Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член

Новый закон «Об энергосбережении в Москве»

Москва является крупнейшим потребителем топливно-энергетических ресурсов в России. Повышение энергоэффективности городского хозяйства за счет сокращения нерационального использования энергоресурсов является основным инструментом повышения энергобезопасности Москвы. Произошедшее аварийное отключение электроэнергии 24–26 мая 2005 года, заявление руководства РАО «ЕЭС России» о возможном ограничении подачи электроэнергии потребителям в случае сильных морозов в Москве отражают нынешнее состояние энергетики в столице. Исходя из этого, разработка закона «Об энергосбережении в Москве» является крайне необходимой и исключительно актуальной. 6 декабря 2005 года состоялось заседание Правительства Москвы, на котором обсуждался проект закона «Об энергосбережении в г. Москве». Заседание вел мэр Москвы Ю. М. Лужков. С докладом по рассматриваемому вопросу выступил руководитель Департамента топливно-энергетического хозяйства г. Москвы В. Г. Плешивцев.

Проект закона состоит из шести глав и 24-х статей. В первых двух главах дается правовая основа проведения государственной политики в области энергосбережения, которую составляют Конституция РФ, Федеральный закон «Об энергосбережении», Устав г. Москвы, настоящий закон и иные нормативно-правовые акты Москвы, определяются направления и принципы этой политики.

Следует отметить положение, которое в значительной мере является новым для законодательства в сфере энергосбережения – это централизация ответственности за управление энергосбережением. Даны механизмы управления энергосбережением не только для бюджетной сферы и государственных учреждений, но и для всех предприятий и организаций, в которых город имеет долю в уставном капитале с учетом реализации полномочий прав собственника представителями города в органах управления указанных организаций. Энергоаудит из функции фактической проверки состояния энергосбережения становится элементом системы принятия решений по проектированию и разработке технико-экономических обоснований по энергосберегающим проектам.

Комплексный подход к решению задачи государственного управления работами по энергосбережению на территории Москвы потребовал освещения в законопроекте смежных с энергосбережением вопросов. В результате, в нем содержится статья об энергетическом паспорте, отражающем баланс потребления энергетических ресурсов, показатели эффективности их использования в процессе хозяйственной деятельности организации, потенциал энергосбережения и содержащий энергосберегающие проекты и мероприятия. В статье об экологической направленности энергосбережения говорится об обеспечении снижения негативного воздействия на окружающую среду, в том числе за счет сокращения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и выбросов сточных вод при производстве, транспортировке, хранении и использовании энергетических ресурсов.

В законе рассматриваются цели, принципы, порядок разработки, утверждения и контроля за реализацией городской целевой программы энергосбережения, показатели и критерии энергоэффективности, достижение которых должно обеспечиваться при реализации такой программы.

Обязательному приборному учету подлежит весь объем производимых, перерабатываемых, транспортируемых, хранимых и потребляемых энергетических ресурсов Москвы. Балансодержатели и собственники приборов учета должны осуществлять эксплуатацию, поверку и замену указанных приборов самостоятельно.

В законе говорится о необходимости информационного обеспечения энергосбережения путем обсуждения проекта с участием жителей Москвы и специалистов в области энергосбережения; разработки и внедрения системы оценок энергопотребления и энергоэффективности; путем организации выставок, симпозиумов, конференций и других организаций; освещения и распространения передового опыта в области энергосбережения с использованием СМИ и т. д., а также создание единой автоматизированной системы контроля и управления.

Введены энергетические декларации, которые позволят регулярно оценивать и детализировать сведения о величине и эффективности потребления энергоресурсов. Для организаций, финансируемых из бюджета города, их составление является обязательным. В развитие норм 210-го Федерального закона об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса в закон введены положения, согласно которым энергосбережение является альтернативой наращивания мощностей за счет платы за подключение.

В главе 3 отражены вопросы финансово-экономического обеспечения энергосбережения с привлечением бюджетных и внебюджетных источников для финансирования программных мероприятий, в том числе с использованием средств, образуемых за счет стоимости сэкономленных в результате энергосбережения энергоресурсов.

Положение главы 4 направлено на стимулирование энергосбережения с использованием механизма регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию и других мер нетарифного стимулирования организаций, реализующих программные, энергосберегающие проекты.

В главах 5 и 6 определяется ответственность за нарушение положений закона, и отражаются правовые вопросы, связанные со вступлением закона в силу.

В законопроекте реализуется совершенствование действующего законодательства города, в его статьях содержится положение, обеспечивающее правовую основу для подготовки постановлений Правительства Москвы, положений, условий и других нормативных и методических документов, необходимых для осуществления мероприятии по энергосбережению. После принятия закона необходимо рассмотреть в комплексе этот закон и городскую целевую программу по энергосбережению с целью определения единого подхода по созданию дополнительных нормативных и методических документов обеспечения прямого действия положений законопроекта, необходимых для городских потребителей и производителей энергоресурсов. Проработать вопрос и подготовить предложения об административной ответственности городских организаций за превышение выделяемых лимитов на энергопотребление, и внести соответствующие дополнения в проект Кодекса административных правонарушений Москвы. Обеспечить разработку нормативно-правовых актов в развитии настоящего законопроекта с целью скорейшего начала практической работы механизмов и инструментов, заложенных в него.

Реализация городской целевой программы по энергосбережению находится в прямой зависимости от создания правовой нормативной и методической базы, обеспечивающей на законодательном уровне, прежде всего, введение механизмов внебюджетного финансирования и стимулирования в этой сфере деятельности, определяющих особенности энергосбережения в организациях бюджетной сферы. Использование указанной базы позволит только в период 2005–2010 годов обеспечить экономию не менее 15 млн т. у. т. и будет способствовать формированию основных источников финансирования программных мероприятий городской целевой программы, действующей до 2010 года. При этом основным источником являются не средства городского бюджета, а внебюджетные источники, мобилизуемые за счет вовлечения в финансирование своих программ московских предприятий и организаций.

Повышение энергоэффективности в сфере ЖКХ города за счет сокращения нерационального использования энергоресурсов позволит компенсировать в значительной степени рост тарифов и цен на электрическую, тепловую энергию и природный газ. К завершению работ по оснащению объектов социальной сферы средствами учета и комплексными системами АСКУЭ, к дальнейшему ужесточению городских строительных норм и правил в свете энергоэффективности для нового строительства и объектов реконструкции. Стимулирование потребителей и производителей энергоресурсов в осуществлении программных мероприятий с предоставлением им права использования сэкономленных финансовых и энергоресурсов для дальнейшего расширения работ в этой сфере хозяйственной деятельности, а также мер тарифного регулирования.

С учетом определяющей роли электрической, тепловой энергии и других видов энергоресурсов для жизнеобеспечения населения и обеспечения функционирования организаций действие законопроекта будет распространяться на органы государственной власти Москвы, а также на хозяйствующие субъекты производителей и потребителей энергоресурсов и другие организации, занятые решением вопросов энергообеспечения и энергопотребления в городе.

В прениях по проекту закона приняли участие: председатель Комиссии по городскому хозяйству Московской городской Думы Орлов С. В., префект Северо-Западного административного округа Москвы Козлов В. А., заместитель председателя Региональной энергетической комиссии г. Москвы Яковлев М. Е., министр Правительства Москвы, руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы Бочин Л. А., президент некоммерческого партнерства «Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике» Табунщиков Ю. А., депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Чилингаров А. Н.

Принятие предлагаемого законопроекта «Об энергосбережении в г. Москве» позволит не только систематизировать работу по энергосбережению в городе, но и во многом решит сложнейшую задачу превращения Москвы в энергоэффективный, экологически чистый город.

Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №1'2006

распечатать статью распечатать статью


Реклама
Реклама на нашем сайте
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте