Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член

Как нам обустроить Москву водосчетчиками

Сегодня очевидно – основные задачи реформы жилищно-коммунального хозяйства не могут быть решены без массовой установки и использования счетчиков холодной и горячей воды. В Москве эти проблемы решаются уже в течение ряда лет, но существующая схема управления ресурсоснабжением жилых зданий, сформированная в 90-е годы без учета необходимости измерения фактического водопотребления общедомовыми и квартирными счетчиками горячей и холодной воды, не позволяет сделать счетчики необходимыми и эффективными для всех участников процессов водоснабжения. В настоящее время без изменения схемы управления и ответственности за ресурсоснабжение жилых зданий массовая установка счетчиков воды недостаточно эффективна, а оплату населением фактического потребления воды организовать сложно.

Анализ опыта оснащения зданий счетчиками воды показывает, что сейчас необходимы достаточно радикальные решения для перестройки многих положений сложившейся в городе системы управления ресурсоснабжением жилых многоквартирных домов. При сложившейся в настоящее время системе управления ЦТП и микрорайонные сети находятся в хозяйственном ведении различных организаций – Мостеплоэнерго, Мосгортепло, Теплоремонтналадка, Опора-2, Мосводоканал (у последнего – только сети систем холодного водоснабжения и канализации, кроме того, Мосводоканал оплачивает обслуживание части оборудования ЦТП – насосов для холодной воды). Собственником ЦТП, а также всех сетей в микрорайонах является субъект Российской Федерации – город Москва. Эксплуатация самих жилых зданий, находящихся в общей долевой собственности физических и юридических лиц (включая и город), обеспечивается управляющими компаниями (УК) – в Москве в основном дирекциями единого заказчика (ДЕЗ). Часть зданий в Москве (их число постоянно увеличивается) имеет встроенные индивидуальные тепловые пункты (ИТП), которые непосредственно (по независимой схеме) подключены к городским сетям производителей энергоресурсов. Строительство зданий с ИТП – общепризнанное, наиболее перспективное направление развития инженерных систем, т. к. в этом случае обеспечивается более гибкое регулирование параметров ресурсов, а также исключаются потери воды в сетях горячего водоснабжения микрорайонов, т. е. достигается существенное энергосбережение. Системы с ИТП условно можно считать идеальными системами инженерного оборудования зданий, повсеместно применяемыми в европейских странах и лишенными недостатков российских, в том числе московских, систем ресурсоснабжения с ЦТП.

В таких системах существенно меньше проблем с установкой и использованием приборов учета ресурсов, существенно легче устанавливается ответственность за их качество, проще организовать начисления платежей за ресурсы и сбор оплаты. Очевидно, что вся ответственность за ресурсоснабжение потребителей в зданиях с ИТП лежит на УК, которая имеет договоры с ресурсоснабжающими организациями и контролирует количество и качество поданных в ИТП ресурсов. УК свободна в выборе организации, обеспечивающей техническое обслуживание оборудования ИТП.

Сложившаяся система управления ресурсоснабжением жилых зданий имеет ряд принципиальных недостатков, главным из которых следует считать то, что подготовленная на ЦТП горячая вода не является самостоятельным ресурсом, ее потребление не оплачивается по показаниям счетчиков (общедомовых и квартирных). Мосводоканал вынужден начислять платежи за воду для ДЕЗ по показаниям счетчиков холодной воды (на вводах в ЦТП установлено 7 360 шт., перед водонагревателями – 5 209 шт., на вводах в жилые дома – 14 765 счетчиков). Платежи за воду, которая поступает в водонагреватели для приготовления горячей воды, начисляют расчетным путем, распределяя эту воду пропорционально показаниям счетчиков холодной воды в зданиях. При этом фактические потери воды в сетях горячего водоснабжения остаются неизвестными, соответствующие нормативы потерь не разработаны и не утверждены, все эти потери оплачиваются УК и потребителями.

Организации, обслуживающие ЦТП, начисляют платежи за подогрев воды, хотя эта услуга не предусмотрена Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН) и Правительство Москвы еще в 1998 году давало поручение (п. 8 постановления Правительства Москвы от 28 июня 1998 года № 566 «О мерах по стимулированию энерго- и водосбережения в г. Москве») провести эксперимент по организации закупки холодной воды теплоснабжающими организациями по показаниям счетчиков перед водонагревателями. Взимание платы за горячую воду как самостоятельный вид ресурсов не производится, несмотря на то что тариф на горячую воду (руб./м3) утверждается РЭК Москвы начиная с 2001 года. В настоящее время цена горячей воды для населения составляет 23,85 руб./м3 при стоимости холодной воды (с учетом стоимости водоотведения) – 5,86 руб./м3. Единая ответственность за все показатели качества горячей воды в Москве не предусмотрена. Другим важнейшим недостатком сложившейся системы является то, что платежи населения за ресурсы не поступают УК, а перечисляются ЕИРЦ непосредственно теплоснабжающим организациям и Мосводоканалу (с 2002 года, после организации ЕИРЦ). Это приводит к тому, что УК не имеют никаких стимулов для установки и использования счетчиков воды и более 350 тыс. квартирных счетчиков, установленных в последние годы при строительстве новых жилых зданий не используются для расчетов с населением. Жилищные субсидии и льготы продолжают рассчитываться исходя из среднего потребления воды в жилищном фонде города – 384 л/(сут.•чел.) (по данным счетчиков на вводах в ЦТП), хотя мониторинг потребления воды в зданиях с квартирными счетчиками показывает, что реальное потребление (суммарно горячей и холодной воды) в квартирах изменяется от 70 до 700 л/(сут.•чел.).

В 70 % квартир этот показатель не превышает 180 л/(сут.•чел.), что может позволить значительно снизить затраты бюджета на оплату льгот и жилищных субсидий, установленных действующим законодательством.

В существующей системе управления отсутствует мотивация для ресурсосбережения: доходы ресурсоснабжающих организаций не увеличиваются при снижении потребления тепла, горячей и холодной воды; доходы УК никак не зависят от объемов потребления ресурсов, т. к. они не получают плату за тепло и воду от населения; население оплачивает расчетное, а не фактическое потребление ресурсов. Результатом этого является избыточное потребление горячей воды – соотношение потребления горячей и холодной воды (по данным мониторинга на многих ЦТП) составляет 1:1, хотя при качественном горячем водоснабжении, т. е. при выполнении требований по температуре горячей воды у потребителей и отсутствии ее утечек в трубопроводах микрорайонных сетей, это соотношение должно составлять 1:1,5.

Для изменения существующего положения могут быть рассмотрены различные варианты изменения схемы управления ресурсоснабжением жилых зданий. Наиболее рациональный вариант заключается в том, чтобы управление ресурсоснабжением осуществлялось только одной организацией – УК (Дирекцией единого заказчика). При этом городские ресурсоснабжающие организации (Мосэнерго, Мостеплоэнерго, Мосводоканал) могут продавать ресурсы (тепло с параметрами 150–70 °C, холодная вода) по показаниям счетчиков на вводе ЦТП. Своевременность и полнота платежей УК за ресурсы могла бы обеспечиваться не административными, а финансовыми механизмами (договоры факторинга, овердрафтного кредитования и пр.), в предоставлении которых могут участвовать Банк Москвы и/или другие банки. Важно заметить, что в принятых в апреле 2003 года законах РФ о реформировании электроэнергетики вводится новое для ЖКХ понятие – «обеспечение обязательств» абонентов по оплате полученной энергии. Аналогичное требование может быть введено и для УК как абонента при продаже тепла и воды. Источником средств для обеспечения обязательств могут быть пени за просрочку платежей за ресурсы, введенные в мае 2003 года Федеральным законом РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “Об основах федеральной жилищной политики” и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оплаты жилья и коммунальных услуг».

УК могут быть переданы (возможно по конкурсу) и ЦТП, и все сети инженерного оборудования микрорайонов города, кроме сетей канализации. Тогда именно УК будет начислять платежи за горячую и холодную воду потребителям по показаниям общедомовых и квартирных счетчиков, а также начислять платежи за отопление помещений. При этом именно УК должна нести полную ответственность за качество ресурсоснабжения потребителей. УК будет получателем их платежей за все ресурсы, будет осуществлять корректировку платежей потребителей при нарушении качества ресурсов. Для выполнения работ по техническому обслуживанию ЦТП и сетей УК может привлекать (по конкурсу) специализированные организации (возможно городские ресурсоснабжающие организации). Рациональный вариант полностью соответствует требованиям федеральных Правил предоставления коммунальных услуг, Правил пользования системами коммунального водоснабжения и водоотведения и Гражданского кодекса РФ. Предельные (максимальные) тарифы на услуги УК и привлекаемых ею подрядных организаций должны регулироваться РЭК Москвы. Конкретные тарифы можно устанавливать по результатам конкурсов с учетом технического состояния оборудования ЦТП и сетей (фактического и нормативного уровня утечек), а также допустимой доходности на инвестиционный / заемный капитал, привлекаемый для реновации сетей и модернизации инженерного оборудования микрорайона (вплоть до ликвидации ЦТП и устройства ИТП в существующих жилых зданиях), для финансирования работ по установке счетчиков воды. Такой подход к установлению тарифов на все услуги, являющиеся неотъемлемой частью единого процесса ресурсоснабжения зданий, будет соответствовать новым законодательным требованиям, введенным для реформирования электроэнергетики и легко распространяемым в целом на ресурсоснабжение жилых зданий.

Таблица
Сравнение вариантов управления ресурсоснабжением жилых зданий
Показатели вариантов Суще-
ствующий
Рациональ-
ный
Промежуточный
А В
Горячая вода как товар нет да да да
Обслуживание ЦТП и сетей:
ресурсоснабжающие
организации
да нет да да
управляющие компании нет да нет нет
Стимулы для установки счетчиков воды:
ресурсоснабжающие
организации
нет да да да
управляющие компании нет да да да
Поступление платежей насе-
ления в управляющие компа-
нии
нет да да да
Покупка холодной воды те-
плоснабжающей организа-
цией
нет да,
на вводе в
ЦТП
да,
на вводе в
ЦТП
да, перед
бойлером
Сумма доходов:
Мосводоканал без
изменений
без
изменений
без
изменений
без
изменений
теплоснабжающие
организации
без
изменений
увеличива-
ется*
увеличива-
ется*
увеличива-
ется*
управляющие компании без
изменений
увеличива-
ется**
увеличива-
ется**
увеличива-
ется**
Возможность оплаты населе-
нием фактического водопо-
требления
нет да да да
Привлекательность бизнеса
по ресурсоснабжению жилых
зданий
бизнеса
нет,
есть обя-
занности
да да да
Конкуренция за право упра-
вления
нет да да нет
Возможность приватизации
управления ресурсоснабже-
нием
нет да да нет
Сокращение расходов
бюджета
нет да*** да*** да***
Совмещение работ по ре-
монту и санации различных
сетей
нет да да нет
Удобство для населения без
изменения
повышает-
ся
повышает-
ся
повышает-
ся

* За счет покупки холодной воды и продажи горячей.

** За счет получения платежей за ресурсы.

*** За счет введения социальных норм при установке квартирных счетчиков.

Достоинством «рационального» варианта является и то, что здесь увеличиваются денежные потоки, поступающие УК. Это значит, что управление ресурсоснабжением и эксплуатацией жилых зданий может стать привлекательным бизнесом. Становится возможной конкуренция за право управления и постепенная приватизация муниципальных УК. Конечно, реализация рационального варианта управления потребует существенного изменения тарифного меню на ресурсы. Могут быть введены двухставочные тарифы при расчетах УК с ресурсоснабжающими организациями (плата за подключенную нагрузку и плата за фактическое потребление ресурсов), а также дифференцированные тарифы, зависящие от удельного водопотребления при расчетах с потребителями. Рациональный вариант управления потребует изменения системы бухгалтерского и налогового учета в УК, повышения квалификации персонала. Потребуется также и разделение бюджетных дотаций на дотации к стоимости тепла для отопления зданий и дотации к стоимости горячей воды (на время пока бюджетные дотации предоставляются и еще не заменены бюджетными субсидиями потребителям ресурсов). Рациональный вариант в настоящее время можно рекомендовать лишь для экспериментальной проверки (например, в одной ДЕЗ для каждого административного округа Москвы) с учетом опыта работы некоторых ДЕЗ, где ЦТП и сети (полностью или частично) уже находятся в управлении ДЕЗ.

Основные показатели существующего и рационального вариантов управления ресурсоснабжением жилых зданий приведены в таблице. Рациональный вариант практически полностью соответствует идеальному варианту устройства внутренних инженерных систем зданий, приведенному выше (здания с ИТП), отличаясь от него только наличием инженерных сетей микрорайонов (от ЦТП до зданий). До начала 90-х годов близкий по структуре вариант управления обеспечивался в Москве существованием Мосжилуправления, которое несло ответственность и за работу ЦТП, и за работу внутренних систем инженерного оборудования зданий, т. е. за ресурсоснабжение жилых зданий.

В связи с тем что рациональный вариант управления не может быть реализован в короткое время во всем городе, можно начинать совершенствование ресурсоснабжения жилых зданий с промежуточных вариантов, в которых временно (до перехода к рациональному варианту) сохраняются некоторые элементы существующей схемы управления (показатели переходных вариантов также представлены в таблице). Различия промежуточных вариантов А и В заключаются в различиях ответственности ресурсоснабжающих организаций за обслуживание ЦТП и инженерных сетей микрорайонов. В промежуточном варианте А предусматривается, что ЦТП, а также сети отопления и горячего водоснабжения микрорайонов обслуживаются теплоснабжающими организациями, сети холодного водоснабжения и канализации – Мосводоканалом. В этом варианте управления Мосводоканал продает воду теплоснабжающей организации (Мосгортепло, Мостеплоэнерго и др.) по показаниям счетчика воды, установленного перед водонагревателем (бойлером). Теплоснабжающая организация приготавливает горячую воду, подает ее в жилые здания, продает горячую воду по договору с УК (в количестве, определенном по показаниям общедомовых счетчиков горячей воды) и несет ответственность за качество горячей воды на вводе в жилое здание трубопроводов централизованной системы горячего водоснабжения. Ответственность за снабжение холодной водой жилых зданий несет Мосводоканал, который, как и в настоящее время, по договору с УК продает воду в количестве, определенном по показаниями счетчика воды, установленного на вводе в здание трубопроводов системы холодного водоснабжения.

Этот вариант соответствует требованиям существующей федеральной нормативной базы. Здесь горячая вода становится самостоятельным ресурсом. УК закупает три продукта: тепло для отопления, горячую и холодную воду. Установка общедомовых и квартирных счетчиков воды становится целесообразной и выгодной всем субъектам ресурсоснабжения. Отметим, что для ресурсоснабжающих организаций преимущества системы с установкой общедомовых счетчиков могут определяться тем, что при установке приборов учета во всех зданиях, получающих ресурсы от одного ЦТП, тариф на ресурс может устанавливаться РЭК с учетом фактических потерь ресурса в сетях микрорайона, а при отсутствии приборов учета – с учетом только величины нормативных потерь ресурсов, которые всегда меньше фактических.

Для промежуточного варианта А может предусматриваться управление ресурсоснабжением жилых зданий (до ввода трубопроводов инженерных систем в здание) одной организацией, в управление которой (по результатам конкурса, проведенного Департаментом имущества Москвы или другой уполномоченной организацией) передается здание ЦТП и его оборудование, а также микрорайонные сети систем отопления, горячего и холодного водоснабжения (но не передается управление эксплуатацией жилых зданий, а также обслуживание систем канализации микрорайонов). Для теплоснабжающей организации, которая становится победителем конкурса, должны быть установлены новые принципы функционирования, которые могут заключаться в следующем:

- победитель конкурса закупает ресурсы у ресурсоснабжающих организаций (тепло, питьевая вода, электричество); возможно установление двухставочных тарифов и введение системы скидок к тарифам при условии предоплаты за ресурсы; договоры могут предусматривать использование различных механизмов хеджирования рисков неплатежей победителя конкурса и обеспечения их обязательств по оплате полученных ресурсов;

- победитель конкурса не является организацией – перепродавцом ресурсов; он обеспечивает переработку ресурсов на ЦТП, закупая два ресурса (тепло с параметрами 150–70 °C и холодную воду), но продавая три других ресурса (тепло с параметрами 105–70 °C, горячую и холодную воду);

- победитель конкурса заключает договоры с УК и начисляет платежи за поданные УК ресурсы с учетом своих затрат на закупку ресурсов и услуги по модернизации оборудования и реновации сетей; договоры с УК предусматривают ответственность победителя конкурса за качество всех ресурсов (включая горячую воду) и снижение платы за ресурсы при нарушении нормативных требований к их качеству (все показатели качества контролируются по описанным в договоре процедурам, в котором устанавливается и порядок арбитража при возникновении претензий УК по качеству ресурсов); при калькуляции стоимости услуг победителем конкурса учитываются нормативные (если на вводах в здания нет счетчиков горячей и холодной воды) или фактические (если счетчики установлены во всех зданиях, присоединенных к ЦТП) потери в микрорайонных сетях;

- победитель конкурса может привлекать инвестиции / займы для модернизации обслуживаемого оборудования и сетей, для оказания других услуг (максимальная допустимая доходность капитала регулируется РЭК Москвы); для указанных целей победитель конкурса может получать в установленном порядке бюджетное финансирование и/или бюджетные дотации; подготовленные победителем конкурса обоснования необходимости привлечения инвестиций (дотаций) рассматриваются и согласовываются Департаментом ЖКХиБ; стоимость услуг победителя конкурса устанавливается не выше максимальных (предельных) значений, согласованных РЭК Москвы.

В двух промежуточных вариантах управления, также как и в рациональном варианте, необходимо разделять бюджетные дотации на оплату тепла на две составляющие: на дотации для оплаты УК тепла для отопления, которая может выплачиваться организации, обслуживающей ЦТП (в том числе победителю конкурса), и на дотации для оплаты горячей воды, которые должны выплачиваться УК (в настоящее время около 10 руб./м3). Такое разделение необходимо потому, что УК и потребители в настоящее время лишены возможности регулирования отопления в подавляющем числе существующих зданий, где нет ни автоматизированных узлов управления отоплением всего здания, ни термостатических регуляторов на нагревательных приборах, и, следовательно, установка теплосчетчиков для измерения тепла для отопления здания не очень целесообразна.

В отношении потребления воды ситуация иная: потребители и УК имеют все возможности для регулирования водопотребления, следовательно, установка счетчиков целесообразна и позволяет оплачивать фактическое, а не расчетное потребление горячей и холодной воды. При этом величина бюджетных дотаций становится различной для различных микрорайонов, т. к. зависит от реального технического состояния оборудования ЦТП и сетей. Одним из основных назначений бюджетных дотаций становится выравнивание стоимости услуг победителя конкурса при управлении различными ЦТП.

Промежуточные варианты совершенствования управления ресурсоснабжением не обеспечивают всех преимуществ рационального варианта, но могут быть реализованы быстрее и проще, т. к. требуют меньшей корректировки существующих договоров энергоснабжения, договоров найма и технического обслуживания квартир в жилых домах. При этом, однако, большое внимание должно быть уделено обеспечению надежности платежей за ресурсы и изменениям системы тарифов на ресурсы и дополнительные коммунальные услуги. Такие изменения во многом аналогичны изменениям, которые будут вводиться РЭК Москвы в соответствии с требованиями нового Федерального закона «Об электроэнергетике». Участниками конкурсов на право управления инженерными системами микрорайонов (ЦТП + сети, промежуточный вариант А) могут быть различные городские организации – Мосгортепло, Мостеплоэнерго, Мосводоканал (который уже имеет опыт энергосберегающей модернизации многих ЦТП, наладки систем горячего водоснабжения микрорайонов), любые другие квалифицированные организации. Конкуренция за право управления неизбежно приведет к снижению стоимости ресурсоснабжения жилых зданий, что и является главной целью реформы ЖКХ. Следствием возникшей конкуренции станет и реальное сокращение потребления ресурсов (тепла, воды, электричества), а значит, станет возможным и появление материальной заинтересованности всех участников технологических процессов ресурсоснабжения. Только теперь она возникает и распространяется в обратном направлении – от потребителей до источников ресурсов, т. е. ресурсосбережение становится зависимым от конкретных потребителей.

Во всех рассмотренных вариантах совершенствования ресурсоснабжения зданий общим является повышение роли УК, которые по договорам найма, аренды или технического обслуживания помещений жилых зданий и в соответствии с действующим законодательством должны нести полную ответственность за ресурсоснабжение перед населением. «Платой» за такое повышение ответственности УК должно стать изменение денежных потоков при ресурсоснабжении зданий. Очевидно, что платежи населения за горячую и холодную воду должны поступать непосредственно на счета УК. Это объясняется тем, что только УК имеет договоры с населением, только УК может контролировать качество ресурсов на вводе в здание, только УК может квалифицированно предъявить претензии любой ресурсоснабжающей организации при нарушении качества ресурсов, только УК может потребовать перерасчета платы за ресурсы, поступающие в здание, только УК может предоставить ресурсоснабжающим организациям обеспечение обязательств по оплате ресурсов. Более того, при снижении удельного потребления воды в здании (по данным учета ресурсов) именно УК должна получать некоторую премию за обеспечение качественной и эффективной эксплуатации здания. Изменение направления денежных потоков не будет слишком сложным – созданным в Москве ЕИРЦ достаточно изменить номер счета, на который сегодня поступают платежи населения за воду, на номер специального (только для расчетов по ресурсоснабжению) банковского счета УК. Такое изменение направления денежных потоков будет выгодно всем: банки, обслуживающие ресурсоснабжение, получают возможность дополнительного дохода за счет расширения услуг своим клиентам (за счет обеспечения обязательств платежей УК по различным видам договоров); ресурсоснабжающие организации получают возможность более равномерного (при двухставочной системе тарифов) и надежного получения платы за ресурсы; УК могут снизить свои платежи, например, при переходе к предоплате за ресурсы (очевидно, что условия предоплаты могут предполагать некоторые согласованные скидки к утвержденным тарифам на ресурсы; именно такие условия уже согласовываются в настоящее время Мосводоканалом с рядом префектур и УК города).

Таким образом, очевидно, что существующая практика управления ресурсоснабжением жилых зданий города неэффективна и, в частности, является основным препятствием для массовой установки и использования счетчиков горячей и холодной воды (общедомовых и квартирных), т. к. счетчики сегодня не являются необходимыми всем участникам процесса ресурсоснабжения. Возможны различные концепции (варианты) изменения существующего положения, рассмотренные выше. Переход к рациональному варианту управления требует проверки и совершенствования в процессе эксперимента, который целесообразно проводить, начиная уже с 2003 года в районах массовой застройки последних лет (Митино, Бутово, Жулебино, Куркино и пр.), где уже установлены квартирные счетчики воды. Реализация любого из промежуточных вариантов требует наименьшего изменения сложившихся отношений всех субъектов процесса ресурсоснабжения жилых зданий, но требует регламентации путем подготовки и утверждения соответствующего постановления Правительства Москвы.

Без реализации рационального или одного из промежуточных вариантов управления ресурсоснабжением дальнейшая массовая установка квартирных счетчиков воды при строительстве жилых зданий теряет смысл, т. к. не может быть обеспечено их эффективное использование при эксплуатации жилых зданий. Поэтому целесообразно разделить проблему оснащения жилых зданий счетчиками горячей и холодной воды на два этапа.

На первом этапе следует предусмотреть обязательную установку общедомовых счетчиков воды во всех зданиях города (например, в срок до 2006 года), определив порядок установки приборов учета, а также источники финансирования работ по установке и обслуживанию счетчиков. На этом этапе необходимо потребовать установки общедомовых счетчиков горячей воды в тех жилых зданиях Москвы, где уже установлены счетчики холодной воды (например, в срок до 2005 года). Источники финансирования могут быть различными – бюджетные средства (по городской программе энергосбережения), средства, включенные в тарифы на ресурсы при их регулировании РЭК Москвы, а также внебюджетные средства, которые могут привлекаться специализированными организациями, предоставляющими услуги по установке и обслуживанию приборов учета.

В любом случае в состав платежей населения необходимо ввести плату за дополнительную услугу по установке и обслуживанию приборов учета. Основанием для такого решения является то, что указанная услуга входит в состав коммунальных услуг, предусмотренных ОКУН (код услуги – 042 204). Кроме того, следует учитывать то, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 2 августа 1999 года № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» все виды фактически предоставляемых потребителям коммунальных услуг должны учитываться при расчете величины льгот по оплате услуг и/или жилищных субсидий. Это значит, что новая дополнительная услуга не ляжет тяжелым грузом на плечи низкодоходных слоев населения, а для остальных эта нагрузка невелика (ориентировочно дополнительный ежемесячный платеж за общедомовые счетчики горячей и холодной воды не будет превышать 20–30 руб. для одной квартиры).

Второй этап оснащения зданий счетчиками воды – установка и обслуживание квартирных счетчиков горячей и холодной воды. Эти приборы можно устанавливать только в тех зданиях, где уже поставлены общедомовые счетчики воды. Кроме того, следует установить порядок, при котором заказ на предоставление услуг по установке и обслуживанию квартирных водосчетчиков УК должна делать только после коллективного решения о необходимости установки счетчиков, принятого нанимателями, арендаторами и собственниками квартир в жилом здании. Такое коллективное решение соответствует требованиям Гражданского кодекса РФ, который предусматривает (ст. 247, 288), что если имущество (например, жилое здание) находится в общей долевой собственности, то любые решения по обслуживанию (содержанию) здания принимаются по соглашению участников этой собственности. Это же положение закреплено и в нормативной базе Москвы (постановление Правительства Москвы от 22 мая 2001 года № 464-ПП «О проекте Концепции содержания, эксплуатации, ремонта и восстановления объектов жилищно-коммунального хозяйства в городе Москве», распоряжение Премьера Правительства Москвы от 30 января 1995 года № 72-РП «О дальнейшем совершенствовании отношений коллективных собственников строений» и др.). Есть и другие аргументы, обосновывающие необходимость установки квартирных счетчиков одновременно во всем здании, – сложность начисления платежей за воду, если общедомовые счетчики установлены, но квартирные есть только в части квартир; несправедливое начисление платежей за воду (более состоятельные граждане установили счетчики и платят по факту потребления, менее состоятельные не могут установить счетчики, но вынуждены платить не за фактическое, а за расчетное водопотребление).

У потребителей всегда есть две возможности оплачивать водопотребление: по общедомовым счетчикам (очевидно, что распределение этого потребления между квартирами никогда не может быть справедливым) или по квартирным (здесь все справедливо – каждый платит только за свое водопотребление и некоторую долю за потребление воды на общедомовые нужды). Отметим, что порядок оплаты по общедомовым счетчикам уже введен постановлением Правительства Москвы от 26 декабря 2000 года № 1009 «О состоянии расчетов за тепловодоснабжение и водоотведение в жилищном фонде г. Москвы и мерах по их совершенствованию», но не реализуется на практике, т. к. в жилых зданиях отсутствуют общедомовые счетчики горячей воды.

Если квартирные счетчики установлены, то и бюджет города может получить дополнительный эффект – рассчитывать размер льгот и жилищных субсидий можно только в пределах социальных норм водопотребления (нерациональное, избыточное водопотребление не должно субсидироваться). При этом РЭК Москвы может учитывать и положения одного из новых законов об электроэнергетике (ст. 2 Федерального закона РФ от 26 марта 2003 года № 38-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации”»), который рекомендует различно регулировать тарифы «в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления». В любом случае для эффективного использования квартирных счетчиков воды необходимо внести изменения в порядок расчета льгот и жилищных субсидий, предусмотрев при их выплате и платежи низкодоходных групп населения за услуги по установке и обслуживанию приборов учета.

Массовая установка приборов учета, обустройство Москвы водосчетчиками потребует от РЭК Москвы значительного расширения тарифного меню на ресурсы. Поскольку счетчики должны появиться в каждом доме, в каждой квартире, то любые расчеты за ресурсы потребуют отдельных тарифов. Так, при купле-продаже ресурсов на вводе в ЦТП должны устанавливаться тарифы, которые условно можно назвать оптовыми. Здесь целесообразно устанавливать двухставочные тарифы, а также скидки к таким тарифам, которые могут зависеть от согласованного сторонами режима платежей за ресурсы (постоянные в течение года или изменяющиеся во времени платежи, предоплата ресурсов и пр.), а также от формы обеспечения обязательств по оплате ресурсов. При купле-продаже ресурсов по договору между теплоснабжающей организацией и УК (на вводах сетей систем инженерного оборудования микрорайонов в каждый дом) тарифы на ресурсы можно считать мелкооптовыми. Такие тарифы также могут быть двухставочными, они должны учитывать и стоимость ресурсов, закупленных по оптовым тарифам, и все обоснованные теплоснабжающей организацией и одобренные РЭК Москвы затраты на услуги, являющиеся неотъемлемой частью процесса ресурсоснабжения от источника ресурса до ввода в конкретный дом. УК должна продавать ресурсы потребителям по розничным тарифам. Такие тарифы также можно разделить на группы: абонентская плата за подключение квартиры к внутридомовым сетям (должна вноситься независимо от факта проживания граждан в квартире), а также платежи за потребление каждого из ресурсов, тарифы на которые могут быть дифференцированы в зависимости от удельного потребления. При установлении абонентской платы можно снизить платежи населения и бюджетные затраты по статье «стоимость технического обслуживания» помещений за счет перевода в абонентскую плату части затрат УК, связанных с обслуживанием внутренних систем водоснабжения зданий.

Работа для РЭК Москвы предстоит значительная, но и ценность такой работы трудно переоценить – именно расширенное тарифное меню является предпосылкой для эффективного регулирования населением потребления ресурсов и, следовательно, для регулирования своих платежей за ресурсы. Предстоит и изменение структуры каждого из тарифов – теперь они должны учитывать и «расходы на обеспечение оборотных средств исходя из порядка расчетов за… тепловую энергию» (Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 38-ФЗ).

В связи с тем что рациональный вариант управления не может быть реализован в короткое время во всем городе, можно начинать совершенствование ресурсоснабжения жилых зданий с одного из промежуточных вариантов, в которых сохраняются многие элементы существующей схемы управления. Но вместе с тем в эту схему вносятся изменения, обеспечивающие необходимость установки общедомовых и квартирных счетчиков воды в жилых зданиях, эффективность их использования для начисления платежей за воду и для экономии воды. Поскольку организации, обслуживающие пока еще существующие ЦТП, должны продавать горячую воду по тарифам, регулируемым РЭК Москвы (учитываются нормативные затраты тепла на приготовление горячей воды), то расходы тепла на отопление всех зданий, подключенных к одному ЦТП, могут легко определяться как разность между общим потреблением тепла на ЦТП (по теплосчетчику на вводе системы теплоснабжения) и расчетным потреблением тепла на нужды горячего водоснабжения (произведение количества воды, измеренной счетчиком перед водонагревателем, на нормативные затраты тепла – 0,0684 Гкал/м3). При этом возможно, что теплосчетчики, измеряющие потребление тепла для отопления, нецелесообразно устанавливать в каждом здании, т. к. потребление этого тепла в основной массе московских жилых зданий не регулируется. Оплату тепла для отопления зданий в настоящее время следует производить по договорам особого типа – договорам с фиксированным потреблением (примерный договор такого типа подлежит утверждению Правительства Москвы), т. е. договорам теплоснабжающей организации с УК, предусматривающим, что платежи потребителям начисляются по расчетному потреблению тепла в зданиях (по утверждаемым ставкам платежей за отопление). При этом разность собранных платежей потребителей и оплаты тепла, полученного на ЦТП и измеренного теплосчетчиком, следует формально закрепить за теплоснабжающей организацией, которая может и должна использовать эти средства на различные энергосберегающие мероприятия в интересах потребителей – модернизация оборудования ЦТП, санация сетей отопления и горячего водоснабжения, обеспечение качества регулирования отопления и т. п. Отчетность об использовании указанных средств по каждому ЦТП должна предоставляться РЭК Москвы при пересмотре тарифов на тепло.

Таким образом, авторы считают установленным, что существующая практика управления ресурсоснабжением жилых зданий города неэффективна и, в частности, является основным препятствием для массовой установки и использования счетчиков горячей и холодной воды (общедомовых и квартирных), т. е. для обустройства Москвы водосчетчиками. Изменение сложившегося положения вполне возможно, но оно требует согласованных действий всех департаментов Москвы, управлений Правительства Москвы, городских ресурсоснабжающих организаций и организаций, управляющих эксплуатацией жилых зданий. Возможны различные концепции (варианты) изменения существующего положения, рассмотренные выше, но в любом случае потребуются значительные усилия и политическая воля для принятия соответствующих решений Правительства Москвы. Такие решения необходимы и возможны, т. к. реально будут защищать интересы граждан Москвы, обеспечивать реализацию принятых ранее основных направлений реформы ЖКХ.

Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №4'2003

распечатать статью распечатать статью


Реклама
Реклама на нашем сайте
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте