Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член

Социально-экономические аспекты водоснабжения и водоотведения

 

Социальная значимость общественного продукта определяется его ролью в обеспечении безопасного и стабильного развития общества (государства).

В любом обществе независимо от его политического строя вода является основой биологической жизни человека и, следовательно, существования человеческого сообщества.

В организме человека вода выполняет основные биологические функции:

– обеспечивает материальный, энергетический и информационный обмен с окружающей средой;

– обеспечивает доставку питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела;

– регулирует температуру тела;

– помогает преобразовывать пищу в энергию;

– помогает питательным веществам усваиваться органами;

– увлажняет воздух при дыхании;

– защищает и буферизирует жизненно важные процессы;

– выводит шлаки и отходы процессов жизнедеятельности.

Определенное и постоянное содержание воды – необходимое условие существования живого организма, которое на 60–80 % состоит из воды.

Без воды человек и общество могут прожить не более трех суток, при 2 % дефиците воды от массы тела (1–1,5 литра) появляется жажда, снижается работоспособность, при потере 6–8 % человек теряет работоспособность, подвижность, наступает полуобморочное состояние, утрата 10–20 % создает опасность для жизни.

Питьевая вода, принимаемая внутрь организма человека в объеме 1,5–3,0 л/чел. в сутки (пищи 1,0–1,3 кг/сут.), является продуктом питания, которому нет замены на земле.

Поэтому вода является безальтернативым необходимым продуктом питания, поддерживающим жизнь, работоспособность и долговременное существование общества, и обеспечивает биологическую безопасность общества.

Здоровье и продолжительность жизни во многом определяется качеством питьевой воды. При изменении качества потребляемой воды и ее солевого состава нарушаются процессы пищеварения и усвоения пищи, кроветворения и пр. Без воды невозможна регуляция теплообмена организма с окружающей средой и поддержание нормальной температуры тела.

Некачественная питьевая вода является причиной многих заболеваний почек, зубов, сердца, щитовидной железы и т. д., которые принимают массовый характер, снижают работоспособность населения и требуют значительных затрат на медицинское обслуживание и лечение (табл.1) [1].

Таблица 1 (подробнее)

Влияние качества воды (основных биологически необходимых макро- и микроэлементов) на организм и состояние здоровья населения

Качество воды в значительной мере определяет характер и уровень инфекционных и неинфекционных заболеваний, генетических болезней, особенности развития организма человека. О серьезности проблемы водоснабжения свидетельствует ее включение в список наиболее насущных проблем человечества.

Вода является мощным оздоровительным и реабилитационным медицинским средством, позволяющим восстановить силы после физических и психологических нагрузок рабочего дня. Вода является универсальным растворителем, удаляющим загрязнения с пищи, тела, одежды, санитарно-эпидемиологически опасные выделения организма и обеспечивающим нормативные сантарно-гигиенические условия в помещениях, зданиях и на прилегающих территориях. Обеспечивая чисоту и комфортные (благоприятные) условия обитания и жизнедеятельности человека, вода защищает общество от массовых заболеваний – эпидемий – и оздоравливает окружающую человека среду в городах и населеных пунктах, сохраняя санитарно-гигиеническую безопасность социальной среды.

Для выполнения этой функции по результатам отечественной и зарубежной эксплуатации водопроводов требуется 110–150 л/чел. сут., что по массе значительно больше биологической потребности в воде и других продуктах, необходимых для нормальной жизни в современной квартире.

Вода является наиболее распространенным и доступным веществом для тушения пожаров, которые в истории России уничтожали целые города и сегодня ежегодно приносят обществу ущерб 1 000 млн руб. и уносят тысячи жизней. Применение водяных систем пожаротушения в жилых и общественных зданиях обеспечивает пожарную безопасность общества.

Вода обеспечивает жизнь не только человеку, но и всему растительному и животному миру на территории обитания общества и особенно на территории плотного заселения – городов и населенных пунктов. Для поддержания экологического равновесия на этих территориях необходимо обеспечивать растительный и связанный с ним экологической цепочкой животный мир оптимальным количеством воды питьевого качества, производить поливку, уборку и мойку территории для удаления отходов жизнедеятельности и поддержания экологически здоровых условий, близких к природным. Для обеспечения экологической безопасности на территории городов удельное среднесуточное на одного жителя составляет 50–90 л/сут. в зависимости от климатических условий, мощности источника водоснабжения, степени благоустройства населенных пунктов и других местных условий [4].

Производство промышленной продукции практически невозможно без воды, которая входит в состав готовой продукции, обеспечивает чистоту продукции, охлаждение и поддержание температуры технологических процессов и материалов. Поэтому можно считать, что вода обеспечивает и безопасность производственного потенциала общества.

Исходя из вышеизложенного, социальная потребительская стоимость воды, основанная на биологической, санитарно-гигиенической, противопожарной, экологической безопасности, является самой высокой из всех производимых в обществе продуктов.

Для удовлетворения вышеперечисленных базовых потребностей человека и общества в воде исторически в России созданы централизованные системы хозяственно-питьевого водоснабжения и неразрывно связанные с ними системы водоотведения, которые обслуживают 80 % населения (110 млн чел.) на территории 17 000 км2. В общественнном производстве это самая большая по производительности (производит, распределяет и отводит 27 000 млн тонн воды в год), протяженности транспортных путей (600 тыс. км) отрасль водоснабжения и водоотведения; подает в среднем в сутки 350 литров (кг) жизненно необходимого продукта питания – питьевой воды на человека (по массе в сотни раз большего, чем других продуктов).

В этой огромной системе жизнеобеспечения водопотребление и водоотведение в основном формируется в многочисленных системах водоснабжения зданий (500 тыс. зданий). Протяженность сетей холодного и горячего водоснабжения и водоотведения в этих системах оценивается в 8 000 тыс. км (в наружном водопроводе – 600 тыс. км), количество водоразборной и трубопроводной арматуры – 50 000 тыс. шт. (в наружном водопроводе – 6 000 тыс. шт.), количество насосов – 100 тыс. шт., суммарная установленная мощность которых сопоставима с мощностью насосов на наружном водопроводе.

В централизованных системах водоснабжения и водоотведения работают 55 тыс. предприятий, которые при социализме были коммунальными организациями, находящимися в единой общественной собственности.

Огромные водоснабжающие и водоотводящие предприятия (водоканалы), созданные в период экстенсивного развития общества при социализме, ориентированного на изобилие природных (водных) ресурсов, общую государственную собственность и максимальную социальную поддержку граждан, удовлетворяли все потребности граждан и общества. И успешно развивались в направлении увеличения удельного водопотребления. В большинстве городов и населенных пунктов водоканалы являлись монополиями по обеспечению населения водой.

Социальное отношение к воде, сформированное в период социализма, привело к несоответствию потребительской и экономической стоимости питьевой воды: высокая потребительская стоимость (значимость) при низкой отпускной цене. Избыток дешевой воды, отсутствие индивидуального контроля за потреблением, идеология «сколько воды подается системой столько и необходимо потребителю», оплата по осредненным нормативам привели к девальвации ценности воды в общественном сознании, безконтрольному потреблению со значительными потерями воды. Технические мероприятия по экономии воды, разработанные в 60–80-х гг. [2], эксплуатационные нормативы [3] практически не использовались, так как социальные условия идеологически и нормативно не стимулировали снижение водопотребления. Социальная идеология «чем больше потребляется продукта на душу населения, тем общество сильнее и цивилизованнее», сформировала нормативную базу [4, 5], в которой отсутствует понятие потери воды, методики их определения. Отсутствие этого понятия привело к созданию экономического механизма управления предприятиями- монополистами на основе компенсации фактических затрат на эксплуатацию систем и распределения этих затрат в соответствии с осредненным удельным водопотреблением на одного потребителя. Это исключило экономическую заинтересованность многочисленных потребителей в рациональном использовании и экономии воды. Утвержденные нормативы водопотребления [4], отражавшие сложившееся в многочисленных системах водопотребление и включавшие до 60 % потерь воды, не стимулировали водоканалы к снижению потерь и совершенствованию систем подачи и распределения воды.

Вода в обществе рассматривалась как второстепенная услуга, а не как ценный, жизненно важный продукт питания и обеспечения безопасности социума.

Кардинальное изменение социальных отношений в период перестройки значительно повлияло на жилищно-коммунальный комлекс и на водопроводно-канализационное хозяйство.

С приходом рыночной экономики единые системы водообеспечения разделены между различными собственниками (рис. 1). Системами водоснабжения владеет местное самоуправление субьектов федерации (89 собственников), городов (3125 собственников), населенных пунктов (73 тыс. собственников). Внутридомовыми системами водоснабжения зданий владеют товарищества собственников жилья, кооперативы, дирекции единого заказчика, владельцы зданий, предприятий (500 тыс. собственников), внутри которых имеются приватизированные и муниципальные квартиры и дома (30 млн собственников) со 110 млн потребителей (жителей).

Разделение системы водоснабжения между собственниками

Рисунок 1 (подробнее)

 

Разделение системы водоснабжения между собственниками

Искаженное при социализме социально-экономическое отношение к воде и хозяйственно-питьевому водоснабжению усугубилось в период перестройки несоответствием платежей потребителей реальным общественным затратам на добычу, производство (очистку), доставку питьевой воды. Опасаясь массовых выступлений населения, это несоответствие рыночным отношениям пытались решить повышением тарифов на воду для промышленных и коммерческих потребителей при сохранении низких тарифов для населения, которое по этим тарифам оплачивало 20–30 % себестоимости производства и транспортировки питьевой воды. Затем начали расти тарифы для населения, что при низких доходах привело к массовым неплатежам. Нестабильная оплата услуг водоканалов бюджетными (государственными) организациями увеличило финансовый дефицит водоканалов. Недостаток финансирования водоканалов привел к ускоренному износу систем (более 60 %), расчетный срок эксплуатации которых практически истек, увеличению количества аварий, потерь воды и ухудшения ее качества.

На фоне острого финансового дефицита происходит ухудшение качества исходного сырья – природной воды – из-за возростания антропогенной нагрузки на водные источники.

Интенсификация производственной деятельности обусловливает увеличение нагрузки на водные ресурсы. В настоящее время суммарная масса загрязнителей гидросферы составляет 15 млрд т/год, среди которых поверхностно активные вещества составляют 2500 млн т/год, пестициды – 1200 млн т/год, минеральные удобрения – 80 млн т/год, тяжелые металлы – 3 млн т/год. Большую опасность представляют патогенные микроорганизмы [6]. Усиление антропогенного воздействия на водоисточники также приводит к прогрессирующему ухудшению качества воды. В настоящее время в РФ только 1 % поверхностных источников водоснабжения имеют I класс, то есть вода не требует специальной обработки, в 17 % качество воды не соответствует даже III классу. Резко возросло микробное загрязнение водоемов: с 12,5 % в 1991 г. до 22,8 % в 1997 г. В 20 % проб воды обнаруживали колифаги, что свидетельствовало о загрязнении ее вирусами, в 3,4 % проб выявлены возбудители инфекционных заболеваний. В 1998 г. отмечены отклонения от норматива по органолептическим свойствам в 75 % проб воды, в 20 % нарушены санитарно-химические, в 11 % – микробиологические показатели.

Состояние многих действующих водопроводов не соответствует санитарным нормам. Нарушения санитарных норм в РФ в 1991 г. фиксировались на 16,2 % водопроводов, в 1997 г. – на 30,4 %. Технологические схемы, применяемые на многих водопроводах, не соответствуют уровню загрязнения источника водоснабжения и не обеспечивают требуемое качество питьевой воды. В последние годы увеличилась частота наводнений, обусловливающих значительное ухудшение качества воды.

В период паводков повышается риск выноса из донных отложений водных объектов опасных загрязнений, накопленных там за многие годы антропогенного воздействия.

Поверхностный сток с агроландшафтов смывает удобрения и пестициды в водные объекты. Неблагоприятная ситуация сложилась и в связи со сбросом неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод предприятиями.

Объем загрязненных сточных вод в РФ составлял в 1986, 1990 и 1994 гг. соответственно 77,9, 187,8 и 166,1 м3 на человека. В водные объекты попадают практически все загрязнения от любой производственной деятельности, что считается наиболее серьезной угрозой водным ресурсам. Выброс вредных веществ в атмосферу в конечном итоге также приводит к попаданию их в водные объекты. Положение усугубляется тем, что в настоящее время, несмотря на достаточно развитое водное законодательство, отсутствует эффективная система охраны качества воды в водоисточниках.

По данным Госсанэпиднадзора РФ, нарушение норм качества воды часто обусловлено отсутствием зон санитарной охраны источников водоснабжения.

Таким образом, можно констатировать нарастающую антропогенную нагрузку на водные ресурсы и, как следствие, повышение угрозы не только для водных экосистем, подвергащихся жесткому химико-биологическому прессу, но и для хозяйственно-питьевого водоснабжения [6].

Из существующего в настоящее время широкого спектра методов получения воды питьевого качества на действующих водопроводных станциях применяют только некоторые из них, что существенно ограничивает возможности использования водоисточников с прогрессирующим ухудшением качества воды.

В современных условиях водоканалы находятся в сложной социально-экономической ситуации из-за несоответствия социальной законодательно-нормативной базы природной значимости воды для безопасного общественного существования и устойчивого развития общества. Им приходится постоянно решать сложнейшую задачу бесперебойного снабжения населения высококачественной питьевой водой соответствующей СанПиН 2.1.4-1074-01[6] при резком ухудшении качества сырья (природной воды в источниках) на предприятиях (очистных сооружениях) с устаревшим, изношенным технологическим оборудованием, запроектированным 40–50 лет назад под совершенно другие требования к качеству питьевой воды и источникам водоснабжения, и при ограниченном финансировании. В современных рыночных условиях водоканалы являются убыточными предприятиями, что сдерживает инвестиционные вложения, необходимые для восстановления изношенных систем водоснабжения и водоотведения.

Сложившаяся система управления в новых социальных условиях не обечивает бесперебойной подачи и нормативного качества питьевой воды, при этом потери готового продукта достигают 50 % (в других отраслях не более 2–5 %), что превращает водопровод в «черную дыру» экономики.

Факт нарушения несоответствия социальных законов природным по отношению к хозяйственно-питьевому водоснабжению подтверждается уменьшением населения, увеличением количества эпидемий, ущербов от пожаров, увеличением количества аварий и затрат на их ликвидацию, загрязнением и деградацией водных ресурсов, резким сокращением количества природных водных источников пригодных для хозяйственно-питьевого водоснабжения.

Для сохранения России и ее населения и обеспечения устойчивого развития общества социальное (государственное) управление должно быть направлено в первую очередь (приоритет) на обеспечение каждого гражданина (человека) жизненно необходимыми продуктами: биологически необходимым количеством воздуха, воды, пищи, энергии, обеспечивающими способность гражданина к активной социальной и производственной деятельности, здоровье, длительный активный период жизни (обеспечение биологической, санитарно-гигиенической, экологической безопасности).

Социальное управление и законодательство о воде должно базироваться на основных природных и моральных принципах:

1. Государство, приняв на себя обязанность (Конституция, ст. 2) о соблюдении и защите прав (ст. 41, 42) человека, обязуется обеспечить каждого гражданина водой питьевого и хозяйственного качества.

2. Питьевая вода является продуктом особой важности, обеспечивающим биологическую, санитарно-гигиеническую, противопожарную и экологическую безопасность, поэтому ее потребительская стоимость (проявляющаяся полностью в условиях продолжительного дефицита или отсутствия) значительно выше, чем у других продуктов, производимых обществом, без которых человек обходился столетиями.

3. Государство определяет требования к качеству и количеству питьевой и хозяйственной воды, выполнение которых обязательно на всей территории России, и контролирует их выполнение.

4. Государство гарантирует доступность каждого гражданина к питьевому водоснабжению для удовлетворения всех потребностей в воде.

5. Государство, реализуя право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду (ст. 42), контролирует, восстанавливает водные ресурсы, являющиеся основным сырьем для получения питьевой и хозяйственной воды. Поверхностные и подземные источники, используемые для питьевого и хозяйственного водоснабжения, находятся в государственной собственности как стратегический ресурс, определяющий долговременную безопасность общества.

6. Государство принимает законы «О питьевой воде», «О питьевом водоснабжении», определяющие права и обязанности граждан и государства по долговременному гарантированному обеспечению населения и пищевого производства водой питьевого и хозяйственно-питьевого качества.

7. Государство постоянно, через средства массовой информации, разъясняет гражданам ценность воды и необходимость разумного ее использования, бережного отношения к природным водным источникам, охране их от загрязнения и истощения.

8. Вода является продуктом пищевого назначения ежедневного потребления, поэтому на ее производство, услуги на доставку к месту потребления, используемое оборудование и материалы распространяются налоговые льготы, чтобы обеспечить экономическую привлекательность производства и транспортировки питьевой и хозяйственной воды.

9. Вода в объеме санитарно-гигиенической потребности (социальной нормы) необходима каждому гражданину ежедневно. Поэтому она должна быть признана социальным благом, которое гарантируется государством каждому гражданину и оплачивается водоканалам в виде государственного заказа, обеспечивающего безопасность общества, аналогично военно-промышленному комплексу.

10. Государство устанавливает и контролирует тарифы на питьевую воды в объеме социальной нормы водопотребления и обеспечивает социальную поддержку малоимущих слоев населения для оплаты социальной нормы водопотребления, поэтому затраты на подачу воды в объеме социальной нормы социально справедливо возмещать централизованно, через государственные общие налоги или специальный водный налог.

11. Вода для населения свыше социальной нормы, вода высшего качества и для остальных потребителей признается товаром и оплачивается потребителем непосредственно поставщику в зависимости от качественных показателей предоставляемого товара и услуг по его доставке на основе рыночных отношений.

12. Для обеспечения населения России качественной питьевой водой государство принимает федеральную национальную программу.

13. Государство признает, что современное состояние систем водоснабжения и водоотведения и сверхнормативные износы, приводящие к нестабильной работе систем, сложились в результате государственной политики недофинансирования в период перестройки.

14. Государство для выполнения закона социальной справедливости обязуется возвратить эти долги и восстановить нормативную работоспособность систем за счет бюджетных фондов (развития, стабилизационных).

15. Эффективность систем водоснабжения и водоотведения зависит не от формы собственности структуры управления (транснациональные компании успешно развивают огромные производства во всем мире, а российские частные собственники переместили ее со второго на шестьдесят второе место в мире), а от выполнения законов природы и общества. Экономический механизм управления водоснабжением и водоотведением должен базироваться на объективных законах формирования водопотребле-ния и потерь воды. Этот механизм должен направлять общественные усилия на рациональное использование каждым потребителем питьевой воды и охрану окружающей среды вместо использования «уравниловки» в виде средних норм водопотребления и тарифов (оброка).

16. Для обеспечения экономической заинтересованности предприятий водоснабжения в экономии воды государство, максимально снизив налоговое бремя на них, увеличивает плату за ресурс (природную воду, изъятую из источника). Это позволяет получить дополнительные средства для восстановления водных ресурсов и создает дополнительный стимул для водоканалов по рациональному использованию воды и ресурсосбережению.

17. Системы водоснабжения и водоотведения во многом являются монопольными системами жизнеобеспечения, в которых доля централизованного управления даже в рыночных условиях будет значительной. Поэтому для эффективного управления такой системой необходимо создание единой системы нормативов, отражающей природно-социальные законы формирования водопотребления и связывающей все уровни управления от потребителя до правительства.

18. Структура и содержание нормативов должны в минимальной степени ограничивать творческую инициативу при проектировании, строительстве и эксплуатации систем водоснабжения и должны содержать в основном требования к системам и методы сертификации качественных и количественных показателей этих требований. Конструктивные решения для выполнения этих требований, составляющие основное содержание действующих документов, должны быть рекомендательными.

19. Нормативы для реализации принципов демократии в жизнеопределяющей системе общества, устанавливают обязательный государственный и потребительский (население) контроль за качеством работы систем водоснабжения и водоотведения, и участие потребителя в управлении и формировании тарифов на подачу воды и отведение стоков. 

Литература

1. СанПиН 2.1.4.1116-02 Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества: Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.

2. Кожинов И. В. Добровольский Р. Г. Пути устранения потерь воды на водопроводах. М.: Стройиздат , 1982.

3. Рекомендации по установлению эксплуатационных норм водопотребления в жилищном фонде. М.: МЖКХ РСФСР, 1982.

4. СНиП 2.04 01-85 Внутренний водопровод и канализация зданий.

5. СНиП 2.04.02-84 Водоснабжение. Наружные сети и сооружения.

6. Долгоносов Б. М. Предпосылки системной катастрофы в централизованном водоснабжении // Сантехника. 2004. № 2.

7. СанПиН 2.1.4.1074-01.

Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “Сантехника” за №1'2007

распечатать статью распечатать статью


Реклама
Реклама на нашем сайте
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте