Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член
Summary:

Энергоменеджмент – инструмент повышения энергоэффективности и снижения издержек в энергетике, промышленности и ЖКХ

Energy Management – Instrument for Energy Efficiency Improvement and Cost Reduction in Power Secor, Industry and Residential and Utilities Complex

A.V. Konev, Director for Innovations at FGBU “Russian Energy Agency” of the Ministry of Energy of Russia

Keywords: reduction of energy intensity of companies, energy management, energy service, standard

Energy conservation and energy efficiency improvement are the key priorities of Russian and foreign economic policy. Energy conservation and energy efficiency enhancement measures implemented in a systematic, consecutive and wide-scale manner are characterized by a significant multiplicative socioeconomic effect. They significantly influence enhancement of competitive ability of enterprises on the national and global levels, contribute to preservation of the climate and improvement of the people’s living standards and quality.

Описание:

Энергосбережение и повышение энергоэффективности – это ключевые приоритеты российской и зарубежной экономической политики. Мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности, реализуемые системно, последовательно и масштабно, характеризуются значительным мультипликативным народно-хозяйственным эффектом. Они оказывают существенное влияние на повышение конкурентоспособности предприятий как на национальном, так и на глобальном уровне, способствуют сохранению климата и повышению уровня и качества жизни людей.

Энергоменеджмент – инструмент повышения энерго­эффективности и снижения издержек
в энергетике, промышленности и ЖКХ

Регулирующая арматура

Энергосбережение и повышение энергоэффективности – это ключевые приоритеты российской и зарубежной экономической политики. Мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности, реализуемые системно, последовательно и масштабно, характеризуются значительным мультипликативным народно-хозяйственным эффектом. Они оказывают существенное влияние на повышение конкурентоспособности предприятий как на национальном, так и на глобальном уровне, способствуют сохранению климата и повышению уровня и качества жизни людей.

Потенциал энергосбережения и повышения энергоэффективности в России оценивается экспертами как высокий или очень высокий. Основной вопрос – как лучше реализовать экономически эффективный потенциал, выполнить в первую очередь быстроокупаемые малозатратные мероприятия и одновременно сформировать основу для дальнейшего повышения энергоэффективности за счет технологических инноваций. Лучшая российская и международная практика в сфере энергоэффективности дает ответ на этот вопрос: надо внедрять систему энергетического менеджмента на основе международного стандарта ISO 50001:2011 Energy management systems – Requirements with guidance for use (для России – ГОСТ Р ИСО 50001–2012) 1.

Снижение энергоемкости предприятий при внедрении стандарта ISO 50001


ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Мин­энерго России активно включилось в данную работу и весь свой потенциал направляет на содействие внедрению системы энергоменеджмента в ресурсоснабжающих организациях и на промышленных предприятиях Московской области. Системная, последовательная совместная работа, несомненно, даст результаты, подтверждающие лидирующие позиции Московской области в вопросах энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Международный стандарт ISO 50001:2011 «Требования и руководство по применению» (далее – стандарт ISO 50001) вобрал в себя передовой мировой опыт управления энергосбережением и повышением энергоэффективности.
Система энергетического менеджмента формирует управленческую инфраструктуру и создает организационные инструменты для оценки существующего уровня энергетической эффективности, определения потенциалов для его повышения, разработки, реализации и мониторинга мероприятий, направленных на улучшение энергетической эффективности.

По информации Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) более половины потенциального повышения ресурсной эффективности и экономии издержек может быть получено путем улучшения практики управления без существенных капиталовложений. Так, большинство предприятий, внедривших систему энергоменеджмента, ежегодно снижают энергоемкость на 2–3 %, а компании, только начавшие внедрять энергоменеджмент, в течение первых двух лет могут экономить 10–20 %.

В анонсе 7-й Межминистерской встречи по вопросам чистой энергии 2 говорится, что исследования, проведенные по всему миру в более чем 12 000 компаний, внедривших систему энергетического менеджмента по стандарту ISO 50001, продемонстрировали последовательное улучшение энергетических показателей на 10 % и более. 7-я Межминистерская встреча по вопросам чистой энергии объявила старт кампании по глобальному внедрению системы энергетического менеджмента по стандарту ISO 50001 (Energy Management Campaign). Цель данной кампании – к 2020 году внедрить в 50 001 организации, которые работают по всему миру, систему энергетического менеджмента по стандарту ISO 50001.

В настоящее время закончили или продолжают реализацию проектов по внедрению системы энергетического менеджмента на основе требований стандарта ISO 50001 ряд крупных топливно-энергетических компаний и промышленных предприятий России, среди которых ПАО «Газпром нефть», ОАО «АК «Транснефть», ОАО «НК «Роснефть», ПАО «Сибур Холдинг», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «Россети», ПАО «ИНТЕР РАО», ГК «Росатом», ОАО «РЖД», Группа НЛМК, ОАО «ТВЭЛ», ФГУП «Гознак».
Эффект от внедрения системы энергетического менеджмента

Эффективность внедрения системы энергетического менеджмента отмечена в Государственном докладе 3 о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации в 2014 году: «Компании, внедрившие систему энергетического менеджмента, в целом демонстрируют лучшую динамику роста значений основных показателей в области энергосбережения и повышения энергоэффективности в сравнении с компаниями, выполняющими только обязательные требования.

Так, среди компаний, внедривших систему энергетического менеджмента в соответствии с требованиями стандарта ISO 50001, снижение доли затрат на энергетические ресурсы в себестоимости продукции наблюдается у 62 % компаний, причем у 18 % снижение составило более 5 %, а у 44 % – от 3 до 5 %».
Стандарт ISO 50001 универсален и может быть применен для управления энергосбережением и энергоэффективностью как на региональном, так и на федеральном уровнях.

Энергоменеджмент на объектах бюджетного сектора

В настоящее время в рамках проекта ПРООН/ГЭФ «Энергоэффективность зданий на Северо-Западе России» совместно с представителями администрации Псковской области формируется система энергоменеджмента на объектах бюджетного сектора Псковской области.

Для решения поставленных задач на территории Псковской области сформирована команда высококвалифицированных специалистов («энергокоманда») и назначен региональный энергоменеджер Псковской области (http://energy.s-kon.ru/regionalnyj-energomenedzher-novaya-professiya).

Актуальность применения стандарта ISO 50001 для мониторинга и повышения эффективности управления энергосбережением в ЖКХ подтверждается рекомендациями круглого стола «Мониторинг и управление энергосбережением в жилищно-коммунальном комплексе: инновационные подходы» 4: «Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти рассмотреть целесообразность применения систем энергетического менеджмента на основе стандарта ISO 50001 как инновационного инструмента мониторинга и управления энергосбережением в жилищно-коммунальном хозяйстве».

Таким образом, система энергоменеджмента на основе стандарта ISO 50001 получает признание как эффективный инструмент мониторинга и управления энерго­сбережением не только в энергетике и промышленности, но и в ЖКХ, формируя основу для создания цельной системы мониторинга и управления энергоэффективностью на единой методической и информационной основе.

Энергоменеджмент и энергосервис

Можно существенно повысить эффективность проекта по построению системы энергоменеджмента, привлекая на ранних стадиях его реализации энергосервисные компании. Дело в том, что значительная часть этапов реализации проекта по энергоменеджменту и энергосервису совпадают (обучение, энергоаудит, формирование базовой линии, технико-экономическое обоснование энерго­ сберегающих мероприятий, мониторинг и верификация достигнутой экономии).
При включении энергосервисных компаний в проект по внедрению системы энергоменеджмента заказчик получает не только обученный персонал и оптимизированную систему управления, но и перечень эффективных энергосервисных проектов.

Таким образом, проект по внедрению системы энергоменеджмента перетекает в практическую реализацию энергосервисных контрактов, а разработанная в рамках системы энергоменеджмента система мотивации персонала стимулирует работников к достижению запланированной экономии.
Чрезвычайно важно синхронизировать проведение обязательных энергетических обследований с внедрением системы энергоменеджмента.

В соответствии с приказом Минэнерго России № 4005 в отчете о проведении энергетического обследования должна быть представлена оценка состояния системы энергетического менеджмента. Представляется целесообразным в качестве результата выполнения данных требований приказа подготавливать отчет о состоянии системы энергоменеджмента, а также техническое задание и технико-экономическое обоснование ее последующего внедрения, а начиная с 2017 года обязательные энергетические обследования проводить в рамках проекта по внедрению системы энергоменеджмента.

Энергоменеджмент на вооружении Московской области

Высоко оценивает эффективность системы энергетического менеджмента на основе ISO 50001 и последовательно проводит политику, нацеленную на внедрение системы энергоменеджмента, министерство энергетики Московской области. В первую очередь это практикуется в ресурсоснабжающих организациях и на промышленных предприятиях – крупных потребителях энергоресурсов.

Система энергетического менеджмента не только повышает эффективность системы управления и вовлекает работников в деятельность по повышению энергоэффективности, но и позволяет упорядочить систему показателей энергоэффективности и регламентировать информационные потоки, что формирует основу для построения единой организационной и информационной системы управления энергоэффективностью на уровне региона.


1В России действует ГОСТ Р ИСО 50001–2012 «Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению», идентичный международному стандарту ИСО 50001:2011. ГОСТ Р ИСО 50001–2012 утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 октября 2012 года № 568-ст.

2Встреча 7th Clean Energy Ministerial (CEM7) состоялась в Сан-Франциско (Калифорния, США) 1–2 июня 2016 года.

3Подготовлен в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2014 года № 1412.

4Состоялся в феврале 2016 года в комитете Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.

5Приказ Минэнерго России от 30 июня 2014 года № 400 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования и его результатам и правил направления копий энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования» (с изменениями и дополнениями).

купить online журнал подписаться на журнал
Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №5'2016

распечатать статью распечатать статью PDF pdf версия


Реклама
Реклама на нашем сайте
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте