Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член

Повышение энергоэффективности и перспективы энергоменеджмента в России

Вопрос повышения энергоэффективности как в сфере производства, так и потребления приобретает особую значимость. Признание важности энергии как ресурса, который требует такого же менеджмента, как любой дорогостоящий продукт, является главным первым шагом к улучшению энергетической и экологической эффективности и снижению затрат предприятия.

Повышение энергоэффективности российской экономики за счет рационализации потребления ТЭР, применения энергосберегающих технологий и оборудования является одним из основных приоритетов утвержденной в 2003 году Энергетической стратегии России на период до 2020 года. Повышение энергоэффективности является скрытым резервом для динамичного роста экономики за счет перераспределения высвобождающихся финансовых ресурсов, создания новых высокотехнологичных производств. Вопросы энергосбережения имеют чрезвычайную актуальность как в условиях экономического роста (ввиду постоянного роста тарифов на энергоресурсы), так и экономического спада (вследствие необходимости сокращения эксплуатационных издержек).

В настоящее время вопрос повышения энергоэффективности как в сфере производства, так и потребления приобретает особую значимость. В изменяющихся условиях функционирования мировой экономики, замедления темпов роста, падающего спроса российские компании вынуждены снижать издержки хозяйственной деятельности.

В рамках программы антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год политика повышения энергоэффективности экономики вошла в перечень семи основных приоритетов деятельности федеральной исполнительной власти. Повышение энергоэффективности в условиях кризиса возможно в основном за счет энергосбережения.

В целях реализации указа президента от 04.06.2008 года РФ № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» и поручений правительства РФ профильными министерствами проводится работа по подготовке изменений в законодательство о техническом регулировании и предложений о внесении изменений в программу подготовки технических регламентов, направленных на повышение энергетической и экологической эффективности ряда отраслей и предус-матривающих в том числе показатели энергоэффективности в качестве обязательных требований к объектам технического регулирования. Во исполнение данных поручений Минэнерго России совместно с Минэкономразвития подготовлен комплекс мер, предусматривающий разработку современной правовой базы, формирование организационных структур повышения энергоэффективности, государственную поддержку и создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения бизнеса, взаимодействие сторон на условиях частно-государственного партнерства, проведение активной разъяснительной работы с ведущими компаниями – крупнейшими производителями и потребителями первичных ресурсов и энергии.

Создание совершенной нормативно-правовой базы энергосбережения является одним из главных механизмов повышения энергоэффективности использования ТЭР. Существующая нормативно-правовая база в области энергоэффективности и энергосбережения на федеральном и региональном уровнях несовершенна. Зачастую она не способствует устранению таких барьеров, как недостаток информации, ограниченный доступ к долгосрочным финансовым ресурсам, и не мотивирует предприятия реализовывать существующий потенциал энергосбережения. Единственным значимым стимулом к энергосбережению являются относительно высокие тарифы на энергоресурсы.

В настоящее время в России имеется несколько десятков государственных стандартов на промышленное оборудование, машины, приборы, которые можно отнести к стандартам энергетической эффективности, поскольку основное их назначение заключается в регламентации показателей энергопотребления (энергоэффективности) данного оборудования. Разработан ряд нормативных и методических документов по энергетическим обследованиям и энергетической паспортизации, в которых нашли отражение показатели энергетической эффективности технологических процессов. В государственной и отраслевой статистике имеется более десятка форм, в которых отражены показатели энергопотребления и эффективности энергоиспользования на предприятиях, в отраслях и регионах. Готовится к обсуждению в Госдуме (во втором чтении) проект Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», действие которого должно начаться с 1 января 2010 года.

Несмотря на такое обилие существующих и разрабатываемых нормативных документов, они, как правило, не выполняются. Это связано, с одной стороны, с отсутствием реально действующих организационных структур, координирующих работу объектов и субъектов правового регулирования в области энергосбережения и осуществляющих непосредственный государственный надзор (контроль) за выполнением принятых стандартов и правил. С другой стороны, имеется ряд объективных причин.

Как известно, 27 декабря 2002 года был принят Федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании», введенный в действие  в 2003 году. Закон имеет ряд существенных недостатков, даже с учетом принятого в 2007 году Федерального закона № 65-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О техническом регулировании”». Закон предполагает принятие в течение 7 лет технических регламентов, обязательные требования которых должны заменить требования стандартов и других технических документов. После вступления в силу регламентов все другие документы (в том числе стандарты), устанавливающие требования в сфере технического регулирования, должны приобрести исключительно рекомендательный характер.

Закон ориентирован на создание условий, максимально приближенных к тем, которые регулируют рынок в промышленно развитых странах, когда изготовитель обязательно должен следовать только техническим регламентам, а стандарты может применять добровольно. Однако так называемая «добровольность» стандартов в развитых странах имеет далеко не тот смысл, который обычно в России приписывают данному термину. В отечественной трактовке «добровольность» обычно эквивалентна произволу, когда можно по своему разумению или исходя из складывающейся обстановки использовать или не использовать стандарты. В западном цивилизованном понимании «добровольность» интерпретируется как необходимость или даже обязанность поставщика добровольно возлагать на себя ответственность за выполнение или даже превышение требований, изложенных в добровольных национальных или отраслевых стандартах на продукцию, процесс или услугу.

Закон при всей его значимости и актуальности до сих пор фактически не действует. Во-первых, отсутствуют разработанные технические регламенты, без которых не может функционировать подтверждение соответствия и аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий, во-вторых, закон по существу является отсылочным. В нем содержится более двух десятков поручений Правительству РФ об утверждении, установлении различных порядков, правил, методик, на разработку и согласование которых потребуются значительные усилия и время. Более того, для того чтобы успешно реализовать этот закон, необходимо скорректировать по крайней мере более сотни ныне действующих федеральных законов и около шестисот постановлений Правительства РФ.

За оставшееся до 2010 года время нужно переработать в регламенты нормативную базу, представленную в основном документами (включая стандарты) органов исполнительной власти, создававшуюся в течение десятилетий усилиями специалистов самых разнообразных научно-исследовательских и проектно-конструкторских институтов.

 

Энергетический и экологический менеджмент являются финансовыми инструментами, которые могут обеспечить предприятиям экономию средств за счет проведения грамотной политики закупки и использования природных ресурсов и утилизации отходов производства. Необходимым условием успешной реализации энергетической политики на уровне предприятия является присвоение проектам повышения энергетической эффективности равного статуса с проектами модернизации производственной технологии.

Достижение реального улучшения энергетической и экологической эффективности предприятий должно основываться не только на технических решениях, но и на более совершенном управлении. Исторически российские предприятия обращают большее внимание удовлетворению потребностей производственного процесса в энергии и не придают особого значения эффективности ее передачи и использования. В связи с этим в структуре любого предприятия руководство производственной эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом энергетического оборудования осуществляет либо главный энергетик, либо энергослужба через отдел главного энергетика (ОГЭ).

Вне зависимости от формы собственности и подчиненности предприятия ОГЭ обеспечивает и несет ответственность, прежде всего, за бесперебойное энергоснабжение всех подразделений предприятия и за соблюдение заданных параметров всех видов энергии и энергоносителей на входах потребителей. Несмотря на то, что в перечень обязанностей входит разработка и контроль оптимальных режимов работы производственно-технического оборудования при минимальных расходах всех видов ТЭР с минимальными эксплуатационными и ремонтными затратами, а также минимальным простоем оборудования и сетей в ремонте при обеспечении максимальной надежности, т. е. некоторые функции энергоменеджмента, на практике это, как правило, не выполняется.

Признание важности энергии как одного из видов ресурсов, который требует такого же менеджмента, как и любой другой дорогостоящий ресурс, а не как накладной расход предприятия, является главным первым шагом к улучшению энергетической и экологической эффективности и снижению затрат предприятия. Энергетический и экологический менеджмент являются финансовыми инструментами, которые могут обеспечить предприятиям экономию средств за счет проведения грамотной политики закупки и использования природных ресурсов и утилизации отходов производства. Необходимым условием успешной реализации энергетической политики на уровне предприятия является присвоение проектам повышения энергетической эффективности равного статуса с проектами модернизации производственной технологии.

Для эффективного управления потреблением энергетических ресурсов и контроля экологических показателей деятельности предприятия необходима система энергетического менеджмента. Для внедрения и успешного использования такой системы требуется проведение подготовительной работы, связанной с обучением и подготовкой кадров.

Процесс организации системы энергоменеджмента на предприятии включает анализ и выработку мер по следующим основным направлениям:

• текущее состояние энергетического менеджмента на предприятии. Подготовка кадров;

• формирование и утверждение энергетической политики предприятия;

• организация структуры энергоменеджмента и информационной системы его функционирования;

• проведение энергоаудита с оценкой фактической энергоэффективности предприятия и разработкой рекомендаций по снижению энергетических и финансовых затрат;

• разработка и реализация комплексной программы по энергосбережению и рациональному использованию ТЭР;

• организация финансирования инвестиционных энергосберегающих проектов;

• осуществление постоянного контроля за энергопотреблением и эффективностью использования ТЭР. Энергетический мониторинг;

• создание системы стимулирования энергосбережения и рационального использования ТЭР.

Наиболее важным этапом в организации системы энергоменеджмента, помимо кадрового обеспечения, является формирование энергетической политики предприятия. Энергетическая политика – это не разовый директивный документ, а система мониторинга энергетической ситуации, прогноза возможных экономических, ресурсных и спросовых тенденций, а главное, это формирование и непрерывное совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов, обеспечивающих надежное энергоснабжение и рациональное использование ТЭР.

Процесс создания системы энергоменеджмента на российских предприятиях, несмотря на его актуальность, к сожалению, не получил до сих пор должного развития.

В 2008 году Международная организация по стандартизации (ИСО), объединяющая 157 стран-членов, начала разработку нового международного стандарта ISO 50001 (Система энергоменеджмента – Требования с руководством по эксплуатации). С этой целью создан новый технический комитет ИСО/ТК 242 «Энергоменеджмент» (ISO/TC 242 Energy Management). Комитет намерен подготовить стандарт ISO 50001 к публикации уже к концу 2010 года.

Цель разрабатываемого стандарта заключается в предоставлении предприятиям структурированного и всеобъемлющего руководства по оптимизации процесса потребления энергетических ресурсов и системному управлению данным процессом.

Прообразом стандарта ISO 50001 стали американский стандарт ANSI/MSE 2000:2005, корейский стандарт KS A 4000:2007 и стандарты ряда европейских стран в области энергоменеджмента. В Европе с февраля 2008 года обсуждается проект европейского стандарта EN 16001, имеющего аналогичное название. Издание данного стандарта предполагается осуществить уже до конца 2009 года.

Первое пленарное заседание ТК 242 состоялось в сентябре 2008 года в Вашингтоне (США), 2-е заседание – в марте 2009 года в Рио-де-Жанейро (Бразилия). Пока разработанный проект (ISO/WD 50001) находится лишь на стадии обсуждения среди экспертов и носит статус рабочего. По окончании 3-го заседания, запланированного на октябрь 2009 года, ожидается принятие решения о присвоении проекту статуса «проекта комитета».

К сожалению, Россия при создании ТК 242 не вошла в его состав ни в качестве страны-участницы (всего их 33), ни в качестве страны-наблюдателя (всего их 6, включая соседа России–Казахстан). Однако в соответствии с решением Бюро Правления РСПП от 28.11.2008 года при Комитете по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия с участием Комитета по энергетической политике РСПП была сформирована Рабочая группа (РГ) по участию в подготовке международного стандарта ISO 50001.

На первом заседании, прошедшем весной 2009 года, участниками были обсуждены вопросы формирования руководящего органа, организации взаимодействия РГ с профильными Комитетами РСПП и Федеральными органами исполнительной власти, а также обеспечения участия представителей Российской Федерации в работе международного Технического комитета ИСО (ТК 242) по разработке стандарта.

На сегодняшний день в состав РГ входят 41 представитель от крупных компаний, предприятий и организаций, изъявивших желание участвовать в подготовке и обсуждении проекта стандарта. Решены организационные вопросы по регистрации РГ в соответствующих национальных и международных структурах, и получен статус экспертов в составе комитета ТК 242.

Несомненно, участие российских представителей в процессе разработки международного стандарта придаст дополнительный импульс в организации системы энергоменеджмента на отечественных предприятиях. Российские компании не меньше, чем зарубежные, заинтересованы во внедрении энергоменеджмента и повышении тем самым своей энергоэффективности. В этом плане будущий стандарт ISO 50001 может оказать им реальную поддержку и помощь.

Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №5'2009

распечатать статью распечатать статью


Реклама
Реклама на нашем сайте
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте