Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член

К вопросу учета водопотребления в жилых зданиях

Надежды на быстрое решение проблемы учета водопотребления в Москве путем массовой установки в новостройках квартирных счетчиков воды не оправдались – в настоящее время в квартирах установлено более 150 тыс. счетчиков, а реального снижения водопотребления практически нет. Низкая эффективность действия свидетельствует о несоответствии их законам природы и общества.

Социальная политика прошлого, направленная на государственную поддержку коммунальных систем, низкие тарифы на воду и энергию при изобилии водных и энергетических ресурсов превратили воду в продукт без цены. Это обусловило социальную девальвацию потребительской стоимости воды, которая с точки зрения важности питьевой воды для человека является в прямом смысле бесценным пищевым продуктом. Нарушение социального закона соответствия стоимости продукта его потребительской стоимости привело к изменению социального отношения потребителя к питьевой воде, которую он имеет в изобилии, льет, не задумываясь о рациональном использовании жизненно важного продукта. Это приводит к неоправданному увеличению водопотребления.

Приближение стоимости воды к ее потребительской стоимости (увеличение тарифов) приводит к снижению водопотребления. Установка приборов учета воды в дополнение к величине тарифов также приводит к снижению водопотребления, при этом чем больше доля оплаты услуг по водоснабжению, тем выше эффективность.

Поэтому перед установкой счетчиков воды у массового потребителя необходимо восстановить социальную значимость воды вначале социальными методами агитации и пропаганды. При слабой эффективности этих методов ввести социально-экономические способы влияния на потребителя путем использования прогрессивных тарифов (чем больше водопотребления, тем выше тариф).

Для социальной защиты населения возможно сохранение современного тарифа для нормы водопотребления. Закон о социальной справедливости требует, чтобы потребитель был уверен в намерении и действии властей на пользу обеим сторонам. Если такой уверенности нет, то потребитель будет отторгать попытки устанавливать приборы учета и искать методы искажения показаний счетчиков воды. В таких условиях следует использовать вандалоустойчивые конструкции счетчиков, устойчивых к механическим, магнитным и другим воздействиям.

Нарушение вышеуказанных законов в современной социальной политике привело к отсутствию заинтересованности потребителей в установке счетчиков и экономической нецелесообразности их применения (срок окупаемости квартирных счетчиков воды 5–10 лет). Следствием этого является отсутствие социального управления водопотреблением. Переход от социалистических (с одним собственником) к рыночным (с многими формами собственности) отношениям привел к разделению системы водоснабжения между управляющими организациями и собственниками, окончательной потере экономического интереса в установке счетчиков воды. Закон развития общества требует получения положительного эффекта (охрана окружающей среды, снижение общественных затрат, улучшение здоровья населения и т. д.) при реализации различных мероприятий. Этот закон в переходных условиях от социализма к рынку в системах водоснабжения нарушен, о чем свидетельствуют огромные потери воды и энергии, приносящие обществу миллиардные убытки. Потери, включенные в тарифы, себестоимость и нормы компенсируются населением, что повышает социальную напряженность со стороны населения, т. к. оно не понимает, почему платит за то, что не потребляет. Массовая установка счетчиков может снизить это напряжение.

Установка счетчиков воды и организация системы учета требует дополнительных затрат в размере 2–10 % от себестоимости воды, что увеличивает общественные затраты на водообеспечение населения. Компенсировать эти затраты и обеспечить положительный общественный баланс возможно только за счет снижения потерь воды, энергии в рамках социально-экономической политики ресурсоэффективной экономики. Поэтому счетчики воды должны рассматриваться только как элемент экономического механизма ресурсосбережения, а не как первоочередное главное мероприятие.

При учете горячей воды следует также принимать во внимание соотношение стоимости воды и тепла на ее нагрев. Стоимость холодной воды до превращения ее в горячую составляет примерно 3 руб./м3, стоимость теплоты для нагрева воды от 5 до 55 °C при стоимости 300 руб./Гкал составляет 15 руб., общая стоимость горячей воды: 3 + 15 = 18 руб./м3. Стоимость воды в себестоимости горячей воды составляет 3 / 18 • 100 = 16,7 %, т. е. незначительную часть. Учитывая низкую точность учета горячей воды на данном этапе при расчетах между теплоснабжающими организациями, ДЭЗ и жильцами, целесообразно допустить учет стоимости воды как часть от потребления теплоты вплоть до установки квартирных счетчиков. При этом следует учесть повышенные затраты на установку счетчиков горячей воды: они более чем в 2 раза превышают затраты на установку счетчиков холодной воды (два счетчика и обратный клапан). Износ и зарастание счетчиков горячей воды значительно выше, чем счетчиков холодной воды из-за повышенной температуры, что увеличивает эксплутационные расходы.

При определении количества и места установки счетчиков воды необходимо учитывать социальные условия. Если система обслуживает множество собственников (квартир в одном доме), то счетчики целесообразно устанавливать в каждой квартире.

В товариществах собственников жилья (ТСЖ) возможна установка счетчиков на вводе в здание или группу зданий, принадлежащих одному ТСЖ. При этом распределение оплаты внутри ТСЖ производится по договоренности между собственниками.

В социальных рыночных условиях вода должна рассматриваться как товар, который оптовый продавец Водоканал, продает ДЭЗ, УТЭХ, предприятиям. Поэтому счетчики воды должны быть на границах балансового или эксплуатационного разграничения. Экономические и договорные (между участниками процесса водоснабжения) условия не соответствуют реальным физическим законам формирования водопотребления. В результате этого денежные потоки не стимулируют рациональную работу системы. Отсутствие в договорных отношениях полных требований по качеству услуг холодного и горячего водоснабжения (давление, расход, температура и пр.), а также объективной оценки влияния каждого участника на качество услуги на основе объективных физических законов не позволяет сформировать цивилизованные договорные рыночные отношения, в которых каждый отвечает за результат своей деятельности и получает прибыль в соответствии с положительным (для общества и потребителя) эффектом. Счетчики воды на границах балансового разграничения должны дополняться и другими измерительными приборами, регистрирующими все необходимые параметры (давление, температуры и т. д.).

Для исключения искажения в расчетах (договорах) на горячее водоснабжение необходимо учитывать физические законы изменения суточного расхода горячей воды от температуры. При снижении температуры расход горячей воды увеличивается. Так, при температуре горячей воды 45 °C потребитель пользуется практически только горячей водой, не подмешивая к ней холодной. При более низких температурах горячей воды начинаются сливы, приводящие к значительным потерям воды и тепла. Поэтому при учете расхода горячей воды в центральных (ЦТП), индивидуальных (ИТП) тепловых пунктах в зданиях одновременно с учетом расхода горячей воды следует контролировать ее температуру.

Количество счетчиков воды в системе массового обслуживания, какой является система водоснабжения, должно определяться количеством информации, необходимой для управления водопотреблением.

Значительные потери готового продукта (питьевой воды), тепловой и электрической энергии свидетельствуют о неэффективном управлении и, следовательно, нарушении законов информатики и управления. Одной из причин этого является недостаток информации. Даже в наиболее совершенной системе водоснабжения Москвы в среднем проводится одно измерение в месяц на 500 жителей, что в сотни раз меньше информации, необходимой для контроля и управления водопотреблением. В результате этого управленческие решения принимаются на основе неполной информации, что значительно снижает их эффективность.

Установка счетчиков воды на основе информационного, структурного и управленческого анализа системы позволит увеличить количество информации, повысить ее достоверность и улучшить эффективность управления. Быстро и качественно обрабатывать огромное количество информации от приборов учета воды возможно только с помощью электронных информационных систем. Поэтому счетчики воды должны иметь преобразователь показаний в унифицированный электрический сигнал единой государственной системы измерений.

При установке счетчиков воды в различных сечениях системы водоснабжения необходимо учитывать законы метрологии, чтобы обеспечить равноточность учета воды. Особенно это важно в системах горячего водоснабжения, где, кроме случайных расходов на водоразбор, имеются стабильные циркуляционные расходы. В этих системах расход горячей воды определяется путем вычитания из показаний счетчика воды, установленного на подающем трубопроводе, показаний счетчика на циркуляционном трубопроводе (косвенное измерение расхода). Погрешность учета воды в этом случае увеличивается.

Предварительные расчеты показывают, что в среднем здании (на 100 квартир при заселенности 3 чел./кварт.) погрешность измерения расхода горячей воды может достигать 15 %, что превышает допустимую погрешность для коммерческого учета (2 %). Такая низкая точность учета не позволит свести баланс между показаниями счетчиков, установленных на вводе в систему горячего водоснабжения в ЦТП и в отдельных зданиях. Поэтому перед установкой счетчиков следует провести метрологические исследования и расчеты, обосновывающие требуемую погрешность приборов учета воды в каждом сечении системы водоснабжения.

В связи с нестационарным, случайным режимом водопотребления, изменяющимся в широких пределах от минимального до максимального расхода, счетчики воды должны иметь различный диапазон учета. При подборе счетчика этот диапазон должен определяться на основе метрологических расчетов в зависимости реального режима водопотребления в данной точке системы.

Учитывая значительный срок службы счетчиков, соизмеримый со сроком службы здания (50–100 лет) или периодом между капитальными ремонтами (20–40 лет), затраты на их поверку могут быть сопоставимы или превышать первоначальные капитальные вложения. Поэтому при выборе типа и конструкции счетчика воды следует выбирать модели с наибольшим межповерочным периодом. Количество счетчиков воды в больших системах водоснабжения может составлять сотни тысяч (в системе водоснабжения Москвы количество квартирных счетчиков холодной и горячей воды оценивается в 6 млн, что значительно больше числа счетчиков электроэнергии). При таком количестве счетчиков необходимо учитывать законы стандартизации и унификации, чтобы обеспечить взаимозаменяемость изделий, возможность монтажа стандартным инструментом, включение их в единую городскую систему измерений, сбора и обработки информации. Производитель счетчиков воды должен быть сертифицирован и аттестован по стандартам ISO, иметь стабильное долговременное производство, чтобы обеспечить обслуживанием и запасными частями счетчик в течение всего срока эксплуатации (30–50 лет).

Выводы

1. Учет водопотребления, для того чтобы быть социально и экономически эффективным, должен рассматриваться как элемент общей системы управления водопотреблением, включающей изменение социального статуса водоснабжения, тарифно-налоговую политику и только потом установку приборов учета воды.

2. Определение количества места, конструкции счетчиков воды должно производиться на основе всестороннего исследования конкретной системы водоснабжения как единого целого, объединенного физическими, информационными, метрологическими, социально-экономическими законами природы и общества.

3. Экономическая эффективность установки приборов учета воды в системах водоснабжения возможна только при условиях водосбережения.

4. Для выбора конструкции счетчика воды при проведении тендеров на установку счетчиков необходимо разрабатывать регламент для конкретной системы, включающий все требования к счетчикам и условиям их эксплуатации.

Литература

1. Евтеев Ф. С. и др. Как мы ремонтируем водопроводную сеть /МЖКХ РСФСР. М., 1954.

2. Методика определения эксплутационных норм водопотребления /МЖКХ СССР. М., 1981.

3. Исаев В. И., Мхитарян М. Г. Анализ методик определения расходов во внутреннем водопроводе // Сантехника. 2003. № 5. С. 6–11.

4. Методика определения социальных норм потребления коммунальных услуг / МЖКХ СССР. М., 1981.

5. Храменков С. В., Печников В. Г. Принципы расчета удельного водопотребления города // ВСТ. 1998. № 8.

6. Ромейко В. С., Добромыслов А. Я., Исаев В. Н. Самое слабое звено // ЖКХ. 2002. № 12.

7. Антонов В. Н. Абсурд в формировании тарифов на водоснабжение // ЖКХ. 2002. № 12.

Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “Сантехника” за №6'2003

распечатать статью распечатать статью


Реклама
Реклама на нашем сайте
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте