Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член
Summary:

Russia concept for energy efficiency regulation in buildings and structures

S. V. Pugachev, Director of Technical regulation Department of the National Association of Builders

Yu. A. Tabunschikov, Professor, correspondent member in the Russian Academy of Architecture and Construction Sciences, President of NP «AVOK»

A. L. Naumov, General Director of LLC «NPO TERMEK»

E. N. Fadeyeva, leading specialist of the National Association of Builders

Keywords: regulation of energy efficiency of buildings and structures; energy saving, regulatory documents, EPBD, labeling of energy efficiency of buildings and structures

The need for updating existing regulatory framework in the field of energy saving and improvement of the energy efficiency of buildings and structures is related to the requirements for reduction of the energy intensity of the gross domestic product of the Russian Federation by at least 40% in comparison with the 2007 level. This article is devoted to creating the russian conception of standardizing energy performance of buildings and facility.

Описание:

С. В. Пугачев, Директор Департамента технического регулирования Национального объединения строителей

Ю. А. Табунщиков, профессор, член-корреспондент РААСН, президент НП «АВОК»

А. Л. Наумов, генеральный директор ООО «НПО ТЕРМЭК»

Е. Н. Фадеева, ведущий специалист Национального объединения строителей

Необходимость обновления существующей нормативной базы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности зданий и сооружений связана с требованием по снижению энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации не менее чем на 40 % по сравнению с уровнем 2007 года. Статья посвящена созданию российской концепции нормирования энергоэффективности зданий и сооружений.

Российская концепция нормирования энергоэффективности зданий и сооружений

Необходимость обновления существующей нормативной базы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности зданий и сооружений связана с требованиями по снижению энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации не менее чем на 40% по сравнению с уровнем 2007 года, обеспечения рационального и экологически ответственного использования энергии и энергетических ресурсов, установленными Указом Президента Российской Федерации от 04 июня 2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики». Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяет основные направления повышения энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, требования к энергетической паспортизации зданий, требования к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, требования к проведению обязательного энергетического обследования и учету используемых энергоресурсов.

Во исполнение Федерального закона № 261-ФЗ опубликованы Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 08 апреля 20011 г. № 161 «Об утверждении правил определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов и требований к указателю класса энергетической эффективности многоквартирного дома, размещаемого на фасаде многоквартирного дома» (зарегистрирован в Министерстве юстиции) и Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 17 мая 2011 г. № 224 «Об утверждении требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений» (на настоящий момент еще не прошел регистрацию).

Содержание указа президента, федерального закона и приказов министерства предусматривает разработку или корректировку системы нормативно-методических документов, большинство которых в настоящее время отсутствуют или безнадежно устарели. Так, например, контроль требований к уровню теплоэнергопотребления зданий требует разработки принципиально нового нормативного документа по расчету теплоэнергопотребления, в том числе с переходом к эквиваленту расхода первичной энергии. Актуализация нормативных документов СНиП и сводов правил, которые были ориентированы на строительную индустрию 1980-х годов, может только частично решить эту задачу. Таким образом, имеет место проблема разработки концепции и системы нормативных документов в области энергосбережения и энергоэффективности зданий, которые бы обеспечили выполнение указа, закона и постановлений и которые бы учитывали мировые достижения в этой области.

Среди возможных путей решения этой проблемы привлекает внимание путь научно-критического изучения зарубежных достижений в области концепций и нормативных документов по энергоэффективности зданий и сооружений, при серьезном объективном обосновании в той или иной степени возможности их использования в отечественных разработках.

В Федеральном законе № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. «О техническом регулировании» предусмотрена возможность использования зарубежных нормативных документов в области энергосбережения.

Зарубежные системы нормирования энергоэффективности зданий и сооружений

Нами был выполнен анализ концепций и систем нормирования энергоэффективности зданий и сооружений, действующих в Европейском союзе и США, а также анализ специальных нормативных требований по энергосбережению при реконструкции существующих индустриальных зданий в странах Восточной Европы и Прибалтики1. По результатам анализа сделаны следующие выводы:

1. Система стандартизации, действующая в Европейском союзе, по сравнению с системой стандартизации, действующей в США, является более разработанной, и, по мнению самих же американских специалистов: «страны Европы добились больших успехов, и этот опыт необходимо срочно изучать».

2. Система стандартизации Европейского союза основана на «Директиве 2010/31/ЕС по энергетической эффективности зданий» (Energy performance of buildings directive, EPBD), имеет системную убедительную структуру и проверена большим опытом ее реализации в различных странах Европейского союза.

Директива EPBD предусматривает 5 блоков нормативных документов (всего 65 стандартов). Общие взаимоотношения между различными европейскими стандартами и директивой EPBD определяет так называемый «зонтичный стандарт» (рис. 1). «Зонтичный стандарт» содержит общие положения, включающие структуру всех блоков нормативной системы и входящих в них 65 стандартов, общие понятия, перечень показателей энергоэффективности, их определения, обозначения и единицы измерений.

Структура блоков нормативов директивы 2010/31/ЕС по энергетической эффективности зданий – EPBD

Рисунок 1 (подробнее)

Структура блоков нормативов директивы 2010/31/ЕС по энергетической эффективности зданий – EPBD

Первый блок предусматривает методы определения энергетических характеристик здания с учетом показателей работы энергоисточников, их структуры и режимов эксплуатации, потерь в энергетических сетях, возможности вовлечения в энергобаланс нетрадиционной энергетики.

В том же блоке оценивается экономическая эффективность принятых энергосберегающих решений как по всем системам инженерного обеспечения зданий, так и по теплозащите ограждающих конструкций.

Показатели этого блока нормативных документов используются в дальнейшем для регулирования энергоемкости зданий в следующих моделях:

  • сравнительная маркировка энергоэффективности зданий по 7-балльной шкале (A-G);
  • добровольная или обязательная сертификация энергоэффективности.

Исходными данными для первого блока нормативов служат показатели третьего блока «Методы определения годового энергопотребления инженерными системами».

В свою очередь расчет годового потребления энергии ведется на основании
принятых проектных решений и расчетной установленной мощности инженерных систем (блок 2).

Выбор инженерных систем и их установленной мощности осуществляется в соответствии с системой нормативов по расчетным наружным и внутренним условиям, уровню теплозащиты ограждающих конструкций, рекомендациям по организации воздушно-теплового режима зданий (воздухораспределение, размещение отопительных устройств, блоков кондиционирования) (блок 4).

Пятый блок предусматривает стандарты по испытаниям инженерных систем и контролю энергопотребления в здании.

Директива по энергетической эффективности зданий EPBD-2010 устанавливает общую методологию требований по энергоэффективности зданий и сооружений, предоставляя возможность каждой из стран учитывать в нормах свои национальные особенности, связанные с климатом, ресурсными возможностями, состоянием экономики.

Предполагается, что национальные системы нормирования энергоэффективности зданий и сооружений интегрируют ключевые методологические стандарты директивы EPBD, позволяющие преодолеть межгосударственные барьеры. К таким стандартам относят, прежде всего, стандарты общих положений, блоки стандартов, определяющих показатели энергоемкости зданий, экономические методы оценки энергоэффективности, методы определения годового энергопотребления инженерными системами, методы испытаний и контроля энергоемкости зданий и сооружений, систему сертификации энергоэффективности зданий. При этом планируется сохранить в рамках системы, возможно, с некоторыми коррективами, национальные стандарты, определяемые в значительной мере климатом, ресурсными возможностями и уровнем экономики. К таким стандартам относят методы определения и требования к уровню теплозащиты ограждений зданий, параметры воздушно-теплового комфорта, расчетные наружные условия, методы определения расчетной мощности и технологические требования к инженерным системам.

Предполагается при этом, что для интеграции всех европейских стран в общую систему нормирования энергоэффективности зданий достаточно внедрения в национальные системы 25–30% общих методологических стандартов директивы EPBD с гармонизацией действующих национальных стандартов (70–75%).

Модель оценки энергоемкости зданий стран ЕС

Принятая в странах Европейского союза модель маркировки энергоэффективности зданий и сооружений по 7-балльной шкале (A-G) позволяет директивно регулировать динамику снижения энергоемкости строительной отрасли экономики, стимулировать вовлечение в энергетический баланс нетрадиционных и возобновляемых источников, снижать негативное воздействие на окружающую среду (рис. 2).

Европейская модель маркировки энергоэффективности зданий и сооружений по 7-балльной шкале (A-G)

Рисунок 2.

Европейская модель маркировки энергоэффективности зданий и сооружений по 7-балльной шкале (A-G)

Модель оценки энергоемкости зданий стран Европейского союза ориентирована не только на определение уровня теплозащиты наружных ограждающих конструкций и выбор расчетных максимальных энергетических характеристик систем инженерного обеспечения, но, главным образом, на оценку эксплуатационных динамических характеристик энергопотребления в течение всего года. В данном случае, под энергопотреблением понимаются все виды энергетических ресурсов: и тепловая энергия для систем отопления, вентиляции, горячего водоснабжения, и электрическая энергия на системы холодоснабжения, на привод вентиляторов и насосов, на системы освещения. Более того, потребление отдельных видов энергии приводится к эквиваленту расхода первичного топлива и проводится оценка негативного воздействия на окружающую среду продуктов его сгорания, как правило, по показателю эмиссии в атмосферу углекислого газа.

Важно также понимание того, что энергоэффективность зданий и сооружений – это экономически целесообразное энергосбережение, показатель, характеризующий оптимизацию «стоимости жизненного цикла» (Life cycle cost), включая первоначальные затраты на его жизнеобеспечение, затраты на эксплуатацию, в том числе энергетические ресурсы, на экологические издержки. Срок службы здания нередко составляет 100 лет и более, и поэтому стоимость его жизненного цикла должна учитывать прогнозы изменения располагаемых энергетических ресурсов и их стоимости.

Российская система нормирования энергосбережения

Проведенный анализ требований Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» показывает, что они в значительной степени принципиально корреспондируются с концепцией нормирования, содержащейся в директиве 2010/31/ЕС по энергетической эффективности зданий, а содержащиеся в законе требования формально могут быть удовлетворены нормативными документами, предусмотренными директивой.

Вместе с тем, отечественная система нормирования энергосбережения и энергоэффективности строительной отрасли далеко не в полной мере подготовлена к реализации задач, поставленных Федеральным законом № 261-ФЗ.

Практика проектирования и строительства в нашей стране ориентирована на определение расчетных показателей максимального энергопотребления системами инженерного обеспечения зданий с учетом нормируемого уровня теплозащиты наружных ограждений. По расчетным максимальным показателям выбирается установленная мощность теплоэлектропотребляющего инженерного оборудования зданий.

Предпринимались попытки разработать нормативы годовой энергоемкости систем теплопотребления зданий (отопления, вентиляции) в отопительный период во взаимосвязи с уровнем теплозащиты наружных ограждений, модель энергетического паспорта зданий. К сожалению, при этом не удалось избежать серьезных системных ошибок:

  • Понятие «энергоэффективность зданий» подменяется оценкой годового потребления тепловой энергии, по существу, не предъявляется требований по экономии электрической энергии на привод насосов и вентиляторов, систем кондиционирования воздуха, освещения.
  • Уровень теплозащиты наружных ограждений и базовые показатели теплопотребления нормируются по стандартным для каждого региона показателям градусо-суток отопительного периода. В действительности продолжительность и средняя температура отопительного периода здания, определяющие показатель градусо-суток, в значительной степени зависят от среднесуточных внутренних тепловыделений. Например, в круглосуточных торговых комплексах типа «ОБИ», «ИКЕА», «АШАН», «МЕТРО» внутренние тепловыделения от освещения и посетителей превышают расчетные теплопотери и необходимость в отоплении зданий отсутствует, а максимальные энергетические нагрузки соответствуют летнему периоду, для которого и необходимо выбирать уровень теплозащиты ограждений.
  • Общее энергопотребление объекта предлагается определять как арифметическую сумму теплопотребления и электропотребления, в то время как энергоемкость выработки электрической энергии в 2,5–3 раза выше, чем тепловой.

Перечень замечаний можно продолжить, но общий вывод по этим документам – необходима их серьезная доработка и корректировка.

Следует отметить, что стандарты EPBD в значительной мере лишены указанных недостатков.

В результате было принято решение о целесообразности гармонизации отечественной концепции энергоэффективности с концепцией стран Европейского союза, определенных «Директивой 2010/31/ЕС по энергетической эффективности зданий», с обязательным учетом отечественного опыта разработки нормативных документов, особенности состояния и развития отечественной производственно-строительной индустрии, экономики, климатических и географических особенностей. При этом имеет место еще одно важнейшее требование к отечественной концепции и системе нормативных документов – они должны быть научно гармонизированы с мировыми достижениями, то есть прежде всего здесь недопустимо механическое переписывание зарубежных нормативных требований, экономически целесообразных по соответствующим странам.

Кроме того, отечественная концепция должна учитывать следующее:

  1. Прежде всего следует разработать некоторый управляющий стандарт аналогичный «зонтичному стандарту» в директиве EPBD 2010/31/ЕС, включающий структуру всех нормативных документов по энергоэффективности, взаимоотношение между ними, перечень показателей энергоэффективности, их определение, обозначение, единицы измерения.
  2. В систему стандартизации в области энергосбережения и энергоэффективности зданий и сооружений следует интегрировать существующую отечественную нормативно-методическую базу в части выбора расчетной мощности инженерных систем, определения показателей воздушно-тепловой комфортности (примерно 70% документов от общего числа нормативов системы), определения показателей теплозащиты наружных ограждений зданий.
  3. Следует разработать систему общих показателей энергоемкости зданий по потреблению тепловой, электрической энергии первичного топлива и эмиссии СО2 в атмосферу, методы экономической оценки энергоэффективности зданий, гармонизированных с нормативными документами, содержащимися в блоке 1 директивы EPBD.
  4. Следует разработать систему новых нормативов по определению показателей годового энергопотребления инженерными системами зданий, гармонизированных с нормативными документами, содержащимися в блоке 2 директивы EPBD.
  5. Концепция нормирования энергоэффективности должна предусматривать системное развитие требований, ориентированных на строительство зданий с нулевым годовым балансом потребления энергии в ближайшие 10–15 лет и возможностями ее использования в рейтинговой оценке «зеленого» строительства.

Российская концепция нормативного обеспечения энергоэффективности, удовлетворяющая требованиям к системе нормативных документов, содержащихся в указе президента, федеральном законе и приказов министерств, реализованная по аналогии с системой нормативных документов, содержащихся в директиве EPBD, представлена в виде системы блоков на рис. 3. Главный из этих блоков предполагает разработку ГОСТа «Нормативное обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности зданий и сооружений», в котором будут изложены иерархия и структура российской системы стандартизации в области энергосбережения и энергоэффективности в строительстве.

В соответствии с Федеральным законом № 261-ФЗ установлены три основных блока нормирования:

  • маркировка и сертификация энергоэффективности зданий и сооружений;
  • учет энергоресурсов;
  • энергетические обследования зданий.

Отечественная концепция нормирования энергоэффективности зданий и сооружений разделена на четыре категории по приоритетным срокам разработки нормативных документов: первоочередные нормативные документы; нормативные документы на ближайшую перспективу; нормативные документы, которые должны быть разработаны к 2020 году; нормативные документы, находящиеся в настоящее время в разработке или существующие.

Реализация положений Федерального закона № 261-ФЗ и подзаконных актов к нему в части энергоэффективности зданий и сооружений предполагает разработку блока первоочередных нормативов с использованием основополагающих документов европейской директивы EPBD 2010/31/ЕС.

Разработка и принятие концепции и стандартов нормирования энергоэффективности зданий и сооружений обеспечит принципиальное выполнение указа президента, закона Российской Федерации, постановлений министерств и кардинально повлияет на решение проблемы энергоэффективности при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий.

Литература

  1. Федеральный закон № 184-ФЗ от 27.12.2002 «О техническом регулировании».
  2. Федеральный закон № 261-ФЗ от 23.11.2009 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  3. Directive 2010/31/EU of the European Parliament and of the Council of 19 May 2010 on the energy performance of buildings.
  4. ГОСТ Р 51387–99. Энергосбережение. Нормативно-методическое обеспечение. Основные положения.
  5. Наумов А.Л. Маркировка энергоэффективности оборудования // АВОК.– 2006.– № 8.
  6. Табунщиков Ю.А., Бродач М.М., Шилкин Н.В. Энергоэффективные здания.М. : АВОК-ПРЕСС, 2003.
  7. ГОСТ Р 51380–99. Энергосбережение. Методы подтверждения соответствия показателей эффективности энергопотребляющей продукции.
  8. Энергосбережение и энергоэффективность. Американский путь // АВОК.– 2010.– № 6.
  9. Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
  10. Приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 19.04.2010 № 182 «Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования».
  11. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.02.2010 № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»
  12. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2010 № 67 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения полномочий федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»
  13. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов»

 

1 Концепция и система стандартизации стран Восточной Европы и Прибалтики специально разработаны применительно для капитального ремонта индустриальных зданий с целью повышения их энергоэффективности, успешно реализованы и их целесообразно распространить среди заинтересованных организаций.

купить online журнал подписаться на журнал
Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “АВОК” за №8'2011

распечатать статью распечатать статью


Реклама
Реклама на нашем сайте
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования



Кондиционирование, отопление, вентиляция

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте