Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член

Новая директива ЕС по энергетическим показателям зданий

Возможный пример для России

A. Lucke, директор Генеральной ассоциации немецкой отопительной индустрии (BHD), секретарь Экономической комиссии Европейской ассоциации производителей отопительного оборудования (EHI)

В декабре 2002 года была утверждена «Директива ЕС по энергетическим показателям зданий». К 2006 году эту директиву 25 государств – участников ЕС должны преобразовать в национальный закон. Тем самым создаются законодательно обязательные границы минимальных требований для энергоэффективных зданий, действительные на всей территории – от Атлантики до внешних границ Российской Федерации.

Политическое основание новой директивы ЕС

Европейская комиссия и Европейский парламент вплотную занялись вопросом увеличения эффективности использования энергии в зданиях не ранее, чем 10 лет назад. До сих пор все подобные вопросы концентрировались лишь вокруг проблематики энергосбережения на транспорте и в промышленности.

Четыре года назад комиссия ЕС задалась вопросом, как Европа зависит от импорта энергетических ресурсов. Уполномоченный комиссар комиссии г-жа де Палацио инициировала соответствующее исследование, которое дало тревожные результаты: в то время как в 2000 году зависимость ЕС от импорта энергетических ресурсов составляла около 50 %, к 2030 году прогнозируется повышение этого показателя до 70 %. Результатом указанного исследования явилась так называемая Зеленая декларация «Европейская стратегия надежного обеспечения энергетических поставок», которая может рассматриваться в качестве путеводной нити в европейской политике энергообеспечения и сохранения окружающей среды.

Документ 1 «Конечное потребление энергии» указывает на значение отдельных областей потребления энергии: согласно этому документу, в промышленности потребляется 28,2 %, на транспорте – 31 % энергии, в то время как не принимавшаяся до сих пор во внимание область потребления в быту и в сфере услуг составляет в общей сложности 40,7 % всего потребления энергии.

В документе 2 «Потребление энергии в жилых зданиях стран Европейского Союза» еще раз дается эта цифра – 40,7 %. С большим удивлением автор-аналитик признает, что 84 % потребляемой в зданиях энергии идет на отопление и обеспечение горячей водой. Это означает, что на эти цели тратится более трети энергии, потребляемой в странах ЕС.

Если кроме высказываний комиссии ЕС принять во внимание результаты исследований на национальном уровне, станет очевидно, что как минимум 75 % зданий в Европе нуждаются в модернизации для снижения энергопотребления. С технической стороны реально достижимый потенциал экономии оценивается на уровне 50 %, а с экономической стороны – 30 %. Этот впечатляющий потенциал экономии энергии и снижения выделения СО2 является основой новой европейской директивы.

Структура общеевропейских органов управления

Структура общеевропейских органов управления

Принципы и базис директивы ЕС

Директива ЕС обязывает государства-участники до января 2006 года определить минимальные энергетические стандарты для новостроек, а также выявить здания, имеющие чрезвычайно высокий потенциал снижения выделения СО2 и экономии энергии.

В области нового строительства директива указывает на необходимость использования при энергетическом планировании современного уровня техники. Конкретно, новостройки должны проектироваться из расчета максимального годового потребления приблизительно 7 л мазута или 7 м3 газа на 1 м2. Этот показатель потребления является усредненной величиной. Фактически это требование варьируется в зависимости от отношения A/V (внешнего объема корпуса к внутреннему объему здания).

Авторы директивы приводят примеры национальных законов Франции, Голландии и Германии, которые они по большей части использовали в своей работе. Так, комиссия и Европейский парламент переняли идею так называемого интегрального подхода к определению параметров корпуса здания и технического оборудования в этом здании. Такой интегральный подход отличается от существовавшей до этого практики, согласно которой энергетические параметры рассматриваются отдельно – либо только для здания, либо только для оборудования. Этот устаревший принцип не позволяет производить надлежащую оптимизацию характеристик здания и оборудования, обязательную для энергоэффективного здания.

Европейские институты переняли также идею так называемой оптимизационной компенсации. Согласно этой идее, планировщику, архитектору и владельцу здания предоставляется полная свобода выбора способов обеспечения ими минимальных требований. Так, например, разработчик может запланировать использовать дорогую теплоизоляцию, позволяющую снизить потребление тепла. В этом случае он может задать установку менее энергоэффективного оборудования. Правда, применение оборудования с лучшими характеристиками обеспечивает лучший показатель «эффективность-стоимость», чем при улучшенной теплоизоляции. При использовании самого современного оборудования снижается нагрузка на окружающую среду благодаря применению современных приборов, таких как технические устройства контроля сгорания, солнечные тепловые установки, а также системы контролируемой вентиляции помещений при помощи устройств утилизации теплоты.

Директива идет гораздо дальше. В ней рассматриваются не только вопросы вентиляции, отопления и снабжения горячей водой, но и обеспечение необходимых климатических условий внутри помещений, искусственное освещение. Энергоэффективность здания должна определяться согласно гармонизированной методике, которая должна быть внедрена на всем европейском пространстве.

Таблица (подробнее)

Нормы потерь силовых распределительных трансформаторов (выписка)

При преобразовании национальных законов большое значение будет иметь вопрос о том, следует ли при определении эффективности использования энергии в здании рассматривать конечное или первичное энергопотребление. В Голландии, Франции и Германии после оживленных политических и экономических дебатов в качестве критерия оценки было выбрано первичное энергопотребление. Это решение было принято в этих трех странах исходя из тех обстоятельств, что при объективном рассмотрении решающее значение имеет не конечная энергия – в виде подводимых к месту потребления кубических метров газа, литров мазута или киловатт электричества, а фактическое потребление первичной энергии, которая потребовалась для производства соответствующего количества конечной энергии. Следовательно, это означает, что должны учитываться потери в цепи доставки поставщика энергии. Здесь можно говорить о КПД использования первичной энергии или об эффективности использования первичной энергии отдельных поставщиков. Например, если говорить о немецкой системе обеспечения электроэнергии, можно отметить, что в ее линиях передачи теряется около двух третей передаваемой от электростанций энергии, поэтому эффективность использования первичного тока составляет 33 %. Иное положение характерно для потребления газа и мазута, для которых эффективность использования первичной энергии превышает 90 %. Если для определения эффективности энергопотребления выбирается первичная энергия, то при указанных показателях немецкой системы обеспечения электроэнергии газовые или мазутные отопительные установки имеют преимущество перед простыми электрическими системами, такими как системы непосредственного отопления или аккумулирующие системы отопления. В Германии это выражается в предписаниях по энергосбережению, использующих различные коэффициенты затрат для отопительных систем или их компонентов, учитывающие затраты первичной энергии, включая потери. Чем ниже коэффициент затрат, тем выше эффективность использования первичной энергии в отопительной системе; чем выше эта эффективность, тем меньшие требования предъявляются к системам теплозащиты.

Потребление энергии в жилых зданиях в странах Европейского Союза

Для большинства стран ЕС является революционным требование учета состояния зданий. Комиссия и Европарламент по праву видят большой потенциал снижения выделений СО2 и экономии энергии в улучшении состояния зданий. Этому могут способствовать регулярные осмотры больших зданий и однократные обследования небольших отопительных установок или установок кондиционирования воздуха. Такие осмотры служат также для информирования конечных пользователей и инвесторов о мерах увеличения эффективности использования энергии. Конечным итогом осмотра является энергетический паспорт здания, в который заносится показатель энергоэффективности, который может принимать значения от А (очень большая эффективность) до G (крайне неэффективное использование энергии). Улучшение указанного в этом паспорте показателя может послужить стимулом для повышения энергоэффективности здания и его рыночной привлекательности. Кроме этого, энергетический паспорт предоставляет владельцу объективную информацию о фактических затратах энергии в здании.

Внедрение европейской директивы предполагает разработку соответствующей нормы, и такая разработка в настоящее время уже ведется. Намечаемая европейская норма будет затрагивать новостройки и старые здания. В первый раз за всю историю разработки норм здание и техническое оборудование будут рассматриваться в совокупности.

С точки зрения Европейской ассоциации производителей отопительного оборудования (EHI) представляется разумным инициировать диалог между российскими и западноевропейскими специалистами о директиве, а также о соответствующем применении российских энергоресурсов, о политике сохранения окружающей среды, о проекте создания общей российской и европейской нормы. В этой связи EHI высоко ценит доказавшую свою необходимость и становящуюся все более интенсивной совместную работу НП «АВОК» и EHI.

Директива по энергетическим параметрам зданий

- Сокращение потребления энергии в жилом секторе имеет несколько аспектов. Для зданий должен быть сформирован интегральный подход, оперирующий простыми коэффициентами. Это может привести к системе сертификации зданий, фиксирующей потребности энергии в здании.

- Государства-участники должны обеспечить вступление в силу законов, директив и административных предписаний, необходимых для выполнения требований этой директивы не позднее 4 января 2006 года.

- Из-за отсутствия квалифицированных и/или уполномоченных экспертов государствам-участникам могут быть предоставлены дополнительные три года для полного выполнения условий статей 7, 8 и 9.

Содержание директивы

- Гармонизированная методология для создания однозначного стандарта повышения эффективности потребления энергии, включающего требования к системам отопления и горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха, вентиляции и встроенным осветительным приборам.

- Сертификат энергетической эффективности для существующих зданий (с общей полезной площадью более 1 000 м2), создаваемый на основе указанной выше методологии.

- Применение этой методологии для новых зданий и части существующих зданий, подлежащих реконструкции.

Содержание и следствие директивы

Риски

- Не гарантируется основной подход эффективного потребления энергии

- Перерегулирование

- 15 изолированных решений

- Отсутствие институциональных и структурных условий

- Проблемы с национальным законодательством

- Отсутствие принятого энергетического сертификата

Потенциал

- Интегральный подход к корпусу здания и к находящемуся в нем оборудованию

- Положительное отношение затраты-выгоды для оборудования здания

- Установление системного подхода

- При правильной реализации потенциальных возможностей тепловой комфорт может быть повышен

Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “АВОК” за №6'2003

распечатать статью распечатать статью


Реклама
Реклама на нашем сайте
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте