Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член

Импорт керамической плитки в Российской Федерации

 

В своей предыдущей публикации (Сантехника. 2002. № 2. С. 19–23) авторы рассмотрели ситуацию на российском рынке керамической плитки с точки зрения поставок продукции отечественных производителей. Другой важнейшей составляющей данного рынка являются поставки по импорту. Анализ этого элемента очень важен для понимания ситуации в целом, т. к. импортная продукция занимает достаточно большую долю на российском рынке керамической плитки. Здесь следует сделать оговорку, связанную с тем, что ниже подробно рассматривается импорт из всех стран, кроме Беларуси. Это обусловлено определенными льготами, предоставленными Беларуси при работе на российском рынке, и особенностями таможенного учета поставок из этой республики. Оценка ввоза керамической плитки из Беларуси приведена в конце статьи.

Учет импортных поставок ведется органами таможенной статистики по двум товарным группам: 6907 – «Плитка керамическая неглазурованная» и 6908 – «Плитка глазурованная». Этим же группам соответствует и проводимый ниже анализ.

Ведущими импортерами керамической плитки в Россию являются Италия и Испания. В Италии более 300 предприятий заняты выпуском плитки, объем годового производства составляет более 560 млн м2. Сегодня Италия производит 20% мирового объема керамической плитки и 50% плитки, выпускаемой в странах Европейского Союза. Наиболее известные марки – Lafaenza, Provenza, Dado, Monica, Sacis, Vives, NovaBell, ELIOS ceramica, Magica Ceramica, Omega.

Испанские производители плитки, равно как и итальянцы, являются законодателями моды на этом рынке, что неудивительно: в их активе вековые традиции. Однако испанцы активнее работают на российском рынке, они представлены наибольшим количеством торговых марок. Достаточно назвать Porcelanosa, Aparici, PGC Porcelanite, Incoazul Ceramicа, Peronda, Mapisa, Azulejos A, Azuvi, Azulejera Alcorense, Diago, Fabresa, Keraben, Elite Plus, Metropol, Navarti, Rocersa, TAU.

В странах бывшего социалистического лагеря безусловными лидерами в производстве керамической плитки считаются польские заводы Opocznо и Tubadzin.

В течение 2000–2001 годов зарубежные поставщики продолжали наращивать объемы импорта, значительно сократившиеся после кризиса 1998 года (табл. 1).

Как видно из таблицы, прирост импорта в 2001 году составил около 35% в натуральном выражении. Прирост в 1,5 раза стоимостных объемов неглазурованной плитки определяется увеличением доли поставок керамического гранита – более дорогой продукции, входящей в эту группу.

Таблица 1
Импортные поставки керамической плитки в РФ в 2000–2001 годах
Наименование 2000г. 2001 г. Прирост,
% к 2000 г.
тыс. м2 тыс. долл. тыс. м2 тыс. долл. натур. стоим.
Плитка неглазурованная 3 377,6 13059,7 4 693,4 19654,7 139,0 150,5
Плитка глазурованная 7 713,4 41 511,9 10259,1 53388,8 133,0 128,6
Общий итог 11 091,0 54571,6 14952,5 73053,5 134,8 133,9

Возвращаясь к вопросу об абсолютных объемах импорта на российский рынок, следует обратить внимание на два момента.

Во-первых, 2001 год по совокупным объемам импорта керамической плитки ознаменовал собой преодоление последствий финансового кризиса 1998 года. На рис. 1 представлена динамика ежемесячных поставок по импорту с 1998 по 2001 год.

В 1996–1997 годах импорт глазурованной керамической плитки составлял 13–15 млн м2, а неглазурованной – 2,3–2,4 млн м2, всего – 15–17 млн м2. Как следует из табл. 1 и рис. 1, в 2001 году практически достигнут уровень докризисного периода – 15 млн м2 (или 1,4 млн м2 ежемесячно), и наблюдается тенденция к дальнейшему росту. Однако за это же время существенно изменилась структура импорта – в 2001 году поставлено 10,3 млн м2 глазурованной плитки и 4,7 млн м2 неглазурованной плитки, т. е. импорт неглазурованной плитки вырос почти в 2 раза.

Динамика поставок керамической плитки по импорту в 1998–2001 годах

Рисунок 1.

Динамика поставок керамической плитки по импорту в 1998–2001 годах

Кроме всего прочего, диаграмма также показывает наличие сезонного фактора: объемы поставок нарастают к концу года.

Во-вторых, восстановление объемов импорта сопровождалось также ростом объемов производства керамической продукции российских производителей и, как следствие, изменением соотношения между отечественной и импортной продукцией. Изменение этого соотношения на российском рынке керамической плитки за последние годы представлено на рис. 2.

Соотношение объемов импорта и отечественного производства на российском рынке керамической плитки

Рисунок 2.

Соотношение объемов импорта и отечественного производства на российском рынке керамической плитки

Если до кризиса импорт составлял до 40% от общего объема потребления, то в 1999 году упал до 20%. В 2000–2001 годах, несмотря на значительный рост абсолютных объемов, доля импорта растет значительно медленнее, и восстановление прежних соотношений в ближайшее время не прогнозируется.

География импорта достаточно широка – поставки в 2000–2001 годах осуществлялись более чем из 50 стран. Однако, как говорилось выше, доминирующее положение занимают Италия и Испания – более 50% объема поставок за рассматриваемый период (рис. 3).

Структура импорта керамической плитки в 2000–2001 годах по странам изготовителям

Рисунок 3.

Структура импорта керамической плитки в 2000–2001 годах по странам изготовителям

При этом следует иметь в виду, что поставками итальянской и испанской плитки в Россию занимается значительное число фирм из различных европейских стран, так что непосредственно из Италии и Испании поставляется немногим более 25% всего объема импорта плитки (рис. 4).

Структура импорта керамической плитки в 2000–2001 годах по странам отправления

Рисунок 4.

Структура импорта керамической плитки в 2000–2001 годах по странам отправления

Крупные поставщики «второго эшелона» – Польша, Чехия, Словакия, Китай, Турция, Германия.

Как видно из рис. 3 и 4, за счет поставок итальянской и испанской плитки значительно увеличивают свою долю на российском рынке поставщики из Словакии и Польши, а также целого ряда стран, которые сами не являются крупными производителями керамической плитки.

Что касается распределения прямых импортных поставок по регионам России, то здесь по-прежнему большинство продукции направляется в центр (табл. 2).

Таблица 2
Структура прямых поставок керамической плитки в регионы РФ в 2001 году
Наименование региона Объем поставок
в регион
Доля региональных
поставок, %
тыс. м2 тыс. долл.
Москва 3 907,4 21 386,2 26,1
Санкт-Петербург 2 841,7 14 149,2 19,0
Московская область 2 233,5 10848,1 14,9
Саратовская область 1 232,4 4431,9 8,2
Калининградская область 727,7 4 244,1 4,9
Тверская область 431,9 2 155,0 2,9
Приморский край 402,1 771,7 2,7
Брянская область 388,9 1 816,9 2,6
Прочие 2 786,9 13250,3 18,6
Всего 14952,4 73053,5 100,0

Получателями 60% продукции являются Москва, Московская область и Санкт-Петербург. В связи с отменой льгот утратили свою привлекательность «российские оффшоры» – Ингушетия, Алтайский край, отчасти Калининградская область.

Безусловно, данные табл. 2 не характеризуют распределение фактического потребления плитки по регионам России, т. к. большая часть ввозимой продукции по каналам товародвижения и оптовой торговли из центра вывозится в другие регионы.

Поставки из Беларуси

Крупнейший поставщик плитки на российский рынок – минское ОАО «Керамин». На середину 2000 года суммарная мощность предприятия составляла 13,5 млн м2 плитки в год. В ближайшие годы компания «Керамин» планирует увеличить производство плитки «гpеcc» еще на 5 млн. м2 и довести годовой уровень выпуска керамической плитки к 2004 году до 18 млн м2. Около 80% продукции поставляется на экспорт, в том числе в страны СНГ, Прибалтику, Италию, Румынию, Австрию, Польшу. Вместе с тем Россия остается главным потребителем белорусских стройматериалов и строительных услуг. При этом керамическая плитка наряду с другими видами строительной керамики является одной из важных составляющих белорусского экспорта в Россию. Особое положение Беларуси на российском рынке заключается в том, что Россия и Беларусь образовали таможенный союз, в результате чего продукция белорусских предприятий имеет определенные льготы перед другими импортерами.

Информация, поступающая из различных источников (министерство статистики и внешнеторговое ведомство Беларуси, отчеты о деятельности строительного комплекса), позволяет оценить объем белорусского экспорта в Россию на уровне 4,5 млн м2 в 1998–1999 годах и 6,0–6,4 млн м2 в 2000–2001 годах.

Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка (ОАО «ИТКОР») имеет большой опыт в исследовании рынков продукции строительного комплекса и инженерного оборудования. Институт имеет разнообразные базы данных и обширные связи с информационными центрами Российской Федерации, которые используются при проведении маркетинговых исследований.

 

Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “Сантехника” за №3'2002

распечатать статью распечатать статью


Реклама
Реклама на нашем сайте
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте