Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 107-91-50 ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"

АВОК ассоциированный
член
...
Реклама: Р-Климат | ИНН 7706739893 | ERID: 2VtzqvyKdmr
Summary:

О новой комплексной государственной программе Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности»

On the new complex state program of the russian federation “energy saving and increasing energy efficiency”

K. B. Borisov, Candidate of Engineering, Lead Researcher, XXI Century Energy Efficiency Center (OOO CENEF-XXI), Moscow

Keywords: fuel and energy resources (FER), energy saving potential, greenhouse gas (GHG) emissions, energy intensity of gross domestic product (GDP), technical measures, target indicators

In Russia, in September of this year, a new comprehensive state program of the Russian Federation “Energy saving and increasing energy efficiency” was approved (Resolution of the Government of the Russian Federation of September 9, 2023 No. 1473). Let's consider the content, features and possibility of improving for this program as well as compare it with previous government programs in the field of energy saving and increasing energy efficiency, which were in effect during the period of 2001-2020.

Описание:

В России в сентябре текущего года утверждена новая комплексная государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» (далее – Программа). Рассмотрим содержание, особенности и возможность совершенствования Программы, а также сравним ее с предыдущими государственными программами в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, которые действовали в период 2001–2020 годов.

О новой комплексной государственной программе российской федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности»

В России в сентябре текущего года утверждена1 новая комплексная государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» (далее – Программа). Рассмотрим содержание, особенности и возможность совершенствования Программы, а также сравним ее с предыдущими государственными программами в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, которые действовали в период 2001–2020 годов.

Общие положения Программы

В Программе дана оценка текущего состояния в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности экономики Российской Федерации. Наглядно показано, что текущую ситуацию с повышением энергоэффективности экономики в нашей стране нельзя считать благополучной. Амбициозная цель2 по снижению энергоемкости валового внутреннего продукта (ВВП) на 40 % к 2020 году по сравнению с уровнем 2007 года не была достигнута: реальное снижение энергоемкости ВВП России составило 15 %. При этом среднегодовые темпы сокращения энергоемкости ВВП Российской Федерации составили всего 0,6 % (отставание от среднеевропейских темпов в 5,4 раза; от среднемировых темпов – в 3,1 раза).

Ключевые проблемы энергоемких отраслей экономики

Наиболее энергоемкими являются такие отрасли экономики, как электроэнергетика и теплоэнергетика, обрабатывающая и добывающая промышленность, население (жилищный сектор), транспорт, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) (рис. 1).

Основная причина высокой энергоемкости электро- и теплоэнергетики – значительный физический износ энергетического оборудования электростанций и котельных, а также тепловых и электрических сетей. Как следствие, высокий уровень удельных расходов топлива на производство электроэнергии и тепловой энергии, а также значительные потери энергетических ресурсов при транспортировке.

К ключевым проблемам в существующем жилищном секторе, строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве относятся:

• низкий уровень оснащенности зданий общедомовыми приборами учета потребления энергетических ресурсов (тепловая энергия, электроэнергия, холодная и горячая вода, природный газ);

• невысокая оснащенность многоквартирных домов и общественных зданий автоматизированными индивидуальными тепловыми пунктами (АИТП) с функциями автоматического регулирования потребления тепловой энергии в зависимости от температуры наружного воздуха и поддержания температуры горячей воды на заданном уровне;

• недостаточная мотивация к строительству многоквартирных домов наивысших классов энергетической эффективности (классы А+ и А++) и применению технологий зеленого строительства;

• отсутствие действующих механизмов финансирования энергоэффективных капитальных ремонтов и модернизации существующих зданий, а также стимулирования потребителей к снижению удельного энергопотребления;

• низкий уровень эксплуатации технического и энергетического оборудования как в зданиях, так и на объектах ЖКХ (источники энергоснабжения, центральные тепловые пункты, тепловые сети, сети водоснабжения и водоотведения).

Цель Программы и меры по ее реализации

Программа определяет стратегические приоритеты и цели государственной политики в области повышения энергетической эффективности экономики Российской Федерации. При этом приоритеты и цели Программы сформулированы с учетом действующих стратегических документов России3.

Программой установлена новая амбициозная цель – снижение энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации на 35 % к 2035 году по отношению к уровню 2019 года. Для ее осуществления предполагается осуществить ряд мер в следующих секторах экономики:

• электроэнергетика и теплоэнергетика (стимулирование развития когенерации и возобновляемых источников энергии, сокращение удельных расходов топлива на производство электроэнергии и тепловой энергии, сокращение потерь электроэнергии и теплоты при транспортировке, перевод источников энергоснабжения на экономичные виды топлива);

• строительная отрасль и жилищно-коммунальное хозяйство (повышение энергетической эффективности жилищного фонда; снижение финансовой нагрузки при проектировании и строительстве энергоэффективных многоквартирных и индивидуальных жилых домов, а также общественных зданий; реализация механизмов привлечения инвестиций в энергоэффективный капитальный ремонт);

• промышленность (внедрение наилучших доступных технологий, развитие системы стимулирования применения технологий и оборудования с высокой энергетической эффективностью);

• транспорт (переход на общественный и личный транспорт с низким расходом топлива, оснащение дорожной сети энергоэффективным освещением).

Для реализации всех вышеперечисленных мер по энерго-сбережению и повышению энергетической эффективности в Программу должны быть включены отраслевые федеральные проекты, в которых необходимо указать количество и график реализации мероприятий, объем финансирования, плановую экономию топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) и снижение выбросов парниковых газов (ПГ), а также конкретные целевые индикаторы.

Вопросы, требующие решения

Однако при утверждении Программы в нее не вошло ни одного отраслевого федерального проекта, где должны быть представлены конкретные количественные показатели, отражающие реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) только дало соответствующие пояснения, что перечень конкретных мероприятий Программы и план-график их реализации появятся в ее паспорте после формирования федерального бюджета на 2024 год и плановый период 2025–2026 годов.

Пока известно, что только Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) разрабатывает федеральный проект «Повышение энергетической эффективности зданий, строений и сооружений и в сфере ЖКХ», который должен войти в Программу. С остальными профильными министерствами4 пока не достигнуто соглашение по вопросу необходимости разработки отдельных федеральных проектов для включения их в Программу.

Таким образом, утвержденная Программа является несбалансированной, так как охватывает только анализ текущего положения и основные проблемы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности экономики России, а также устанавливает стратегические приоритеты и цели. Конкретная содержательная часть (наполнение) в утвержденной Программе отсутствует.

Анализ ранее реализованных в России государственных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

В период 2002–2020 годов в Российской Федерации были утверждены и последовательно реализовывались четыре государственные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (табл.).

Федеральная целевая программа «Энергоэффективная экономика» на 2002–2005 годы и на перспективу до 2010 года (далее – ФЦП-2001)5

Целевая направленность ФЦП-2001 определялась необходимостью решения задач, связанных с низкой энергоэффективностью экономики страны и, соответственно, с высокими затратами ТЭР на свое энергообеспечение. Стратегическими приоритетами ФЦП-2001 были устойчивое энергоснабжение экономики России, снижение техногенной нагрузки топливно-энергетического комплекса на окружающую среду, сохранение энергетической безопасности России.

При этом данной программой была поставлена амбициозная цель за счет реализации энергосберегающих мероприя-тий снизить энергоемкость ВВП в 2005 году на 13,4 % и в 2010 году на 26 % по отношению к 2000 году. ФЦП-2001 состояла из трех подпрограмм:

• «Энергоэффективность топливно-энергетического комплекса»;

• «Безопасность и развитие атомной энергетики»;

• «Энергоэффективность в сфере потребления».

Плановый объем финансирования составил 7 005 млрд руб. (в том числе из федерального бюджета – 50 млрд руб.). Плановая экономия ТЭР – 295–325 млн т у. т. (в том числе за счет реализации мероприятий подпрограммы «Энергоэффективность в сфере потребления» – 35…38 млн т у. т.).

СПРАВКА

Федеральный проект «Повышение энергетической эффективности зданий, строений, сооружений и в сфере ЖКХ».

Разработчик: Минстрой России.

Мероприятия проекта (предварительные данные):

Замена печного отопления частных домов, не подключенных к централизованному теплоснабжению, на высокоэффективные твердотопливные котлы с КПД не ниже 84 % и автоматической подачей топлива.

Объем реализации мероприятий: 200 тыс. единиц оборудования в домах индивидуальной жилой застройки и многоквартирных домах с небольшим количеством квартир.

Плановый объем финансирования (предварительные данные): 43,2 млрд руб.

• Средства федерального бюджета: 32 млрд руб.

• Средства бюджетов субъектов Российской Федерации: 7,5 млрд руб.

• Средства внебюджетных источников: 3,7 млрд руб.

Эффект от реализации мероприятия:

1. Социальный эффект (улучшение качества жизни граждан в домах индивидуальной жилой застройки и многоквартирных домах с небольшим количеством квартир).

2. Экологический эффект (сокращение расхода топлива и уменьшение выбросов СО2).

3. Экономический эффект (увеличение заказа на производство высокоэффективных твердотопливных котлов и комплектующих, формирование спроса на новые рабочие места).

В рамках реализации подпрограммы «Энергоэффективность в сфере потребления» предусматривалась внедрение следующих энергосберегающих мероприятий:

• модернизация систем теплоснабжения с применением технологии бесканальной прокладки тепловых сетей;

• автоматизация центральных и индивидуальных тепловых пунктов;

• модернизация и внедрение энергетических установок в системах децентрализованного энергоснабжения потребителей с использованием вторичных энергоресурсов (ВЭР);

• внедрение автоматизированных систем диспетчерского контроля и управления на основе новых информационных технологий и каналов передачи информации;

• использование энергоэкономичных источников света.

Итоги анализа выполнения ФЦП-2001 указывают на низкий процент реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. При этом мероприятия ФЦП-2001 не имели системной направленности в реализации повышения энергоэффективности, а носили характер точечного строительства объектов энергетики и ЖКХ с применением энергоэффективных технологий.

Реализовывать ФЦП-2001 планировалось в 2002–2010 годы в два этапа: I этап с 2002 по 2005 год и II этап с 2006 по 2010 год. Фактически реализация ФЦП-2001 была досрочно завершена в 2006 году6 . В период с 2006 по 2010 год программные мероприятия в области энергосбережения и повышения энергоэффективности в Российской Федерации не проводились.

Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» (далее – Программа-2010)7

Главной целью Программы-2010 являлось сокращение за счет реализации технических мероприятий энергоемкости ВВП России на 13,5 %, что в совокупности с другими факторами позволило бы обеспечить решение задачи по снижению энергоемкости валового внутреннего продукта на 40 % к 2020 году. Программа-2010 имела в своем составе 9 подпрограмм.

Срок реализации Программы-2010 определялся периодом 2010–2020 годов, а ее осуществление проводилось в два этапа: I этап с 2011 по 2015 год, II этап с 2016 по 2020 год.

Плановый объем финансирования составил 9 532 млрд руб. (в том числе из федерального бюджета – 70 млрд руб.).  Плановая экономия ТЭР ожидалась на уровне 1 124 млн т у. т., а сокращение выбросов ПГ – 2 436 млн т СО2-экв.

В Программе-2010 предусматривалась реализация 41 технического мероприятия и проекта по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в следующих секторах экономики России:

• электроэнергетика (9 мероприятий);

• теплоэнергетика и ЖКХ (8 мероприятий);

• добывающая и обрабатывающая промышленность (5 мероприятий);

• государственные (муниципальные) учреждения (8 мероприятий);

• население (жилищный фонд) (6 мероприятий);

• транспорт (3 мероприятия);

• сельское хозяйство (2 мероприятия).

Количественные показатели по реализации технических мероприятий и проектов использовались в Программе-2010 в качестве целевых индикаторов.

По данным Счетной палаты Российской Федерации, в период 2011–2012 годов недофинансирование Программы-2010 составило до 40 % от планового объема денежных средств, что связано с недостаточным внебюджетным финансированием. Помимо этого, по ряду регионов России выполнение обязательных технических мероприятий Программы-2010 не превышало 30 %.

Причиной этого стала низкая эффективность механизма софинансирования расходных обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации на выполнение региональных программ энергосбережения.

Из-за этих факторов Программа-2010 была отменена8 .

Государственные программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики»

С разницей в год были утверждены две одноименные государственные программы по энергосбережению «Энергоэффективность и развитие энергетики»: Госпрограмма-20139 и Госпрограмма-201410 .

Основными стратегическими приоритетами Госпрограммы-2013 были надежное обеспечение страны топливно-энергетическими ресурсами, повышение эффективности их использования и снижение антропогенного воздействия топливно-энергетического комплекса на окружающую среду. При этом главная цель Госпрограммы-2013 осталась такой же, как и у предыдущей Программы-2010: сокращение за счет реализации технических мероприятий энергоемкости ВВП России на 13,5 %. Госпрограмма-2013 включала 7 подпрограмм.

Реализовать Госпрограмму-2013 планировалось за период 2013–2020 годов (без отдельных этапов). Плановый объем финансирования составлял 28 659 млрд руб. (в том числе из федерального бюджета – 105 млрд руб.).

Сокращение выбросов парниковых газов ожидалось в размере 393 млн т СО2-экв (за счет реализации мероприятий подпрограммы «Развитие использования возобновляемых источников энергии»).

Стратегические приоритеты, цели и структура Госпрограммы-2014 практически полностью аналогичны предыдущему документу, но плановый объем финансирования был сокращен на 30 % и составил 19 916 млрд руб. (в том числе из федерального бюджета – 91 млрд руб.).

Следует отметить, что и в Госпрограмме-2013, и в Госпрограмме-2014 отсутствует такой важный целевой показатель, как экономия топливно-энергетических ресурсов в результате реализации технических мероприятий по повышению энергоэффективности.

Анализ выполнения Госпрограммы-2013 и Госпрограммы-2014 показал, что реализация мероприятий по повышению энергетической эффективности осуществлялась на очень низком уровне. По информации Счетной палаты Российской Федерации, в 15 регионах по многим мероприятиям объем реализации составил менее 20 %, из них в 11 субъектах – 0 % (ничего не было реализовано).

В целом из 44 целевых индикаторов, предусмотренных в Госпрограмме-2013 и Госпрограмме-2014, не достигнуты плановые значения по 18 показателям. Причем анализ источников финансирования выявил, что фактическое исполнение расходов из внебюджетных источников не превысило 23,5 % от планового значения.

Также в период 2013–2021 годов фактический объем финансирования мероприятий по повышению энергетической эффективности из федерального бюджета составил 14 млрд руб., или 7,1 % от планового уровня.

Анализ выполнения четырех государственных программ по энергосбережению

За весь период 2002–2020 годов, когда последовательно реализовывались все четыре государственные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, фактический объем финансирования за счет средств федерального бюджета не превысил 28,4 млрд руб., или 9 % от планового значения. При этом максимальный объем финансирования за счет средств федерального бюджета был в 2010–2012 годах, когда реализовывалась государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» (рис. 2).

Анализ выполнения государственных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в период 2002–2020 годов выявил следующие общие закономерности во всех рассматриваемых государственных программах:

1. Были поставлены амбициозные цели по снижению энергоемкости ВВП России:

• на 26 % по отношению к 2000 году (ФЦП-2001);

• на 13,5 % за счет реализации технических мероприятий, а в совокупности с другими факторами и структурными сдвигами в экономике России – до 40% (Программа-2010, Госпрограмма-2013 и Госпрограмма-2014).

2. Были предусмотрены значительные объемы финансирования (от 7 005 до 28 659 млрд руб.). При этом основную часть финансирования государственных программ (93–99 %) предполагалось осуществлять за счет внебюджетных источников. Соответственно, доля бюджетного финансирования (средства федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации) составляла не более 1–7 %.

3. При их утверждении Правительством РФ были включены отдельные подпрограммы, которые охватывали практически все сектора и наиболее энергоемкие отрасли экономики. Для каждой подпрограммы были разработаны отдельные мероприя-тия с конкретными объемами и графиками реализации. При этом количественные показатели от реализации мероприятий использовались в качестве плановых целевых индикаторов в государственных программах.

Помимо этого, практически все государственные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности заканчивались досрочно. Поставленные амбициозные цели по снижению энергоемкости ВВП и экономии топливно-энергетических ресурсов не были достигнуты. Основные причины следующие:

• При реализации мероприятий программ отсутствовала системная направленность в энергосбережении и повышении энергоэффективности для всех секторов экономики России. Как правило, приоритет отдавался мероприятиям по развитию и модернизации топливно-энергетического комплекса страны (электроэнергетика; нефтяная, газовая и угольная отрасли). Реализация мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов у потребителей была вторичной. При этом в Госпрограмме-2013 и Госпрограмме-2014 даже отсутствовал такой целевой индикатор, как «экономия топливно-энергетических ресурсов».

• Низкая эффективность выполнения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности со стороны субъектов Российской Федерации.

• Постоянное недофинансирование мероприятий государственных программ, причем по всем источникам ресурсного обеспечения (средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетные источники).

Тем не менее все государственные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, которые реализовывались в период 2002–2020 годов, были структурированными, целостными и законченными стратегическими нормативными документами. На момент их утверждения Правительством Российской Федерации в государственных программах были указаны приоритеты и цели, сроки и этапы реализации, конкретные исполнители, подпрограммы по каждому энергоемкому сектору экономики, объем и источники финансирования, перечень и объемы реализации мероприятий, целевые индикаторы.

Следует отметить, что в новой комплексной государственной программе, утвержденной постановлением Правительства РФ от 9 сентября 2023 года № 1473, отсутствует полная и конкретная информация о сроках и этапах реализации, исполнителях, подпрограммах (федеральных проектах) для энергоемких секторов экономики, финансировании, мероприятиях и целевых индикаторах. Таким образом, в действующей редакции Программа является незаконченным декларативным документом, который не имеет прикладного характера и не может быть использован для практического применения при повышении энергетической эффективности экономики Российской Федерации. Помимо этого, отсутствие в Программе данных о сроках и этапах реализации, исполнителях, федеральных проектах для энергоемких секторов экономики, финансировании, мероприятиях и целевых индикаторах является грубым нарушением действующих нормативных требований к разработке программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности11 .

Продолжение статьи читайте в журнале «Энергосбережение» № 1-2024.

Литература

1. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. 2023. № 8 «Энергоэффективность жилья».

2. Башмаков И. А. Энергоемкость ВВП России в 2015–2020 годах // Энергосбережение. 2022. № 2, 3.

3. Башмаков И. А. Оценка значений целевых индикаторов государственной программы РФ по энергосбережению // Энергосбережение. 2013. № 4.

4. Башмаков И. А., Башмаков В. И. Политика повышения энергоэффективности России // Энергосбережение. 2012. № 4.

1 Постановление Правительства РФ от 9 сентября 2023 года № 1473 «Об утверждении комплексной государственной программы Российской Федерации “Энергосбережение и повышение энергетической эффективности”».

2 Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики».

3 Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 года № 1523-р). Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2021 года № 3052-р). Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 года № 3268-р).

4 Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго России), Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России), Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России).

5 Утверждена постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2001 года № 796.

6 Распоряжение Правительства РФ от 17 октября 2006 года № 1446-р.

7 Утверждена распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2010 года № 2446-р.

8 Постановление Правительства РФ от 6 июня 2013 года № 479.

9 Утверждена распоряжением Правительства РФ от 3 апреля 2013 года № 512-р.

10 Утверждена постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 321.

11 Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Постановление Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2021 года № 161 «Требования к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

купить online журнал подписаться на журнал
Поделиться статьей в социальных сетях:

Все иллюстрации приобретены на фотобанке Depositphotos или предоставлены авторами публикаций.

Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №8'2023

PDF pdf версия


Реклама на нашем сайте
...
ООО «Арктика групп» ИНН: 7713634274 erid: 2VtzqvPGbED
...
Реклама / ООО «ИЗОЛПРОЕКТ» / ИНН: 7725566484 | ERID: 2VtzqwqnKQU
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Реклама на нашем сайте
...
ООО «РОСТерм Северо-Запад» / ИНН: 7801518005 / Erid: 2VtzqwY9YBJ
...
Реклама / ООО “ТПК Арекс” / ИНН: 7722489658 / erid: 2VtzqvwmHP3
...
реклама ООО "БДР ТЕРМИЯ РУС" / ИНН: 7717615508 / Erid: 2VtzqxTHFha
Онлайн-словарь АВОК!