Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член
Summary:

Российский рынок промышленных систем кондиционирования воздуха в 2008–2012 годах

The Russian Market of Industrial Air Conditioning Systems in 2008 – 2012

G.G. Litvinchuk, Director of “Litvinchuk Marketing”

Keywords: air conditioning system, market dynamics, chiller, fancoil

The Russian market of the central air conditioning systems restored after the economic recession faster than the most expert have expected, nevertheless the market situation remains quite difficult. Let’s look at the problems that the market faces in more details.

Описание:

Российский рынок систем центрального кондиционирования воздуха восстановился после кризиса быстрее, чем ожидало большинство экспертов, тем не менее рыночная ситуация остается достаточно сложной. Рассмотрим проблемы, стоящие перед рынком, более детально.

Российский рынок промышленных систем кондиционирования воздуха в 2008–2012 годах

Российский рынок систем центрального кондиционирования воздуха восстановился после кризиса быстрее, чем ожидало большинство экспертов, тем не менее рыночная ситуация остается достаточно сложной и далека от идиллии: острый дефицит грамотных проектировщиков, резкое снижение рентабельности, гипертрофированная доля бюджетных объектов. Рассмотрим проблемы, стоящие перед рынком, более детально.

В 2010–2012 годах российский строительный рынок восстанавливался быстрее, чем ожидали аналитики, и в результате в 2011 году продажи промышленных систем кондиционирования воздуха достигли докризисного уровня, а в 2012 году превысили его.

Причем если в 2009 и 2010 годах основу рынка составляли объекты, строительство которых было заморожено во время кризиса 2008 года (доля новых объектов составляла всего 34 и 55%), в 2011 году количество новых объектов поднялось до 91%. Таким образом, в 2009 и 2010 годах шла реализация проектов, которые были сделаны в докризисный период, а в 2011 году – в основном новых, задуманных уже после кризиса. В связи с этим на рынке произошли некоторые структурные изменения.

Прежде всего, кризис привел к заметному уменьшению размера объектов. Существующая стоимость кредитов не позволяет отечественным инвесторам реализовать проекты прежнего масштаба. Предпочтение отдается объектам с небольшими сроками реализации. В ряде случаев крупные проекты разбивают на стадии, и вместо чиллера в 1 МВт на объекте появляются два по 0,5 МВт. Благодаря этому доля чиллеров большой мощности (свыше 700 кВт) ощутимо сократилась.

Динамика российского рынка промышленных систем кондиционирования в МВт

Рисунок 1.

Динамика российского рынка промышленных систем кондиционирования в МВт (источник: Litvinchuk Marketing)

Та же самая тенденция, причем более рельефно, наблюдается на рынке VRF. Если в 2008 году среднее количество наружных блоков на объекте, оснащенном подобными системами, составляло 5–6 единиц, то в 2012 году – всего 2–3.

Львиная доля крупных объектов – это бюджетные проекты. Если бы не инвестиционная политика государства, рынок пребывал бы в плачевном состоянии. Суммарная мощность промышленного климатического оборудования, установленного в 2012 году на объектах с государственным финансированием, выросла по сравнению с 2008 годом более чем в 2 раза, в то время как частные инвестиции едва достигли уровня 75% от докризисного уровня.

Ситуация с дорогими кредитами и дефицитом собственных средств заставляет заказчиков экономить, поэтому доля техники премиум-класса сокращается. Так, если оценивать долю «большой тройки» (Carrier, York, Trane) в МВт, то в 2008–2009 годах она была равна 45–46%, в 2010 году – 36%, в 2011 году – 34%, в 2012 году – 27%. Напротив, в группе лидеров появляются недорогие марки. По результатам 2012 года первая десятка брендов на российском рынке чиллеров выглядит следующим образом: Carrier, Clint, Aermec, Clivet, York, Trane, Daikin, Ciat, McQuay, Emerson.

Те же самые соображения экономии заставляют проектировщиков использовать в качестве источника холода для небольших приточных установок (AHU) фреоновые охладители – CCU (compressor condenser units). В 2009–2010 годах ради экономии средств их использовали в ряде проектов, где изначально были предусмотрены чиллеры, в 2011 году они уже доминируют в проектах, где холодопотребление лежит в диапазоне 5–70 кВт. Как видно из графика на рис. 2, доля CCU в качестве источников охлаждения приточного воздуха в 2008–2012 годах существенно выросла.

Структура рынка охладителей приточного воздуха в 2008–2012 годах, МВт

Рисунок 2.

Структура рынка охладителей приточного воздуха в 2008–2012 годах, МВт (источник: Litvinchuk Marketing)

По той же причине на небольших объектах (в основном до 300 кВт) превалируют системы типа VRF. Когда требуется относительно небольшая мощность охлаждения, они в большинстве случаев оказываются дешевле. Если сравнивать объем продаж VRF-систем и систем «чиллер – фэнкойлы», нетрудно заметить, что доля первых растет, причем на рынке VRF-систем наблюдается та же ценовая тенденция, что и на рынке чиллеров: рост доли недорогих марок. Если в 2008 году совокупная доля японских брендов была на уровне 93%, то в 2012 году она опустилась до 57%.

Если рассматривать объекты с государственным финансированием, здесь наблюдаются две прямо противоположные ценовые тенденции. Если тендер разыгрывается честно, на электронных торгах зачастую побеждает какая-нибудь небольшая, но амбициозная компания, которая в силу отсутствия опыта реализации крупных проектов выдает цену, которая в итоге даже не покрывает ее издержек. В результате система кондиционирования делается кое-как. Зачастую ее приходится переделывать, но уже кому-то другому и за отдельные деньги.

Второй вариант – коррупционный. В этом случае организаторы тендера могут предложить участникам поставить чиллер мощностью 820 кВт со строго определенными габаритами в срок 7 дней. В силу того, что срок изготовления подобной техники на заводе порядка 2 месяцев, справиться с такой задачей способен только тот, кто заранее знал о конкурсе и уже имеет требуемое оборудование на складе. В этом случае ценник обыкновенно превышает разумные пределы в разы… Из-за подобной практики многие компании-продавцы избегают участия в тендерах на поставку техники государственным структурам, не в последнюю очередь потому, что в случае конфликтной ситуации судиться с государством практически бесполезно.

Структура рынка доводчиков в 2008–2012 годах, МВт

Рисунок 3.

Структура рынка доводчиков в 2008–2012 годах, МВт (источник: Litvinchuk Marketing)

Еще одна важная проблема, влияющая на развитие рынка и его структуру,– в целом низкий уровень проектных решений. Во многом это результат отсутствия квалифицированных исполнителей. Проектировщики старой волны выходят на пенсию, на их место приходит зеленая молодежь, а вот специалистов среднего возраста мало. Лихие 90-е заставили многих выпускников профильных вузов искать работу не по специальности, а большинство тех, кто все же пошел работать проектировщиком, в итоге осели в компаниях, занимающихся продажами техники. В итоге проектные институты остались на голодном пайке, а частных проектных бюро катастрофически мало. Нередко заказчик в целях экономии средств самостоятельно заказывает проект в профильном институте. Разумеется, есть структуры, работающие качественно, но из-за кадровых проблем во многих проектных организациях процветает «торговля штампом». В этом случае работа передается частникам, которые делают ее за определенную долю от средств, переведенных на счета проектной организации. Качество проектных решений при подобной практике зачастую не выдерживает никакой критики. Заказчик приобретает оборудование согласно спецификации, а когда приходит время для монтажа, выясняется, что предложенная схема нежизнеспособна. Часть купленной техники остается заказчику «на добрую память», а проект приходится коренным образом переделывать.

В таких условиях подготовка молодых кадров является очень важной, если не первостепенной задачей. Учитывая дальнейший рост рынка, можно ждать повторения ситуации 2007–2008 годов, когда из-за отсутствия проектировщиков процветали «суррогатные» решения. Например, вместо одной AHU на 12000 м3·ч ставилось 3–4 канальных системы вентиляции, поскольку в этом случае легче просчитать систему воздуховодов, а вентиляционные решетки можно настроить «на глазок».

Низкая культура проектирования (а зачастую и невысокая подготовка заказчиков) приводит к «чудесам» на рынке автоматики. Чтобы сдать вентиляционную систему заказчику, необходимо ее запустить, что невозможно без автоматики. В дальнейшем, при системной интеграции, которую выполняет совершенно другая компания, выясняется, что контроллеры, использованные вентиляционщиками, не вписываются в схему. И их выкидывают, заменяя другими.

Также среди очевидных тенденций рынка чиллеров следует отметить рост продаж модульных чиллеров китайского производства. В основном это MDV и OEM-бренды, сделанные на заводе Midea: Lessar, Aerotek, Dantex, Venterra. Целый ряд российских компаний сделал их складской позицией, что позволяет реализовывать объекты мощностью до 1 МВт (а в ряде случаев и больше) в достаточно короткие сроки.

купить online журнал подписаться на журнал
Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “АВОК” за №4'2013

распечатать статью распечатать статью


Реклама
Реклама на нашем сайте
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте