Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 107-91-50 ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"

АВОК ассоциированный
член
Summary:

Мероприятия ответственности и свободы творчества: требования времени

Responsibility and Creativity Freedom Activities: Dictate of the Times

Yu. A. Tabunschikov, President of NP ABOK

Keywords: Resolution of the Government, regulatory documents, umbrella standard, software platform, register of smart technologies and artificial intellect, economic feasibility

The main activity that we believe should stimulate the freedom of creativity is the Resolution of the Government of the Russian Federation No. 914 dd. May 20th, 2022. Careful analysis of this document has resulted in a discussion among specialists. A question comes up: The Resolution "translates" the mandatory requirements of Code of Rules SP 50.13330.2012 "Thermal protection of buildings. Updated edition of Construction Norms and Rules SNiP 23-02-2003" and Code of Rules SP 60.13330.2020 "SNiP 41-01-2003 Heating, ventilating and air conditioning" into voluntary ones?  Then these documents cannot be referred to as Codes of Rules. Or all provisions of the above mentioned documents and other related documents become mandatory as a result of implementation of this Resolution?

Описание:

Самым главным мероприятием, которое, на наш взгляд, должно стимулировать свободу творчества, является Постановление Правительства Российской Федерации № 914 от 20 мая 2022 года. Внимательное прочтение этого документа привело к дискуссии между специалистами. Возникает вопрос: Постановление «переводит» обязательные требования СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003» и СП 60.13330.2020 «СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» в добровольные? В таком случае эти документы уже нельзя называть Сводами правил. Или в результате реализации этого Постановления все положения вышеупомянутых документов и других, связанных с ними, документов становятся обязательными?

Мероприятия ответственности и свободы творчества: требования времени

Табунщиков Самым главным мероприятием, которое, на наш взгляд, должно стимулировать свободу творчества, является Постановление Правительства Российской Федерации № 914 от 20 мая 2022 года. Внимательное прочтение этого документа привело к дискуссии между специалистами1. Возникает вопрос: Постановление «переводит» обязательные требования СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003» и СП 60.13330.2020 «СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» в добровольные? В таком случае эти документы уже нельзя называть Сводами правил. Или в результате реализации этого Постановления все положения вышеупомянутых документов и других, связанных с ними, документов становятся обязательными?

Много лет мы – группа специалистов – обращались в Правительство России и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства с предложением, чтобы в нормативных документах, раз уж они нормативные, содержались только обязательные требования. И вот вышло это Постановление. Возникает закономерный вопрос: это Постановление направлено на свободу творчества всех участников строительного процесса и их ответственность перед заказчиками – или здесь осталась только ответственность?

К сожалению, проект Постановления предварительно не обсуждался и явился как гром среди ясного неба: проблема состоит в том, что многие годы в одном и том же нормативном документе имели место обязательные и добровольные положения. Это, по нашему мнению, был большой нонсенс.

В результате дискуссий у нас появилось некоторое убеждение, что основная направленность этого Постановления связана с давно назревшей необходимостью прекратить появление большого количества специальных технических условий (СТУ). И здесь Постановление имеет цель не плодить многочисленные СТУ, а творчески и ответственно обосновывать свои решения.

Возникает закономерный вопрос: Постановление № 914 направлено на свободу творчества всех участников строительного процесса и их ответственность перед заказчиками – или здесь осталась только ответственность?

Относительно добровольности применения отдельных положений сводов правил считаем целесообразным привести позицию Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства следующего содержания.

«Добровольность применения стандартов и сводов правил, включенных в Перечень, не означает, что они могут не соблюдаться, а предоставляет возможность использования вместо них других документов, не противоречащих требованиям Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Но при этом лицо, осуществляющее оценку соответствия, вправе потребовать доказательства, что использование других документов не повлечет за собой противоречий требованиям Федерального закона № 384-ФЗ.

Неприменение стандартов или сводов правил, включенных в Перечень, не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае, согласно части 6 ст. 15 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», соответствие проектных значений и характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы одним или несколькими способами, указанными в документе».

Однако эта позиция была высказана за два года до появления Постановления. При подготовке этой статьи был сделан запрос в Минстрой России и Мосгосэкспертизу с просьбой разъяснить положения Постановления, но пока ответ не получен. Видимо, и у них есть проблемы с пониманием этого документа.

НП «АВОК» по заданию Минстроя России в 2018 году выполнило глубокий мониторинг системы нормативных документов в области нашей специальности и предложило принципиально изменить эту систему, действительно обеспечив свободу и ответственность творчества для специалистов [1]. Минстрой России согласился с нашими предложениями и обещал ввести их в действие, но, к сожалению, до сих пор это не сделано.

Существо наших предложений сводилось примерно к следующему: необходимо создать так называемый зонтичный стандарт, в который вошли бы только санитарно-гигиенические и противопожарные требования к зданиям и сооружениям. При этом в качестве оценки надежности выполненного проекта можно было бы включить нормативные значения тепло-, энергопотребления зданий. Объем зонтичного свода правил – не более семи страниц. Далее все существующие своды правил объявить пособиями добровольного применения или справочниками. Сегодня таких сводов правил более сотни, и проектировщику необходимо затратить много времени, чтобы разобраться в этих документах. Сформулированное выше предложение существенно облегчит работу проектировщиков. Детально ознакомиться с нашими предложениями читатели могут на сайте Минстроя России.

Наша область деятельности является конструктивно-расчетной или расчетно-конструктивной, в том смысле, что проектировщик конструирует систему, например, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха и рассчитывает ее производительность. По расчету этих систем существует много программ, которые создаются различными организациями и являются собственностью разработчиков. Даже если эти программы прошли сертификацию, по своей сущности они отражают интересы и особенности применения инженерного оборудования разработчиков. Представляется, что в данном случае необходимо создать платформу и разместить на ней совокупность программных расчетов, позволяющих производить расчеты для проектирования и конструирования от начала и до конца.

Программная платформа – это совокупность программных решений и технологий, позволяющая осуществлять разработку и/или производство программных продуктов в определенной предметной области методом компоновки и настройки уже готовых модулей и модулей, специально разработанных в целях расширения функционала и включаемых затем в платформу.

До настоящего времени мы не имели утвержденного свода правил по расчету тепло-, энергопотребления проектируемых зданий. Создание такой программы расчета – серьезная работа, за ней стоят крупные административные и материальные интересы тепло-, энергоснабжающих организаций. В эту же платформу необходимо включить расчет отопительного периода и возможное время оптимального отключения при аварийных ситуациях.

Безотлагательность решения связана с необходимостью создать и внедрить в практику строительства реестр умных технологий и искусственного интеллекта. Для этого созданы все предпосылки: в стране имеются хорошо себя зарекомендовавшие отечественные разработки, связанные с прорывными технологиями и опережающие зарубежные аналоги. НП «АВОК» значительное время занималось созданием реестра умных технологий и искусственного интеллекта. Так, например, в 2019 году НП «АВОК» был сделан вариант этого реестра, но он, как нам кажется, не привлек внимания высоких инстанций, принимающих решения [2].

К сожалению, в последние годы наше строительство развивается не в направлении интеллектуализации, а в направлении упрощения используемого оборудования. Организациям, ответственным за принятие решений, и, прежде всего, Минстрою России необходимо создать рабочую группу по реализации умных технологий и искусственного интеллекта в строительстве зданий и сооружений.

Следовало бы в практику проектирования вводить экономические обоснования. Понятны трудности этого в связи с постоянно меняющейся экономической ситуацией в стране и влиянием на нее санкционного режима. Но здания служат 50, а то и 100 и более лет, и сегодняшние процессы на таком длительном временном интервале «затухают» и не будут оказывать существенного влияния на изменение экономики. Не могу поверить, что инвесторы не считают экономику. Почему же экономические расчеты не входят в серьезном объеме в практику проектирования, строительства и эксплуатации зданий и сооружений? Приведу пример. Много лет идут споры среди специалистов по поводу величины теплозащиты зданий: одни считают, что она недостаточна, а другие считают ее избыточной [3]. Решение может быть получено в результате экономического обоснования.

И последнее: в нашей специальности имеет место катастрофический дефицит специализированной литературы, в которой рассматриваются технические и технологические решения. Это же относится и к учебной литературе. Существует глубоко ошибочное мнение, что все необходимое можно найти в Интернете. Однако зачастую на сайтах можно прочитать отдельные, далеко не всегда профессиональные скудные сведения, но они, как правило, только «спасательный круг», а не руководство к творчеству. Здесь много проблем, но это темы (а не одна тема), которые должны волновать и полевых специалистов, и руководителей, принимающих решения.

Приглашаем специалистов высказать свое мнение по данному вопросу.

Литература

1. Между двух огней. Нормативные документы в области сетей и систем инженерно-технического обеспечения зданий // АВОК. – 2018. – № 4.

2. Табунщиков Ю. А. Первый Инвестиционный форум «Умные технологии и искусственный интеллект для ЖКХ города Москвы» // АВОК. – 2019. – № 8.

3. Табунщиков Ю. А. В поисках истины // АВОК. – 2014. – № 6.

1 Подробнее об этом читайте в статье А. Н. Колубкова «Отмена ПП № 815: чудо или осознанная необходимость?» (с. 10).

купить online журнал подписаться на журнал
Поделиться статьей в социальных сетях:

Все иллюстрации приобретены на фотобанке Depositphotos или предоставлены авторами публикаций.

Статья опубликована в журнале “АВОК” за №5'2022

PDF pdf версия


Реклама на нашем сайте
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Реклама на нашем сайте
Онлайн-словарь АВОК!