Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член

Киотский протокол: еще один шаг вперед

Проблема изменения климата была включена в политическую повестку дня международного сообщества в середине 1980-х годов. В 1988 году Всемирная метеорологическая организация (ВМО) и Программа по окружающей среде ООН (ЮНЕП) учредили Межправительственную группу экспертов по изменению климата (МГЭИК) – форум тысяч ученых, в том числе и российских. Призыв ученых был поддержан Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 45/212, на основании которой была разработана Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК), которая вступила в силу в 1994 году. В настоящее время сторонами Конвенции являются более 190 государств, вне Конвенции остались только несколько мелких развивающихся стран.

Киотский протокол (КП)1 был единогласно принят на Третьей конференции сторон РКИК в Киото (Япония, 1997 год). В 2001 году разработаны детальные подзаконные акты КП – Марракешские соглашения, которые в конце 2005 года были приняты на первой конференции стран-участниц КП уже после его вступления в силу. Киотский протокол вступил в силу 16 февраля 2005 года, после того как в конце 2004 года он был ратифицирован Россией. Именно от России, в отсутствии США2, зависела судьба протокола, т. к. в Киото были сформулированы правила – распределены «веса» стран. Ратификация не легко далась Правительству России – некоторые боялись, что наши выбросы превысят уровень 1990 года и придется покупать квоты3.

Сейчас в России уровень выбросов парниковых газов примерно на 30 % ниже уровня 1990 года. В 1990-ых годах спад экономики привел к резкому снижению выбросов. После 2000 года начался рост потребления энергоресурсов, а это обуславливает более 80 % наших выбросов. Остальная часть связана с утечками метана, сельским хозяйством и отходами, в целом там не наблюдается существенных изменений (рис. 1).

Динамика ВВП и потребления топливно-энергетических ресурсов в России, % к показателям 1990 года

Рисунок 1.

Динамика ВВП и потребления топливно-энергетических ресурсов в России, % к показателям 1990 года

 Рост ВВП на 5–7 % в год сопровождается очень слабым ростом выбросов парниковых газов, примерно на 1 % в год от сегодняшнего уровня (Четвертое национальное сообщение РФ по РКИК, 2006). Причина этого в структуре роста ВВП (рис. 2). Добыча нефти и газа не требует много энергии, торговля и сфера обслуживания тоже, а это главные отрасли по росту ВВП. Электричество, тепло, топливо нужны населению, транспорту, всей инфраструктуре страны в целом. Численность населения снижается, а инфраструктура не столько растет, сколько обновляется.

Модельные прогнозы выбросов CO2 в России, %

Рисунок 2.

Модельные прогнозы выбросов CO2 в России, %

В ноябре 2006 года в Найроби (Кения) прошла 12 конференция Сторон РКИК и 2 совещание Сторон Киотского протокола – КС-12/СС-2, на которых были подведены итоги проделанной работе в плане подготовки к реализации первого этапа Киотского протокола (2008–2012 годы).

За полтора года после вступления в силу Киотского протокола начала активно работать европейская система торговли квотами на выбросы парниковых газов, стартовало более 1 200 проектов по снижению выбросов в развивающихся странах, главным образом, в Китае, Индии и Бразилии. В октябре 2006 года был успешно «включен» на международном уровне механизм проектов совместного осуществления и есть все основания ожидать реализации соответствующих проектов в России. Россией был представлен на специальном семинаре подготовленный Росгидрометом «Стратегический прогноз изменений климата Российской Федерации на период до 2010–2015 годов и их влияния на отрасли экономики России». В работе очень четко показан рост температур и особенно числа отрицательных гидрометеорологических явлений: сильных ветров, наводнений, аномальных температур и т. п. За последние 15 лет их число увеличилось в России в 2 раза и еще двухкратный рост ожидается в 2005–2015 годах.

 

1 КП устанавливает обязательства развитых стран по ограничению выбросов парниковых газов в 2008–2012 годах (для России – не превысить в 2008–2012 годах уровень выбросов 1990 года). Парниковые газы, выброс которых регулируется Киотским протоколом, это: диоксид углерода (СО2); метан (СН4); закись азота (N2O); гидрофторуглероды (ГФУ); перфторуглероды (ПФУ); гексафторид серы (SF6).
До 80 % выбросов дает главный источник: выбросы СО2 при сжигании угля, газа и нефтепродуктов. Важно кумулятивное действие всех парниковых газов, т. е. суммарный парниковый эффект. Он выражается в единицах СО2-эквивалента. Выбросы остальных газов умножаются на определенные коэффициенты глобального потепления. Для метана ПГП равен 21, для закиси азота 310, для SF6 – 23 900. Это означает, что выброс 1 т метана эквивалентен выбросу 21 т СО2.

2 Политические амбиции привели США к драматическому финалу: одни политики (Альберт Гор) эффектно объявили в Киото о больших обязательствах, не подкрепленных экономическими расчетами, а другие (Джордж Буш) столь же демонстративно от них отказались. Получился парадокс: страна – автор идеи торговли квотами до 2012 года остался за бортом. В США много делается в направлении снижения выбросов парниковых газов, но пока лишь внутри страны, а не на международном уровне.

3 Парниковые газы хорошо перемешиваются в атмосфере, и для изменений климата не важно, где произошел выброс: в Москве, Нью-Йорке или Пекине. КП применяет принцип торговли квотами: у страны или предприятия есть квота и они сами решают снизить выбросы сейчас или купить квоту у соседа, который с запасом снизил выбросы и хотел бы продать «излишек».

 

Подготовлен четвертый Оценочный доклад МГЭИК (официально выйдет в 2007 году), подтвердивший, что причиной быстрого изменения климата являются антропогенные выбросы парниковых газов.

Поставлена «отметка» относительно безопасного изменения климата: 2 °С средней глобальной температуры, заметим, что в высоких широтах, в частности в Арктике, при этом будет 6 °С, а где-то даже 10 °С.

На Конференции было достигнуто соглашение по Адаптационному фонду Киотского протокола. Адаптационный фонд формируется за счет отчислений части единиц сокращения выбросов, произведенных по Механизму чистого развития (МЧР)1. На следующей, 3 конференции в конце 2007 года будут уточнены размеры отчислений, механизм продажи и обращения в наличные единиц сокращения выбросов и организация, которая будет управлять фондом (вероятно, как обычно это будет Глобальный экологический фонд).

Также на конференции были сформулированы правила для «Специального фонда климатических изменений». Фонд наполняется за счет целевых взносов наиболее развитых стран и предназначен для финансирования проектов в развивающихся странах: адаптация, внедрение технологий, снижение выбросов и экономические преобразования для стран, в большой степени зависящих от доходов от использования ископаемого топлива.

Еще не начат первый этап КП, а уже все внимание участников конференции было приковано к тому, что будет по его окончании (после 2012 года). В целом переговоры по будущим обязательствам находятся в начальной стадии – еще не выработан окончательный формат. Можно предположить, что одним из элементов будущего формата будет таблица с численными обязательствами развитых стран2 – нынешнее Приложение Б Киотского протокола. Однако также очевидно, что эта таблица не может быть единственным объектом переговоров. Должны быть в какой-то форме отражены и обязательства развивающихся стран. Возможно, нужна корректировка самого текста Киотского протокола.

Для обсуждения численных обязательств развитых стран был создан новый орган Киотского протокола – Специальная рабочая группа (Ad Hoc Working Group) по статье 3.9 Киотского протокола. Группа приняла Программу работы, в которой намечено содержание переговоров:

– рассмотрение потенциала и возможностей экономически эффективного снижения выбросов парниковых газов;

– анализ «инструментов»: торговля квотами, экономические механизмы, связанные с проектами, поглощение СО2 лесами, дифференцированное применение механизмов к разным секторам экономики и т. п.;

– рассмотрение будущих обязательств по ограничению и сокращению выбросов и определение длительности следующего периода обязательств (он не обязательно должен быть 5 лет).

Россия еще год назад в Монреале выдвинула предложение о создании простой и удобной процедуры принятия развивающимися странами добровольных обязательств, не предвосхищая при этом ни формата, ни размеров таких обязательств. На конференции обсуждение российского предложения было продолжено и принято решение включить обсуждение российского предложения в повестку дня специального семинара РКИК ООН (май 2007 года, Бонн).

 

1 Участие развивающихся стран в снижении выбросов пока должно идти через так называемый Механизм чистого развития (МЧР). Механизм подразумевает реализацию на территории этих стран проектов по снижению выбросов парниковых газов, которые бы частично или полностью финансировались компаниями или фондами развитых стран. Достигнутое в проектах МЧР снижение выбросов выражается в определенных единицах Киотского протокола и фактически представляет собой квоту на выброс. Эти квоты можно использовать для выполнения обязательств развитых стран, продавать, перепродавать и т. п.

2 Для развитых стран (около 40 таких стран вошли в Приложение 1 РКИК) были приняты численные обязательства по ограничению выбросов парниковых газов. В среднем за 5 лет, с 2008 по 2012 годы включительно, они должны быть не выше определенного процента от выброса страны в 1990 году (для некоторых небольших стран используются данные за другой год). Для стран Евросоюза (15 стран) – 92 %, Японии, Канады, Польши и Венгрии – 94 %, для России, Украины и Новой Зеландии – 100 %, Норвегии – 101 %, Исландии – 110 %. Следуя «традициям» ООН, Китай, Индия и другие развивающиеся страны (не входящие в Приложение 1 РКИК) отказались брать на себя численные обязательства. Поэтому и в торговле квотами эти страны пока не принимают участие, торговля может идти только среди стран Приложения 1 РКИК.

 

Был проведен «Диалог о долгосрочных совместных действиях по ускорению выполнения Конвенции», в котором участвуют все 189 Сторон РКИК. В рамках Диалога представители различных стран рассказали о планах и успехах в деле сокращения выбросов парниковых газов. Представители бизнеса, в частности Всемирная ассоциация по торговле квотами, подчеркнули важность развития углеродного рынка без искусственных лимитов и ограничений.

Участниками конференции приняты решения по ряду относительно небольших, но важных вопросов текущего выполнения Киотского протокола:

– приняты правила рассмотрения в ООН проектов Совместного осуществления Киотского протокола. Эти проекты являются аналогом МЧР для стран с переходной экономикой. Теперь дело за нашими российскими решениями. Более 100 проектов ждут, пока появятся российские правила рассмотрения и утверждения проектов;

– рассмотрены спорные вопросы проектов МЧР. Наибольшие споры вызвали проекты по улавливанию выбросов гидрофтроуглеродов (ГФУ или HFCs), в частности HFC-23, образующегося при производстве HCFC-22. Найти компромиссного решения не удалось, оно отложено до КС/СС-4 (2008 год), а мнения стран будут снова обсуждены на КС/СС-3 (2007 год);

– отмечена необходимость преодоления крайне неравномерного географического распределения проектов МЧР. Основная часть проектов (по объему сокращений выбросов) приходится на Китай, где создана простая и эффективная система утверждения, мониторинга и управления проектами. Наименее развитые страны не могут предложить потенциальным инвесторам столь же удобных условий работы и в этих странах проектов практически нет;

– рассмотрен принципиальный вопрос о допустимости увеличения лесных плантаций (поглощающих СО2 из атмосферы) как проектов МЧР. В тропических странах плантации не имеют ничего общего с естественными лесами и их поощрение через механизм МЧР может содействовать деградации экосистем. Решено передать этот вопрос на рассмотрение Исполнительного комитета МЧР и в каждом конкретном случае проводить отдельное исследование;

– проведены выборы руководящих органов РКИК ООН. В частности, вице-президентом Бюро РКИК избран представитель России А. А. Панкин, заместитель директора Департамента Международных Организаций МИД РФ;

– утверждены обязательства Белоруссии по Киотскому протоколу: 92 % от уровня 1990 года. Обязательства Белоруссии оформлены в виде первой поправки к Киотскому протоколу. Теперь для вступления поправки в силу ее должны ратифицировать не менее трех четвертей от общего числа стран участников Протокола (сейчас это 166 стран).

Выводы

Есть все международные условия для выполнения Киотского протокола. Процесс медленно, но успешно развивается. Все страны признают необходимость значительного ограничения, а затем и снижения глобальных выбросов парниковых газов. Нет серьезного риска прекращения «углеродного» бизнеса после 2012 года. Нет риска ликвидации рыночных механизмов и возврата к административным методам регулирования на международном уровне.

Масштабы и эффективность «углеродного» бизнеса зависят от строгости обязательств на период после 2012 года и вовлечения развивающихся стран (вероятно, прежде всего, через крупномасштабное развитие Механизма чистого развития).

«Сильные» обязательства, а также глобальная система торговли, нужны и экологическим организациям, и передовому «углеродному» бизнесу. Важно понимать, что слабые обязательства  – это слабый бизнес. Ведь если все и так все выполняют, то международные проекты и торговля не нужны. Однако такое выполнение будет лишь отодвигать решение проблемы и не сможет предотвратить катастрофические последствия изменения климата.

На будущее при любых ценах на нефть выбросы парниковых газов будут расти медленно. Если к этому добавить так нужные нам меры по энергосбережению и энергоэффективности, то Россия вполне может принять обязательства на уровне Евросоюза – к 2020 году уровень выбросов на 20 % ниже показателей 1990 года. Если все развитые страны примут такие обязательства, а после 2020 года к ним присоединится Китай, а затем Индия и другие страны, это будет правильным шагом к сдерживанию изменений климата на уровне 2 °С от доиндустриального уровня. Для этого надо к 2050 году снизить глобальные выбросы примерно на 50 %.

В России для выполнения Киотского протокола были в 2006 году приняты решения Правительства по учету выбросов парниковых газов, ведению регистра киотских единиц (квот), которые более-менее выполняются. В начале 2007 года Минэкономразвития подготовило, согласовало с остальными ведомствами и направило премьеру Положение о проектах совместного осуществления и проект Постановления Правительства. Российские компании уже подготовили не менее 100 проектов. 19 из них, с общим объемом снижения выбросов около 60 млн т СО2-эквивалента, уже проходят международную верификацию и размещены на сайте Секретариата РКИК ООН. Это проекты по повышению энергоэффективности, переходу с угля на газ, ликвидации утечек метана и др. Особенно выигрышными могут быть проекты по возобновляемой энергетике и использованию древесного биотоплива – по условиям Киотского протокола сжигание древесины не связано с выбросами парниковых газов (ведь при росте деревьев СО2 был ранее поглощен из атмосферы).

Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №3'2007

распечатать статью распечатать статью


Реклама
Реклама на нашем сайте
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте