Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член

Диспетчеризация как услуга – оптимальное решение

Диспетчеризация становится неотъемлемой и значительной частью как производственного процесса, так и предприятий ЖКХ. В данной статье под диспетчеризацией понимается автоматизированный сбор, обработка, хранение и предоставление информации, запрашиваемой пользователем.

Существуют два основных метода осуществления диспетчеризации:

- организация собственных диспетчерских сетей;

- покупка диспетчерских услуг у провайдерских компаний (BSP-компаний 1), имеющих свои диспетчерские сети и предоставляющих расчеты по учету расходов энерго-, водо-, теплоресурсов.

Основная задача потребителя – выбрать систему диспетчеризации, оптимальным образом удовлетворяющую его конкретным целям.

На рис. 1 приведена типичная схема системы диспетчеризации. Рассмотрим, из чего складываются затраты на организацию собственной системы диспетчеризации.

типичная схема системы диспетчеризации

Рисунок 1.

Затраты по организации собственной диспетчерской сети складываются из:

1) стоимости измерительного оборудования (приобретение, монтаж и поддержание работоспособности приборов учета тепло-, водо-, энергоресурсов, программного обеспечения);

2) стоимости связного оборудования – приборы для организации сотовой, радио- или Ethernet связи (sim-карты и др.);

3) стоимости канала связи (приобретение и монтаж оптоволокна, покупка интернет-трафика);

4) стоимости конечного оборудования – ПК, сервер;

5) стоимости эксплуатации оборудования и обслуживания диспетчерских сетей;

6) зарплаты высоко квалифицированного персонала.

Помимо прямых экономических затрат, установка и освоение системы, обучение или подбор квалифицированного персонала требуют значительного времени, что так же увеличивает затраты.

Таким образом, если предприятие имеет парк измерительных приборов, свои сети, квалифицированный персонал, время на наладку диспетчерской сети и экономические ресурсы, то целесообразно выбрать первый подход.

Если у предприятия в наличии только приборы, а работать надо немедленно, то оптимальным решением будет воспользоваться услугами провайдерских компаний, предоставляющих диспетчеризацию как услугу. Как известно, затраты на обслуживание сетей составляют 10–20 % от стоимости программного обеспечения и измерительного оборудования, и уменьшение этих затрат чрезвычайно актуально.

Об организации собственных диспетчерских сетей написано достаточно много 2, а вот диспетчеризация как услуга незаслуженно осталась без внимания. И это понятно, т. к. в России она только начинает развиваться. В то же время за рубежом этот подход получил широкое распространение. В связи с этим рассмотрим, чем отличается организация провайдерских сетей диспетчеризации от организации собственных, и какие преимущества это дает.

Интернет-ориентированная диспетчерская система

На сегодняшний день известно много различных вариантов организации диспетчерских сетей. Один из них – интернет-ориентированная диспетчерская система. Такая система учета и управления позволяет снизить как стоимость системы для конкретного пользователя, так и стоимость ее эксплуатации.

В чем же состоит отличие предлагаемой системы от систем, существующих на российском рынке? Оно заключается в добавлении возможности доступа через Интернет к средствам обработки и анализа информации (рис. 2). Это достигается за счет введения в систему web-сервера.

Рисунок 2 (подробнее)

В этом случае функции обработки и анализа могут быть реализованы на единой информационной базе, что позволит увеличить количество пользователей и, соответственно, уменьшить стоимость системы в расчете на одного пользователя.

Эксплуатация такой системы возлагается на провайдера. При этом конечный пользователь должен только приобрести необходимое измерительное оборудование (электросчетчики, счетчики воды, теплосчетчики, средства связи) и купить услугу у провайдера. Провайдер произведет подключение приборов в систему диспетчеризации и будет осуществлять сбор информации, ее архивирование и предоставление. Пользователь получает возможность работы с информацией о потреблении энерго-, водо-, теплоресурсов, о техническом состоянии оборудования узлов учета через web-браузер (например, Internet Explorer) или wap-браузер (если в качестве устройства доступа используется мобильный телефон), не заботясь об эксплуатации всей системы.

Такая технология позволит резко сократить начальные вложения, необходимые при организации собственных сетей и тем самым даст возможность использовать эти средства значительно более широкому кругу организаций, чем в настоящее время. А для небольших организаций с малым числом точек учета станет практически единственной возможностью получить полный функциональный набор услуг профессиональной системы диспетчеризации. К достоинствам предлагаемой технологии также следует отнести уменьшение экс-плуатационных расходов, улучшение качества технического обслуживания, более быстрое внедрение систем, упрощенное масштабирование системы, уменьшение количества IT персонала в организациях – пользователях системы.

Итак, при покупке услуг у провайдерских компаний конечный пользователь освобождается от больших вложений, необходимых для организации системы диспетчеризации, в то же время он получает ряд преимуществ. Во-первых, профессиональные провайдерские компании дают гарантию достоверности получаемой информации, обеспечивают высокую надежность функционирования и большой период сохранения архивов. Во-вторых, проект быстро окупается.

Новая разработка интернет-ориентированной диспетчерской системы

Для обеспечения работы по описанной выше технологии группой авторов было предложено оригинальное решение интернет-ориентированной системы учета и управления расходом воды, тепла и энергии. Система предназначена для сбора и обработки данных о потреблении энерго-, водо-, теплоресурсов, а также о техническом состоянии узлов учета. Она предоставляет пользователю следующие функции:

- сбор оперативной информации с расходомеров, электросчетчиков и теплосчетчиков с заданной периодичностью или по запросу оператора;

- ведение базы данных по потребителям, управлениям, районам города;

- представление полученной информации в различных видах и получение отчетов за требуемые промежутки времени (на уровне отдельного расходомера, теплосчетчика, потребителя, на уровне управления района, за выбранный промежуток времени, в виде таблиц, графиков);

- уведомление о различных изменениях состояния оборудования и результатах оперативного анализа и отклонениях от типового поведения (резкое повышение расхода, превышение нормы расхода и т. д.) по электронной почте, sms и другими способами;

- мониторинг состояния оборудования, архивирование протокола нештатных ситуаций и сохранение полученной архивной информации в базе данных.

Система (рис. 2) базируется на аппаратно-программных средствах по сбору информации (расходомеры, электросчетчики, теплосчетчики) и оборудованию по передаче информации (модемы для коммутируемых линий, Ethernet-платы, GSM, GPRS-модемы). На базе этого оборудования создаются модули сбора информации (подсистемы сбора информации). Они представляют собой автономные аппаратно-программные системы, предназначенные для получения данных от измерительных устройств.

Данные от различных подсистем сбора информации хранятся в единой базе данных, размещенной на специальном сервере. Этот сервер принимает информацию от модулей сбора данных через сервер доступа, обеспечивающий взаимодействия с подсистемами сбора информации по различным каналам связи и протоколам и сохраняет все сведения о результатах измерений (текущие значения, суточные, часовые архивы и т. д.). При поступлении новых данных система обеспечивает их первичную обработку и определение заданных пользователями событий для исходящих уведомлений. Кроме того, сервер хранит временную информацию, необходимую для функционирования web-сервера. Доступ различных типов пользователей к информации с учетом требований по обеспечению безопасности данных обеспечивается в рамках информационной подсистемы, реализованной на базе web-сервера. Web-сервер – сервер приложений, обеспечивающий бизнес-логику и пользовательский интерфейс. Он создает и передает запросы к единой базе данных, формирует и отправляет пользователям уведомления. Конечные пользователи могут получить всю необходимую информацию, перечисленную в списке основных функций, в режиме доступа к системе через Интернет.

Большое внимание уделено обеспечению безопасности данных в системе. Реализованные средства безопасности обеспечивают: защиту данных при передаче через Интернет, аутентификацию и авторизацию пользователя, права доступа к объектам безопасности системы.

Построенная таким образом система обеспечивает следующие функциональные возможности:

- получение данных от измерительных устройств из различных источников, по различным протоколам и видам связи и объединение всех полученных данных в единое информационное пространство;

- оперативный автоматический анализ полученных данных и уведомление пользователей о наступлении заданных событий;

- защиту от просмотра и изменения данных, передаваемых через Интернет между системой и клиентом и гарантию неприкосновенности исходной информации, полученной из различных источников;

- адаптацию функций системы к требованиям конкретных потребителей;

- гарантию сохранности информации за счет резервирования носителей информации и создания резервных копий и архивов данных и распределение прав по доступу к хранимой информации между пользователями в соответствии с их настройками доступа.

Разработанная система обладает рядом преимуществ относительно существующих систем. Во-первых, работать с системой и иметь доступ ко всей информации можно через Интернет. Во-вторых, благодаря возможности работы с централизованным поставщиком услуг снижается стоимость системы и ее эксплуатации для потребителя.

Проведенные испытания дают возможность утверждать, что технические характеристики системы позволяют обслуживать значительное количество точек учета, могут обеспечить одновременную работу большого количества пользователей и предоставлять необходимый уровень сервиса всем заинтересованным организациям и физическим лицам.

В заключение хочется отметить, что российский рынок диспетчерских систем, предоставляемых в виде услуги, еще не сформировался. Однако в связи с существующей потребностью в быстром и экономичном предоставлении диспетчерских услуг можно ожидать настоящий бум в области создания таких компаний.

 

1 BSP (Business Service Provider – провайдер бизнес-сервисов) – компании, предоставляющие своим клиентам услуги по хостингу и управлению различными бизнес-процессами, как правило стандартизованными определенным образом. Такая модель является расширенным вариантом предоставления услуг ASP. Однотипные сервисы могут предоставляться нескольким клиентам, которые платят BSP-провайдеру непосредственно при получении этих услуг.

2 Консон. Е. Д. Масштабные и низкозатратные системы диспетчеризации // Энергосбережение. Юбилейный номер. 2005.

 

190021, Россия, Санкт-Петербург, ул. Мастерская, д. 9,

тел. (812) 714-81-72, факс (812) 380-81-16, E-mail: mail@spayk.ru

Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №1'2006

распечатать статью распечатать статью


Реклама
Реклама на нашем сайте
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте