Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 107-91-50 ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"

АВОК ассоциированный
член
...
Реклама: Р-Климат | ИНН 7706739893 | ERID: 2VtzqvyKdmr
Summary:

Системы водоснабжения и водоотведения ЖКХ: что говорят обследования

Public Utility Water Supply and Sewage Systems: Results of Inspections

A. E. Sikorskiy, Candidate of Engineering, Honored Energy Worker of Russia

Keywords: water supply system, sewage system, technical inspection of system

Unfortunately, this winter did not become an exception from the situation with public utility systems in Russia. The number of accident reports is growing as heavy frost came around.  The majority of them come from failures of water supply and sewage systems. Emergency measures are being implemented to liquidate such accidents, many people are working around the clock, the public demands identification and punishment of the guilty ones.  However all of the above is fighting the consequences, not the causes.  Resolution of this problem requires a comprehensive analysis of the situation and elaboration of responsible solutions capable of changing the situation.

 

The article summarizes the information on the results of technical inspections of water supply and sewage systems in municipalities located in the Central, West-Siberian (including the North) and Far-Eastern regions of RF.

Описание:

В плане ситуации с инженерными системами в коммунальном хозяйстве России нынешняя зима, к сожалению, не явилась исключением. С наступлением сильных морозов стало множиться число сообщений об авариях. Значительную их часть составляют отказы систем водоснабжения и водоотведения (ВС и ВО). Для ликвидации аварий предпринимаются чрезвычайные меры, в авральном режиме работает множество людей, общественность требует найти и наказать виновных. Однако все перечисленное есть борьба с последствиями, а не причинами. Для решения проблемы необходим серьезный анализ происходящего и выработка ответственных решений, способных изменить ситуацию.

В статье обобщена информация по результатам технических обследований систем ВС и ВО муниципальных образований, расположенных в Центральном, Западно-Сибирском (включая север) и Дальневосточном регионах РФ.

Системы водоснабжения и водоотведения ЖКХ: что говорят обследования

Окончание. Начало см. Сантехника № 1, 2024.

Во второй части статьи рассмотрим причины ухудшения технического состояния систем СС и ВО вплоть до отказа и возможности управления данным состоянием со стороны лиц, принимающих решения (ЛПР).

На рис. 7 представлено дерево отказов объектов систем ВС и ВО. Построение дерева показывает, что внешними причинами отказов систем ВС и ВО являются нарушения процессов электротеплоснабжения со стороны питающих систем. Проблема решается наличием резервирования аварийными источниками энергии.

Внутренними причинами отказов являются:

  • по оборудованию систем – критические загрязнения, износ, старение, коррозия, механическое повреждение, ошибочные действия персонала;
  • по сетям ВС и ВО – засоры, перемерзания, механические повреждения, коррозия, усталость сварных швов, неисправности дренажа, разрушение строительной части и конструкций колодцев и камер.

Большинство внутренних отказов функций ВС и ВО проявляют себя как внезапные, однако на самом деле являются постепенными, когда воздействующие факторы накапливаются в течение длительного времени, после чего приводят к скачкообразному изменению технического состояния (ТС) объекта. Наличие отказов в этом случае свидетельствует об отсутствии профилактических мероприятий, позволяющих заранее восстановить утраченные значения показателей состояния. Натурные обследования подтверждают данную гипотезу – на объектах, где налажена система планово-предупредительных обслуживаний и ремонтов (ППОиР), количество инцидентов и, что важно, тяжесть их последствий в пять раз меньше, чем на объектах, где ППОиР фактически не используется. Графическая модель, поясняющая возможные варианты изменения ТС, представлена на рис. 8.

На рис. 9 представлено дерево управления техническим состоянием систем ВС и ВО. Значения показателей ТС определяются условиями функционирования объекта (внешними и внутренними) и наличием у него технического ресурса. Воздействие условий функционирования (например, твердых включений в сточных водах) ухудшает ТС (приводит к засорам), причем это воздействие, как правило, обладает накопительным эффектом. Выявить степень воздействия позволяет контроль режимов работы оборудования (по имеющимся приборам) и результаты регулярных обходов и осмотров. Результативно компенсируются данные воздействия операциями в объеме плановых профилактических ТО.

На процесс расходования ресурса влияет потеря функциональных свойств (усталость сварных швов, коррозия, ухудшение электрической изоляции и т. д.) и износ (деталей, узлов, конструкционных поверхностей и т. д.). Для определения степени данного влияния предусмотрено проведение профилактических проверок и испытаний, а также технической диагностики с помощью аппаратных средств (ультразвуковой, вибрационной и т. д.). Восстанавливаются функциональные свойства и израсходованный ресурс (до 85 % от первоначальной величины) профилактическим ремонтом в объеме текущего либо капитального.

Все описанные выше управляющие ТС профилактические воздействия предусмотрены действующими нормативными документами, обязательными задачами персонала эксплуатационных организаций являются их рациональное планирование, обеспечение, координация и осуществление. Соответственно, невыполнение нормативных требований должно приводить к ответственности виновных должностных лиц. Для этого нормативными актами предусмотрено осуществление контроля состояния объектов ВС и ВО со стороны надзорных органов и местных органов власти.

Результаты натурного обследования по всей совокупности объектов подтверждают выводы камерального: наиболее узким местом в управлении ТС объектов ВС и ВО является недооценка важности стратегии ППОиР, что приводит к «неожиданным» отказам (рис. 9). Эти отказы проявляются как внезапные, развиваются в аварии, требуют затратного послеотказового ремонта и сокращают сроки службы оборудования и сетей.

Причины сложившегося положения выходят за рамки технического управления, но для профессионалов они очевидны. Инженерно-технический персонал эксплуатирующих организаций отлично понимает важность профилактических мер и стремится к их реализации. В то же время финансовый менеджмент рассматривает как главную цель своей деятельности сокращение издержек и считает оправданным экономить на грамотной эксплуатации. Есть здесь и вторая причина: во всех планах развития предприятий-поставщиков услуг ВС и ВО главное место занимают проекты нового строительства и коренной реконструкции систем в ущерб продлению их ресурса малозатратными эксплуатационными мероприятиями. Очевидная и, к сожалению, единственная цель этого – получение средств под большие проекты, что объяснимо с точки зрения максимизации прибыли, но мало сочетается с обеспечением надежности функций ВС и ВО.

Несколько дополнений к изложенному выше.

1. Невозможно возражать против повсеместной необходимости замены изношенных участков сетей ВС и ВО. На словах администрации поселений и эксплуатирующие организации провозглашают такую замену как одну из основных мер поддержания надежности. Считается, что замена ветхих сетей должна осуществляться в России в объеме не менее 3 % их общей протяженности в год. Однако в планы включаются не более 2 % от имеющейся протяженности, а фактические темпы замены сетей не превышают 1,5 %, т. е. планы не выполняются. При этом большая часть труб меняется аварийно, уже после отказа, работы проводятся на коротких участках, где непосредственно обнаружены течи.  Вывод – комплексная замена ветхих участков на застроенной территории, охватывающая их полную длину, запорную арматуру и строительную часть колодцев, ввиду своей сложности и трудоемкости невыгодна эффективным менеджерам эксплуатационных организаций. Это кропотливая работа, требующая значительных организационных усилий, технической обеспеченности и т. д., но не приносящая большой прибыли. В таких условиях надежность процессов ВС и ВО будет только уменьшаться, загоняя ситуацию во все более глубокий тупик.

2. Встречающийся на практике отказ эксплуатирующих организаций от системы ППОиР часто объясняется внедрением более современных, принятых на Западе систем: CBM (по техническому состоянию), PM (проактивной стратегии), RCM (ориентированной на надежность), RBM (основанной на оценке рисков). К сожалению, автору не удалось увидеть ни одного объекта ВС и ВО, где такие стратегии действительно были бы внедрены на практике. Все перечисленные системы хорошо работают там, где имеется значительное количество однотипных элементов и многократное резервирование, например в авиационной или компьютерной областях. Системы ВС и ВО создаются по индивидуальным проектам и являются уникальными. К ним сложно применимы статистические закономерности и положения теории вероятностей. Для таких объектов, с учетом осмотров, проверок и испытаний, использования средств технической диагностики, альтернативы стратегии ППОиР до сих пор не существует.

3. Ответственность за нарушение функций ВС и ВО лежит на управляющих ими звеньях ответственности – ЛПР. Таким узким местом, или наиболее слабым звеном, как показано на рис. 1, 7, 9, является высший менеджмент эксплуатирующих организаций и их «мозговые центры», в первую очередь службы главного инженера и производственно-технические отделы. Однако нельзя забывать, что их главной целью, как и в любой коммерческой организации, является максимизация прибыли. Таким образом, возрастает роль еще одного обязательного звена ответственности – организации, осуществляющей контроль процессов, а именно администрации муниципального образования. Показанные узкие места наглядно свидетельствуют, что администрации пока не стали тем коллективным ЛПР, которое эффективно стоит на страже интересов пользователей услуг ВС и ВО, а именно населения.

4. В целом анализ показывает, что слабыми в реализации ВС и ВО сегодня являются не производственные, а именно управляющие звенья ответственности. Для изменения положения необходимо сместить их цели от максимизации прибыли и получения кратковременного эффекта, в т. ч. материального, к безусловному обеспечению надежного и эффективного водоснабжения и водоотведения для потребителей. Для этого нужно выполнить всего три условия: обеспечить профессиональную компетентность организаторов, действенный контроль со стороны органов власти, персональную ответственность всех ЛПР.

купить online журнал подписаться на журнал
Поделиться статьей в социальных сетях:

Все иллюстрации приобретены на фотобанке Depositphotos или предоставлены авторами публикаций.

Статья опубликована в журнале “Сантехника” за №2'2024

PDF pdf версия


Реклама на нашем сайте
...
ООО «Арктика групп» ИНН: 7713634274 erid: 2VtzqvPGbED
...
Реклама / ООО «ИЗОЛПРОЕКТ» / ИНН: 7725566484 | ERID: 2VtzqwqnKQU
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Реклама на нашем сайте
...
ООО «РОСТерм Северо-Запад» / ИНН: 7801518005 / Erid: 2VtzqwY9YBJ
...
Реклама / ООО “ТПК Арекс” / ИНН: 7722489658 / erid: 2VtzqvwmHP3
...
реклама ООО "БДР ТЕРМИЯ РУС" / ИНН: 7717615508 / Erid: 2VtzqxTHFha
Онлайн-словарь АВОК!