Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член

Энергетическая эффективность обеспечивает безопасность страны

Что мешает реализации федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении...»? По мнению В. М. Тарасюка, первого заместителя председателя Комитета ГД по энергетике, причина в конфликте интересов: основную выгоду от энергоэффективной модернизации получает государство, а расходы возлагаются на граждан и частные компании.

Федеральный закон № 261‑ФЗ касается и государственного, и муниципального, и частного секторов. Предполагается, что меры по повышению энергоэффективности должны приниматься в промышленности, жилищном фонде, государственных и муниципальных учреждениях, органах государственной власти и местного самоуправления, на транспорте.

Работы по повышению энергетической эффективности, которые должны быть реализованы на муниципальном уровне в рамках федерального закона № 261‑ФЗ, можно условно разделить на два блока – организационно-управленческий и технический.

Федеральным законом установлены обширные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, реализация которых требует выделения значительных бюджетных ресурсов. Так, значительный объем бюджетных ресурсов требуется для реализации мер по энергосбережению, сокращению потерь электрической энергии, воды и тепловой энергии, проведению энергообследования в жилищно-коммунальном комплексе и др.

По данным Общероссийского конгресса муниципальных образований, только для проведения энергообследования одного объекта требуемая минимальная сумма составляет около 400 тыс. руб. При этом должны быть учтены требования и смежных федеральных законов. Значительные бюджетные ресурсы потребуются, например, для разработки схем теплоснабжения.

На реализацию государственной программы по энергосбережению на 2010–2020 годы запланировано около 70 млрд руб. Иными словами, только из федерального бюджета потребуется выделять ежегодно на реализацию мер по энергосбережению почти на два-три порядка средств больше по сравнению с тем объемом, который прогнозировался при принятии закона.

Местные программы энергосбережения

В соответствии с требованиями ст. 17 федерального закона в регионах и муниципалитетах до 1 августа 2010 года должны были быть утверждены программы энергосбережения. И они действительно приняты в большинстве муниципалитетов и субъектов Российской Федерации. Однако выборочный анализ программ показывает, что одним из типичных недостатков является отсутствие пообъектной конкретизации мер энергосбережения.

Меры формулируются в таком же виде, как они представлены в законе № 261‑ФЗ и Постановлении Правительства РФ от 31 декабря 2009 года № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

Как ожидается, основные бюджетные расходы региональных и муниципальных бюджетов существенно превысят расходы федерального бюджета.

Следует отметить, что в федеральном законе существует определенный пробел в установлении очередности и этапов реализации положений закона. Более того, реализация некоторых этапов невозможна без принятия подзаконных актов Правительства РФ, министерств и ведомств. Как известно, мероприятия, предусмотренные планом по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, утвержденные распоряжением Правительства РФ, по состоянию на ноябрь 2010 года были реализованы лишь на 20%.

Перспективы инвестирования ЖКХ

Модной темой стало привлечение инвесторов в сферу ЖКХ. Но взглянем на проблему с точки зрения инвестора:

  • Экономия по коммунальным платежам для граждан после внедрения автоматизации и диспетчеризации, осуществленных за счет кредита под 18% годовых, возникнет лет через 8–12.
  • Энергосервисные контракты при условии введения в 2012 году двухставочного тарифа тепловой энергии никто из инвесторов не рискнет подписать ввиду того, что срок окупаемости вложений составит 15–20 лет.
  • Ресурсоснабжающим компаниям внедрение энергосберегающих технологий и оборудования создаст лишние проблемы.

Централизованная диспетчеризация индивидуальных электро- и водосчетчиков позволяет экономить время сотрудников на снятие показаний, но практически исключает работу по квартирам, которые не имеют счетчиков.

Управляющая компания получает возможность оплачивать потребляемый ресурс по факту, а многим махинаторам это не нравится; поскольку в законе эта статья не предусмотрена, то они вольготно этим пользуются и воруют деньги у населения.

Государство оказывается единственным крупным получателем выгод от внедрения энерго-сберегающих технологий. В рамках федерального закона № 261‑ФЗ процесс в принудительном порядке оплачивают граждане, а выгодополучатель остается в тени.

В чем выгода государства? Сокращение потребления всех ресурсов позволяет развивать жилищное строительство, производство без увеличения затрат на строительство инфраструктуры (не нужно строить добавочные АЭС, ТЭЦ, коллекторы и т.д.); а коль есть выгода государству, то оно должно создавать нормативно-правовую базу и вырабатывать политику энергосбережения, чтобы управляющие организации получили некоторые конкурентные преимущества.

А это значит, что в подзаконных актах к закону № 261‑ФЗ государство должно гарантировать налоговые и таможенные платежи на внедрение новой техники, выполнение большого объема работ по ремонту спецтехники. Все это даст возможность добиться спада кризисных явлений в стране: обеспечить рост банковских займов, объема заработной платы, покупательской способности населения, объема производимой продукции.

Побочные эффекты модернизации

Внедрение новых технологий дает и минусы. Появление излишней тепловой энергии (при выработке на ТЭЦ электроэнергии тепловая энергия является побочным продуктом) – это существенное увеличение платы за жилье и, как следствие, рост социальной напряженности. При этом растет нагрузка на государство в связи с резким увеличением числа собственников, претендующих на жилищные субсидии.

Если цену энергоэффективной модернизации заложить в тариф, то возрастет задолженность за услуги ЖКХ в связи с ростом тарифов.

Инструменты государственной политики повышения энергоэффективности

Важнейшим инструментом реализации государственной политики энергосбережения в странах с развитой экономикой является нормативно-правовая база. К примеру, в США, Японии, Канаде и Нидерландах действуют специальные законы об энергосбережении. Кроме того, в промышленно развитых странах государство стимулирует энергосбережение и с помощью непосредственной финансовой поддержки НИОКР.

За последние 20 лет благодаря осуществлению целенаправленной энергосберегающей политики промышленно развитым странам Международного энергетического агентства (МЭА) удалось снизить показатель энергоемкости ВВП почти на 30%.

Особо хотелось бы остановиться на принятом в США в 2005 году законе «Об энергетике». Он охватывает всю отрасль энергетики и включает в себя комплекс конкретных программ по внедрению энергосберегающих технологий и новых источников энергии.

Среди этих программ следует отметить практику заключения контрактов на энергосбережение. Правительство заключает с организациями контракты на энергосбережение, причем должно экономиться примерно 2,5% топливно-энергетических ресурсов ежегодно.

По результатам достижения экономии можно говорить о субсидиях и поддержке на федеральном уровне. Согласно закону, призванному ускорить разработку и реализацию энергосберегающих технологий, в 2012 году из возобновляемых источников должно быть произведено 7,5 млрд галлонов топлива, в 2017 году – 35 млрд галлонов. Это позволит сократить потребление нефти на 10%, что приведет к экономии 2 млн баррелей нефти в день.

Стоит также упомянуть о программе «Энергетическая звезда», суть которой в закупке государственными учреждениями и частными компаниями США энергоэффективных товаров (с маркировкой «Энергетическая звезда»).

В заключение хочу сказать, что у нас есть много вариантов заинтересовать наши частные, государственные, управляющие компании в участии в программе энергосбережения. Но государству нужно четко контролировать процесс и предоставлять дополнительные государственные налоговые, таможенные платежи для заинтересованности наших предприятий.

Например, в ЖКХ можно внедрить три дифференцированных тарифа для управляющей компании по каждому дому: для домов, не имеющих приборов учета,– стимулирующий, для домов с приборами и автоматизацией – поощрительный, для домов с автоматизацией и диспетчеризацией – льготный. Разница между первым тарифом и оставшимися двумя выплачивается в течение 2 лет управляющей компании в виде поощрительного бонуса. Можно упомянуть и попутный газ, который сгорает на факелах, и проблемы эффективности переработки нефти и газа. Есть много других вопросов, которые нужно решать и которые решать нам под силу.

Нужен только государственный контроль, такой же,  как в ведущих зарубежных странах. И не надо забывать, что энергоэффективность взаимосвязана с электрической и национальной безопасностью нашей страны.

купить online журнал подписаться на журнал
Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №5'2012

распечатать статью распечатать статью


Реклама
Реклама на нашем сайте
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте