Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 107-91-50 ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"

АВОК ассоциированный
член
...
Реклама: Р-Климат | ИНН 7706739893 | ERID: 2VtzqvyKdmr
Summary:

Экономия как двигатель реформ

Описание:

Программа ресурсосбережения Ростова-на-Дону была принята в апреле 1998 года на основании решения Городской Думы "О жилищно-коммунальной реформе на территории г. Ростова-на-Дону". Таким образом, ресурсосбережением в жилищно-коммунальной сфере Ростова мы занимаемся чуть больше года.

Опыт регионов: г. Ростов-на-Дону

ЭКОНОМИЯ КАК ДВИГАТЕЛЬ РЕФОРМЫ

Программа ресурсосбережения Ростова-на-Дону была принята в апреле 1998 года на основании решения Городской Думы "О жилищно-коммунальной реформе на территории г. Ростова-на-Дону". Таким образом, ресурсосбережением в жилищно-коммунальной сфере Ростова мы занимаемся чуть больше года.

При составлении программы мы исходили из того, что заниматься ресурсосбережением в его классическом понимании нам еще рано, и то, что постулат федеральной программы реформирования отрасли звучит как - "снижение непроизводительных затрат в ЖКХ". А вот что касается обоснованных экономически и технически затрат, - то они должны увеличиваться, исходя из того, что и жилищный фонд, и инженерная инфраструктура ЖКХ эксплуатируется до 100 % - ного износа и аварийного состояния.

Поэтому 2-годичный отрезок нашей работы по выполнению ресурсосбережения мы обозначим следующим образом: I этап - ликвидация непроизводительных затрат в энергокомплексе ЖКХ города.

Анализ существующего состояния энергокомплекса ЖКХ показал, что:

  • не определена поадресная база потребления тепловой энергии, электроэнергии, водоснабжения;
  • фактическое удельное потребление первичных энергоносителей (топлива, электроэнергии, воды) по всем теплоснабжающим предприятиям города выше нормативных показателей;
  • фактическое потребление тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения ж/фондом города выше на 25-30 % установленных нормативов;
  • потери при транспортировке тепловой энергии по разводящим сетям, находящимся на балансе служб заказчиков районов и в контурах потребителей (по утверждению теплоснабжающих организаций), достигают 40 %;
  • договоры энергоснабжающих организаций с потребителями почему-то защищают только права этих предприятий, а права потребителей остались за текстом.

Приведенное положение и определило программу нашей работы в минувшем году. Во-первых, мы провели инвентаризацию всех потребителей энергетических услуг муниципального жилищного фонда и бюджетополучателей города и его районов.

Результатом такой работы явилось установление лимитов потребления энергоресурсов. В процессе установления лимитов сокращено потребление электроэнергии в местах общего пользования муниципального жилищного фонда на 15,7 % (11,0 млн. кВт·ч), составлен и подписан сторонами новый вариант договора на потребление электроэнергии муниципальными потребителями.

Департаментом ЖКХ и энергетики Ростова разработаны и внедрены энергетические паспорта всех потребителей муниципальной сферы (8760 объектов). Составление энергопаспортов выявило много очень интересных моментов.

Если считать полностью достоверными данные потребления, рассчитанные в энергопаспортах, то теплоснабжающие предприятия выставляют городу счета на потребленную тепловую энергию на 130 %, а анализ потребления объектов, оснащенных узлами учета тепловой энергии, показывают, что эта величина составляет 70 % от данных энергопаспортов.

Данные расчетов потребления тепловой энергии по энергопаспортам показали, что мы оплачиваем около 450000 Гкал в год, которые мы не должны потреблять (72,6 млн. руб. в ценах действующих тарифов).

Данные энергопаспортов показали, что действующая удельная величина тепловой энергии на отопление 1 кв. м. занижена по городу от 20 до 40 %, а по счетам выставляемым теплоснабжающими организациями, она составляет величину, применяемую в г. Норильске, то есть почти в 2 раза выше.

Оказалось, что ростовчане потребляют горячей воды не 105 л/сутки на человека, а 140 литров по данным теплоснабжающих организаций и 98 л/сутки по данным показаний узлов учета тепловой энергии.

Данные паспортизации объектов потребления заставили нас пересмотреть свои позиции в отношении тарифов на тепловую энергию, глубже вникнуть в проблемы схем теплоснабжения, организации работы особенно муниципальных теплоснабжающих предприятий и служб заказчиков районов по подготовке муниципальных объектов к эксплуатации в зимний период.

Логическим продолжением работ на основе данных энергопаспортов является выполнение ресурсосберегающих мероприятий в настоящее время:

  • проводится модернизация и замена электроприводов и насосных агрегатов с учетом фактических гидравлических нагрузок потребителей, внедрение регулируемых частотных электроприводов, что дает до 30 % экономии в потреблении электроэнергии в теплоснабжении;
  • на 70 муниципальных и ведомственных котельных города внедрена стабилизационная обработка воды комплексонатами, позволяющая снизить себестоимость выработки тепловой энергии на 10 - 12 %. В 1999 году планируется внедрение такой технологии дополнительно на 50 котельных;
  • разработаны новые нормативы потребления тепловой энергии на отопление ж/фонда, что позволит снизить бюджетные ассигнования в 1999 году на 38,0 млн. руб.;
  • проводятся работы по снижению тепловых потерь в контурах потребителей муниципального ж/фонда на 3058 объектах города, что позволит получить экономию не менее 10 % объемов потребления тепловой энергии на отопление;
  • выполняются мероприятия по организации в трех районах города пилотных объектов по подготовке к эксплуатации в зимний период 1999-2000 гг.;
  • разработаны и согласовываются новые правила подготовки жилищно-коммунального хозяйства города к сезонной эксплуатации, в которых акцентировано внимание на проведении энергосберегающих работ и мероприятий;
  • проведена подготовка к проведению работ в 1999 году по приборному энергоаудиту для определения базовой величины потерь в разводящих тепловых сетях, тепловых вводах и контурах потребителей, что позволит более целенаправленно проводить работу по их снижению и уточнению затрат в стоимости тарифов;
  • осуществляется контроль за модернизацией и реконструкцией, изменением схем теплоснабжения по муниципальным теплоснабжающим предприятиям, организацией локальных теплоисточников в Железнодорожном и Советском районах города;
  • совместно с крупнейшим производителем тепла в донской столице - "Ростовтеплосетью"- проводятся работы по снижению объемов потребления тепловой энергии на отопление муниципальных и жилых объектов на 150 тыс. Гкал/год, что дает экономию бюджетных средств в размере 12 млн. руб.;
  • осуществляется контроль за работой по приемке внутридомовых теплосетей на баланс муниципальных теплоснабжающих организаций;
  • выполняются работы по внедрению автоматической системы отключения освещения в местах общего пользования муниципального жилищного фонда;
  • совместно с ММПП "Водоканал" организована работа по внедрению регулируемого частотного электропривода. Установка его на насосных станциях позволит сократить через 2-3 года потребление электроэнергии в МППО "Водоканал" на 150 млн. кВт. В настоящее время проводятся работы с условием их полного окончания в июле-августе 1999 г. по трем объектам с экономическим эффектом 1,6 млн. руб. в год. Также с МППО "Водоканал" разработана программа санации водоводов питьевой воды и канализации протяженностью 39,5 км, что позволит сократить число аварий и повысить надежность водоснабжения города;
  • начата работа по замене светильников уличного освещения с внедрением натриевых ламп освещения, дающих до 30 % экономии в потреблении электроэнергии. Проводится работа по реконструкции сетей уличного освещения с учетом 30 % отключения светильников в период с 24.00 до 5.00 часов, что позволяет экономить до 25 % электроэнергии;

Департаментом ЖКХ и энергетики постоянно проводится работа по контролю за исполнением лимитов потребления энергоресурсов бюджетополучателями, их корректировке и уточнениям. Введение лимитирования потребления энергоресурсов и их корректировка позволит сократить бюджетное финансирование на 13 млн. руб.

Работы, проводимые в районах города по закрытию температурных контуров потребителей, особенно жилищного фонда на более чем 3000 объектах, проведение качественной промывки внутридомовых сетей позволит сократить на 10 - 12 % тепловые потери и сократит потребление тепловой энергии на отопление на 150 -160 тыс. Гкал. (12 - 15 млн. руб.).

Очень много говорится о приборах учета тепловой энергии. Называются заманчивые суммы экономии денежных средств, в т.ч. и бюджетных. Мы в настоящее время ведем эту работу в таком направлении: предприятие-производитель гарантирует экономию денежных средств, мы же гарантируем оплату за работы и оборудование из сэкономленных средств. Сейчас мы увязываем такую схему на первые 100 узлов учета тепловой энергии.

По всем направлениям работы Департамент ЖКХ и энергетики прорабатывает варианты организации производств и сборки оборудования на предприятиях города. Предварительно оговорены условия такой организации по сборке частотно-регулируемого электропривода, узлов учета тепловой энергии, светильников уличного освещения. Производство котельных установок, комплексоната для обработки воды в городе уже налажено.

Хотелось бы обратить особое внимание на следующий факт. Мы все понимаем, что идеальным вариантом была бы такая ситуация, когда энергоснабжающие организации имели дело напрямую с потребителями, в том числе и с населением. Никаких посредников. В этом плане мы проводим работу по передаче на баланс муниципальным теплоснабжающим предприятиям внутридомовых тепловых сетей.

В настоящее время такая работа закончена по 2-м предприятиям (33 котельных). Этот опыт оказался весьма удачным на малых и средних котельных, замкнутых на 1 - 3 потребителях.

Хочу особо подчеркнуть, что жалоб от потребителей по таким объектам практически нет, подготовка к зиме, промывка, опрессовка ведется теплоснабжающими предприятиями. Таким образом замыкается цепочка котел-отопительная батарея. Есть хозяин всего цикла, потребитель знает, с кого спрашивать за оплаченную услугу.

Еще один момент - в процессе отопительного сезона на котельных (особенно там, где нет ХВО) удельное потребление первичных энергоносителей повышается за счет загрязнения поверхности котлов и тепловых сетей. На 3-х муниципальных теплоснабжающих предприятиях (особенно на ростовском муниципально-унитарном предприятии по содержанию и эксплуатации котельных) на 36 котельных внедрена обработка сетевой и питательной воды комплексонатами. На таких системах снизилось в течение отопительного сезона потребление топлива на 10-12 % от годового и на 8 кВтoч на 1 Гкал тепловой энергии. Указанные системы не нуждаются в дополнительных промывках ни котлов, ни тепловых сетей.

Один из самых главных вопросов, на который, к сожалению, не обращается должное внимание, - это понимание наших забот, стремление идти навстречу наведению элементарного порядка в ЖКХ со стороны населения.

Предварительной мощной информационной атаки у нас не получилось. Активизация такой работы в процессе реформирования ЖКХ и особенно ресурсосбережения реальных, ощутимых плодов еще не принесла.

В текущем году Департаментом ЖКХ и энергетики города было проведено 16 выступлений на телевидении, более 20 публикаций в газетах, около 20 выступлений на радио, но все они не принесли ни одного отклика и понимания наших общих проблем. Потребительское отношение к получению услуг ЖКХ, к сожалению, осталось преобладающим. Мы сейчас ищем новые пути - встречи, сходы, обсуждение возникших проблем, пути их решения конкретно с жителями, от которых очень многое зависит: экономия электроэнергии в местах общего пользования, закрытие температурного контура зданий и их сохранение.

Остаются нерешенными и многие проблемы, связанные с правовой базой ресурсосбережения, учетом экономии, дальнейшим использованием сэкономленного, материальной заинтересованностью всех, кто занимается ресурсосбережением и добивается результатов, контролем со стороны потребителей за выработкой и подачей энергоуслуг. Все эти вопросы требуют комплексного решения.

Выполнение намеченных на 1999 год ресурсосберегающих мероприятий, по нашим расчетам, позволит сократить расходование бюджетных средств на весьма внушительную для городского бюджета сумму - 80 млн. рублей.

Поделиться статьей в социальных сетях:

Все иллюстрации приобретены на фотобанке Depositphotos или предоставлены авторами публикаций.

Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №4'1999



Реклама на нашем сайте
...
ООО «Арктика групп» ИНН: 7713634274 erid: 2VtzqvPGbED
...
Реклама / ООО «ИЗОЛПРОЕКТ» / ИНН: 7725566484 | ERID: 2VtzqwqnKQU
...
ООО "РУТЕКТОР" | ИНН: 2312103020 erid: 2VtzqvkEYLd
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Реклама на нашем сайте
...
ООО «РОСТерм Северо-Запад» / ИНН: 7801518005 / Erid: 2VtzqwY9YBJ
...
Реклама / ООО “ТПК Арекс” / ИНН: 7722489658 / erid: 2VtzqvwmHP3
...
реклама ООО "БДР ТЕРМИЯ РУС" / ИНН: 7717615508 / Erid: 2VtzqvBV5TD
BAXI
Онлайн-словарь АВОК!