Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 107-91-50 ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"

АВОК ассоциированный
член
...
Реклама: Р-Климат | ИНН 7706739893 | ERID: 2VtzqvyKdmr
Summary:

Безопасность и надежность электроснабжения промышленных объектов и социального комплекса Москвы

Описание:

Зима 2005/2006 года в России была суровой. Не только из-за низкой температуры на улице, но и с точки зрения бесперебойного энергоснабжения. РАО «ЕЭС России» впервые взяло на себя смелость и официально заявило, что будет ограничивать в электроснабжении промышленные предприятия. Ограничения вводились до 600 мВт.

Безопасность и надежность электроснабжения промышленных объектов и социального комплекса Москвы

Зима 2005/2006 года в России была суровой. Не только из-за низкой температуры на улице, но и с точки зрения бесперебойного энергоснабжения. РАО «ЕЭС России» впервые взяло на себя смелость и официально заявило, что будет ограничивать в электроснабжении промышленные предприятия. Ограничения вводились до 600 мВт.

Московская энергосистема уникальна – на небольшой площади сосредоточено энергопотребление с мощностями, которые в период максимума нагрузки (он зафиксирован 20.01.2006 года при t = -24 °С) составили – 16 200 мВт. Для сравнения: пик нагрузки в развивающемся Казахстане не превышает 10 000 мВт, т. е. Москва потребляет в 1,6 раза больше, чем крупнейшее соседнее государство. При этом темпы роста энергопотребления в Москве за счет бытового сектора составляют 6 % (~845 мВт) в год, а это выше, чем прирост энергетических мощностей, которые в общей сумме электростанций Москвы и Московской области на декабрь 2006 года должны составить 1 495 мВт. Допустимое сальдо перетоков на прием электроэнергии из других энергосистем прогнозируется на уровне 3 200 мВт.

В 2006 году РАО «ЕЭС России» подготовило список из 16 регионов, в которых будут вводится ограничения в подаче электроэнергии. Для Москвы объем ограничений планируется увеличить. Списки потребителей, которые могут быть ограничены, должны быть согласованы с органами власти и доведены до потребителей электроэнергии.

В такой напряженной обстановке дефицита энергетических мощностей особое значение имеет надежное и бесперебойное электроснабжение промышленных потребителей и объектов социальной сферы Москвы. Перерывы в электроснабжении на время большее, чем допустимое Правилами, могут привести к нежелательным и тяжелым последствиям.

Вопросы надежности электроснабжения можно разделить на:

  • надежность внешнего электроснабжения;
  • надежность электроснабжения по внутренним электросетям потребителей.

Вопросы надежности внешнего электроснабжения

Под этим подразумевается обеспечение энергоснабжающими организациями требуемой категории надежности электроснабжения потребителей на границе балансовой принадлежности электросетей. Граница балансовой принадлежности определяется в соответствии с Актом по разграничению, который в свою очередь является приложением к Договору энергоснабжения. В редакции большинства уже имеющихся и заключенных на настоящий момент договоров энергоснабжения потребителей электроэнергии в роли энергоснабжающей организации выступает энергосбытовая организация – в Москве это ОАО «Мосэнергосбыт».

Рассмотрим, какие законодательные акты регулируют вопросы надежности электроснабжения и кто конкретно отвечает за решение этих вопросов.

Федеральный закон от 26.03.2003 года № 35–ФЗ «Об электроэнергетике»:

– ст. 6: «Общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергии в том числе являются: обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию для потребителей»;

– ст. 7: «…в понятие правового статуса национальной (общероссийской) электрической сети, которая представляет комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, включено обеспечение ею (национальной электросетью) устойчивого электроснабжения электрической энергией потребителей»;

– ст. 11: «…система оперативно/диспетчерского управления, которая включает в себя комплекс мер по централизованному управлению технологическими режимами работы объектов электроэнергетики, и ее целью также является обеспечение надежного энергоснабжения и качества электрической энергии».

Российская Федерация стоит на пороге принятия комплекса технических регламентов и поэтому следует указать: ст. 28 Закона «Об электроэнергетике», которая объявляет, что целями технического регулирования и контроля (надзора) за соблюдением технических регламентов в электроэнергетике является обеспечение ее надежного и безопасного функционирования и предотвращение аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергоустановок потребителей электроэнергии.

Таким образом, указанные выше статьи Федерального закона «Об электроэнергетике» определяют вопросы надежности и ответственность за внешнее электроснабжение потребителей. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года № 861 утверждены:

1. Правила несанкционированного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг;

2. Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, в которых указано:

– лицо или организация, владеющая энергопринимающим устройством, направляет заявку на технологическое присоединение, в которой должны указать заявленный уровень надежности энергопринимающего устройства;

– сетевая организация по договору об оказании услуг по передаче электроэнергии принимает на себя обязательства, в том числе: осуществлять передачу электрической энергии в соответствии с согласованными параметрами надежности и с учетом технологических характеристик энергоустановок.

Подводя итог разговора о законодательной базе надежности электроснабжения, следует отметить, что при ее безусловном исполнении должна быть обеспечена требуемая надежность электроснабжения в соответствии с категориями надежности электроснабжения, изложенными в ПУЭ издание 7 раздел I.

Однако практическое воплощение законодательных актов и реформа РАО «ЕЭС России» показали, что имеются серьезные недоработки в обеспечении надежности электроснабжения потребителей электроэнергии Москвы.

В процессе анализа и расследования системной аварии, произошедшей 24–26 мая 2005 года, установлено, что различная ведомственная подчиненность и несогласованность в работе дежурного и диспетчерского персонала ОАО «МОЭК», ОАО «Мосэнерго» и филиала ОАО «Системный оператор Центрального диспетчерского управления Единой энергетической системы» – Московского регионального диспетчерского управления только усугубили развитие аварии, что привело в итоге к отключению 45 подстанций 220 и 110 кВ, девяти электростанций, в том числе шести в Москве, разрыву кольца 500 кВ и последующему отключению потребителей Тульской и Калужской энергосистем и значительно снизило надежность электроснабжения остальных потребителей.

Отключения головных энергоисточников привели к потере энергоснабжения, что в свою очередь привело к отключению от электроснабжения 12 355 жилых зданий, Западной водопроводной станции, Курьяновской и Люберецкой станций аэрации, четырех регулирующих водопроводных узлов, 43 канализационных насосных станций, 15 больниц и роддомов, электрифицированного транспорта, связи, а также горячего водоснабжения в 16 549 жилых зданиях Москвы.

В целях совершенствования системы энергоснабжения городских потребителей, повышения надежности и качества энергоснабжения, обеспечения растущей потребности города в электрической и тепловой энергии правительство Москвы приняло Постановление от 09.08.2005 года № 588–ПП «Об аварийном отключении 24–26 мая 2005 года электроснабжения в г. Москве и мерах по совершенствованию системы городского энергоснабжения». В постановлении в том числе указано:

– п. 10: «Префектурам административных округов г. Москвы совместно с отраслевыми органами исполнительной власти г. Москвы составить перечни особо значимых объектов – наиболее ответственных потребителей г. Москвы по тепло- и электроснабжению и представить их в энергоснабжающие организации»;

– п. 11.3: «После составления перечня особо значимых объектов по тепло- и электроснабжению г. Москвы подготовить предложения по созданию противоаварийных источников их электроснабжения»;

– п. 15.1: «Департаменту здравоохранения г. Москвы подготовить проект правового акта Правительства Москвы о внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 18.12.2001 № 1156–ПП «О дальнейшем улучшении материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений Комитета здравоохранения Москвы» в части дополнения перечня лечебно-профилактических учреждений, имеющих реанимационные и операционные отделения, для оснащения их резервными источниками электроснабжения»;

– п. 15.2: «Совместно с ОАО «МГЭК» и Департаментом топливно-энергетического хозяйства г. Москвы разработать программу по переводу энергоснабжения больниц, имеющих реанимационные и операционные отделения, на первую категорию надежности электроснабжения»;

– п. 16: «Просить Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по г. Москве не допускать в эксплуатацию электроустановки медицинских учреждений, объектов соцкультбыта, жилищно-коммунального хозяйства и других видов строительства без проведения сертификационных испытаний электроустановок и не обеспеченные в соответствии с проектной документацией аварийными источниками электроснабжения».

В части выполнения указанного Постановления Московским межрегиональным территориальным управлением технологического и экологического надзора Ростехнадзора выполняется следующее:

1. В строгом порядке отслеживается проведение сертификации объектов соцкультбыта, ЖКХ, медицинских, детских, дошкольных и учебных учреждений;

2. По результатам анализа надежности электроснабжения объектов ЖКХ Московским МТУ технологического и экологического надзора Ростехнадзора в адрес всех префектур 12 июля 2006 года были направлены письма с просьбой предоставить информацию о нарушениях схем электроснабжения жилых домов, а именно указать адреса, где отключены или повреждены питающие кабельные линии.

До настоящего времени не поступила информация от префектур Южного и Юго-Западного административных округов.

Некоторые префектуры подошли к этому вопросу формально, направив в наш адрес отписку, что информация о поврежденных или отключенных питающих кабельных линиях в префектуру не поступала. Например, Северный округ предоставил такое письмо, однако только по данным, которыми располагает Управление, в САО 25 адресов жилых домов эксплуатируются с поврежденными кабельными линиями. Из них шесть повреждены с 1987 года.

Поступила информация о нарушении схем электроснабжения:

– по Юго-Восточному административному округу: 44 адреса;

– Западному административному округу: 20 адресов;

– по Центральному административному округу: 43 адреса;

– Северо-Западному административному округу: 25 адресов;

– по Восточному административному округу: 23 адреса.

Все поврежденные кабельные линии находятся на балансе ОАО «Московская городская электросетевая компания», однако меры со стороны ОАО «МГЭК» не принимаются, хотя практически по всем адресам были направлены заявки на восстановление поврежденных кабельных линий.

В Северо-Восточном административном округе в районе Ярославский остро стоит вопрос об электроснабжении жилых домов 18/14, 16/13 и 22 корп. 1 по Югорскому пр-ду, принятых на баланс от Московско-Ярославской дистанции гражданских сооружений; ТП–24574 , от которой запитаны данные дома, требует срочного капитального ремонта. Ремонт до сих пор не проведен, несмотря на перебои электроснабжения жилых домов в зимний период 2005–2006 годов.

Действующие Нормы и Правила требуют, чтобы РТС и КТС должны быть обеспечены электроснабжением по I категории надежности.

Из 40 РТС I категорией надежности электроснабжения обеспечены лишь 16 РТС; II категорией надежности электроснабжения обеспечены 22 РТС; 2 РТС – «Химки-Ховрино» и «Внуково» – обеспечены электроснабжением лишь по III категории надежности.

Из 23 КТС I категорией надежности электроснабжения обеспечены 2 КТС; II категорией надежности электроснабжения обеспечены 20 КТС, а КТС-40 обеспечена электроснабжением лишь по III категории.

Во исполнение Постановления Правительства Москвы от 18.12.2001 года № 1156–ПП «О дальнейшем улучшении материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений Комитета здравоохранения Москвы» в сентябре 2005 года было представлено в Московское управление Ростехнадзора на рассмотрение на соответствие нормам и правилам 67 проектов обеспечения объектов здравоохранения автономными источниками электроснабжения, но лишь в трех из них (ГБ № 1 им. Пирогова, НИИ СП им. Склифосовского, ЦКБ Гражданской авиации) автономные источники электроснабжения смонтированы и допущены в эксплуатацию.

Рассматривая вопросы надежности электроснабжения, необходимо обратить внимание на вопросы электроснабжения городского транспорта, от бесперебойной работы которого зависит жизнеобеспечение большинства жителей столицы.

Правила, регулирующие вопросы электроснабжения тяговых подстанций городского электроавтотранспорта, требуют обеспечения тяговых подстанций и контактной электросети по I категории надежности электроснабжения.

Состояние дел в этой сфере городского хозяйства, по данным Мосгортранса, таково:

– подлежит повышению надежность электроснабжения: 139 тяговых подстанций из 189 имеющихся, из них мощностью до 2 000 кВА – 67 шт., свыше 2 000 кВА – 72 шт.;

– получены технические условия на реконструкцию 74 тяговых подстанций и в Мосгортранс-НИИпроект выданы заказы на реконструкцию и проектирование 75 тяговых подстанций.

Обращаясь к вопросу надежности электроснабжения потребителей электроэнергии социальной сферы (это электроустановки жилых и общественных зданий), следует отметить, что все электроприемники I категории надежности электроснабжения должны обеспечиваться по требуемой категории надежности электроснабжения в совокупности построения схем внешнего и внутреннего электроснабжения.

Вопросы внутреннего электроснабжения

С 01.01.2004 года введен в действие Свод правил по проектированию и строительству «Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий».

Данный Свод правил выпущен взамен ВСН–5988 и предназначен для проектирования и монтажа электроустановок вновь строящихся и реконструированных зданий.

В соответствии с гл. 5 «Электроснабжение» дифференцирована и определена категорийность надежности электроснабжения по группам электроприемников жилых и общественных зданий.

Для обеспечения требуемой категории надежности электроснабжения Свод правил определяет место установки АВР. Возможна установка АВР централизованно – на вводах в здание и децентрализовано – у электроприемников I категории. Вариант установки АВР выбирается в проекте в зависимости от взаимного расположения РУ, ВРУ и электроприемников, а также от условий эксплуатации и способов прокладки питающих линий.

В случае, когда электроприемники I категории не могут быть запитаны от двух независимых источников, должно быть осуществлено их технологическое резервирование, включаемое автоматически.

При отсутствии АВР на вводе в здание питание электроприемников первой категории по надежности электроснабжения следует выполнять от самостоятельного щита (панели) с устройством АВР.

Внутренние электросети зданий

В плане повышения надежности электроснабжения по внутренним электросетям зданий следует указать на необходимость:

1. Проведения в соответствии с ПТЭЭП п. 1.6.7. по истечении установленного нормативно-технической документацией срока службы электрооборудования его технического освидетельствования;

2. Проведения в соответствии с Приложением № 3 к ПТЭЭП тепловизионного контроля, который сразу дает четкое представление о недопустимых нагревах электрооборудования;

3. Выполнения в соответствии с ПТЭЭП необходимых испытаний электрооборудования и аппаратов в установленные Правилами сроки и в необходимых объемах;

4. Выполнения плановых текущих и капитальных ремонтов и надлежащего технического обслуживания электрооборудования и электросетей.

Следует указать, что особую озабоченность в вопросах внутреннего электрооборудования жилых зданий вызывает состояние электропроводок, стояков и ВРУ жилых зданий старой постройки.

Растет энерговооруженность квартир, устанавливаются кондиционеры, мощные электроприборы, стиральные и посудомоечные машины, заменяются электроплиты и другое оборудование. Все это происходит в большей части бесконтрольно, без соответствующей проектной документации и контроля со стороны ДЕЗ и Мосжилинспекции. Для сведения следует указать, что квартиры не подконтрольны органам Ростехнадзора. В результате этого перегружаются стояки, выгорают автоматические выключатели. Случаются возгорания и полное отключение напряжения на вводах в жилые дома.

Считаем такое положение крайне опасным и требующим принятия незамедлительных мер, в том числе и по финансированию работ по капитальному ремонту электропроводки старого жилого фонда.

Но есть и положительные сдвиги в решении вопросов надежности и безопасности жилых и общественных зданий. Уже более четырех лет действует ПУЭ издание 7 раздел 7 «Электрооборудование специальных установок. Жилые и общественные здания». В соответствии с этим разделом вся электропроводка выполняется кабелями (проводами) с медными жилами и предусматривает возможность их замены.

Во всех зданиях линии групповой сети, прокладываемые от групповых, этажных и квартирных щитов до светильников общего освещения, штепсельных розеток и стационарных электроприемников, выполняются трехпроводными кабелями с нулевым защитным проводником.

Для защиты групповых линий, питающих штепсельные розетки, и для переносных электроприборов предусматриваются устройства защитного отключения (УЗО). На вводе в здания выполняется система уравнивания потенциалов.

Проверки, проведенные органами Госэнергонадзора электроустановок новых жилых домов, объектов соцкультбыта, административных и общественных зданий, показывают, что данные требования Правил выполняются в требуемом объеме.

В заключение следует отметить, что надежная и безопасная работа электроустановок потребителей зависит:

– от четкого выполнения каждой структурой энергоснабжающих организаций возложенных на нее задач;

– от безусловного выполнения принятых решений и постановлений различных уровней;

– от надлежащего выполнения всеми потребителями электроэнергии, проектными, монтажными и наладочными организациями требований Норм и правил работы в электроустановках.

Поделиться статьей в социальных сетях:

Все иллюстрации приобретены на фотобанке Depositphotos или предоставлены авторами публикаций.

Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №1'2007



Реклама на нашем сайте
...
ООО «Арктика групп» ИНН: 7713634274 erid: 2VtzqvPGbED
...
Реклама / ООО «ИЗОЛПРОЕКТ» / ИНН: 7725566484 | ERID: 2VtzqwqnKQU
...
ООО "РУТЕКТОР" | ИНН: 2312103020 erid: 2VtzqvkEYLd
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Реклама на нашем сайте
...
ООО «РОСТерм Северо-Запад» / ИНН: 7801518005 / Erid: 2VtzqwY9YBJ
...
Реклама / ООО “ТПК Арекс” / ИНН: 7722489658 / erid: 2VtzqvwmHP3
...
реклама ООО "БДР ТЕРМИЯ РУС" / ИНН: 7717615508 / Erid: 2VtzqxTHFha
Онлайн-словарь АВОК!