Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член

Программа энергосбережения в Москве –
реальный инструмент повышения энергоэффективности

8 декабря 2009 года под председательством мэра Москвы Ю. М. Лужкова прошло заседание правительства Москвы, на котором был рассмотрен всего один вопрос – о ходе реализации городской целевой программы «Энергосбережение в г. Москве на 2009–2011 годы и на перспективу до 2020 года».

С докладами выступили Е. В. Скляров, руководитель Департамента топливно-энергетического хозяйства г. Москвы (ДепТЭХ г. Москвы), кратко доложивший о проделанной работе по реализации Программы, и Ю. А. Табунщиков, президент некоммерческого партнерства «Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике» (НП «АВОК»), текст доклада которого приводится с небольшими сокращениями.

Программа «Энергосбережение в г. Москве на 2009–2011 годы и на перспективу до 2020 года» является реальным инструментом для реализации заданий по повышению энергетической эффективности городской экономики, установленных Указом Президента РФ от 4 июня 2008 года № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» и Федеральным законом от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Представляется важным дать оценку содержания Программы с точки зрения ее гармонизации с мировыми достижениями в области энергоэффективности и экологической безопасности, которые к настоящему времени достигли высоких показателей. При этом повышение энергоэффективности в строительном секторе имеет особое значение, т. к. требования к энергетическим характеристикам конструкций, заложенные на стадии проектирования и строительства, будут влиять на уровень энергопотребления и экологическую обстановку в течение всего срока эксплуатации здания.

Дом музыки и гостиница у Павелецкого вокзала в Москве

Дом музыки и гостиница у Павелецкого вокзала в Москве

Мировой опыт в области энергоэффективности и экологической безопасности имеет длительный путь развития, порядка 35 лет. За этот период широкомасштабную апробацию прошли такие концепции, как энергоэффективные здания, здания с нулевым энергопотреблением, пассивные здания, умные интеллектуальные здания, здания биоархитектуры, экологически устойчивые здания и т. п. Эти изыскания завершились созданием так называемых «зеленых зданий». Общепринятый в мировой практике термин «зеленые здания» означает строительство энергоэффективных экологически устойчивых зданий с максимальным использованием возобновляемых энергоресурсов и высоким комфортом среды обитания человека. Основной целью создания «зеленых зданий» является стремление разорвать порочный круг, в который попали конечные потребители и инвесторы, обвиняющие друг друга в отсутствии инициативы в строительстве энергоэффективных экологически устойчивых зданий. Разработана система сертификации «зеленых зданий», которая имеет существенные отличия в различных странах и регионах строительства в зависимости от приоритетов. Достигнутый уровень характеристик «зеленого здания» определяет его инвестиционную привлекательность для бизнеса.

Требования к энергоэффективности и экологической безопасности зданий московского строительства, изложенные в рассматриваемой Программе, и требования к аналогичным показателям в системе «зеленых зданий» представлены в табл. 1.

Таблица 1
Критерии энергоэффективности и экологичности
Наименование критерия Наличие
требования
в московском
строительстве
Требуемое
уменьшение
относительно
норматива
Удельный расход тепловой энергии системой отопления + 40 %
Удельное потребление энергии системами кондиционирования + 50–60 %
Удельное потребление электрической энергии системами жизнеобеспечения здания + в 2 раза
Удельное потребление горячей воды + 30 %
Удельное потребление холодной воды + 40 %
Использование альтернативных источников энергии +  
Снижение влияния на озоновый слой, глобальное потепление и окружающую природную среду + 40–50 %
Контроль источников внутреннего загрязнения ±  
Световое загрязнение («световой смог») + 30–40 %
Индивидуальный учет потребленной энергии и воды +  
Проведение энергоаудита при сдаче здания в эксплуатацию на соответствие проектным показателям +  

В первой колонке табл. 1 представлены основные критерии по энергоэффективности и экологичности, которые содержатся в системе требований к «зеленым зданиям»; во второй колонке – критерии, существующие в московском строительстве (отмечены черными крестиками) или которые предполагается ввести рассматриваемой Программой (отмечены красными крестиками). В третьей колонке представлено требуемое снижение существующего значения, чтобы здание могло рассматриваться в категории «зеленого» строительства.

Например, удельный расход тепловой энергии системой отопления (1-я строка, табл. 1) в сегодняшнем московском строительстве нормируется для многоэтажных зданий величиной 95 кВт•ч/м2. Его уменьшение на 40 % равно 57 кВт•ч/м2, что достаточно близко к прогнозу рассматриваемой Программы в 2020 году – 60 кВт•ч/м2. Необходимо отметить, что в соответствии с мировой практикой это снижение должно быть достигнуто при увеличении стоимости строительства не более чем на 5–7 %. Реально ли это? Многолетняя мировая практика показывает, что это достижимо и основано на экономической привлекательности энергосбережения.

Рассматриваемой Программой предус-мотрена разработка и утверждение методики экономической оценки эффективности инвестиций в энергосбережение.

Однако ориентироваться в экономических расчетах на современную инфляцию и на сильно зарегулированные внутренние цены на газ (а значит – на тепловую и электрическую энергию) совершенно бессмысленно, поскольку при высокой инфляции не может быть достигнут выход отечественной экономики на стабильный качественный путь развития. При высокой инфляции и низких ценах на энергию такие расчеты в большинстве случаев не выявят эффективности инвестиций в энергосбережение. Следовательно, чтобы вдохнуть жизнь в инвестиции в энергосбережение, необходимо утвердить на ближайшие 10–15 лет, ориентируясь, может быть, на международный уровень, расчетную норму дисконта и расчетную стоимость энергии для экономических расчетов. Отсутствие методики экономических расчетов явится серьезным препятствием для широкого привлечения внебюджетных средств в энергосбережение.

НП «АВОК» к настоящему моменту разработаны «Положение об экономическом стимулировании проектирования и строительства энергоэффективных зданий и выпуска для них энергосберегающей продукции» и «Руководство по оценке экономической эффективности и инвестиций в энергосберегающие мероприятия». Данные документы целесообразно утвердить, и поручить специалистам НП «АВОК» опробовать данную методику, проведя анализ опыта, полученного при экспериментальном проектировании и строительстве «теплых» домов в районе Куркино.

Сегодня имеет место устойчивая и неоправданная тенденция установки систем кондиционирования воздуха во всех офисных и во многих коммерческих жилых многоэтажных зданиях, и не придается значение тому важному обстоятельству, что они потребляют 70 % от общего количества потребляемой зданием электроэнергии. Программой предусмотрено разработать и утвердить нормативный документ, относящийся к удельному потреблению энергии системой кондиционирования воздуха (табл. 1, строка 2), которое должно обеспечить 50–60 % экономии энергии, затрачиваемой на климатизацию зданий в теплый период. Без введения таких нормативных требований здания будут продолжать оставаться обвешенными энергорасточительными сплит-системами, и у архитекторов не будет стремления искать другие решения строительства зданий в соответствии с климатом.

Существует огромный потенциал энергосбережения при оптимизации потребления электрической энергии системами жизнеобеспечения здания (табл. 1, строка 3). Это относится к системам освещения зданий, расходу электроэнергии на приводы насосов в системах отопления, вентиляции, электроэнергии, потребляемой лифтами, и т. д. Программой предполагается снижение удельного потребления электрической энергии в два раза, что соответствует требованиям системы «зеленых зданий», кроме того, данные возможности подтверждаются мировым опытом.

Разработка и введение в действие нормативов и регламентов по снижению потребления горячей и холодной воды являются такой же значимой задачей, как и энергоэффективность. Удельное потребление горячей и холодной воды в Москве в настоящее время составляет 240 л/чел.•сут. Необходимо уменьшение для системы «зеленых зданий» в среднем на 35 %, которое должно равняться 156 л/чел.•сут. Прогноз Мосводоканала – 160 л/чел.•сут, что полностью соответствует требованиям, предъявляемым к «зеленым зданиям».

Далее Программой предусматривается создание нормативных документов и механизмов стимулирования использования нетрадиционной энергетики в московском строительстве, в том числе тепловых насосов для горячего водоснабжения, отопления и вентиляции. Энергетической конференцией ООН было установлено, что энергетическая политика XXI века будет основана на применении технологий, использующих нетрадиционные возобновляемые источники энергии, и что приоритетом при выборе энергосберегающих решений пользуются те решения, которые способствуют улучшению микроклимата помещений и защите окружающей среды. В России уже имеется некоторый опыт использования нетрадиционных источников энергии, в первую очередь тепловых насосов, который выявил огромные потенциальные возможности. Так, например, в жилом доме в мкр. Никулино-2 применение тепловых насосов позволило покрыть полностью расходы энергии на приготовление горячей воды. Нужно иметь в виду, что расход энергии на приготовление горячей воды в годовом цикле равен расходу энергии на отопление.

Такая проблема, как световое загрязнение (табл. 1, строка 9), или, как его называют иначе, «световой смог», имеет место во многих крупных городах.

Современное строительство интенсивно развивается в направлении все большего использования светопрозрачных ограждающих конструкций. В архитектуре появились такие понятия, как «помещение под стеклом», «дом под стеклом», «здания биоархитектуры», в которых остекление наружных ограждений достигает 100 %.

Многоэтажные здания на Новом Арбате, Дом музыки, гостиница у Павелецкого вокзала, строящийся комплекс высотных зданий «Москва-Сити», в которых площадь остекления является существенно доминирующей в ограждающих конструкциях, прекрасно выглядят в ночное время и, безусловно, являются архитектурным украшением нашей столицы. Но редко кто задумывается о том, что окно как светопрозрачный элемент наружной ограждающей конструкции здания выполняет свою роль в дневное время, а в ночное время представляет собой конструкцию с существенно пониженной теплозащитой с большими теплопотерями. Представленная табл. 2 иллюстрирует, что световой день в зимнее время в Москве в среднем не превышает 40 %.

Таблица 2
Среднемесячные значения длительности
светового дня в Москве в сутках
Месяц Длительность
светового дня, %
Ноябрь 35
Декабрь 30
Январь 33
Февраль 40
Март 50

Вопросы утепления остекленных поверхностей таких зданий в ночное время могут быть достаточно просто решены путем использования малозатратных теплозащитных экранов-штор. НП «АВОК» были проведены натурные испытания, в которых применялись шторы из пенополиуретана толщиной 0,5 см, позволяющие снизить теплопотери в два раза. Рекомендуется в перечне первоочередных работ дополнить Программу проведением исследований по повышению теплозащиты светопрозрачных ограждающих конструкций в темное время суток.

Остановимся еще на одном важном требовании, предъявляемом к проекту здания, – энергетическом паспорте. НП «АВОК» совместно с Мосгосэкспертизой разработан проект стандарта энергетического паспорта зданий, в котором предусмотрено постадийное повышение показателя энергоэффективности, рекомендуемое президентом РФ, на 40 % к 2020 году по сравнению с уровнем, достигнутым на 1 января 2008 года, и предлагаются мероприятия по реализации данного положения. Проект стандарта согласован с ДепТЭХ г. Москвы, Москомархитектурой и ведущими проектными организациями, но при утверждении стандарта в Департаменте городского строительства г. Москвы он был приостановлен юристами как не входящий в современную систему нормативной документации. Необходимо найти возможность утвердить данный документ хотя бы в качестве временного нормативного документа.

Энергоэффективность и экологическая безопасность – это содержательная наука и сложное искусство. Нельзя овладеть ими только с помощью нормативной литературы. В Программе предусмотрены крупномасштабные работы по созданию системы обучения и подготовки кадров, а также системы информационной и методической поддержки участников Программы и населения в решении проблемы повышения энергетической эффективности и экологической безопасности. В этом направлении НП «АВОК» совместно с ДепТЭХ г. Москвы работают давно – уже 15 лет издается журнал «Энергосбережение». Столько же по времени проводится самый крупный в стране форум – конференция и выставка «Москва – энергоэффективный город», недавно переименованный в «Москва: проблемы и пути повышения энергоэффективности». Форум приобрел не только всероссийскую значимость, но и вышел на международный уровень. Всего было организовано 26 форумов. В последние годы конференция и выставка собирают более 4 тыс. специалистов из 60 городов России и многих стран зарубежья. Данные мероприятия уже давно отвечают целям рассматриваемой Программы и могут быть включены в план действий как уже готовые информационные площадки.

В работе заседания было отмечено, что 2010 год должен стать годом подготовки к масштабной реализации энергосберегающих проектов. При этом основные усилия необходимо направить на актуализацию Программы с учетом разработанных федеральных требований, приведение в соответствие с федеральным законодательством нормативной правовой базы города, в том числе изменение городского закона об энергосбережении, на организацию широкомасштабной работы по энергетическому обследованию, разработку типовых и пилотных проектов для мероприятий по энергосбережению и повышению эффективности.

В результате обсуждения было решено отработать и конкретизировать цели ресурсосбережения в энергетическом комплексе столицы на 2010 год.

Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №1'2010

распечатать статью распечатать статью


Реклама
Реклама на нашем сайте
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте