Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член

Стратегия развития ресурсосберегающих технологий в МГУП «Мосводоканал»

Выступление на XXIV конференции «Москва – энергоэффективный город»

Потребность в воде – одна из основных потребностей человека. Вода должна быть не просто безопасной, но также иметь высокое качество в глазах потребителей. Основной функцией системы водоснабжения является обеспечение требуемого количества и качества питьевой воды с необходимым давлением в распределительной сети.

Существующая система водоснабжения Москвы базируется на двух поверхностных водоисточниках рек Волги и  Москвы. Реки зарегулированы сложной системой водохранилищ и гидротехнических сооружений. Практически во всех водохранилищах на водосбросах построены и функционируют гидроэлектростанции. Выработка электрической энергии составляет около 45 млн кВт·ч в год в зависимости от водности конкретного года.

Источники водоснабжения Москвы имеют сегодня достаточный резерв воды не только для целей водоснабжения, но и для санитарного обводнения р. Москвы и ее притоков. Дефицита воды в Москве нет и в ближайшей перспективе не будет. Но это не дает нам права расточительно обращаться с водой.

Мосводоканал сегодня это не только крупнейшее предприятие России, но и самая заинтересованная в Москве организация в области водо-сбережения. На первый взгляд может показаться, что заниматься водосбережением Мосводоканалу экономически не выгодно. Посудите сами: для любого предприятия источником дохода является объем производимой продукции, чем он больше при наименьших издержках, тем лучше результат.

При этом нужно понимать, что эффективность системы водоснабжения зависит от многих факторов, которые не оказывают существенного влияния на снижение себестоимости на начальных этапах и реально оценить их влияние можно лишь через 5–10 лет. К этим факторам можно отнести следующие:

• система водоснабжения относится к общественным системам, и поэтому потребители должны знать реальную стоимость воды с учетом физиологической в ней потребности;

• снижение утечек воды в трубопроводах приводит к сокращению объемов производства продукции и снижению затрат одновременно;

• для транспортировки воды закладываются трубопроводы меньшего диаметра;

• соответственно уменьшаются затраты на водоподготовку – не нужно очищать воду в объеме 380–400 л на человека в сутки при потребности 180–200 л/чел.;

• затраты на реагенты, эксплуатационные расходы, электроэнергию, так называемые условно переменные затраты, уменьшаются пропорционально объемам воды;

• фондоотдача основных сооружений вырастет за счет сокращения и вывода из эксплуатации ненужных технологических сооружений, т. е. съем продукции с одного рубля основных фондов изменит экономическую составляющую себестоимости;

• экологическая нагрузка на водоемы, платежи и водный налог существенно сократятся, а имидж Москвы как столицы одной из европейских стран значительно улучшится.

С 1970 по 1995 годы рост водопотребления в городе Москве составлял от 1,5 до 3,5 % в год.

С 1995 года и до настоящего времени происходит снижение подачи воды в город, что во многом вызвано структурными изменениями в экономике. За 12 лет среднесуточное потребление питьевой воды в Москве сократилось на одну треть (33,1 %).

На станциях водоподготовки были построены и введены в эксплуатацию системы оборотного водоснабжения, позволяющие повторно использовать воду на собственные нужды. Водопотребление на эти цели сократилось в два раза (с 6 до 3 %).

Наибольшее внимание уделяется модернизации водопроводной сети, протяженность которой превысила 11 тыс. км. Из года в год увеличиваются объемы реконструкции труб, в 2006 году было восстановлено 1,5 % (162 км) от общей их протяженности. Заменяются в первую очередь трубы, изготовленные из низкосортной стали и не защищенные от коррозии, которые чаще всего и создают аварийные ситуации. Взамен них прокладываются трубы только из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом (ВЧШГ), имеющие срок службы не менее 50–80 лет. Необходимо переложить трубы, уложенные до 1917 года, в объеме 100 км (срок службы ≈100 лет) и трубы, уложенные из стали до 1980 года, в объеме 4 тыс. км (срок службы 20 лет). Одновременно активно внедряется запорно-регулирующая арматура с высокими показателями надежности. В результате проведенных мероприятий количество повреждений на сетях, приводивших к утечкам воды, за 10 лет уменьшилось вдвое. Мосводоканал содействовал разработке и широкому использованию в жилых домах и квартирах москвичей водосберегающей арматуры – кранов с керамическими прокладками, более надежных запорных устройств в смывных бачках и др. Силами предприятия оборудовано водосберегающей сантехарматурой 155 тыс. квартир. Это дает экономию воды до 15 % или около 20 млн м3 в год. Такого объема хватит, чтобы обеспечивать Москву водой в течение 5 дней. Кроме того, в 170 учебных заведениях Москвы было установлено 2800 комплектов антивандальной сантехарматуры. За счет полученной экономии можно обеспечивать водой 35 школ в течение года. Это факты.

Но при огромных объемах работы, которая проводилась в последнее десятилетие, не хватало главного – ответственности и материальной заинтересованности ресурсоснабжающих организаций. Расход воды в городе реально не учитывался. Никто не знал, сколько в действительности потребляется холодной и горячей воды.

Учитывая это, начиная с 1998 года, мы самостоятельно начали проводить работу по установке в жилых домах приборов учета воды. К началу 2004 года около половины жилых зданий были оснащены приборами учета холодной воды.

Надо заметить, что эта работа не всегда находила понимание даже среди коллег, руководителей крупных городских предприятий, поскольку она стимулировала уменьшение потребления воды в городе и, как следствие, сокращение доходов предприятия, уменьшение прибыли. Высказывались и такие мнения: «Зачем вам это надо? Система работает, живите спокойно». И, действительно, 1 % снижения объемов продажи воды для Мосводоканала оборачивается потерей 200 млн руб. доходов. Но сохранение водных ресурсов было и остается для нас важнее корпоративных интересов – это наш принцип!

Необходимо подчеркнуть, что горячая вода вообще не рассматривалась в качестве товара. Теплоснабжающие организации не продавали своим потребителям горячую воду, а предоставляли им лишь услугу по подогреву холодной воды. В подаче и приготовлении горячей воды участвовали три организации: МГУП «Мосводоканал» и теплоснабжающие организации – теперь это МОЭК и управляющая жилищным фондом компания. За качество поставляемой горячей воды никто ответственности не нес.

При поддержке мэра Москвы Ю. М. Лужкова и руководителей комплекса городского хозяйства Мосводоканал начал подготовку специального постановления Правительства Москвы. На эту работу ушел целый год. Постановление «О мерах по улучшению системы учета водопотребления и совершенствованию расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы г. Москвы» было принято в феврале 2004 года и стало широко известно под № 77. В Постановлении был сконцентрирован передовой европейский и мировой опыт учета воды и тепловой энергии.

Постановление № 77–ПП сыграло поистине историческую роль, поскольку позволило преодолеть складывавшееся десятилетиями в стране расточительное отношение к энергетическим и природным ресурсам. Произошла настоящая реформа системы учета водопотребления в Москве, которая уже дала весомые результаты.

Данное постановление изменило порядок учета холодной и горячей воды, а также порядок расчетов за потребление воды. Была принята городская программа установки приборов учета воды во всех жилых домах города и в зданиях социального назначения.

Выполнение Постановления № 77 стало важнейшим этапом в работе по модернизации всего жилищно-коммунального хозяйства города, внедрению экономических методов управления.

Благодаря постоянному вниманию руководства города задача повсеместной установки общедомовых приборов учета воды и тепловой энергии к 1 января 2007 года была практически решена (в объеме 98 %).

 

Какие практические результаты дало выполнение постановления Правительства Москвы № 77–ПП?

1. Жители города получили возможность рассчитываться не за нормативное водопотребление, а за количество воды, фактически израсходованное в их доме. В результате экономия на семью, состоящую из трех человек, составила ≈3,2 тыс. руб. в год.

2. Принятые меры дали 10 %-ную экономию бюджетных средств, выделяемых на субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг. Переход на расчеты по общедомовым приборам учета на объектах социальной сферы позволил сэкономить бюджетные средства по этой статье на 19 % (по информации Центра реформ ЖКХ).

3. Сегодня водопотребление города уменьшилось на 11 % по сравнению с 2003 годом. Например, в районе «Теплый Стан» удельное водопотребление снизилось до 249 л/чел. в сутки, а в районе «Выхино» – до 234 л/чел. в сутки.

Однако имеются районы, где водопотребление хотя и снизилось, но остается выше нормативного. Например, в районе «Замоскворечье» удельное водопотребление составляет 414 л/чел. в сутки, а в районе «Богородское» – увеличилось до 410 л/чел. в сутки.

4. Появились четкие границы ответственности между ресурсоснабжающими организациями и организациями, управляющими жилищным фондом.

5. В городе появился товар «горячая вода». Мосводоканалом с ОАО «МОЭК» были заключены договоры на отпуск холодной воды для нужд горячего водоснабжения по 4,5 тыс. ЦТП. В настоящее время расчеты за отпуск холодной воды для нужд горячего водоснабжения осуществляются только по 900 ЦТП, что составляет 20 % от их общего количества.

6. После монтажа общедомовых узлов учета воды жители получили возможность контролировать количество и качество ресурсов, поставляемых в их дома.

 

Что не удалось выполнить в полном объеме и какие вопросы надо решить в ближайшее время?

1. Необходимо завершить установку приборов учета в 1200 самых сложных жилых домах, в том числе в 702 домах, не имеющих подвальных помещений.

2. В городе еще не создана система автоматического снятия показаний с приборов учета (из 81 смонтированных систем АСКУПЭ метрологическую поверку имеют только 12). Эта работа практически остановилась. Если ее не реанимировать, то все работы по установке водосчетчиков в жилых домах могут быть сведены к нулю и 10 млрд руб. бюджетных денег окажутся потрачены зря!

3. Практически отсутствует система контроля качества поставляемых ресурсов (расход, давление, температура) за исключением системы в ДЕЗ «Восточное Измайлово», которая удобно и правильно структурирована для эксплуатации.

4. Не завершена работа по исключению транзитных трубопроводов для правильного учета холодной и горячей воды.

5. Не до конца решена задача по передаче установленных общедомовых приборов учета на баланс ресурсоснабжающих организаций. Эту задачу нужно решать быстрее для нормальной регламентной эксплуатации приборов учета воды.

Проводимая работа по установке приборов учета в жилых домах и квартирах москвичей позволяет быстрее осуществлять реализацию в городе положений Жилищного кодекса РФ, подготовку жилых домов к передаче управляющим компаниям.

Расчеты по общедомовым приборам учета стимулируют жителей к установке квартирных водосчетчиков. С начала 2007 года эта работа развернулась в городе в широких масштабах.

Таким образом, в результате всей проведенной за последние годы работы в Москве создан и в полном объеме начал работать экономический механизм строгого учета потребленных ресурсов воды и расчетов за них.

Экономия водных ресурсов неразрывно связана с экономией ресурсов энергетических.

МГУП «Мосводоканал» является одним из самых энергоемких предприятий столицы – третьим после РАО «Железные дороги» (2,0 млрд кВт·ч) и Метрополитена (1,8 млрд кВт·ч).

Годовое потребление электроэнергии на предприятии составляет около 1,5 млрд кВт·ч. 20 лет назад эта цифра, сравнимая с вырабатываемой энергией Днепрогэса, могла бы украсить трудовой рапорт коллектива.

Снижение давления в водопроводных сетях, установка водосберегающей сантехарматуры, снижение утечек дает не только экономию воды, но и электроэнергии.

К этому следует добавить работу по оптимизации режимов работы насосного оборудования, установке преобразователей частоты и внедрению объединенных систем автоматического управления.

Подсчитано, что только перечисленные мероприятия дают экономию порядка 100 млн кВт·ч электроэнергии в год. Такого количества электроэнергии хватило бы на электроснабжение всего Восточного административного округа в течение месяца.

Мосводоканал занимает активную позицию и в части внедрения новых прогрессивных технологий. Так, в результате проведенных торгов определен инвестор для строительства мини-ТЭС мощностью 10 МВт на Курьяновских очистных сооружениях. В качестве топлива для ТЭС будет использоваться биогаз, получаемый в результате технологического процесса очистки сточных вод. Мини-ТЭС позволят обеспечить потребности очистных сооружений в электроэнергии – на 70 %, в тепловой энергии – на 50 %. Это равнозначно электроснабжению 5000 квартир и теплоснабжению 1500 квартир в год.

Сегодня мы готовы к проведению тендера инвесторов для строительства аналогичной мини-ТЭС на Люберецких очистных сооружениях. На четырех станциях водоподготовки также планируется строительство мини-ТЭС, работающих на природном газе, мощностью от 24 до 35 МВт.

Таким образом, в течение ближайших лет мы планируем не только получить дополнительные источники электроснабжения для наших объектов, но и обеспечить себя более дешевой тепловой и электрической энергией.

Сегодня мы стремимся внедрять инновационные энерго-сберегающие технологии, активно применяемые в скандинавских странах. Так, например, при установке тепловых насосов на коллекторах городской канализационной сети при температуре сточных вод даже в зимний период 18 °С, можно обеспечить дешевым теплом городские здания и сооружения. В настоящее время на одном из наших объектов – КНС «Северное Бутово» – ведутся работы по установке теплового насоса для отопления здания станции.

Тепло сточных вод мы также активно используем в городском хозяйстве в зимний период для утилизации снега на стационарных снегосплавных пунктах и мобильных снеготаялках. Годовая экономия теплоэнергии за счет использования тепла сточных вод – 450 тыс. Гкал в сезон, что равнозначно теплоснабжению 12 тыс. квартир или 36 тыс. человек в отопительный период.

 

Основные стратегические задачи Мосводоканала на ближайшие 5–10 лет

1. Реализация в полном объеме постановления Правительства Москвы № 77.

2. Активное участие в планах реконструкции и капитального ремонта московского жилья, в том числе в работе по установке водосберегающей арматуры.

3. Осуществление реконструкции и модернизации водопроводных сетей и оборудования, сокращение потерь воды до 7 %.

4. Дальнейшее внедрение тепловых насосных установок с использованием тепла сточных вод для отопления зданий.

5. Строительство завода по сжиганию осадка сточных вод с целью выработки электроэнергии и тепла.

Таковы некоторые проблемы ресурсосбережения, которые решает коллектив Мосводоканала.

Накопленный в Москве опыт рационального потребления и экономии водных и энергетических ресурсов может быть полезен и для других крупных городов Российской Федерации и ближнего зарубежья. Мы открыты к сотрудничеству в данной сфере. Мы знаем, что делать!

Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “Сантехника” за №1'2008

распечатать статью распечатать статью


Реклама
Реклама на нашем сайте
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте