Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член

Повышение энергоэффективности как двигатель модернизации промышленности

Мир переходит к шестому технологическому укладу, и место России в международном разделении труда и мировом экономическом рейтинге в значительной степени будет зависеть от того, как будет развиваться отечественная промышленность в ближайшие годы.

Нужен постоянный диалог всех вовлеченных сторон с тем, чтобы, обсудив актуальные проблемы, предложить конкретные пути их решения и выделить среди них те, по которым существует согласие. Это подтвердило Всероссийское совещание промышленников и предпринимателей по вопросам повышения энергоэффективности (см. справку). Несомненно, руководителям российских промышленных предприятий, ресурсоснабжающих организаций, лицам, принимающим решения, будет полезно ознакомиться с рекомендациями1, выработанными по результатом обсуждений специалистов – участников мероприятия.

Повышение энергоэффективности – обязательное условие обеспечения долгосрочной конкурентоспособности. У многих предприятий и целых отраслей есть четкая мотивация к этому. В частности, металлургические предприятия вложили серьезные средства в модернизацию, что позволило реализовать крупные проекты и заметно улучшить показатели энергорезультативности. Однако зачастую реальная модернизация производства с целью повышения энергоэффективности, несмотря на декларации государства, не встречает господдержки, а непоследовательность законодательства, в том числе несоответствие подзаконных актов федеральным законам, сводит на нет усилия тех, кто добивается экономии.

СПРАВКА

Всероссийское совещание промышленников и предпринимателей «Повышение энергетической эффективности как драйвер модернизации промышленности и роста экономики» состоялось в Екатеринбурге 11 июля 2013 года. В работе мероприятия приняло участие около 150 представителей крупных промышленных холдингов, ресурсоснабжающих и электросетевых компаний, малого и среднего профильного бизнеса в сфере энергоэффективности, экспертов, ученых, практиков. Всероссийское совещание организовано СРО НП «Союз "Энергоэффективность"» при поддержке Комитета по энергетике Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей, ФБГУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России и Аналитического центра при Правительстве РФ.

Наиболее острые проблемы

• Экономическая политика и политика энергоэффективности носят несистемный характер (противоречия; нестимулирующий характер; частая смена норм; ответственность разных ведомств; разные «карманы» для бюджетных средств, направляемых для решения одних и тех же задач; логическая незавершенность отдельных этапов экономической политики, например кампании по обязательным энергетическим обследованиям).

• Экономические модели непрозрачны и часто не стимулируют к развитию (перекрестное субсидирование, тарифообразование, монополизм).

• Действующая тарифная политика не стимулирует лучших и эффективных (метод «издержки плюс»; отсутствие реальных процедур учета затрат на корпоративную программу энергоэффективности в тарифе на тепло, когда предприятия отапливает город и т.п.).

• Тарифы на энергоресурсы в ряде случаев уже неконкурентоспособны с зарубежными странами (при принятии решений о территориальном размещении производств).

• Условия технологического присоединения к сетям, а также условия и сроки для открытия новых производств не способствуют развитию промышленности и бизнеса, в том числе в сравнении с зарубежными площадками.

• Как следствие основные фонды промышленности выводятся за пределы Российской Федерации, т.е. рабочие места и добавленная стоимость создается в других государствах.

• Происходят массовые добровольные отключения потребителей от централизованных энергосетей в России и падение эффективности последних. Эти процессы образуют замкнутый круг.

• Отсутствует ответственность потребителя за использование заявленной мощности и загрузку введенных сетей.

• Недостаточен учет интересов потребителей (институциональных и частных) в законодательных нормах, тарифной политике.

• Как следствие этого, а также по причине недостаточной информированности отсутствует согласие, принятие проводимой политики, принимаемых решений и предлагаемых рынком технологий субъектами бизнеса, потребителями.

• Недостаточно финансовых средств для реализации модернизационных и энергоэффективных проектов. Недоразвиты рынки кредитных средств, ценных бумаг. Высокие процентные ставки останавливают инвестиции.

• Ощущается кадровый голод среди инженеров, а также специалистов в различных областях энергосбережения.

Пути изменения ситуации

В рекомендациях сформулированы основные задачи и мероприятия, позволяющие улучшить сложившуюся ситуацию.

Обеспечение системности в национальной экономической политике, промышленной политике и политике энергоэффективности, включая:

  • создание экономических моделей, стимулирующих ресурсо-снабжающие компании к проведению модернизации, наращиванию производительности труда и энергетической эффективности, с минимальным повышением тарифов;
  • увеличение государственной роли в промышленности с целью формирования промышленной политики с увязкой отраслевых задач, а также и с учетом инновационных, ин-вестиционных, региональных и т.п. целей; планирование развития отдельных (под)отраслей путем разработки дорожных карт в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП);
  • создание стратегии импортозамещения в части технологий, оборудования и материалов, необходимых для энергоэффективной модернизации. Стимулирование отечественных разработок энергоэффективного оборудования, а также создание механизма их коммерциализации для бизнеса и бюджетной сферы;
  • увязку энергетической политики и политики энергоэффективности (потребности в энергии по регионам с резервами экономии и альтернативной энергетики, малая генерация, новая генерация). Увязка стратегий (подпрограмм) развития традиционной энергетики и генерации и подпрограммы энергоэффективности в Государственной программе «Энергоэффективность и развитие энергетики», в том числе в части балансирования объемов сэкономленных энергоресурсов и снижения потребностей в новой генерации;
  • использование возможностей лучших практик, в частности стимулирование внедрения системы энергоменеджмента с учетом требований ISO 50001:2011 на промышленных предприятиях;
  • улучшение взаимодействия между уровнями управления и органами власти;
  • применение критериев энергоэффективности в промышленности при выделении субсидий на софинансирование региональных прог-рамм повышения энергоэффективности.

Создание благоприятных условий для бизнеса, включая область энергетических ресурсов:

  • соблюдение баланса интересов крупных промышленных потребителей электроэнергии и сетевых компаний при решении вопросов по технологическому присоединению, в том числе при обсуждении законопроекта № 170322-6 о внесении изменений в Федеральный закон № 35‑ФЗ «Об электроэнергетике»;
  • создание рынка высвобожденной энергетической мощности (повышение ответственности предприятий-заявителей за объем заявленной мощности; механизмы компенсации за высвобожденную мощность, в том числе в пользу энергосервисных компаний (ЭСКО), а также корпоративных и частных потребителей, внедряющих энергоэффективные технологии);
  • сохранение имеющихся законодательных норм в течение инвестиционного цикла для обеспечения понятных условий инвесторам.

Учет интересов всех сторон при принятии решений в промышленной и энергетической политике. Для этого необходимо:

  • введение в практику обязательного обсуждения законопроектов, разрабатываемых нормативно-правовых документов, подзаконных актов с экспертным и отраслевым сообществом, с обязательным учетом мнения потребителей;
  • создание экспертных советов при региональных объединениях союзов промышленников, крупных сетевых компаниях с участием крупных промышленных предприятий, малого и среднего бизнеса, общественных организаций и других потребителей, рекомендации которых надо принимать во внимание при разработке и согласовании законопроектов и правовых норм;
  • введение на практике представителей потребителей энергии в региональные энергетические комиссии.

Активизация практики планирования, в том числе энергетического, не ущемленного разобщением отдельных вопросов по ведомствам. Выполнение задачи предполагает:

  • разработку методик и введение в практику при принятии решений расчета эффекта от энергоэффективных мероприятий по всей экономической цепочке;
  • введение для предприятий сравнительного анализа с использованием индикаторов энергорезультативности – граничных для отраслей и процессов (бенчмаркинга).

Распространение культуры энергосберегающего образа жизни и бизнеса, информации о возможностях и технологиях, обучение. Это предусматривает следующие мероприятия:

  • приведение трудовых и образовательных норм и стандартов в соответствие с требованиями политики энергоэффективности. Содействие инициативам по созданию стандарта профессии «энергоаудитор», стандартов высшего образования в части новых специальностей, введение в стандарты среднего образования предмета по основам энергоэффективного поведения;
  • содействие подготовке профессиональных кадров и повышению квалификации – как в вузах, так и в действующих и создающихся корпоративных образовательных учреждениях, осуществляющих подготовку специалистов, востребованных на производстве, в том числе в части повышения энергоэффективности. Содействие практике корпоративного заказа на обучение специалистов в государственных
    вузах;
  • создание с привлечением бюджетного финансирования общих информационных ресурсов и широкая пропаганда существующих – о возможностях финансирования, о доступных разработках, о вузах и исследовательских группах, готовых работать над тем или иным проектом.

Обеспечение достаточной и достоверной информации об энергопотреблении на различных уровнях для принятия необходимых решений. Для этого необходимо:

  • синхронизировать между собой геоинформационные системы (ГИС) «Энергоэффективность», «ТЭК» и «ЖКХ» в части информации и прав доступа, а также доработать ГИС «Энергоэффективность» в части оператора, процедур и сроков обработки данных, доступности информации отраслевым союзам;
  • ввести на практике ограничения на проведение энергетического аудита аффилированными структурами;
  • логически продолжить кампании по проведению обязательных энергетических обследований (введение конкретных сроков обследования тех объектов, которые не были обследованы в установленные федеральным законом № 261‑ФЗ «Об энергосбережении…» сроки; обеспечение качественной обработки собранных данных, раскрытие информации, ее использование в интересах государства, отраслевых сообществ).

Обеспечение большей доступности финансовых ресурсов для модернизации и повышения энергоэффективности, в том числе посредством развития энергосервисной деятельности. Создание путем введения поправок в закон № 261ФЗ либо принятия отдельного закона, понятных и прозрачных юридических, бухгалтерских, бизнес-процедур для реализации энергосервисных контрактов, балансирующих риски сторон; в том числе необходимо:

  • введение законодательного определения энергосервисного контракта как контракта, выручка по которому зависит от достижения определенных результатов (в т.ч. по экономии энергоресурсов);
  • использование для типологизации энергосервисных контрактов договоры аренды, подряда и возмездного оказания услуг;
  • внедрение в нормативном порядке энергосервисного контракта с гарантированной экономией;
  • внесение ясности в части момента, цены и основания перехода оборудования по энергосервисному контракту в пользу заказчика;
  • проработка вопросов страхования рисков сторон по энергосервисному договору;
  • внедрение в широкую практику процедур измерения и верификации, в том числе обеспечение стыковки законодательства об энерго-сбережении с нормами метрологии и единства измерений.

Рекомендации промышленным предприятиям

 В результате анализа сложившейся ситуации в области повышения энергоэффективности промышленных предприятий и сформулированных выше задач по ее изменению к лучшему, руководящему составу рекомендуется:

  • консолидировать информацию, опыт и наработки, в том числе с помощью электронных средств (элементы краудсорсинга), профессиональных и отраслевых союзов, в том числе для донесения своей позиции;
  • использовать площадки технологической платформы «Интеллектуальная энергетическая система России» и системы добровольной сертификации в области энергоменеджмента «РосЭнергоСтандарт», предоставляемые ФБГУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России, для продвижений идеологии, проектов и программ в сфере инноваций и энергоэффектиности;
  • разработать (каждому предприятию) стратегию модернизации и программу энергоэффективности, где, в частности, отразить принцип недопустимости одноразового использования первичного топлива и приоритетности комбинированного производства тепловой, электрической энергии, холода и др. практически независимо от мощности установки (системы);
  • применять лучшие управленческие практики, включая международные стандарты семейства ISO, в том числе стандарт энергоменеджмента ISO 50001;
  • предприятиям (обрабатывающим и приборостроительным) достроить бизнес-модель таким образом, чтобы конечным продуктом была не просто готовая продукция, а проектное решение под конкретную потребность заказчика, в том числе в части оборудования для модернизации и повышения энергоэффективности. Это будет также способствовать развитию энергосервисного бизнеса;
  • повысить требования к энергоаудиту, не ограничиваясь заполнением требуемого законодательно энергетического паспорта в пользу детального энергетического обследования, возможно инвестиционного энергоаудита, результаты которого могут быть успешно использованы для реализации мероприятий по модернизации и энергоэффективности, в том числе для диалога с кредитными институтами.

Всероссийское совещание промышленников и предпринимателей по вопросам энергоэффективности решено сделать ежегодным в рамках деловой программы ИННОПРОМ.

Материал предоставлен СРО НП «Союз "Энергоэффективность"»

 

1 Составители: эксперт Аналитического центра при Правительстве РФ Е. Г. Гашо (Москва), независимый эксперт М. В. Степанова (Екатеринбург).

купить online журнал подписаться на журнал
Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №6'2013

распечатать статью распечатать статью


Реклама
Реклама на нашем сайте
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте