Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член

Опыт применения тарифа экономического развития для целей энергосбережения

Основной задачей региональной энергетической политики является обеспечение социально-экономического развития региона путем эффективного, надежного и безопасного энергоснабжения при минимальных затратах общества на производство, преобразование, транспорт и потребление энергоносителей, а также при допустимом уровне техногенного воздействия на окружающую природную среду.

Исследования показывают, что в России доля стоимости энергии в себестоимости производимого продукта составляет до 40%, что выше мирового уровня в 5–10 раз. Анализ ситуации свидетельствует о продолжении экономического роста при сохранении действующих норм потребления энергоресурсов. Такое положение неизбежно поставит перед страной вопрос дефицита энергетических ресурсов, т. к. по прогнозам экспертов уже к 2007 году прирост потребности национального хозяйства в энергоресурсах может быть обеспечен за счет увеличения добычи и производства топливно-энергетических ресурсов менее чем на 40%. Недостающие 60% возможно восполнить лишь за счет энергосберегающих технологий. Поэтому для обеспечения надежного энергоснабжения в будущем необходимо уже сейчас уделять больше внимания реализации правовых, организационных и технических мероприятий по повышению эффективности использования топливных и энергетических ресурсов.

Единственной альтернативой повышению стоимости потребляемых топливно-энергетических ресурсов, обусловленному ростом тарифов, является энергоэффективность и энергосбережение. Вследствие этого в своей работе Региональная энергетическая комиссия Москвы стремится создать условия, благоприятствующие повышению энергоэффективности.

В рамках проводимой энергосберегающей политики Региональная энергетическая комиссия, при осуществлении тарифного регулирования потребителям электрической энергии, на определенных условиях может установливать пониженные тарифы – тарифы экономического развития. Государственная целевая финансовая поддержка предоставляется потребителям, предлагающим конкретную энергосберегающую программу развития производства. При этом ожидаемый экономический рост выгоден не только государству (увеличение налоговых поступлений, увеличение конкурентоспособности продукции отечественного производителя), но также и энергоснабжающей организации, потому что предполагает рост энергопотребления в перспективе.

Одними из первых с просьбой о предоставлении тарифов экономического развития в Правительство Москвы и Региональную энергетическую комиссию обратились несколько промышленных предприятий г. Зеленограда. Поводом для обращения послужила произведенная ранее Региональной энергетической комиссией отмена целого ряда льгот на тарифы, не имевших реального обоснования.

В качестве основной причины введения тарифа экономического развития отмечалось, что действующие тарифы «тяжелым бременем» лежат на этих предприятиях, усугубляя имеющиеся проблемы: общероссийский экономический кризис 90-х годов; резкое сокращение финансирования оборонной и космической промышленностей, для которых производят электронику эти предприятия; усложнившаяся социально-экономическая ситуация в г. Зеленограде (все эти предприятия являются градообразующими).

В поисках путей решения поставленной задачи региональная энергетическая комиссия в порядке эксперимента предложила обратившимся предприятиям воспользоваться механизмом, изложенным в ст. 14 Федерального закона «Об энергосбережении». В соответствии с этой статьей региональным энергетическим комиссиям предоставлена возможность в процессе тарифного регулирования учитывать экономически обоснованные затраты потребителей электрической и тепловой энергии на цели энергосбережения. Консолидация и порядок расходования этих средств должны устанавливаться органом исполнительной власти субъекта федерации. При этом использовалась имеющаяся законодательная возможность и опыт мировой практики, где используется такой же принцип и термин (тариф экономического развития).

Правда, из-за несостыковки отдельных документов нашего законодательства задача разработки и внедрения тарифа экономического развития (конкретного механизма предоставления указанного тарифа, сроков его действия, контроля за выполнением обязательств взятых на себя предприятием, механизма возвратности средств) остается достаточно непростой.

Был подготовлен и утвержден временный порядок консолидации средств, направляемых региональной энергетической комиссией на цели энергосбережения. На эти цели было выделено 200 млн руб. Во временный порядок были включены критерии, которым должны соответствовать предприятия, претендующие на получение тарифа экономического развития. В качестве одного из основных критериев был выделен уровень энергопотребления предприятием. Необходимо, чтобы этот уровень был достаточно большим (свыше 6 тыс. т. у. т. в год). Кроме того, необходимым условием было предоставление в региональную энергетическую комиссию результатов проведенного комплексного энергоаудита предприятия с подробной программой энергосберегающих мероприятий, которые целесообразно провести. В качестве критериев было установлено отсутствие текущей задолжености по оплате за потребленные энергоресурсы, отсутствие налоговых задолженостей по платежам в бюджет различных уровней.

В процессе подготовки эксперимента к четырем Зеленоградским предприятиям присоединился завод «Серп и Молот». Руководство завода оперативно предоставило региональной энергетической комиссии результаты комплексного энергоаудита, программу энергосбережения и полный пакет других необходимых документов. Кроме того, этот завод важен для Москвы как действующее предприятие с численностью работающих около 10 тыс. человек.

Таким образом, все пять предприятий выполнили все необходимые для участия условия, и эксперимент начался. Правда, через некоторое время появилось постановление Правительства РФ от 22 апреля 2002 года № 226 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии», п. 27 которого требует от региональных энергетических комиссий согласовывать с Министерством по антимонопольной политике установление для кого бы то ни было пониженных тарифов. Необходимость выполнения этого требования довольно сильно замедлила работу по проведению эксперимента, однако вскоре работа возобновилась.

Из 200 млн руб., выделенных на первый этап проведения эксперимента, было освоено только 50,5 млн руб. Деньги осваивались пятью предприятиями, которым установлен тариф экономического развития. На эти средства происходит реализация краткосрочных проектов со сроком внедрения 1–1,5 года. Начало реализации указанных проектов было положено в октябре 2002 года. За короткий промежуток времени, прошедший с тех пор, предприятиям удалось добиться ощутимых результатов. Так, на заводе «Серп и Молот», была внедрена система АСКУЭ. В НИИ «Микрон» средства используются для замены трубчатых теплообменников на пластинчатые и для развития также системы АСКУЭ. На «Логике» было осуществлено утепление ограждающих конструкций зданий. На предприятиях внедрен и ряд других мероприятий. Предприятия отчитываются перед региональной энергетической комиссией ежеквартально и по итогам всего проведенного эксперимента.

Первый опыт показывает, что у данного начинания имеются хорошие перспективы. Региональная энергетическая комиссия планирует не только продолжить практику предоставления предприятиям тарифа экономического развития, но и расширить ее. На следующем этапе выделяются дополнительные средства; по согласованию с Департаментом науки и промышленной политики Правительства Москвы будет расширено количество предприятий, которые получат возможность пользоваться указанным тарифом (по прогнозам около 10 предприятий). В настоящее время региональная энергетическая комиссия разрабатывает новый порядок консолидации средств. Отбор предприятий будет происходить публично и на конкурсной основе.

Реализация мероприятий по энергосбережению только в рамках первого этапа эксперимента позволит обеспечить экономию около 74 тыс. т. у. т.

Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №3'2003

распечатать статью распечатать статью


Реклама
Реклама на нашем сайте
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте