Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член
Summary:

Энергосервисные контракты и аспекты потребительского менеджмента

Описание:

Энергосервисный контракт как один из видов государственно-частного партнерства является развивающимся механизмом повышения энергетической эффективности зданий и их инженерных коммуникаций не только в Российской Федерации. По пути использования performance contract одновременно с нами развиваются Болгария, Франция, Германия, Китай, Бразилия и пр. Для каждой страны условия реализации ЭСК различаются, но есть и схожие аспекты.

Энергосервисные контракты и аспекты потребительского менеджмента

Энергосервисный контракт как один из видов государственно-частного партнерства является развивающимся механизмом повышения энергетической эффективности зданий и их инженерных коммуникаций не только в Российской Федерации. По пути использования performance contract одновременно с нами развиваются Болгария, Франция, Германия, Китай, Бразилия и пр. Для каждой страны условия реализации ЭСК различаются, но есть и схожие аспекты.

Энергосервисные контракты и аспекты потребительского менеджмента

Цикл реализации ЭСК затрагивает пять групп заинтересованных сторон:

  1. Инициатор - Главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС), т.е. орган государственной власти …, имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между … получателями бюджетных средств [16, статья 6].
  2. Заказчик – получатели бюджетных средств: учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета;
  3. Исполнитель – организация, осуществляющая в т.ч. энергосберегающую деятельность в рамках договора на оказание энергосервисных услуг.
  4. Инвестор – как правило, банк, оказывающий услуги по обеспечению Исполнителя дополнительным объёмом денежных средств, необходимых для качественной реализации условий ЭСК.
  5. Потребитель – группы населения, пользующиеся достигнутыми улучшениями в процессе выполнения своих непосредственных обязанностей: для школ - обучающиеся и их родители, для медицинских организаций – больные и посетители, для музеев – посетители и персонал.

Как представители разных групп заинтересованных сторон, перечисленные категории имеют разные цели деятельности. Индикаторы их отношения к процессу осуществления и результатам энергосберегающей деятельности также будут различны.

На основании результатов реализации внедрения энергосберегающих мероприятий с 2009 года по программе [1] для бюджетной сферы г. Москвы, 261-ФЗ [2], Закона г. Москвы от 5 июля 2006г. №35 «Об энергосбережении в г. Москве» [3], 145-ФЗ [16] и пр., можно сгруппировать основные индикаторы реализации энергосберегающих мероприятий:

  • Энергоемкость валового регионального продукта [1, п. 2.2];
  • Удельная величина потребления энергетических ресурсов (электрическая и тепловая энергия, вода, природный газ) в зданиях (из расчета на 1 кв. метр общей площади и (или) на одного человека) [1, п. 2.2];
  • повышение эффективности использования энергетических ресурсов в жилищном фонде [2, Статья 14, п. 4, п.п. 1];
  • повышение эффективности использования энергетических ресурсов в системах коммунальной инфраструктуры [2, Статья 14, п. 4, п.п. 2];
  • сокращение потерь энергетических ресурсов при их передаче, в том числе в системах коммунальной инфраструктуры [2, Статья 14, п. 4, п.п. 3];
  • повышение уровня оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов [2, Статья 14, п. 4, п.п. 4];
  • сокращение расходов бюджетов на обеспечение энергетическими ресурсами … с учетом изменений объема использования энергетических ресурсов [2, Статья 14, п. 4, п.пф. 7];
  • увеличение объема внебюджетных средств, используемых на финансирование мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности [2, Статья 14, п. 4, п.п. 8].
  • снижения расходов на энерго- и водообеспечение за счет повышения эффективности использования энергетических ресурсов [3, Статья 3, п. 2, п.п. 1];
  • установления обоснованных лимитов (нормативов) потребления энергетических ресурсов [3, Статья 3, п. 2, п.п. 2];
  • декларирования энергопотребления [3, Статья 3, п. 2, п.п. 3] и т.д.

Как видно из приведённого перечня, основной целью Инициатора является снижение нагрузки на бюджет через снижение объёма потребления энергоресурсов с последующим мониторингом эффекта через статистические индикаторы.

Инфраструктура зданий бюджетных учреждений – комплекс инженерных систем, потребляющих электрическую и тепловую энергии, природный газ, холодную и горячую воду.

В общем виде все мероприятия по энергосбережению можно разбить на следующие категории капиталоёмкости [10, п. 2, стр. 10], [11, п. 8.3]:

  1. малозатратные быстроокупаемые (в зависимости от органа исполнительной власти - до 100 либо до 400 тыс.руб.), при которых экономический эффект от их реализации за первый год сопоставим с кап. затратами на энергосберегающие мероприятия. Осуществление происходит в порядке текущей деятельности Заказчика на основе заключения прямых договоров, осуществления безконкурсных процедур;
  2. среднезатратные со средним сроком окупаемости (до 3 млн.руб.), при которых экономический эффект от их реализации за первые 3-5 лет сопоставимы с кап. затратами на энергосберегающие мероприятия. Осуществляется путём размещения заказа на открытых торговых площадках и применения стандартных конкурсных процедур;
  3. высокозатратные (свыше 3 млн.руб.), срок окупаемости превышает 5 лет.

Достижение экономии энергоресурсов может быть реализовано как результат множества различных мероприятий, выполняемых совместно или по отдельности. Индикаторы для принятия решения о запуске ЭСК в бюджетных учреждениях могут быть совершено различны и обращаться не только к технической области, но также к экологической и социальной сторонам вопроса. Анализ выявил актуальность следующих индикаторов принятия решения о запуске проекта:

  • возможный максимальный технический потенциал экономии энергоресурсов;
  • достаточность энергосберегающего эффекта для выполнения требований 261-ФЗ;
  • величина капиталовложений и объём эксплуатационных затрат, срок окупаемости вложений;
  • процент возможной экономии ресурса относительно общего потребления данного ресурса объектом;
  • эстетическая оправданность и современность применяемых решений;
  • экологическая, пожарная, биологическая и пр. безопасность решений;

Отдельно отмечаются индикаторы:

  • экономическая прибыльность проекта для Исполнителя;
  • повышение комфортных условий для Пользователей улучшенной инфраструктуры инженерных систем здания. Индикаторами деятельности Инвесторов в содействии развитию ЭСК бюджетной сферы являются [12, с. 20]:
  • Наибольший размера кредита одну организацию, надёжности его обоснования, срока возврата средств от экономического эффекта инвестиций (редко превышает 5 лет); льготные кредиты предоставляются для объектов социального назначения;
  • Ежегодная экономия финансовых ресурсов (желательно не менее 25% инвестиционных затрат);
  • Значительный экологический эффект;
  • Проработанная по требованиям банка ТЭО, проектно-сметная документация;
  • Безубыточная деятельность заёмщика в последние 2-3 года.

Данные индикаторы не имеют практически ничего общего ни с индикаторами законодательства бюдж. сферы, ни с индикаторами деятельности Исполнителей, что является источником дополнительных сложностей внедрения энергосберегающих инноваций.

Для системы образования города Москвы, как пилотного проекта по внедрению ЭСК в 2012-2013 был проведён анализ мнения целевой аудитории (обучающихся и их родителей) относительно индикаторов деятельности Инициатора, Заказчика или Исполнителя ЭСК [13, 14], показавший следующие приоритетные для Потребителей аспекты [15]:

  • Повышение качества жизни населения и средней заработной платы специалистов затронутых производств;
  • Улучшение условий быта и труда затронутых групп населения;
  • Улучшение здоровья затронутых групп населения;
  • Снижение травматической опасности затронутых групп населения;
  • Снижение криминогенности на территории затронутых объектов;
  • Улучшение экологической составляющей;
  • Повышение социальной стабильности;
  • Улучшение экономических показателей Заказчика, снижение нагрузки на бюджет города / организации;

Из выше сказанного следует явная несогласованность основных индикаторов сторон, заинтересованных в реализации ЭСК в бюджетной сфере. Решением выявленной проблемы стала «Комплексная методика расчёта индексов потребительского менеджмента в сопоставимых условиях», состоящая из двух основных уровней: для Заказчика и для уровня Инициатор – Потребители. Измерение и расчёт в сопоставимых условиях энергосберегающего эффекта в настоящее время выполняется на основе методики ГБУ «Энергетика», одобренной МинЭнерго. Уровень Инициатор – Потребители в значительной степени характеризуется статистическими и вероятностными показателями.

Процесс выбора Заказчиком наиболее эффективного энергосберегающего проекта из нескольких вариантов, предложенным в энергетическом паспорте, имеет своей основой ожидание пролонгированного технического и экономического эффекта.

Наиболее сильное влияние на экономику проекта оказывает изменение стоимости денежных средств. Коэффициент дисконтирования при плановой экономике равнялся 8%, а в условиях рыночной рассчитывается в зависимости от сценарных условий. Как правило, он принимается равным коэффициенту средневзвешенной стоимости капитала, который учитывает стоимость собственных и заемных средств. Заемные средства оцениваются с учетом инфляции, выплаты процентов по кредиту или дивидендов, в случае акционерного общества.

В настоящее время существует несколько методов оценки экономической эффективности проекта с учётом изменения стоимости денежных средств, которыми пользуются в Европе и США [22], [23].

Чистый доход за счет экономии энергоресурсов за весь период эксплуатации энергосберегающих мероприятий.

В условиях монопсонии рынка энергосберегающих мероприятий и энергосервисных услуг, развитие инфраструктуры бюджетных организаций возможно обеспечить за счет согласования интересов Потребителей и Заказчиков и Исполнителей энергосберегающих услуг. В литературе [24] предлагается в качестве критерия экономической оценки эффективности внедрения энергосберегающих мероприятий можно принять интегральный эффект [21, 25] (чистый дисконтированный доход за расчетный период), который определяется по выражению:

(1)

где
Т – горизонт расчёта;
t – номер шага расчёта;
Rt – результаты (принимаются сэкономленные затраты), достигаемые на t-ом шаге расчёта;
Зt – затраты, связанные с реализацией энергосберегающих мероприятий на t-ом шаге расчёта;
Еt – норма дисконта на t-ом шаге расчёта.

Расчет текущей стоимости ежегодной экономии - PV [21]:

(2)

где
PVAS- текущая стоимость годовых сбережений
Т0 - общее кол-во лет в анализе. Принимаем для анализа Т0=5 лет.
ASt - годовая экономия в год t.

Расчет текущей стоимости инвестиций [21]:

Инвестиции последнего года – это затраты на вывод из эксплуатации (если есть) минус остаточная стоимость оборудования.

(3)

где
PVI -текущая стоимость инвестиций
It - инвестиции в год t

Расчет чистой текущей стоимости (чистого дисконтированного дохода) - NPV [21] чистый дисконтированный доход (ЧДД), чистая приведенная (или чистая современная) стоимость, интегральный эффект, Net Present Value (NPV) [10]:

NPV = PVAS – PVI, где (4)

Если NPV > 0, то проект – рентабелен (экономически целесообразен).

(5)

где
B – доходы;
C – затраты;
i – процентная ставка;
t – период.

Расчет нормы прибыли (индекс доходности) (SIR) [24]:

(6)

SIR показывает относительную целесообразность проекта, выраженную в процентах. Если SIR > 1.0, то проект принесет больше денег, чем на него потрачено.

Расчет внутренней нормы прибыли (внутренней нормы доходности) (ВНД) [21], Internal Rate of Return (IRR). Смысл IRR состоит в определении максимальной ставки платы за привлеченные источники финансирования, при которой проект остается безубыточным. IRR – это гипотетическая процентная ставка, при которой SIR = 1.0 или NPV = 0. Если IRR ≥ процентной ставки в анализе, то инвестиции оправданы (экономически целесообразны).

В случае заключения ЭСК основная задача состоит в выборе лучшего энергосберегающего мероприятия из нескольких предложений. Решение об инвестировании проекта должно приниматься с учетом знания всех критериев и интересов всех участников инвестиционного проекта. Анализ методов социальной, технической, экономической оценки эффективности инвестиций и их влияние на отбор проектов показан в Таблице 2 [17], [18], [19], [20].

Таблица
Анализ методов оценки эффективности инвестиций в условиях рынка
Число
проектов
Ограничения
по инвестициям
Критерии
отбора
Один
Нет
IRR > r,
NPV > 0,
SIR > 1
Несколько
Нет
IRR > r,
NPV > 0,
SIR > 1
Есть
SIR* > 1

* Ранжирование по степени снижения SIR

Рассчитав указанные показатели для нескольких взаимоисключающих ЭСМ, Заказчик с разрешения Инициатора выбирает наиболее выгодный проект. В дальнейшем используется «Комплексная методика расчёта индексов потребительского менеджмента в сопоставимых условиях», разработанная в НИУ «МЭИ».

В условиях неполноты имеющихся данных, характеризующих экономику субъекта РФ резко снижается степень управляемости и прогнозируемости упомянутого комплекса экономических, технических, социальных систем. Снижается эффективность предварительных ТЭО ЭСК. При обработке большого объёма первичных данных используется математический аппарат, позволяющий учитывать степень размытости и неопределенности исходной информации, из теории нечетких множеств [4], [5], [6], [7], [8], [9]. Метод векторной оптимизации оценки качества жизни по периодам вхождения новшеств в оборот [17, Глава 2, п. 7]. Выражается метод функцией состояния качества жизни:

К1..n = ƒ1 (x1…xm) > ƒ2 (x1+ Δx1(2) … xm + Δxm(2)) > > ƒn(x1(n-1) + Δx1(n) … xm(n-1) + Δxm(n)) (1)

где
К1..n - показатель уровня качества жизни по функциям 1…n;
ƒ1, ƒ2, ƒn – функции индикаторов качества жизни Потребителей, последовательно включаемых в оборот инновационных процессов;
x1 … xm - показатели векторов (социальных результатов), отражающие качество жизни по функциям (i…n);
Δx1…m - величина приращения векторов по функциям 1…n.

По данному методу каждое ЭСМ, реализованное с привлечением механизма ЭСК, может быть рассчитано с максимально возможным числом факторов для каждой из подгрупп заинтересованных сторон Потребителей и Заказчика исходя из совокупного потенциала эффектов, классифицированным по видам, критериям, эффектам. Оценка энергосервисного контракта на предмет результирующего повышения индексов потребительского менеджмента не является обязательной для ГЧП в РФ. Вместе с тем, использование разработанной методики позволяет прогнозировать не только непосредственный энергосберегающий и экологический эффект от энергосберегающих мероприятий. «Комплексная методика …» позволяет прогнозировать ряд социально важных показателей выбранной для ЭСК территории. При оценке двух и более энергосберегающих мероприятий с экономически сравнимыми показателями и условием одновременной реализации только одного проекта (как и происходит в действительной практике), предпочтение отдаваться проекту с наилучшим индексом социальной эффективности проекта, рассчитанного с использованием «Комплексная методика расчёта индексов потребительского менеджмента в сопоставимых условиях». Использование комплексного подхода при выборе наиболее предпочтительного энергосберегающего мероприятия является гарантом правильности принятого решения, а значит и условием максимальной эффективности вложенных средств Инвестора.

Литература

  1. Государственная программа г. Москвы «Энергосбережение в городе Москве» на 2012-2016 гг. и на перспективу до 2020 года;
  2. Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
  3. Закон №35 г. Москвы «Об энергосбережении в г. Москве» от 5 июля 2006 года
  4. Недосекин А.О. Нечетко-множественный анализ рисков фондовых инвестиций. – СПб, Типография «Сезам», 2002. – 181 с.
  5. Недосекин А.О. Управление продажами нового товара с использованием нечетко-множественных описаний// Управление продажами. – 2004, №3. с.с. 16 - 25.
  6. Недосекин А.О. Финансовый менеджмент на нечетких множествах//Аудит и финансовый анализ. – М.: 2003. – 160 стр.
  7. Недосекин А.О., Овсянко А.В. Нечетко-множественный подход в маркетинговых исследованиях //2000. – На сайте: http://www.vmgroup.sp.ru/
  8. Недосекин А.О., Фролов С.Н. Лингвистический анализ гистограмм экономических факторов// На сайте: http://sedok.narod.ru/s_files/2003/Art_040703.doc , 2003
  9. Zadeh L.A. Fuzzy Sets as a Basis for a Theory of Possibility // Fuzzy Sets and Systems. - 1978. - Vol.1, №1.
  10. ПЛ АВОК-7–2005 Положение об экономическом стимулировании проектирования и строительства энергоэффективных зданий и выпуска для них энергосберегающей продукции
  11. Отчёт о научно-исследовательской работе по теме: «Разработка научно-обоснованного проекта учебного курса по подготовке лиц, проводящих энергетические обследования, и комплекта методических материалов к нему», Москва 2011.
  12. Консолидированный обзор Финансирование энергоэффективности. В.В, Семикашев, А.С.Мартынов, А.Ю. Колпаков. // Тематическое сообщество «Энергоэффективность и Энергосбережение», 2012. – 33 с.
  13. Гужов С.В. Проблемы и решения информационного обеспечения повышения энергетической эффективности зданий системы образования // Информатизация и связь. №1, 2013 стр. 16-19
  14. Гужов С.В. Открытый менеджмент качества инфраструктурных проектов в системе образования города Москвы: взгляд потребителя образовательных услуг. Актуальные научные вопросы и современные образовательные технологии: сб. науч. тр. по мат-лам Междунар. заочн. науч.-практ. конф. 28 июня 2013 г.: Часть 7, стр. 49. Тамбов, 2013.
  15. Гужов С.В. Анализ менеджмента реализации инновационных энергосберегающих проектов как набора индикаторов для групп заинтересованных сторон. Теоретические и прикладные вопросы науки и образования: сб. науч. тр. по мат-лам Междунар. заочн. науч.-практ. конф. 31 августа 2013 г.: Часть 1, стр. 45. Тамбов, 2013.
  16. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ;
  17. Грачёва Наталья Викторовна. Методология управления развитием инновационной деятельности в промышленности в условиях модернизируемой экономикию. АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. Санкт–Петербург – 2012;
  18. Шумпетер Й. Теория экономического развития. - М.: Прогресс, 1982.-457с.;
  19. Гительман Л.Д., Ратников Б.Е. Энергетический бизнес: Учеб.пособие.-М.:Дело, 2006.- 600с.
  20. А. А. Михалевич. Энергоэффективность экономики и энергетиче- ская безопасность. Материалы Международной научно- практической конференции : Энергоэффективные технологии. Мн., 2010.260 - Leon Freris, David Infield Renewable energy in power systems, John Wiley&Sons Ltd, 2008.
  21. Ларри Гуд, Ваган Бабаджанян Материалы презентации: 10 шагов для определения осуществимости проектов по энерго- эффективности/Основы методологии экономического анализа. Учебный курс проекта SEMISE, 2011.
  22. Мелентьев А. А. Очерки истории отечественной энергетики.– М. Наука, 1987. — 277 с
  23. Dubash, N.K. Power politics: equity and environment in electricity reform / http://www.wri.org/wri/governance/powerpolitics_toc.html
  24. Шкрет А.Ф., Методические особенности оценки экономической эффективности энергосберегающих мероприятий. Материалы Четвертой Российской научно-технической конференции “Энергосбережение в городском хозяйстве, энергетике, промышленности”, Ульяновск, 24-25 апреля 2003 г. ОЭП СНЦ РАН
  25. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. М. 1994.
купить online журнал подписаться на журнал
Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №1'2014

распечатать статью распечатать статью PDF pdf версия


Реклама
Реклама на нашем сайте
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте