Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член
Ключевые слова: энергосбережение

Энергосбережение в Свердловской области

 

Необходимость внедрения энергосберегающих технологий была осознана в Свердловской области как властными структурами, так и хозяйствующими субъектами уже давно. Область является одним из крупнейших в России потребителей энергоресурсов, что соответствует ее статусу региона, занимающего лидирующие позиции по объемам производства. Ежегодно в области потребляется около 35 млрд. кВтoч электроэнергии и около 80 млн. Гкал тепловой энергии. Накопленный опыт энергосбережения позволяет считать, что до 20 % этого количества энергии можно сэкономить за счет наведения порядка в энергопотреблении без значительных инвестиций.

О большом перерасходе энергоресурсов говорит высокая доля энергетической составляющей в себестоимос-ти продукции, а также уровень удельного потребления энергии в бюджетном и коммунальном секторах. Через энергосбережение просматривается путь к повышению конкурентоспособности продукции предприятий области.

В 1997 году задачи различных организаций и фирм по энергосбережению были намечены в масштабной программе "Энергосбережение в Свердловской области на период до 2005 года", утвержденной постановлением правительства области. Мероприятия, предусмотренные программой, были структурированы по направлениям деятельности и по годам. Для осуществления значительной доли мероприятий планировалась поддержка из областного бюджета. В процессе исполнения (прошло уже два года) программа уточняется, в ее поддержку выпущен ряд распорядительных (от указов губернатора) и нормативных документов.

В настоящее время правительством области подготовлен и направлен в Областную думу проект закона "Об энергосбережении". Большое место в законе занимают механизмы финансирования работ по энергосбережению. Среди них: выделение целевых средств из бюджетов всех уровней; средства специализированных фондов; средства от экономии в результате внедрения энергосберегающих проектов; средства от устанавливаемой правительством области для реализации конкретного проекта энергосберегающей тарифной составляющей; средства от санкций за нерациональное использование энергетических ресурсов; налоговые кредиты на определенный период организациям, реализующим энергосберегающий проект.

В качестве основных направлений деятельности в сфере энергосбережения можно обозначить следующие:

  • широкое внедрение энергетического аудита с целью получения достоверной информации о потерях при использовании энергоресурсов;
  • внедрение комплекса мер, стимулирующих организации и предприятия к энергосбережению;
  • развитие производства энергосберегающего оборудования на предприятиях области с использованием, прежде всего, высокого потенциала конвертируемых оборонных предприятий;
  • развитие сектора услуг по внедрению энергосберегающих технологий;
  • демонстрация эффективности энергосбережения и популяризация передовых технологий и оборудования.

В 1998 году территориальное управление (ТУ) "Свердловгосэнергонадзор" и три специализированные организации, имеющие лицензии на проведение энергоаудита, обследовали 33 потребителя ТЭР. Энергетические обследования проведены на 21 предприятии сельского хозяйства, 5-ти промышленных предприятиях, в 4-х энергоснабжающих организациях, на предприятии общественного транспорта, в лечебном учреждении и в среднем специальном учебном заведении. Выявленные в результате аудита резервы оценены в 32784 тыс. руб.

Энергетические обследования проводились в соответствии с правилами, утвержденными Минтопэнерго РФ, и "Методикой проведения энергетических обследований организаций", разработанной ТУ "Свердловгосэнергонадзор" и согласованной с правительством Свердловской области.

Стоимость выполняемых работ в соответствии с решением Комитета цен правительства Свердловской области определялась в основном на договорной основе, а в организациях, финансируемых из бюджетов всех уровней, энергетические обследования проводились бесплатно.

В соответствии с постановлением правительства Свердловской области от 15.11.98 года ТУ "Свердловгосэнергонадзор" разработало и представило в областную энергетическую комиссию проект областной программы проведения обязательных энергетических обследований на 1999 год, которая была утверждена министром топлива, энергетики, связи и коммунального хозяйства Свердловской области. Программа предусматривает проведение энергетических обследований на шестидесяти энергоемких (с годовым потреблением более 6 тыс. т условного топлива или 1 тыс. т моторного топлива) предприятиях области и устанавливает лицензированные организации-энергоаудиторы, имеющие право на участие в реализации данной программы.

В условиях дефицита бюджета с целью сокращения разбазаривания энергоресурсов областные власти вынуждены прибегать и к таким непопулярным мерам, как введение лимитов потребления энергетических ресурсов для бюджетных учреждений и организаций. С этой целью в соответствии с указом губернатора были разработаны и внедрены типовые "Энергетический паспорт организации" бюджетной сферы и "Энергетический паспорт муниципального образования". Методика заполнения паспортов учитывает индивидуальные характеристики объектов и местные климатические условия. На основе паспортов создается единая база для планирования расходов бюджетных организаций за коммунальные услуги. Параллельно в области проводится по единой форме (технический паспорт котельных) паспортизация теплоисточников. Все это станет основой деятельности по реконструкции систем энергоснабжения муниципальных образований.

Свердловская область обладает высоким промышленным потенциалом, и правительство, формируя программы энергосбережения, ставит одновременно задачу загрузки освобождающихся производственных мощностей в результате выпуска оборудования для энергосберегающих технологий. Жесткая конкуренция, создаваемая поставляемым в регион импортным оборудованием, заставляет местных производителей разрабатывать и выпускать оборудование, обладающее высокими потребительскими качествами.

Среди предприятий-производителей можно отметить управление "Энергогазремонт" предприятия "Уралтрансгаз" (газовые котельные в блочном исполнении, газовые воздушные нагреватели, газовые инфракрасные нагреватели, установки "Самум" и др.), НПО автоматики и его дочернее предприятие "Региональный центр энергосбережений" (агрегатная автоматика для ГРС, котельных, дизельных электростанций, модульные автоматические системы регулирования теплопотребления, средства учета энергоресурсов, промышленные контроллеры и др.), АО "Уральская электротехническая компания" (пластинчатые теплообменники, модульные индивидуальные теплопункты и др.) и многие другие предприятия. На 1999-2000 годы правительство ставит задачу расширения перечня выпускаемого в регионе для целей энергосбережения оборудования и в первую очередь импортозамещающего оборудования.

Текущая ситуация в энергосбережении характеризуется тем, что в соответствии с соотношением тарифов и затрат основной объем инвестиций и, соответственно, энергосберегающих мероприятий связан с тепловой энергией. При этом в настоящее время область проходит через фазу массовой установки приборов учета тепловой энергии. Сюда направлены основные усилия многочисленных предприятий и фирм, предлагающих свои услуги потребителям.

Однако уже на следующем этапе произойдет существенное увеличение относительного объема работ, связанных с установкой автоматических систем регулирования потребления тепловой энергии. Средства учета помогут потребителю самому (без вмешательства поставщика, часто являющегося монополистом) решать, сколько энергии взять на отопление и для других целей. Местные производители уже сегодня предлагают такое оборудование, и именно оно в последние два года отмечается наградами и дипломами на региональных выставках по энергосбережению.

В области остро стоит проблема эффективного использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) с учетом экономических факторов. Около 100 % (79 млн. Гкал) тепловой энергии в области производится в 3600 котельных. Из них более 2000 работают на угольном топливе, которое завозится, в основном, из других регионов, в том числе из Казахстана. Это определяет высокий уровень тарифов на тепло. С другой стороны, загруженность газопроводов в области составляет 30 % от проектной, что связано с недостаточным уровнем газификации и отсутствием у потребителей высокоэффективных газоиспользующих установок. Перевод устаревших котельных на газ повышает их КПД, увеличивает объемы вырабатываемого тепла и позволяет значительно снизить тариф на отпускаемую тепловую энергию.

В области действует программа массового перевода котельных различной мощности на природный газ. При этом используются производимые в области блочные автоматизированные газовые котельные мощностью от 0,5 до 8 –МВт. КПД котлов, установленных в этих котельных, не ниже 92 %, в состав котельных входят блоки водоподготовки. Себестоимость выработки тепловой энергии на блочных автоматизированных газовых котельных составляет 80 руб. за 1 Гкал. Для сравнения, тепло с угольной котельной отпускается по тарифам от 250 до 600 руб. за 1 Гкал. Эффект можно проиллюстрировать следующим примером - ввод в эксплуатацию в 1998 году двух газовых мини-котельных в Управлении пожарной службы ГУВД области привел к снижению затрат на теплоснабжение на 67 % или экономии бюджетных средств в размере 253 тыс. руб.

Задача популяризации энергосбережения решается в области различными способами. Проводятся региональные специализированные выставки, конференции и семинары. В течение второй половины 1998 года и в начале 1999 года были проведены следующие мероприятия по энергосберегающей тематике:

  • ежегодная выставка "Энергосбережение-99" в КОСК "Россия", 18.05.99 г. - 20.05.99 г. (организатор - ЗАО "Уральские выставки");
  • семинар-презентация датских фирм в рамках "Дней Дании на Урале" (31.05.99 г. - 1.06.99 г.);
  • областная конференция "Энергосбережение - основа подъема экономики" (15.09.98 г.), организованная ТУ "Свердловгосэнергонадзор" совместно с Союзом промышленников и предпринимателей Свердловской области и Союзом машиностроительных предприятий Свердловской области;
  • областная специализированная конференция по системам учета энергии в д/о "Зеленый мыс" (20.04.99 г. - 22.04.99 г.);
  • международная конференция "Проблемы энергосбережения в регионе" и специализированная выставка "Энергетика, ресурсы, город" в экспоцентре (26.04.99 г. - 28.04.99 г.).

Был проведен также и ряд других мероприятий.

Традиционно в выставках наряду с местными производителями участвуют предприятия из других регионов России, а также зарубежные фирмы. Участники конференций и выставок имеют возможность посетить демонстрационные зоны Екатеринбурга и принять участие в тематических рабочих семинарах.

Созданию демонстрационных зон и объектов как средству пропаганды энергоэффективных технологий в области уделяется большое внимание. Среди таких зон можно отметить Управление "Энергогазремонт", где для получения тепловой энергии и электроэнергии применено газоиспользующее оборудование, Сухоложский асбоцементный завод с паровой котельной и установленной в ней паровой турбиной, Экспериментально-производственный комбинат Уральского технического университета и др. Претендует на статус демонстрационной зоны муниципальное образование "город Краснотурьинск", для которого характерен комплексный подход к проблеме энергосбережения.

Решающую роль в распространении идеологии и опыта энергосбережения в Свердловской области играют издаваемые под патронажем правительства и с участием ТУ "Свердловгосэнергонадзор" специализированные журналы: "Вестник энергосбережения" (ежеквартальный) и "Энергетика региона" (ежемесячный), которые становятся рупорами энергосберегающей политики в Свердловской области.

С этой же целью ТУ "Свердловгосэнергонадзор" начало издание серии справочных пособий (брошюр) по различным разделам энергосбережения под общим названием "Библиотечка энергосбережения". В феврале 1999 года вышли из печати первые три выпуска.

Для повышения профессионализма при выполнении работ по энергосбережению в области выпущен указ губернатора, обязывающий бюджетные организации иметь в своем штате аттестованного специалиста по энергосбережению. Курсы по подготовке и аттестации таких специалистов организованы в Уральском государственном техническом университете (УГТУ-УПИ). Условия для бюджетных организаций - льготные.

Несмотря на значительные успехи, достигнутые в Свердловской области в сфере энергосбережения, соразмеряя достигнутое с масштабом стоящей задачи, мы считаем, что находимся в начале пути. Для эффективного движения по нему мы готовы поделиться нашим опытом и с благодарностью примем опыт Москвы и других регионов.

 

Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №5'1999

распечатать статью распечатать статью


Реклама
Реклама на нашем сайте
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте