Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член

Итоги работы топливно-энергетического хозяйства Москвы в зимний период 2005–2006 годов

Задачи по подготовке к зиме 2006–2007 годов

14 марта 2006 года под председательством мэра Москвы Ю. М. Лужкова состоялось заседание Правительства Москвы, на котором были подведены итоги работы городского хозяйства в прошедшем отопительном сезоне и определен комплекс мер по подготовке к зиме 2006–2007 годов. Подведение итогов прохождения отопительного периода стало традиционным и позволило всем городским службам заблаговременно начать подготовку к следующему.

Этот отопительный сезон был одним из самых тяжелых и холодных. Но, несмотря на это, зима пройдена достаточно успешно. Своевременно и качественно были выполнены плановые мероприятия по подготовке к отопительному периоду. Созданные необходимые запасы резервного топлива обеспечили надежную работу энергосистемы города.

В соответствии с указанием Правительства Москвы, в городе с 26 сентября 2005 года было начато пробное протапливание зданий, включение отопления в жилые дома было проведено организованно, в установленные сроки, и с 11 октября в городе начался отопительный сезон.

В процессе прохождения отопительного сезона осуществлялся ежедневный контроль за работой технологического оборудования, состоянием инженерных сетей, восполнением запасов топлива, режимами подачи газа, надежностью энергоснабжения потребителей; диспетчерскими службами города оперативно принималась информация о нарушениях в энергоснабжении.

Особое внимание в этот период было уделено работе ведомственных котельных. Совместные усилия Департамента топливно-энергетического хозяйства г. Москвы и Ростехнадзора позволили обеспечить их подготовку к отопительному сезону.

Департаментом реализуются мероприятия по постепенному переводу городских потребителей на централизованное теплоснабжение, что позволит избежать нерационального использования бюджетных средств.

Большие усилия и затраты потребовались для поддержания в работоспособном состоянии оборудования тепловых пунктов и сетей, переданных ведомственными организациями. За 2005 год от ведомств города приняты в хозяйственное ведение 174 объекта, 106 ЦТП, 21 км тепловых сетей, и 29 объектов находятся на стадии оформления.

Серьезная подготовительная работа, проведенная компаниями Мосэнерго, Московской теплосетевой компанией, Московской областной электросетевой компанией, Московской городской электросетевой компанией, дала свои положительные результаты. Ответственное отношение и оперативное реагирование руководства этих компаний позволило избежать значительных нарушений в работе энергетического оборудования и сетей.

Вопросы надежности электроснабжения и развития электроэнергетики города и перечень необходимых для этого мероприятий были рассмотрены на заседании Правительства Москвы 21 февраля этого года и в ранее принятом Постановлении Правительства Москвы об аварийном отключении электроснабжения 24–26 мая 2005 года в Москве.

Работа городского хозяйства Москвы в отопительный период 2005–2006 годов проходила в условиях продолжительных холодов с температурами наружного воздуха значительно ниже климатической нормы для этого периода года. Данный фактор наряду с ограничениями в поставках газа вследствие его разбора другими регионами, увеличением нагрузки ТЭЦ, а также сложившимся за последние годы дефицитом электрической мощности в энергосистеме Московского региона в часы максимальных электрических нагрузок явился самым серьезным испытанием для энергетиков и инженерных систем Москвы. Организованная штабом оперативная работа всех городских структур и введенный режим жесткой экономии потребляемой электрической энергии на промышленных предприятиях, объектах потребительского рынка и других организациях позволили избежать системной аварии в энергетическом комплексе.

Для поддержания жизнеобеспечения социально значимых объектов в чрезвычайной ситуации комплексом городского хозяйства Москвы совместно с префектурами административных округов был разработан перечень распределения автономных источников электроснабжения по объектам социальной сферы. Была проведена инвентаризация и приведены в рабочее состояние источники резервного электропитания и теплогенераторы, проверен и пополнен аварийный запас материалов.

Аномально низкие температуры наружного воздуха внесли свои коррективы в работу энергетического комплекса столицы и обозначили ряд проблем, требующих скоординированного решения с ОАО «Газпром» и ОАО РАО «ЕЭС России».

Предметом особого контроля штаба были параметры давления газа в кольцевой системе газопроводов высокого давления, которые понижались до критических значений, что могло привести к технологической остановке энергосилового оборудования ТЭЦ, РТС, КТС и котельных. В январе и феврале ОАО «Газпром» ввело ограничения подачи газа по первой очереди на промышленных предприятиях и ТЭЦ Мосэнерго. Департаментами науки и промышленной политики г. Москвы и Департаментом топливно-энергетического хозяйства г. Москвы были предприняты соответствующие организационные мероприятия по переводу потребителей на резервные виды топлива. Таким образом, одной из основных задач является повышение надежности систем газоснабжения потребителей Москвы, создание резервного газового хранилища и увеличение объемов резервного вида топлива. Также это касается мазутохранилища, ориентировочно оно должно составлять 500 тыс. т.

Все оборудование энергетического комплекса города работало с максимальной нагрузкой. Расход циркуляционной воды в магистральных тепловых сетях приближался к максимуму. Для обеспечения гидравлической устойчивости магистралей было принято решение о переводе крупных потребителей на ручной режим регулирования. В январе имели место два повреждения на тепловых магистралях диаметром 700 мм. Ремонтно-восстановительные работы были проведены в максимально сжатые сроки. Для поддержания теплового режима в подъездах зданий включались тепловые пушки. Все мероприятия по восстановлению теплоснабжения потребителей проводились организованно и при тесном взаимодействии с персоналом городских служб.

Нельзя не отметить работу ООО «Мосэнерго», чье оборудование, несмотря на низкие температуры, отработало на пределе мощности без аварий и серьезных функциональных сбоев.

Завершающийся отопительный сезон на практике показал наиболее уязвимые места энергетического хозяйства города и определил приоритетные задачи предстоящего отопительного периода. В планах ОАО «МОЭК» в подготовительный период этого года возрастает объем профилактических работ и гидравлических испытаний сетевого хозяйства.

Количество тепловых пунктов увеличилось на 127 объектов, а протяженность тепловых сетей возросла на 63 км. В общем объеме капитального ремонта и реконструкции тепловых сетей планируется несколько снизить долю сетей в традиционном канальном исполнении и увеличить перекладку по новым технологиям в бесканальном исполнении с ППУ-изоляцией.

В планах подготовки к следующему отопительному сезону ГУП «Мосгаз» предусмотрен профилактический ремонт наружных газопроводов, комплексный прибор на обследование подземных газопроводов, техническая диагностика газопроводов со сроком эксплуатации свыше 40 лет, а также профилактический ремонт газорегуляторных пунктов. Запланирован капитальный ремонт и реконструкция 30 км газопроводов, в том числе методами санирования и протяжки полиэтиленовых трубопроводов. В целях обеспечения газобезопасности запланирован вынос газопроводов из подвалов и подъездов домов.

Московской теплосетевой компанией запланирована перекладка 43 км тепловых сетей, что в два раза ниже прошлогодних показателей, в то время как свыше 25 % тепловых сетей ОАО «Мосэнерго» и ОАО «Московской теплосетевой компании» имеет срок эксплуатации свыше 25 лет.

Планами подготовки к предстоящей зиме Московской городской электросетевой компании предусмотрено выполнение капитального ремонта 144 трансформаторных, 605 распределительных подстанций и 8 050 участков кабельных линий.

При подготовке уличного освещения города в 2006 году ГУП «Моссвет» планирует осуществить профилактический ремонт установок наружного освещения, выполнить замену и новую установку свыше 15 тыс. экономичных светильников, осуществить новую прокладку воздушных и подземных кабельных сетей. Будет продолжена совместная работа с городскими организациями и ведомствами по приемке в эксплуатацию объектов инженерного обеспечения.

Сложившаяся ситуация в энергетике города требует внесения корректив в запланированные объемы работ по подготовке к следующему отопительному сезону.

Уже сегодня с уверенностью можно сказать, что предпринятых ОАО «Мосэнерго» мер по увеличению генерации недостаточно. Программу ввода новых мощностей следует увеличить, в том числе и за счет реконструкции и модернизации оборудования.

Помимо традиционных мероприятий, ежегодно проводимых энергетическими компаниями в рамках подготовки к отопительному сезону, нынешняя требует ее значительного расширения для повышения надежности работы энергосистемы в целом. Это, в основном, касается остро необходимых работ по реконструкции электросетевого хозяйства и источников генерации.

При рассмотрении системным оператором Московского регионального диспетчерского управления определены наиболее перегруженные участки сетей и подстанций, требующих незамедлительного проведения реконструктивных работ. К их числу относится перекладка высоковольтных кабельных линий 110, 220 кВ «Бутырская», «Очаково-Пресня», «Гражданская», «Войковская» с увеличением пропускной способности. Замена трансформаторов на электроподстанциях «Нарекая», «Омега», реконструкция подстанции «Теплый стан». Все эти мероприятия и целый ряд других уже включены в инвестиционную программу ОАО «Московская областная электросетевая компания».

Департаментом совместно с ОАО «МОЭСК» подготовлен проект распорядительного документа, регламентирующего выполнение инвестиционной программы и оказание содействия всех городских структур и органов исполнительной власти в скорейшей реализации намеченных мероприятий.

На 2007 год намечен ввод в эксплуатацию Серебряноборского автотранспортного тоннеля и Строгинско-Митинской линии метрополитена. Установленная мощность этих объектов составит более 60 МВт. Присоединение этой нагрузки сегодня невозможно без проведения реконструкции кабельной линии 220 кВ «Новомазилово-Крылатское-Строгино», т. к. существующие работают со значительной перегрузкой. Ее отключение приведет к масштабному обесточиванию потребителей в Юго-Западном, Западном и Северо-Западном административных округах. Требуется незамедлительное принятие решения о начале переустройства обозначенной кабельной линии.

После проведенного 21 февраля 2006 года заседания Правительства Москвы «О первоочередных мероприятиях по повышению надежности энергоснабжения г. Москвы на период до 2008 года» проведен ряд рабочих встреч в РАО «ЕЭС России», конкретно – с заместителем председателя правления Б. Ф. Вайнзихером и руководством энергоснабжающей компании по исполнению решений, принятых на заседании. Обсуждалась проведенная Департаментом разработка схем теплоэлектроснабжения Москвы как инструмента планирования развития энергетики города, оптимизации процессов эксплуатации и управления энергетическим комплексом.

В сложившихся условиях дефицита энергетических мощностей особую значимость приобретают вопросы энергосбережения. В настоящее время Департаментом подготовлен проект Постановления Правительства Москвы о первоочередных задачах по энергосбережению в г. Москве, рассмотрение которого запланировано на май этого года. Основная задача данного документа – активизировать работу городской целевой программы по энергосбережению с увеличением ее показателей эффективности, поскольку возрастающая потребность города в энергии диктует приоритетность этого направления. Подготовлено предложение по эффективным мероприятиям, дающим экономию электроэнергии в городе.

На заседании Правительства Москвы при рассмотрении проекта закона «Об энергосбережении в г. Москве» был приведен пример европейских стран, где во время энергетического кризиса были предприняты жесткие меры для максимального энергосбережения. В настоящее время, еще до принятия законопроекта Московской Думой, Департамент приступил к разработке системы нормативных показателей энергопотребления и энергоэффективности для наиболее энергоемких предприятий города с целью их максимального стимулирования. Кроме того, Департаментом проведен анализ действующих административно-правовых документов. Так, например, в Кодексе административных правонарушений РФ есть статья «Непроизводительное расходование энергетических ресурсов», предусматривающая наложение административных штрафов на физические и юридические лица. В силу разных причин статья не применяется должным образом.

Департамент начал разработку схем и привлечение инвестиционных и внебюджетных средств на реализацию энергоэффективных проектов. Очень важно создать механизмы, предусматривающие получение потребителями выгоды от внедрения энергосберегающих мероприятий.

Необходимо еще раз и детально рассмотреть перечень необходимых к выполнению мероприятий в целях гарантированного обеспечения прохождения отопительного сезона 2006–2007 годов.

Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №3'2006

распечатать статью распечатать статью


Реклама
Реклама на нашем сайте
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте