Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член

Производство и потребление керамической плитки в Российской Федерации

Интерес к рынку керамической плитки обусловлен в первую очередь тем, что в последние годы он активно развивается, причем во многом за счет роста отечественного производства.

Анализируя данные 2000–2001 годов можно отметить, что по сравнению с 1999 годом рост производства основной продукции – облицовочной плитки и плитки для полов – составил около 48%, что значительно выше, чем темпы роста в промышленности в целом и в промышленности стройматериалов в частности. Здесь надо отметить, что керамическая плитка как рыночный товар занимает специфическое место. С одной стороны, это продукция производственного назначения, объемы потребления которой должны определяться темпами развития строительного комплекса и коррелироваться с таким показателем, как объем инвестиций в основной капитал. С другой стороны, керамическая плитка является, безусловно, товаром народного потребления, который используется при ремонте и строительстве индивидуального жилья, и здесь ее потребление определяется только спросом со стороны конечного потребителя. В этом качестве потребление керамической плитки однозначно определяется реальными доходами населения, т. к. улучшение качества жилья является одной из первоочередных потребностей населения и в этот сектор направляется значительная часть свободных средств.

Для участников рынка важной характеристикой является потребление плитки по регионам. Очевидно, реальное потребление керамической плитки в каждом регионе зависит от целого ряда факторов, главными из которых являются:

- объем строительства в промышленной, деловой, социальной и жилой сфере;

- объем реконструкции существующих зданий;

- наличие собственного производства в регионе;

- активность поставщиков, осуществляющих ввоз продукции из других регионов и по импорту;

- покупательная способность населения.

С учетом интегрального действия всех этих факторов оценка потребления плитки по федеральным округам Российской Федерации представлена на рис. 1.

Региональная структура потребления керамической плитки в 2001 году

Рисунок 1. (увеличить)

Региональная структура потребления керамической плитки в 2001 году

Аналогично рынкам других строительных материалов наибольший спрос характерен для областей Центрального, Уральского, Сибирского, а также Южного федеральных округов. При этом, однако, внутри округов области также сильно дифференцированы по объемам потребления. В табл. 1 приведены оценочные данные по областям, являющимся крупнейшими потребителями плитки.

Таблица 1
Регионы РФ – крупнейшие потребители
керамической плитки в 2000–2001 годах
Наименование региона Доля региона, %
Москва 33,2
Свердловская область 11,1
Новосибирская область 8,3
Санкт-Петербург 6,0
Московская область 5,0
Воронежская область 4,5
Ростовская область 2,5
Краснодарский край 2,2
Тюменская область 2,2
Самарская область 2,1
Ленинградская область 2,0
Волгоградская область 2,0
Белгородская область 1,9
Орловская область 1,3
Прочие 15,8
Итого 100,0

Данная оценка сделана на основе информации Госкомстата России о сложившихся межрегиональных поставках керамической плитки с учетом импорта и ввоза из Республики Беларусь.

В настоящее время производством керамической плитки в России занимаются более 30 специализированных предприятий. За последние годы введены большие мощности с использованием современного, как правило, импортного оборудования. В качестве примера можно привести ЗАО «Велор» в Орловской области, АО «Оскольский металлургический комбинат» в г. Старый Оскол Белгородской области. Также с использованием итальянского оборудования на базе старых заводов практически заново созданы АО «Экспериментальный керамический завод» в п. Подрезково и АО «Сокол» в г. Дедовске Московской области. Ведутся реконструкции Воронежского и Волгоградского керамических заводов и ряда других предприятий.

Реконструкция старых производств и ввод новых производственных мощностей – отражение растущего спроса на керамическую плитку.

Динамика объемов производства плитки отечественными производителями изображена на рис. 2.

Динамика производства керамической плитки в России

Рисунок 2. (увеличить)

Динамика производства керамической плитки в России

Обращает внимание опережающий рост выпуска напольной плитки. Здесь одним из ведущих предприятий является АО «Сокол», использующее итальянское оборудование фирмы NASSETI ETTORE S.p.A. Пигменты, материал для глазурирования и дизайнерские разработки закупаются у известной испанской фирмы FRITTA s.I. Шелкографические машины фирмы SIMEK S.p.A. позволяют выпускать плитку широкой цветовой палитры с матовой, полуматовой и глянцевой поверхностью. Продукция использовалась при строительстве Храма Христа Спасителя, гостиничного комплекса «Прага» в Москве, Шахматного Дворца в г. Элиста, Санкт-Петербургской сети ресторанов «Гриль-Мастер», филиалов Сбербанка, салонов красоты и множества других объектов.

В 2000 году введены в строй две линии по производству плитки для пола на ОАО «Велор», предназначенные для гостиной, кухни, коридора, холла.

ОАО «Стройфарфор», г. Шахты, также постоянно ведет реконструкцию производства, сотрудничая с ведущими итальянскими производителями оборудования для керамики (фирмами SITI, SACMI, TSC, BCF и др.). Разработка новых современных дизайнов проводится совместно с фирмами FERRO и

COLOROBBIA, расходные материалы, определяющие качество покрытия и дизайна, закупаются у известных производителей, в числе которых BASF, HERAEUS, GLAZURA. Все это позволило более чем в 2 раза увеличить объем выпускаемой продукции – от 1 604,1 тыс. м2 в 1999 году до 3 374,8 тыс. м2 в 2001 году.

Как отмечалось в последнем отчете Госстроя России по итогам 2001 года, более 75% выпускаемой в Российской Федерации плитки является продукцией мирового уровня.

Следует сказать, что рост производства плитки в стране в значительной мере был спровоцирован последствиями финансового кризиса 1998 года, когда резко подорожала импортная продукция.

Структурные изменения в производстве керамической плитки хорошо видны на рис. 3.

Динамика структуры производства керамической плитки в России

Рисунок 3. (увеличить)

Динамика структуры производства керамической плитки в России

Доля напольной плитки в 2000–2001 годах увеличилась в 1,5 раза по сравнению с 1997 годом.

В табл. 2 содержатся данные о производстве керамической плитки в разрезе предприятий.

Производство керамической плитки в 2000–2001 годах

Таблица 2 (подробнее)

Производство керамической плитки в 2000–2001 годах

Таблица 3.
Производство керамической плитки в 2001 году по областям РФ
Область Производство,
тыс. м2
Доля, %
Московская 10 406,7 21,2
Орловская 8 683,3 17,7
Ленинградская 7 055,4 14,4
Волгоградская 4 401 9,0
Свердловская 3 825,6 7,8
Воронежская 3 718,9 7,6
Ростовская 3 374,8 6,9
Белгородская 3 242,6 6,6
Прочие 4 446,3 9,0
Итого 49 154,6 100,0

Как и во многих других отраслях, производство керамической плитки неоднородно распределено по территории России. На уровне областей оно представлено в табл. 3 и на уровне экономических районов – на рис. 4.

Распределение производства керамической плитки по регионам России в 2001 году
Структура поставок керамической плитки на российский рынок в 2001 году

Рисунок 4. (увеличить)

Распределение производства керамической плитки по регионам России в 2001 году

Рисунок 5. (увеличить)

Структура поставок керамической плитки на российский рынок в 2001 году

Общая емкость рынка керамической плитки в 2000 году с учетом импорта и ввоза из Республики Беларусь оценивается авторами величиной 59,2 млн. м2, а в 2001 году – 69,3 млн. м2. Таким образом, объем поставок отечественными производителями в эти годы составляет 70% (рис. 5).

С точки зрения углубленного анализа ситуации на рынке представляется необходимым, кроме отечественного производства, проанализировать и те изменения, которые происходят в достаточно большом сегменте импортной керамической плитки в последние годы. В двух словах положение можно охарактеризовать следующим образом. После финансового кризиса 1998 года происходит постепенное восстановление абсолютных объемов поставок импортной продукции на российский рынок. Однако этот вопрос заслуживает отдельного рассмотрения, и авторы намерены посвятить ему специальную публикацию.

 

Тел. (095) 152-1630, факс (095) 152-1823

E-mail: itkor@mega.ru

Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “Сантехника” за №2'2002

распечатать статью распечатать статью


Реклама
Реклама на нашем сайте
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте