Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 107-91-50 ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"

АВОК ассоциированный
член
Summary:

Основные направления энергосберегающей политики 

Описание:

Москва является одним из крупнейших в стране потребителей топливно-энергетических ресурсов. При годовом потреблении топлива в размере более 33 млн т. у. т. потенциал энергосбережения составляет около 11 млн т. у. т. При наличии такого потенциала и постоянно возрастающего потребления электрической энергии вопросы энергосбережения в городском хозяйстве Москвы приобретают особую актуальность.

Основные направления энергосберегающей политики Москвы

 

Устойчивое развитие экономики, социальной сферы и других сфер жизни города напрямую зависят от эффективной и надежной работы городского энергетического хозяйства.

Москва является одним из крупнейших в стране потребителей топливно-энергетических ресурсов. При годовом потреблении топлива в размере более 33 млн т. у. т. потенциал энергосбережения составляет около 11 млн т. у. т. При наличии такого потенциала и постоянно возрастающего потребления электрической энергии вопросы энергосбережения в городском хозяйстве Москвы приобретают особую актуальность.

На сегодняшний день основными генерирующими компаниями Москвы являются ОАО «Мосэнерго» и ОАО «Московская объединенная энергетическая компания» (ОАО «МОЭК»). На их долю приходится около 98 % выработки электроэнергии и около 100 % тепловой энергии. Электро- и теплоснабжение столицы в основном осуществляется от 14 ТЭЦ ОАО «Мосэнерго», 42 районных тепловых станций (РТС), 31 квартальной тепловой станции (КТС), порядка 110 малых котельных (МК) ОАО «МОЭК» и около 800 ведомственных энергоисточников.

В Москве в связи с динамичным развитием экономики постоянно растет объем потребления топливно-энергетических ресурсов. Ежегодный прирост суммарного потребления электроэнергии в городе составляет в среднем 6 %.

В городе за последние 5 лет произошло существенное изменение структуры тепловых и электрических нагрузок  (рис.1). В результате, в Москве до 50 % потребления электрической энергии приходится на жилой сектор, около 30 % потребляет торговля, сфера социально-бытового обслуживания, транспорт и только 16 % приходится на промышленность. Значительный рост коммунального и бытового потребления происходит за счет ежегодного ввода 5 млн м2 жилья.

Структура потребления ТЭР в Москве

Рисунок 1.

Структура потребления ТЭР в Москве

Постоянное повышение потребления энергоресурсов привело к росту пиковых нагрузок и необходимости ограничения потребителей при сильных похолоданиях. В последние годы разрыв между потребностью в период максимума электрических нагрузок и возможностью энергосистемы достигал 600 МВт. Разрыв был обусловлен отсутствием дополнительных генерирующих мощностей в московской энергосистеме, исчерпанием пропускной способности городских электрических сетей напряжением 110–500 кВ и запредельными величинами загрузки трансформаторов.

Возникшие проблемы в топливно-энергетическом хозяйстве города решаются Правительством Москвы по следующим направлениям:

  • развитие генерирующих мощностей;
  • реализация целенаправленных мер по сокращению потребления электрической энергии в масштабах города за счет энергосберегающих мероприятий.

В мае 2006 года Правительством Москвы и РАО «ЕЭС России» было подписано Соглашение по строительству и реконструкции электроэнергетических объектов для снижения дефицита мощности и повышения надежности электроснабжения потребителей на 2006–2010 годы, которое предусматривает целый комплекс мероприятий по развитию генерирующих мощностей и сетей энергоснабжения региона.

24 мая 2008 года данное Соглашение было актуализировано подписанием Протокола о внесении изменений и дополнений в соглашение с расширением срока его реализации до 2010 года. Это привело к существенному увеличению объемов энергетического строительства, кроме того, в связи с упразднением РАО «ЕЭС России» были определены энергокомпании, являющиеся его преемниками, с определением их прав и обязанностей. Данные документы крайне важны для сбалансированного развития объектов большой энергетики.

Основываясь на Соглашении, в столичной энергосистеме планируется ввести в эксплуатацию до 2011 года свыше 6 500 МВт электрической и более 3 200 Гкал/ч тепловой мощности. Строительство новых и реконструкция действующих объектов энергетики осуществляется за счет средств энергокомпаний – правопреемников РАО «ЕЭС России», бюджета Москвы и частных инвесторов.

Реализация известного Соглашения за период 2006–2008 годов позволила ввести в эксплуатацию:

  • 1 250 МВт новых и реконструированных генерирующих мощностей;
  • 110 км новых и повысить пропускную способность действующих сетей напряжением 110–500 кВ;
  • на новых и реконструированных электроподстанциях 8 802 МВА установленной трансформаторной мощности.

В результате, в 2008 году был восстановлен положительный баланс электрической мощности в целом по московской энергосистеме (рис. 2).

Ввод энергообъектов в Москве в 2008 году

Рисунок 2 (подробнее)

 

Ввод энергообъектов в Москве в 2008 году

Осенне-зимний период в Москве длится более 7 мес., поэтому вопросам подготовки городского топливно-энергетического комплекса к работе в зимних условиях уделяется особое внимание.

К основным предприятиям топливно-энергетического комплекса Москвы, от которых зависит надежность энергоснабжения города энергоресурсами, относятся: ОАО «Мосэнерго», ОАО «МОЭК», ОАО «МОЭСК», ОАО «МТК», ГУП «Мосгаз».

Во исполнение Постановления Правительства Москвы по подготовке жилищно-коммунального и топливно-энергетического хозяйств города к работе в осенне-зимний период 2008–2009 годов все утвержденные планы-графики основных работ по подготовке объектов ЖКХ, социальной сферы, энергопредприятий к работе в зимних условиях полностью выполнены. Готовность энергооборудования и сетей специализированных организаций Москвы к прохождению осенне-зимнего периода составляет 100 %.

По прогнозу, в отопительный сезон 2008–2009 годов ожидаемая нагрузка в Московском регионе при среднесуточной температуре наружного воздуха -28 °С в течение 5 дней может составить 19 100 МВт, которая будет покрываться без ограничений (рис. 3).

Баланс электрической мощности московской энергосистемы

Рисунок 3.

Баланс электрической мощности московской энергосистемы

Следует отметить, что вопросы повышения надежности энергоснабжения в Москве решаются не только за счет развития генерирующих мощностей, но и за счет системной работы по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов на стадиях их производства, транспортировки и потребления.

Работа исполнительных органов Правительства Москвы в области энергосбережения организована в рамках действующей Городской целевой программы по энергосбережению на 2004–2008 годы и на перспективу до 2010 года.

За период 2004–2007 годов и первое полугодие 2008 года суммарная экономия топливно-энергетических ресурсов при реализации Программы составила 2,2 млн т. у. т. Продолжается внедрение нового энергоэффективного оборудования, приборов, материалов, а также высокоэффективных экологически чистых технологий, уменьшающих вредное воздействие топливно-энергетического комплекса на экологию города.

Взят курс на внедрение парогазовых и газотурбинных установок на действующих ТЭЦ и РТС города (парогазовые энергоблоки ПГУ-450 мощностью 450 МВт на ТЭЦ-21 и ТЭЦ-27).

На ТЭЦ-23 введен в эксплуатацию комплекс из двух детандер-генераторных агрегатов мощностью по 5 МВт, вырабатывающий электрическую энергию при помощи преобразования энергии избыточного давления природного газа, поступающего на ГРС электростанции, без сжигания топлива при отсутствии вредных выбросов в атмосферу.

В городских тепловых сетях интенсивно ведется замена труб традиционной прокладки из сшитого полиэтилена (СПЭ) и с пенополиуретановой изоляцией (ППУ-изоляция), что значительно снижает тепловые потери.

На смену действующей программе, срок действия основных мероприятий которой истекает в 2008 году, Департаментом топливно-энергетического хозяйства г. Москвы подготовлен проект новой городской целевой программы «Энергосбережение в г. Москве на 2009–2011 годы и на перспективу до 2020 года».

При разработке проекта программы учтен положительный опыт и недостатки предыдущих программ энергосбережения в Москве, применен комплексный подход, позволяющий охватить процессом энергосбережения все сферы экономики города. Для этого в программе определены четыре базовых направления: производство энергоресурсов, их транспорт и потребление. Отдельным направлением выделено сокращение потребляемой мощности.

Цели и задачи новой программы:

  • разработка мероприятий, обеспечивающих развитие экономики Москвы без прироста потребления топлива;
  • создание благоприятных условий для превращения энергосбережения в привлекательную сферу для бизнеса;
  • активное вовлечение всех групп потребителей в энергоресурсосбережение.

Важнейшими особенностями программы являются:

  • сочетание комплексного отраслевого и территориального планирования экономии энергоресурсов;
  • использование реальных отраслевых программ энерго- и ресурсосбережения предприятий города в составе мероприятий программы;
  • формирование комплекса механизмов мотивации и стимулирования энергосбережения.

Большое значение придается постепенному сокращению расхода традиционных видов топлива при производстве электрической и тепловой энергии за счет интеграции в энергетический баланс города новых нетрадиционных возобновляемых источников энергии и вторичных энергоресурсов. Предполагается доведение к 2012 году вклада возобновляемых источников энергии и вторичных энергоресурсов в тепловой баланс Москвы до 2–4 %, а в производство электрической энергии – до 1–2 %.

Поставленная цель будет достигнута за счет утилизации низкопотенциального тепла вентиляционных выбросов и канализационных стоков зданий и сооружений, широкого внедрения теплонасосных систем теплоснабжения, использующих тепло грунта Земли в комбинации с другими нетрадиционными источниками энергии, выработки электрической и тепловой энергии при сжигании твердых бытовых отходов, использования биотоплива на станциях аэрации сточных вод, использования солнечной энергии.

Реализация положений программы в период с 2009 до 2020 годы обеспечит разработку и внедрение мероприятий по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, которые в сочетании с другими мероприятиями, предусмотренными энергетической стратегией г. Москвы, обеспечат потребление природного газа на уровне договорных объемов 2008 года при значительном росте суммарных нагрузок у конечных потребителей.

В целом до 2012 года при реализации программы запланировано получить следующие показатели суммарной экономии:

  • электрической энергии – 5 млрд кВт•ч;
  • тепловой энергии – 12 млн Гкал;
  • электрической мощности – 1,96 ГВт;
  • природного газа – 2,46 млрд м3;
  • воды – 108,4 млн м3.

Объем предотвращенных вредных выбросов в атмосферу составит 5,9 тыс. т.

Суммарное сокращение выбросов парниковых газов составит 4,3 млн т.

Масштабность решаемых в Москве задач социально-экономического развития и реализуемых градостроительных и инфраструктурных проектов диктует необходимость формирования собственной энергетической политики города на долгосрочный период.

По инициативе Департамента топливно-энергетического хозяйства г. Москвы, одобренной Правительством Москвы, силами проектного института ОАО «Газпром промгаз» разработан проект очень актуального для нашего мегаполиса документа «Энергетическая стратегия г. Москвы на период до 2025 года», который призван упорядочить развитие энергетической отрасли Московского региона. Указанный проект в ближайшее время будет представлен на утверждение Правительству Москвы.

Актуальность данного документа обусловлена проблемами, которые появились в сфере энергоснабжения города в условиях возросших потребностей экономики столицы в топливно-энергетических ресурсах.

Энергетическая стратегия определила пути решения этих проблем:

  • вариант развития топливно-энергетического комплекса Москвы, ориентированный на ликвидацию отрицательного сальдо-перетока электрической энергии из Москвы;
  • разработка схем электроснабжения, теплоснабжения и внешнего газоснабжения Москвы;
  • реконструкция действующих и строительство новых генерирующих мощностей на основе современных высокоэффективных технологий;
  • разработка мероприятий по обеспечению энергобезопасности региона.

В целом Энергетическая стратегия г. Москвы и Городская целевая программа энергосбережения определяют пути дальнейшего наиболее рационального и эффективного развития топливно-энергетического комплекса г. Москвы на длительный период времени.

Поделиться статьей в социальных сетях:

Все иллюстрации приобретены на фотобанке Depositphotos или предоставлены авторами публикаций.

Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №8'2008



Реклама на нашем сайте
...
ООО «Арктика групп» ИНН: 7713634274 erid: 2VtzqvPGbED
...
Реклама / ООО «ИЗОЛПРОЕКТ» / ИНН: 7725566484 | ERID: 2VtzqwqnKQU
...
ООО "РУТЕКТОР" | ИНН: 2312103020 erid: 2VtzqvkEYLd
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Реклама на нашем сайте
...
ООО «РОСТерм Северо-Запад» / ИНН: 7801518005 / Erid: 2VtzqwY9YBJ
...
Реклама / ООО “ТПК Арекс” / ИНН: 7722489658 / erid: 2VtzqvwmHP3
...
реклама ООО "БДР ТЕРМИЯ РУС" / ИНН: 7717615508 / Erid: 2VtzqvBV5TD
BAXI
Онлайн-словарь АВОК!