Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член

Энергосбережение: «бюджетный» вариант


Светлана Зернес, выпускающий редактор журнала «Энергобезопасность и энергосбережение»,  член Союза журналистов Москвы

 

Федеральный закон № 261 «Об энергосбережении», принятый в ноябре 2009 года, постоянно на слуху. Ведь так или иначе связанные с ним перемены затрагивают всех – и население, и производственников, и коммунальщиков, и бюджетников.

Бюджетная сфера относится к областям энергоемким:4 % от суммарного потребления энергии в России приходится на объекты социального назначения. Потенциал энергосбережения только по российским школам оценивается в 5–6 млн. тонн условного топлива в год. Значительные энергозатраты отчасти объясняются тем, что большая часть объектов изношена и требует капитального ремонта. Другая же причина кроется в так называемом лимитировании.

 

Светить всегда…

Внедрение системы лимитирования в 1999 году можно считать началом управления энергопотреблением на объектах бюджетной сферы. Система обладала рядом положительных моментов: позволила создать базу данных о потреблении коммунальных услуг, сократить объем задолженности бюджетных организаций. Однако никак не стимулировала энергосберегающие мероприятия. Напротив, схема, основанная на среднестатистическом уровне потребления, при недостаточной оснащённости приборами учёта приводила к «выжиганию»  лимитов – скажем, при помощи включенных днем и ночью осветительных приборов – а бюджеты оплачивали расходы на такое количество энергии, в котором объекты, собственно, и не нуждались. В 2004 году на федеральном уровне данная система была упразднена, но многие муниципальные образования так и не отказались от нее, ведь взамен ничего иного предложено не было.

Кнут и пряник для экономных

Статья 24 главы 7 Федерального закона «Об энергосбережении» целиком посвящена бюджетным учреждениям, в частности, учебным заведениям. Согласно первому же ее пункту, «бюджетное учреждение обязано обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных им воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение пяти лет не менее чем на пятнадцать процентов от объема фактически потребленного им в 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на три процента». Три процента ежегодно – это обязательно требование, именно на нем будет основано планирование бюджетных ассигнований для учреждения. А вот сэкономленное «сверх того» закон разрешает потратить на нужды учреждения, например, на увеличение годового фонда оплаты труда. И это уже похоже на стимул.

Также предполагается внести изменения и в тарифную политику: тех, кто платит по приборам учета, ждут скидки, а тех, кто не устанавливает счетчики или выводит их из строя – штрафы.

 И все-таки, даже того, кто намерен честно сберегать, поджидают всевозможные ловушки: компании-однодневки, которые, установив приборы учета, просто не доживут до первого срока их поверки; контрафактная или просто низкокачественная продукция – или же, напротив, слишком дорогостоящая, которая, возможно, и предназначена для экономии, только в неопределенном будущем. Конечно же, в ФЗ-261 на эти случаи прописаны карательные меры, вот только на кого будет возложена миссия контролера? Кстати, если расходы бюджетного учреждения на покупку энергетических ресурсов составляют более десяти миллионов рублей в год, закон обязывает назначить «крайнего», т.е. лицо из числа работников учреждения, ответственное за проведение энергосберегающих мероприятий.

На высшем уровне много говорится о государственно-частном партнерстве, которое позволит привлекать финансовые ресурсы частного сектора для модернизации объектов бюджетной сферы с возвратом средств за счет получаемой экономии на оплате коммунальных ресурсов и услуг комфорта. Предполагается заключение контрактов с энергосервисными компаниями, которые будут предоставлять коммунальные услуги или обслуживать инженерные системы бюджетных зданий.

Законопатим щели

Если электричество пока приходится жечь в том количестве, за которое «уплочено», то с теплом такой проблемы нет – оно уходит само. В щели оконных рам, через дверные проемы… На окна приходится около половины всех потерь. Поэтому даже в век инноваций и нанотехнологий в наших климатических условиях не стоит забывать старых проверенных методов, которые позволяют теплу задерживаться в здании.

Что понадобится для качественной теплоизоляции окон? Обычная монтажная пена, уплотнитель или такая пока еще экзотика, как теплосберегающаяоконная пленка. Утепление окондает повышение температуры воздуха в помещении на 4-5°С.

За радиаторы неплохо также установитьтеплоотражающие экраны (температура поверхности стены за батареей достигает 40-50 °С, но обогревается при этом наружный воздух). Теплоотражающий экран - это плюс еще как минимум 1-2 °С. Кажущиеся небольшими цифры в сумме создадут значительно более комфортные условия для нахождения в помещении. Кстати, для школы этот эффект не только энергосберегающий, но и социально-ориентированный – гораздо меньшее количество простуженных детей…

Нерешенных вопросов, связанных с принятием ФЗ № 261, пока очень и очень много. Достаточно упомянуть об ограничении и последующем за ним запрете на использование ламп накаливания (100 Вт – с 2011 г.; 75 Вт – с 2013 г.; 25 Вт и менее - с 2014 г.) в то время как система утилизации ртутьсодержащих ламп (в том числе, компактных люминесцентных, получивших название энергосберегающих) находится лишь на стадии подготовки соответствующего законопроекта.

Пропаганда энергосбережения идет весьма активно:социальная реклама, статьи, телесюжеты (за актуальную тему «ухватились» не только журналисты, но икомпании-производители и дилеры энергосберегающей продукции). В крупных городах создаются центры энергоэффективности. Волонтеры-экологи (к примеру, сотрудники «Гринпис России») помогают утеплять школьные классы, организовывают сбор отработанных люминесцентных ламп.Однако основной составляющей – информационного и консультационного обеспечения – пока всё же недостает. Видимо, для нас это вопрос времени. И поскольку на регионы и муниципалитеты с их бюджетами и энергосберегающими проектами сделана основная ставка, очевидно одно: придется немало потрудиться, чтобы масштабная кампания дала реальный ощутимый эффект.

Дополнительно:

Постановлением Правительства РФ от апреля текущего года региональным властям разрешено снижать в 2010 году тарифы на электроэнергию для бюджетных организаций. Теперь тарифные органы субъектов федерации смогут устанавливать для потребителей, финансируемых за счет средств бюджетов, тарифы «на уровне, отличном от уровня, установленного для прочих потребителей электрической энергии». Раньше региональные власти могли устанавливать особые тарифы на электроэнергию лишь для сельхозтоваропроизводителей.

Постановлением Правительства РФ №1221 от 31 декабря 2009 прописан порядок установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд. В нем определен перечень товаров, в отношении которых должны быть установлены требования энергетической эффективности – от газовых плит до грузовых автомобилей.

Литература

  1. Башмаков И. А. Повышение энергоэффективности в организациях бюджетной сферы // Энергосбережение. № 6, 2009
  2. Подгорный И. Первая помощь себе и государству // Мировая энергетика, № 1 (60), 2009
  3. Федеральный закон об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 261-ФЗ
  4. http://www.consultant.ru/law/hotdocs

Оцените статью

Имя, фамилия, отчество:
E-mail:
Ваша оценка:
Комментарий
Реклама
Реклама на нашем сайте
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте