Предложения по реализации указаний президента и Правительства России о повышении энергетической эффективности зданий
Proposals on implementation of instructions of the president and the government of Russia on improvement of the energy efficiency of buildings
V. I. Livchak, Candidate of Engineering, Independent Expert
Keywords: energy efficient buildings, regulatory documents, specific annual thermal energy use, energy efficiency requirements
Discussion of the possibilities and methods of building energy efficiency improvement in Russia is going for a long time, along with the attempts to solve this problem. However the set goals are not being reached. In this article we present amendments to the current legislative acts allowing to reach the set building energy efficiency improvement goals.
В России уже долгое время обсуждаются возможности и пути повышения энергетической эффективности зданий и делаются попытки решения данной проблемы. Однако устанавливаемые цели не достигаются. В. И. Ливчак, канд. техн. наук, вице-президент НП «АВОК» в 2000–2014 годах, начальник отдела «Энергоэффективность зданий» Мосгосэкспертизы в 1998–2010 годах, лауреат премии Совета Министров СССР, почетный строитель России, сформулировал поправки, которые необходимо внести в действующие законодательные акты, позволяющие реализовать поставленные задачи по повышению энергетической эффективности зданий.
Предложения по реализации указаний президента и правительства России о повышении энергетической эффективности зданий
В России уже долгое время обсуждаются возможности и пути повышения энергетической эффективности зданий и делаются попытки решения данной проблемы. Однако устанавливаемые цели не достигаются. В. И. Ливчак, канд. техн. наук, вице-президент НП «АВОК» в 2000–2014 годах, начальник отдела «Энергоэффективность зданий» Мосгосэкспертизы в 1998–2010 годах, лауреат премии Совета Министров СССР, почетный строитель России, сформулировал поправки, которые необходимо внести в действующие законодательные акты, позволяющие реализовать поставленные задачи по повышению энергетической эффективности зданий.

Реальное положение дел по достижению целей энергоэффективности зданий
В настоящее время проектные организации России не имеют возможности в новом строительстве и при выполнении комплексного (с утеплением) капитального ремонта существующих многоквартирных домов жилищного городского фонда создавать энергоэффективные здания, несмотря на требования высших федеральных органов власти:
• Постановление Правительства РФ от 20 мая 2017 № 603 о повышении энергетической эффективности зданий в 1,5 раза к 2028 году по сравнению с базовым уровнем годового теплопотребления системами отопления и вентиляции, утвержденным СНиП 23-02–2003, – настоящий документ признан утратившим силу1 с 1 января 2021 года из-за срыва сроков выполнения требований;
• Комплексный план2 Минэкономразвития России по повышению энергоэффективности жилищного фонда страны на 25 % к 2030 году – документ не утвержден. Наоборот, в Государственном докладе о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации за 2020 год, представленном Минэкономразвития России, указывается, что из переработанной в 2020 году «Энергостратегии 2035»3 исключен индикатор «повышение энергоэффективности зданий», что стало отказом от продолжения работ в данном направлении;
• Указ Президента РФ от 26 октября 2023 года № 812 «Об утверждении Климатической доктрины России» предполагает в новом строительстве повышение энергетической эффективности зданий до уровня «потребления энергии, близкого к нулевому» к 2060 году;
• Послание Президента России Федеральному Собранию от 29 февраля 2024 года обращает внимание на реализацию принятых на себя обязательств уже сейчас – в предстоящем шестилетии до 2030 года. Это требует реанимирования первых двух документов (постановления № 603 и Комплексного плана).
Также действуют нормативные документы, отвергающие повышение энергетической эффективности зданий нового строительства и существующего жилищного фонда:
1. Изменения4 № 3 к СП 60.13330 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. СНиП 41-01–2003», согласно которым в соответствии с Приложением А «Расчет тепловых нагрузок на системы отопления и вентиляции» при определении тепловых нагрузок исключены бытовые теплопоступления от людей, электрических приборов и оборудования, освещения, трубопроводов горячего водоснабжения, что:
• снижает энергоэффективность запроектированных зданий с базовым уровнем теплозащиты до низкого класса энергетической эффективности;
• приводит к перерасходу тепловой энергии на системы отопления многоквартирных домов в 2 раза, а общественных зданий офисного назначения – в еще большей степени по сравнению с предлагаемым решением в разработанных НП «АВОК» рекомендациях.
Следует вернуться к учету бытовых теплопоступлений при теплотехническом расчете систем отопления жилых и общественных зданий в объеме указанных рекомендаций НП «АВОК», а также при осуществлении автоматического регулирования подачи тепловой энергии в эти системы.
2. Новая редакция5 СП 50.13330 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02–2003», по которой оценивается энергоэффективность зданий, по-прежнему:
• не включает требования постановлений Правительства РФ о повышении энергоэффективности зданий;
• в качестве показателя энергетической эффективности зданий требует принимать удельную характеристику годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию зданий в размерности, не имеющей отношения к годовому теплопотреблению. Это делается вопреки постановлениям Правительства РФ и СНиП 23-02–2003. В результате проектировщики не могут реализовать в проектах эти требования.
3. Более того, в СП 60.13330 не выполняется решение постановления Правительства РФ № 9636 , по которому в пункте «3. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети» раздела 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях и системах инженерно-технического обеспечения» появились новые требования (закрепляющие наши предложения): «…о необходимости включения в проектную документацию пункта 3 следующих подпунктов:
о.3) сведения о показателях энергетической эффективности объекта капитального строительства, в том числе о показателях, характеризующих годовую удельную величину расхода тепловой энергии7 на отопление и вентиляцию в объекте капитального строительства;
о.4) сведения о нормируемых показателях удельных годовых расходов тепловой энергии7 на отопление и вентиляцию и максимально допустимых величинах отклонений от нормируемых показателей…,по которым устанавливается класс энергоэффективности».
А это означает, что эти положения должны отражаться в СП 60.13330, которые ранее излагались в СП 50.13330, в целом относящиеся к пункту 4 «Конструктивные решения» и, согласно подпункту л), содержащие «обоснование проектных решений и мероприятий, обеспечивающих… соблюдение требуемых теплозащитных характеристик ограждающих конструкций».
Предложения по реализации требований в области повышения энергоэффективности зданий
На основании изложенного предлагается:
1. Исключить из СП 50.13330.2024 тексты, связанные с задачей определения энергетической эффективности зданий и расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию, в том числе:
• раздел 10 «Требования к расходу тепловой энергии на отопление и вентиляцию зданий»;
• Приложения Б «Расчет удельной характеристики расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию жилых и общественных зданий» и В «Форма для заполнения энергетического паспорта здания».
Вероятно, при этом целесообразно вернуть СП 50.13330 частично прежнее название – «Строительная теплотехника и тепловая защита зданий» – думаю, оно более полно отражает содержание рассматриваемого документа.
2. Все, что касается энергоэффективности зданий, перенести в более близкий по содержанию СП 60.13330 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха», дополнив существующий в данном документе раздел 13 «Требования энергетической эффективности и рациональное использование природных ресурсов» соответствующим содержанием и добавив в СП 60.13330 следующие приложения:
• Приложение А «Расчет тепловых нагрузок систем отопления и вентиляции» (внести изменения и дополнения, изложенные в [1, 2]);
• Приложение В: В примечании 1) вместо слов «…по требованиям соответствующих нормативных документов» написать: «…в соответствии с таблицей В.2 Минимальные нормы воздухообмена в основных помещениях общественных зданий различного назначения, исключая медицинские учреждения»8;
• Приложение М «Определение удельного расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию зданий за отопительный период для оценки их энергоэффективности»;
• Приложение Н «Особенности расчета расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию общественных зданий за отопительный период с механической системой приточной вентиляции и периодическим режимом работы»;
• Приложение О «Нормирование теплопотребления приточной механической вентиляции общественных зданий и жилых домов, оборудованных такой системой вентиляции»;
• Приложение П «Методика определения бытовых теплопоступлений в жилых и общественных зданиях за периоды отопления и охлаждения и примеры расчета годового расхода холода на охлаждение и вентиляцию кондиционируемых помещений»;
• Приложение Р «Форма энергетического паспорта проекта здания».
3. Взамен постановления Правительства РФ от 27 сентября 2021 года № 16289 (исключающего требования повышения энергетической эффективности зданий) предлагается альтернативный проект постановления Правительства РФ с расширением его действия под названием «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности и Требований к правилам определения класса энергоэффективности жилых и общественных зданий», который:
• учитывает положения «Климатической доктрины Российской Федерации», предполагающей к 2060 году в новом строительстве повышение энергоэффективности зданий до уровня «потребления энергии, близкого к нулевому»;
• включает динамику повышения энергоэффективности жилых и общественных зданий нового строительства и существующего жилищного фонда, основанную на требованиях постановления Правительства РФ № 603 (по пункту 1) и Комплексного плана Минэкономразвития РФ (по пункту 2) с достижением к 2030 году уровня «здания с низким потреблением энергии», то есть на 50 % ниже по сравнению с базовым уровнем годового теплопотребления системами отопления и вентиляции, что соответствует очень высокому классу энергоэффективности А (по данному постановлению – в 2028 году, но из-за задержки в реализации переносим на 2030 год).
Причем достигается такой высокий класс энергоэффективности без использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ), довольно затратных и погодозависимых мероприятий, а только за счет:
• дополнительного утепления наружной оболочки здания (обосновано в [3]);
• автоматического регулирования подачи теплоты в систему отопления по оптимизированному графику, названному редакцией журнала «АВОК» «графиком Ливчака» [4], с учетом увеличивающейся доли бытовых теплопоступлений в тепловом балансе дома с повышением температуры наружного воздуха и выявленного запаса тепловой мощности системы отопления, как в новом строительстве до 2030 года, так и в существующем жилищном фонде при выполнении комплексного капитального ремонта с утеплением и оборудованием систем отопления МКД регуляторами подачи теплоты.
Для этого необходимо выполнять такой ремонт МКД ежегодно на площади, составляющей 2,5 % от площади жилищного фонда в 2020 году, что близко к объемам нового строительства в этом году. Это позволит сократить подачу теплоты в систему отопления каждого отремонтированного дома в 4–5 раз по сравнению с прежним годовым теплопотреблением, сократив окупаемость такого ремонта до 3–4 лет.
Тогда к 2030 году возможно реализовать подобные энергосберегающие мероприятия в МКД существующего жилищного фонда, построенных до 1980 года, а в последующие годы – продолжить комплексный капитальный ремонт на том же уровне и в тех же ежегодных объемах. Это позволит к 2050–2060 годам (в зависимости от региона России) вывести на уровень «зданий с низким потреблением энергии» все МКД жилищного фонда городов России, построенные до 2020 года.
В новом строительстве после 2030 года за счет применения возобновляемых источников энергии и утилизации теплоты вентиляционных выбросов или поверхностного слоя земли предполагается постепенное повышение тепловой энергоэффективности зданий до уровня потребления энергии сначала «энергопассивного дома» к 2040 году, а затем «близкого к нулевому» к 2060 году.
4. Энергосберегающие решения по экономии теплоты от авторегулирования систем отопления реализуются также в СП 510.1325800.202210, который изобилует ошибками и невниманием к нарушению устойчивости работы системы централизованного теплоснабжения из-за отсутствия в нем автоматического ограничения максимального расхода воды из тепловой сети, сформулированного в СП 124.13330.201211 и реализованного в СП 41-101–9512. И хотя авторы СП 510.1325800.2022 пишут, что данный документ введен в действие впервые, на самом деле большая часть приведенного в нем текста со всеми приложениями, где приводятся методики расчета оборудования тепловых пунктов, заимствована из СП 41-101–95 без указания его разработчиков.
Предлагаемые изменения и дополнения в СП 510.1325800 приведены в [5].
В заключение в помощь проектировщику предлагается утвердить в качестве методического пособия к СП 60.13330.2020 Рекомендации13 НП «АВОК» «Реализация требований повышения энергетической эффективности зданий и систем их инженерного обеспечения. Энергетический паспорт зданий. Примеры расчета энергоэффективности проекта зданий» (разработанные авторским коллективом в составе В. И. Ливчака, Ю. А. Табунщикова, М. М. Бродач, Ю. В. Миллер на базе требующего обновления стандарта СТО НОП 2.1–2014). В данных рекомендациях собраны методики расчета тепловой нагрузки систем отопления и вентиляции жилых и общественных зданий; удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию этих зданий; удельного годового расхода холода на их охлаждение и кондиционирование; удельного годового расхода конечной энергии, потребляемой МКД, а также установления класса энергетической эффективности жилых и общественных зданий, а не только МКД, как в приказе Мистроя России № 399/пр, на стадии проекта и при эксплуатации по результатам энергетического обследования.

Подытоживая сей капитальный труд (Рекомендации НП «АВОК» в 230 страниц текста – почти 685 тыс. знаков)13 , хочу обратиться с благодарностью к моему отцу Иосифу Федоровичу Ливчаку, направившему меня по этой специальности, служению которой он посвятил свою жизнь; моим учителям: Сергею Федотовичу Копьеву, Николаю Константиновичу Громову, Михаилу Альбертовичу Лапиру; моим товарищам по специальности и в целом по жизни: Марку Моисеевичу Грудзинскому, Юрию Алексеевичу Матросову, Юрию Андреевичу Табунщикову, Андрею Соколову, Александру Цызареву! Я горд тем, что мой сын, Андрей, и внуки, Денис и Максим, продолжают развивать нашу выбранную с отцом специальность.
Мой отец, И. Ф. Ливчак (1914–2006), был одним из тех, кто создал основы науки и практики теплоснабжения, отопления и вентиляции современных многоэтажных зданий, много лет возглавлял профильную секцию Научно-технического совета Госстроя СССР. Он, доктор техн. наук, профессор, член-корр. Академии строительства и архитектуры СССР, почетный академик Жилищной академии России, совмещал научную деятельность с преподаванием. Его отец, мой дед Федор Осипович (Иосифович) Ливчак (1878–1919), архитектор в Симбирске (ныне Ульяновск), один из наиболее ярких представителей модерна и неоклассицизма в русской архитектуре, инженер-изобретатель уникальной технологии изготовления бетонных пустотелых блоков, повысивших энергоэффективность и огнестойкость строительства. За заслуги в строительстве города одна из центральных улиц в 2004 году названа в его честь – улица Архитектора Ливчака. И это через 85 лет после его смерти! Отличился и его отец, мой прадед. Согласно данным энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (Санкт-Петербург, 1890–1907): Осип Ливчак (1839–1914) – галицко-русский писатель, видный деятель старорусской партии, славянофил, вел ожесточенную борьбу в защиту русского языка, призывая к освобождению славянских земель из-под власти Австро-Венгрии и объединению их вокруг России (это уже из БСЭ). В 1867 году входил в славянскую делегацию от галицких русинов на Славянском съезде в Санкт-Петербурге. Русский изобретатель в области полиграфии, военного дела и транспорта. Д. И. Менделеев называл О. Н. Ливчака «русским Эдисоном». Журналист Николай Гурьянов в новом журнале «Уютная Россия», пилотный номер ноль, май 2021 года, написал о моих предках очень доброе эссе «Отец, который построил Дом».
Литература
1. Ливчак В. И. Новая редакция СП 60.13330.2020 не позволяет правильно рассчитать тепловую нагрузку и годовое теплопотребление систем отопления зданий // СОК. 2021. № 11.
2. Ливчак В. И. Методика раcчета графиков регулирования подачи теплоты в систему отопления // СОК. 2022. № 1.
3. Ковалев И. Н., Табунщиков Ю. А. Особенности оптимизации толщины утеплителя наружных стен зданий. Системные аспекты // Энергосбережение. 2017. № 8.
4. График Ливчака // АВОК. 2014. № 1. С. 72.
5. Ливчак В. И. Новая редакция СП «Тепловые пункты…» нарушает принципы централизованного теплоснабжения и не нацелена на энергосбережение при их эксплуатации // «Инженерные системы» АВОК Северо-Запад. 2022. № 1.
6. Самарин О. Д., Винский П. В. Анализ постановления Правительства РФ от 27 мая 2022 № 963 // СОК. 2023. № 2.
1 Согласно постановлению Правительства РФ от 29 июля 2020 года № 1136.
2 Был представлен 11 августа 2020 года на утверждение в Правительство РФ.
3 Подготовлена для замены действующей и еще не выбравшей свой срок «Энергостратегии 2030» и утверждена распоряжением Правительства РФ от 9 июня 2020 года № 1523-р.
4 Утверждены приказом Минстроя России от 31 мая 2024 № 365/пр.
5 Утверждена приказом Минстроя России от 15 мая 2024 № 327/пр.
6 Постановление Правительства РФ от 27 мая 2022 № 963 «О внесении изменений в положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов правительства Российской Федерации».
7 Здесь и в пункте о.4) было ошибочно указано «расхода теплоносителей», а надо, конечно, «расхода тепловой энергии» на отопление и вентиляцию, так как расход теплоносителя не нормируется, его изменения связаны с изменением потребности системы отопления, с чем согласился ФАУ «ФЦС» (см. [6]).
8 Из ASHRAE 62.1–2016, гармонизированные к российским нормам плотности размещения работающих или учащихся.
9 Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2021 года № 1628 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».
10 СП 510.1325800.2022 «Тепловые пункты и системы внутреннего теплоснабжения».
11 СП 124.13330.2012 «Свод правил. Тепловые сети. Актуализированная редакция СНИП 41-02–2003».
12 СП 41-101–95 «Проектирование тепловых пунктов», принятый в качестве свода правил по проектированию и строительству к СНиП 2.04.07–86* «Тепловые сети». Дата введения 1 июля 1996 года.
13 Текст рекомендаций прилагается к интернет-версии данной статьи.

Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №2'2025

Статьи по теме
- О новых требованиях энергоэффективности зданий. Проект приказа Минстроя России. Ч. 2. Выводы и предложения
Энергосбережение №8'2022 - Требования инженеров к стандартам вентиляционных систем
АВОК №6'1998 - Структура нормативной базы: какой ей быть?
Сантехника №6'2005 - Энергоэффективность зданий в России и в зарубежных странах
Энергосбережение №4'2015 - О новых требованиях энергоэффективности зданий. Проект приказа Минстроя России Ч. 1. Положительные и отрицательные аспекты
Энергосбережение №7'2022 - Теплоэнергетические нормативы для теплозащиты зданий
АВОК №4'2001 - Энергоэффективность зданий. На какие планировочные площади здания следует ориентироваться
Энергосбережение №6'2017 - Рекомендации АВОК «Энергоэффективные здания» (проект)
АВОК №6'2001 - Требования энергоэффективности зданий должны быть. О проекте приказа Минстроя России
Энергосбережение №1'2023 - Расчет теплопотребления эксплуатируемых жилых зданий – основа энергосбережения
АВОК №7'2005
Подписка на журналы


