Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член

Единая информационная система для мониторинга и управления эффективностью энергосбережения

Завершен первый этап работы над уникальным масштабным проектом – созданием интегрированной автоматизированной информационной системы мониторинга и управления энергосбережением Москвы. Она позволит решать проблему повышения энергоэффективности на качественно новом уровне.

Мы попросили руководителя Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы Е. В. СКЛЯРОВА рассказать как данная система позволяет контролировать и управлять мероприятиями, направленными на реализацию государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, поставленную законом № 261-ФЗ перед органами исполнительной власти.

Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Москве проводятся в рамках городской целевой программы «Энергосбережение в городе Москве на 2011–2013 годы и на перспективу до 2020 года». Функция координатора работ по планированию и проведению энергосберегающих мероприятий возложена Правительством Москвы на Департамент топливно-энергетического хозяйства (ДепТЭХ).

Масштабы работы по проведению энергосберегающих мероприятий определены большим количеством участников этого процесса – потребителей, организаций по производству и транспорту энергоресурсов. Субъекты энергосбережения зачастую имеют разнонаправленные экономические интересы, что требует межсистемной координации при реализации проектов энергосбережения. Также у разных субъектов энергосбережения в значительной степени отличаются регламенты и форматы хранения информации, необходимой для координации программ.

В связи с этим в 2010 году принято решение о создании «Единой интегрированной автоматизированной информационной системы мониторинга и управления эффективностью энергосбережения на объектах города Москвы» (ЕИАИС ЭЭ), которая позволит:

  • повысить эффективность обеспечения энергетическими ресурсами;
  • улучшить управление топливно-энергетическим хозяйством города;
  • сократить потери энергоресурсов и расходы бюджета города на обеспечение энергетическими ресурсами государственных учреждений, муниципальных учреждений, органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • формировать и реализовывать региональную политику в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, включая мониторинг выполнения программ и проектов энергосбережения;
  • собирать, хранить, верифицировать и предоставлять информацию для Государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии со ст. 23 Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении…».

На первом этапе создания ЕИАИС ЭЭ – концептуального проектирования – выделены основные модули системы, обеспечивающие:

  • мониторинг, контроль и анализ выполнения программ и проектов энергосбережения, а также поддержку процесса энергетических обследований;
  • сбор и проверку данных о производстве, транспортировке и потреблении энергетических ресурсов;
  • пополнение необходимой информацией Государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • ведение структуры субъектов энергосбережения и объектов энергетического хозяйства;
  • автоматизированный сбор данных о состоянии энергетической сети и статусах энергетического оборудования;
  • предоставление единой точки доступа ко всем компонентам системы.

В качестве концептуального базиса для построения архитектуры системы был выбран подход, согласно которому ЕИАИС ЭЭ отнесли к классу «система систем». Такие системы появляются только в результате информационного взаимодействия между компонентами, которые сами по себе являются крупномасштабными системами. Среди отдельных компонентов системы ЕИАИС ЭЭ: системы учета энергетических ресурсов ресурсоснабжающих организаций, общегородские системы классификации и кодирования, информационно-измерительные комплексы объектов бюджетной сферы, а также собственные специализированные модули системы, автоматизирующие функции координации и контроля выполнения программ энергосбережения и смежные с ними функции. В основу построения такой системы заложена единая информационная модель хранения и обмена информацией.

Вместе с тем концептуальный проект рассматривает ЕИАИС ЭЭ как региональный сегмент ГИС в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Также проект предусматривает создание единой точки входа в систему для всех пользователей ЕИАИС ЭЭ (портал энергосбережения).

За рубежом задачи автоматизации энергосбережения решаются в рамках комплексных систем класса EMS (Energy Management System), которые, однако, не рассчитаны на поддержку российской нормативной базы, поэтому у нас они требуют длительной и дорогостоящей адаптации при внедрении.

Предусматривается поэтапное внедрение модулей системы в соответствии с приоритетами, определенными при концептуальном проектировании. При этом некоторые функции требуют информационной поддержки уже сейчас. К ним относится: управление проектами региональной программы, ведение программ энергосбережения, сбор данных о потреблении энергетических ресурсов субъектами энергосбережения, накопление информации о структуре энергетического хозяйства города, а также представление данных на едином портале энергосбережения. Программные модули первой очереди, обеспечивающие автоматизированное выполнение вышеуказанных функций, были созданы и внедрены в конце 2010 года.

Такой подход к построению системы позволяет не только сократить временные издержки и количество ошибок на ранних этапах построения, но и вносить необходимые корректировки. Привлекались ведущие российские разработчики и системные интеграторы, имеющие опыт построения распределенных систем в энергетической отрасли: ГК «АйТи», ГК «Астерос», ГК «МСС», ООО «Главное проектное управление», ЗАО «Ланит».

Уже на этапе концептуального проектирования и внедрения пилотных модулей возникли сложности, требующие срочного решения. К числу первоочередных организационных и технических мер можно отнести:

  • устранение недостаточной обеспеченности субъектов энергосбережения приборами учета энергетических ресурсов;
  • унификация методик расчета целевых показателей энергосбережения в целях обеспечения достоверности и сопоставимости значений показателей, получения интегральных оценок эффективности энергосбережения территорий вне зависимости от уровня подчинения субъектов;
  • синхронизация регламентов сбора, обработки и предоставления информации в области энергосбережения, в целях исключения дублирования данных и минимизации трудозатрат субъектов.

Опыт реализации проекта по созданию ЕИАИС ЭЭ может быть использован в других регионах РФ, т. к. ЕИАИС ЭЭ изначально создается согласно требованиям федерального законодательства. Кроме того, масштабные характеристики энергетического хозяйства города Москва обеспечивают высокую долю покрытия задач, которые могут стоять перед координаторами региональных программ энергосбережения других субъектов РФ.

купить online журнал подписаться на журнал
Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №1'2011

распечатать статью распечатать статью


Реклама
Реклама на нашем сайте
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте