расширяется до 10 за счет сравнительно дешевого набора мер по утеплению оболочки МКД;
• в пакет 4 входят дополнительные меры по утеплению фасада здания, включая замену окон в квартирах на энергоэффективные.
Чем более полный пакет мер реализуется, тем большую часть потенциала удается реализовать; например, для пакета мер 4 степень реализации потенциала достигает почти 60 % (рис. 1, 2). Меры по повышению энергоэффективности одного МКД в среднем обходятся: для пакетов 1 и 2 в 2,3–2,6 млн руб., для пакета 3 – в 4,3 млн руб., а для пакета 4 – в 9,2 млн руб. На каждые 100 руб./м2 прироста затрат на энергоэффективный капитальный ремонт МКД в среднем получается экономия тепловой энергии в размере 3,8 кВт•ч/м2. Среднее снижение годового расхода на тепловую энергию для пакетов 1 и 2 равно 400–500 тыс. руб./МКД/год, для пакета 3 оно растет до почти 700 тыс. руб./МКД/год, а для пакета 4 превышает 1 млн руб./МКД/год. Доля площади МКД, для которых сроки окупаемости пакета мер 3 ниже 3 лет, равна 34 %, ниже 5 лет – 47 %, ниже 7 лет – 62 % и ниже 10 лет – 76 %. Среднее снижение выбросов ПГ на один МКД за счет реализации мероприятий по энергоэффективному капитальному ремонту, входящих в пакеты 3 и 4, достигает 128–177 т СО2/МКД/год, а в расчете на единицу площади – 23–33 кг СО2/м2/год.
При формировании программ энергоэффективного капитального ремонта МКД в первую очередь нужно отбирать:
• многоквартирные дома, для которых получены высокие оценки потенциала экономии энергии;
• группу МКД, для которых средние сроки окупаемости ниже 5 лет.
Почти на половине обследованных МКД пакет мер 3 по энергоэффективному капитальному ремонту окупается быстрее чем за 5 лет. Для 76 % МКД средний срок окупаемости пакета 3 равен 4,6 года.
На основе данных Росстата была разработана схема оценки потенциала экономии энергии во всех МКД Российской Федерации. Она показала, что потенциал экономии тепловой энергии на отопление равен:
• 39 % (148 млн Гкал) по отношению к базовому уровню;
• 72 % (276 млн Гкал) по отношению к уровню А++.
Потенциал экономии тепловой энергии на нужды ГВС равен:
• 26 % (23 млн Гкал) по отношению к среднему уровню;
• 32% (28 млн Гкал) по отношению к уровню, замыкающему лучшие 25% МКД на кривой бенчмаркинга.
Потенциал экономии электроэнергии на общедомовые нужды равен 35 % (1 958 млн кВт•ч).
Сценарные оценки возможной реализации потенциала экономии энергии на МКД на перспективу до 2060 года
Для сценарных расчетов использовалась разработанная ЦЭНЭФ-XXI детализированная имитационная инженерно-экономическая модель для жилых зданий России RESBUILD [1]. Она хорошо аппроксимирует реальную ретроспективную эволюцию потребления энергии в жилом секторе. В ней выделены:
• 2 типа жилых зданий – МКД и индивидуальные (включая блокированные);
• 9 процессов потребления энергии (отопление, ГВС, пище-приготовление, освещение, холодильники и морозильники, стиральные машины, кондиционирование, телевизоры и прочие электробытовые приборы);
• 4 вида оборудования для выработки электрической и тепловой энергии на ВИЭ в самих зданиях (тепловые насосы, солнечные водоподогреватели, фотоэлектрические панели и мини-ВЭС).
Расчетный шаг модели равен 1 году. Горизонт прогнозирования – до 2060 года. Параметры RESBUILD откалиброваны на данных российской статистики за 2000–2021 годы.
Во всех сценариях объемы жилищного строительства задаются одинаковыми. Суммарная площадь жилых зданий растет с 4 млрд м2 в 2021 году до более 7 млрд м2 в 2060 году, или на 76 %. Объемы вводов жилой площади сокращаются с рекордного уровня 2022 года, а затем медленно растут, достигая пика (95 млн м2) в районе 2050 года. Площадь МКД увеличивается с 2,5 млрд м2 в 2021 году до более 4 млрд м2 в 2060 году, или на 60 %. Доля площади индивидуальных зданий вырастет с 38 % в 2022 году до 44 % в 2060 году. Обеспеченность жилой площадью быстро растет и достигает 54 м2/чел. к 2060 году (28 м2/чел. в 2022 году).
Две трети МКД, в которых россияне будут жить в 2060 году, уже построены, поэтому для повышения энергетической эффективности предельно важно осуществить их энергоэффективную реновацию. Более трети МКД к 2060 году еще только должны быть построены, поэтому параметры энергоэффективности строительства новых МКД существенно скажутся на перспективной динамике удельных расходов энергии в жилищном секторе.
Сценарий «Действующие меры политики» базируется в основном на положениях проекта приказа Минстроя России11 [2]. Фактически проект приказа не требует повышения эффективности использования энергии на цели отопления и вентиляции. Согласно ему все МКД, у которых удельная характеристика расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию соответствует базовому уровню, получат класс энергоэффективности В вместо D.
График снижения нормативного удельного расхода тепла на отопление и вентиляцию для новых МКД определен следующим образом:
• до 1 марта 2028 года для выполнения требований по классам энергоэффективности снижение удельного расхода тепла на отопление и вентиляцию не требуется;
• с 1 марта 2028 года по 2060 год для выхода на параметры класса энергетической эффективности В снижение удельного расхода тепла на отопление и вентиляцию должно составить 10 %;
• степень выполнения нормативных требований по повышению энергоэффективности для новых зданий принята равной 80 %;
• доля капитально ремонтируемых МКД, в составе работ, по которым включены меры по повышению энергоэффективности, позволяющие получить экономию в диапазоне от 3 до 30 %, принята равной 0,5 % в год.
Реализуется только пакет 1 мер по повышению энергоэффективности, позволяющий получить среднюю экономию 17 % расхода тепла на отопление и вентиляцию.
В сценарии «Действующие меры политики» после продолжительной стабилизации в 2000–2020 годах потребление энергии жилым сектором к 2060 году вырастет на 18 % по сравнению с уровнем 2021 года. Процесс снижения удельных расходов энергии в жилых зданиях заметно замедляется. Удельное потребление энергии в МКД на нужды отопления и ГВС снизится с 215 кВт•ч/м2/год в 2021 году до 138 кВт•ч/м2/год в 2060 году, или на 36 %. Вклад повышения энергоэффективности в это снижение ограничен. В большой степени это эффект деления расходов энергии на ГВС на больший размер площади, приходящийся на одного человека. Суммарно прямые и косвенные выбросы ПГ, сопряженные с использованием энергии в жилых зданиях, снижаются с 318 млн т CO2-эквивалента в 2021 году до 284 млн т CO2-эквивалента в 2035 году, 251 млн т CO2-эквивалента в 2050 году и до 227 млн т CO2-эквивалента к 2060 году. Кумулятивно выбросы ПГ в 2022–2060 годах составляют 10,48 Гт CO2-эквивалента. Удельные прямые и косвенные выбросы снижаются с 79 до 32 кг CO2-эквивалента/м2, или на 60 %.
В сценарии «Глубокая и широкая реновация» приняты следующие допущения: график снижения нормативного удельного расхода тепла на отопление и вентиляцию для новых МКД сохраняется таким же, как и в сценарии «Действующие меры политики». Степень выполнения нормативных требований по повышению энергоэффективности для новых зданий принята равной 80 %. Доля капитально ремонтируемых МКД, в составе работ, по которым включены меры по повышению энергоэффективности, растет до 2 % от всего фонда жилых зданий и до примерно 3,3 % для МКД.
Программы капитального ремонта в основном ограничиваются МКД. Запускаются меры поддержки энергоэффективного капитального ремонта, нацеленные на максимизацию эффекта, что позволяет изменить структуру пакетов мер по повышению энергоэффективности в составе работ по капитальному ремонту. В итоге среднее снижение удельного расхода энергии на цели отопления и вентиляции по итогам капитального ремонта достигает 20 % к 2030 году, 37 % к 2040 году, 50 % к 2050 году и 60 % к 2060 году.
В сценарии «Глубокая и широкая реновация» потребление энергии жилым сектором к 2060 году вырастет на 12 % по сравнению с уровнем 2021 года (рис. 3) и достигнет 171 млн т у. т. Удельное потребление энергии в МКД на нужды отопления снизится со 169 кВт•ч/м2/год в 2021 году до 102 кВт•ч/м2/год в 2060 году, или на 40 %. Прямые и косвенные выбросы ПГ, сопряженные с использованием энергии в жилых зданиях, в данном сценарии снижаются с 318 млн т CO2-эквивалента в 2021 году до 215 млн т CO2-эквивалента к 2060 году.
В сценарии «Активное строительство пассивных зданий» приняты следующие допущения: график снижения нормативного удельного расхода тепла на отопление и вентиляцию определен согласно приказу Минстроя России № 155012 для новых МКД: с 1 июля 2018 года – на 20 %; с 1 января 2023 года – на 40 %; с 1 января 2028 года по 2060 год – на 50 %. Затем снижение удельного расхода задается как средневзвешенная величина от комбинации трех типов зданий:
• зданий, соответствующих нормативным требованиям после 2028 года;
• зданий с низким потреблением энергии – на 75% ниже нормативных требований, которые действовали до 2018 года;
• пассивных зданий, для которых удельный расход энергии на 90 % ниже нормативных требований, которые действовали до 2018 года.
Ставится задача довести в 2060 году долю вводимых зданий: с низким потреблением энергии до 50 %, пассивных зданий – до 20 %. Степень выполнения нормативных требований по повышению энергоэффективности новых зданий принята равной 90 % с 2025 года и достигает 100 % с 2030 года. Параметры капитального ремонта зданий задаются как в сценарии «Глубокая и широкая реновация».
В сценарии «Активное строительство пассивных зданий» удается добиться декаплинга в отношении энергии – стабилизации потребления энергии жилым сектором при росте жилой площади на 76 %. В 2060 году потребление энергии остается на уровне 2021 года – 151 млн т у. т. Удельное потребление энергии в МКД на нужды отопления снизится в 2 раза – со 169 кВт•ч/м2/год в 2021 году до 85 кВт•ч/м2/год в 2060 году. Прямые и косвенные выбросы ПГ, сопряженные с использованием энергии в жилых зданиях, в данном сценарии снижаются с 318 млн т CO2-эквивалента в 2021 году до 192 млн т CO2-эквивалента к 2060 году. Кумулятивные выбросы ПГ в 2022–2060 годах составляют 9,76 против 10,48 Гт CO2-эквивалента в сценарии «Действующие меры политики». За счет мер сценария удается суммарно за эти годы снизить выбросы ПГ на 720 млн т CO2-эквивалента. Это превышает годовые выбросы СО2 от сжигания топлива во всех секторах в таких крупных странах, как Германия, Иран или Южная Корея (600-650 млн т СО2).
Приростные затраты на повышение энергоэффективности в зданиях растут до 100 млрд руб. в 2030 году, 305 млрд руб. в 2040 году, 493 млрд руб. в 2050 году и 662 млрд руб. в 2060 году. На долю нового строительства приходится 22 млрд руб. в 2030 году, 69 млрд руб. в 2040 году, 95 млрд руб. в 2050 году и 114 млрд руб. в 2060 году. На долю капитального ремонта приходится 79 млрд руб. в 2030 году, 236 млрд руб. в 2040 году, 398 млрд руб. в 2050 году и 548 млрд руб. в 2060 году. Оценка размера субсидий получена на основе допущения, что с 2024 года запускается программа поддержки энергоэффективного капитального ремонта МКД «Глубокая и широкая реновация» в размере 15 млрд руб. в год. За эти средства до 2035 года ежегодно предполагается софинансировать энергоэффективные капитальные ремонты в 7 500 МКД. После 2035 года энергоэффективные капитальные ремонты достигают 48 млрд руб., а к 2060 году – 76 млрд руб. В отношении строительства новых зданий предполагается выделение налоговой субсидии в размере 2 000 руб./м2 при условии, что потребление энергии на отопление и вентиляцию по меньшей мере на 75 % ниже базового уровня, действовавшего в 2022 году. Эти субсидии растут до 4,6 млрд руб. к 2035 году, до 15 млрд руб. к 2040 году, до 36 млрд руб. к 2050 году и до 53 млрд руб. к 2060 году.
Литература
1. Bashmakov I., Bashmakov V., Borisov K., Dzedzichek M., Lunin A., Govor I. 2022. Russia’s carbon neutrality: pathways to 2060. CENEf-XXI. https://cenefxxi.ru/articles/russia’s-carbon-neutrality:-pathways-to-2060.
2. Башмаков И. А., Борисов К. Б. Об определении классов энергоэффективности многоквартирных жилых домов. Предложения по изменению действующей и новой методик расчета // Энергосбережение. 2023. № 2.
9 Работа выполнена по контракту со Счетной палатой РФ.
10 См. начало статьи в ж. «Энергосбережение» № 4, 2023.
11 Разработка предложений по изменению Методики расчета классов энергетической эффективности МКД.
12 Приказ Минстроя России от 17 ноября 2017 года № 1550/пр. «Об утверждении требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений».
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №5'2023
pdf версияСтатьи по теме
- Потенциал экономии энергии в многоквартирных домах России и возможности его реализации. Часть 1.
Энергосбережение №4'2023 - Повышение энергоэффективности и энергосбережение в ЖКХ. Интересы сторон
Энергосбережение №8'2023 - Повышение энергоэффективности и энергосбережение в ЖКХ. Решения проблемы
Энергосбережение №1'2024 - Повышение энергетической эффективности многоквартирных жилых домов. Приказ Минстроя России
Энергосбережение №1'2017 - Повышение энергоэффективности эксплуатируемых многоквартирных домов при капитальном ремонте
АВОК №7'2016 - Классификация многоквартирных домов по энергетической эффективности
Энергосбережение №5'2019 - Капитальный ремонт в России должен быть эффективным
Энергосбережение №3'2017 - Реконструкция инженерного оборудования больниц
АВОК №5'2011 - Требования к энергетической эффективности зданий в проектной документации. Экспертиза, характерные ошибки, рекомендации
Энергосбережение №6'2019 - Энергосервис при планировании и реализации программ капитального ремонта в жилых домах
Энергосбережение №5'2017
Подписка на журналы