Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член

Энергоаудит и энергосервис в теплоснабжающих компаниях

По данным Ростехнадзора, на начало 2012 года ОАО «Московская объединенная энергетическая компания» (ОАО «МОЭК») занимает первое место в России по масштабам энергоаудиторской практики. Предлагаем познакомиться с основными направлениями деятельности и планами ОАО «МОЭК» в области энергоаудита и энергосервиса.

Специалисты ОАО «МОЭК» рассматривают энергоаудит не как временную кампанию, а как основу серьезной систематической работы общества в области повышения энергоэффективности и энергосбережения. Причем под аудитом понимается комплексное обследование, включающее не только технические, но и экономические аспекты функционирования тех или иных производственных комплексов. Поскольку опыт последних лет свидетельствует о девальвации значимости аудита и отношения к энергоаудиторам, особое внимание сейчас уделяется вопросам повышения квалификации персонала и качества деятельности, определяемой понятием «энергоаудит».

Комплекс энергоаудиторских услуг выполняется не только силами собственного персонала ОАО «МОЭК», но и с привлечением квалифицированных специалистов, зарекомендовавших себя на рынке данных услуг.

Энергоаудит

Энергоаудиты, которые проводятся в ОАО «МОЭК» в III–IV кварталах 2012 года, носят характер комплексных технико-экономических обследований производственных комплексов с выявлением проблемных зон, их углубленным анализом и разработкой перечня энергосберегающих мероприятий с оценкой их энерго-экономической эффективности.

Цель – подготовка всей необходимой документации для разработки технико-экономического обоснования инвестиционных проектов, направленных на повышение энергетической эффективности системы теплоснабжения с акцентом на ее теплосетевой компонент в увязке с интересами потребителей. В результате в сотрудничестве с профильными партнерами будут подготовлены кредитные заявки, позволяющие обратиться в кредитные учреждения за финансированием инвестиционных проектов сверх объемов, предусмотренных производственной программой. Именно такая задача поставлена руководством компании перед энергоаудиторами.

Помимо этого, энергоаудиторы завершают подготовку энергетического паспорта компании. При этом основные усилия, в отличие от традиционно сложившейся практики, концентрируются на экономических аспектах разрабатываемых проектов.

Верификация результатов

Еще одно весьма значимое направление работ энергоаудиторов – верификация результатов, которые получает компания при реализации энергосберегающих мероприятий или других мер, где энергосбережение является лишь побочным продуктом усилий, направленных, например, на повышение надежности.

Данная работа находится еще в самом начале. Пока разрабатываются методические основы ее проведения. Предполагается вести ее системно с целью повышения обоснованности принимаемых инвестиционных решений.

Энергосервис

Есть две основные причины, которые могут вызвать интерес к услугам энергосервисной компании.

  • Во‑первых, это отсутствие собственных финансовых ресурсов.
  • Во‑вторых, недостаточный уровень компетенции в области реализации энергосберегающих мероприятий.

Однако формирование сообщества опытных профессиональных компаний, оказывающих традиционные энергосервисные услуги на базе перфоманс-контрактинга, находится пока в зачаточном состоянии. Энергосервисные компании (ЭСКО), как правило, обладают недостаточными собственными финансовыми ресурсами, а также возможностями масштабного привлечения кредитов на выгодных условиях.

В этой связи особую привлекательность в качестве энергосервисной компании могут приобрести крупные ресурсоснабжающие компании, и в частности, теплоснабжающие компании, к которым относится ОАО «МОЭК». Помимо возможности привлечения значительных кредитных ресурсов на выгодных условиях, она обладает рядом других достоинств:

  • наличием квалифицированного персонала, обладающего многолетним опытом работы в сфере теплоснабжения;
  • круглосуточным присутствием на всей обслуживаемой территории города, что обеспечивает качественную эксплуатацию установленного оборудования, включая оперативную реакцию на неполадки;
  • возможностью реализации комплексных скоординированных решений и на теплоснабжающей, и на теплопотребляющей стороне, что позволяет достичь желаемой экономии тепла у потребителей с наименьшими затратами и при этом снизить собственные эксплуатационные затраты, ослабив повысительное давление на тариф;
  • возможностью существенного снижения стоимости приобретаемого оборудования за счет больших масштабов закупок по сравнению с небольшими ЭСКО.

Пилотный проект

Для предварительной проверки целесообразности вхождения ОАО «МОЭК» в сферу энергосервиса у потребителей был осуществлен «виртуальный» энергосервис, т. е. были реализованы энергосберегающие мероприятия на многоквартирных домах, но энергосервисный контракт (ЭСК) не заключался.

Основной целью данного пилотного проекта была оценка возможных масштабов экономии тепловой энергии на отопление и рисков, связанных с реализацией энергосервиса у потребителей.

На 23 домах, подключенных к четырем ЦТП по независимой схеме, были установлены балансировочные краны, как наиболее малозатратное и быстроокупаемое мероприятие. Безусловно, скептики скажут, что балансировочные краны – это «прошлый век» и надо устанавливать автоматизированные узлы управления расходом теплоносителя.

Однако не надо забывать, что сущность энергосервиса заключается не в достижении максимальной экономии энергии, а в обеспечении экономически обоснованного снижения потребления энергии. Ведь ЭСКО несет на себе не только бремя стоимости самого мероприятия и стоимости привлечения внешнего финансирования, но и многочисленные риски, о которых в статье речь пойдет далее. Именно поэтому западные ЭСКО применяют оборудование, которое, может быть, и не позволяет достичь максимального энергосберегающего эффекта, зато дает максимальный экономический эффект и снижает сроки ЭСК, что благоприятно сказывается на оценке рисков.

Расчетная экономия по пилотной зоне составила порядка 1 600 Гкал за отопительный сезон. Однако надо иметь в виду, что фактически стало возможным вести наблюдение за реакцией зданий на реализованные мероприятия только после выполнения монтажа и наладки оборудования, которые были завершены в начале января 2012 года.

Специалисты ОАО «МОЭК» считают принципиально важным вести работу «кустами», т. е. на всех домах, подключенных к одному ЦТП. Конечно, можно повышать энергоэффективность одного отдельно взятого здания, как это и делают некоторые недобросовестные частные компании. При этом высвобожденная тепловая энергия перетекает в другие дома, подключенные к ЦТП, что зачастую приводит к их перегреву. Поэтому правильно было бы к первоначально заключенным ЭСК на дома, где высокий уровень перетопов делает энергосервис выгодным уже при существующих условиях, постепенно подключать и другие дома, где вследствие реализации энергосберегающих мероприятий у соседей тоже начали наблюдаться явления перетопов.

Изменение потребления тепловой энергии, достигнутое на этих зданиях после установки и наладки оборудования, демонстрирует значительный разброс: от –36 % (экономия) до 32 % (прирост, означающий имевшее место в прошлом недополучение домом тепловой энергии).

В целом это говорит о недостаточной сбалансированности системы теплоснабжения, особенно внутри домов. Поэтому прогнозирование ожидаемой экономии, а следовательно, и эффективности ЭСК в целом весьма затруднено. Тем не менее уже есть определенные программные наработки, позволяющие с большей степенью вероятности определять те результаты, на которые можно рассчитывать при реализации подобных контрактов.

Возможные риски

При проведении энергосервиса возникает ряд сложностей и рисков, справиться с которыми непросто. К числу наиболее значимых относятся следующие:

• Разрегулированность и загрязненность внутридомовых теплоснабжающих систем, которые эксплуатируются из рук вон плохо. При проведении энергоаудита приходится решать проблемы (и, соответственно, брать на себя дополнительные затраты), находящиеся в сфере деятельности управляющих компаний.

Эффекты, получаемые от внедрения энергосберегающих мероприятий на домах с малой тепловой нагрузкой, существенно ниже. Это означает, что при незначительном изменении затрат на внедрение технического решения на домах с разной тепловой нагрузкой эффект может существенно отличаться.
Поэтому если повышать энергоэффективность только зданий, потребляющих значительное количество энергии, то ситуация на объектах с малой присоединенной нагрузкой не улучшится, и жители по-прежнему будут страдать от перетопов. Если же ЭСК заключать сразу на все здания, то совокупный эффект от его реализации снижается, ставя в невыгодные условия ЭСКО.
Данный тезис проиллюстрирован на рис. 1, где размер чистого дисконтированного дохода NPV (Net Present Value) увеличивается в несколько раз при росте присоединенной нагрузки с 0,15 до 1,20 Гкал/ч.

Значение чистого дисконтированного дохода NPV в зависимости от величины присоединенной нагрузки дома

Рисунок 1 (подробнее)

Значение чистого дисконтированного дохода NPV в зависимости от величины присоединенной нагрузки дома


Еще одним следствием этой закономерности является тот факт, что количество домов, привлекательных для ЭСК, растет по мере роста присоединенной нагрузки, т. к. даже малые значения снижения потребления тепла, выраженные в процентах, дают возможность ЭСКО прибыльно исполнить ЭСК без растягивания сроков его реализации.
Аналогичным образом ведет себя и рентабельность инвестиций, представленная на рис. 2. При этом если величина экономии тепла изменяется от 7 до 20 %, то эффект, на который может рассчитывать ЭСКО, различается в 7–10 раз.

Значение рентабельности инвестиций в зависимости от температурных графиков, диаметров труб и нагрузок

Рисунок 2 (подробнее)

Значение рентабельности инвестиций в зависимости от температурных графиков, диаметров труб и нагрузок
(в рублях на вложенный рубль)

Несанкционированный доступ к установленному оборудованию – очень распространенная проблема. Частично это связано с недостатком разъяснительной работы, которая предварительно должна проводиться с управляющими компаниями, частично – с недостаточной квалификацией их персонала. Имеются факты обычного воровства, в результате чего приходится переустанавливать оборудование. Проблема достаточно серьезная, поскольку любое дополнительное мероприятие, предотвращающее вандализм или вмешательство в работу устанавливаемого оборудования, приводит к росту затрат, а следовательно, и к снижению рентабельности ЭСК или растягиванию его сроков.

Организационная сложность – необходимость получения согласия всех жильцов на проведение работ. Практическая ценность данной нормы близка к нулю, т. к. собрать подписи всех жильцов чрезвычайно сложно, а вот проблем на пути внедрения ЭСК в многоквартирных домах создает много.

Субъективная оценка теплового комфорта у потребителей. Наиболее ярким примером может стать случай в Тюмени, где система теплоснабжения имеет некоторую особенность. Две ТЭЦ, поставляющие основную часть тепловой энергии для города, имеют удаленность от последнего потребителя, равную 15–20 км. Поэтому чтобы обеспечить концевых потребителей достаточным количеством тепловой энергии, потребители, находящиеся в непосредственной близости от ТЭЦ и не имеющие оборудования для регулирования подачи теплоносителя, подвергаются значительным перегревам. Нормальной считается температура внутри этих жилых помещений на уровне 27–28 °C.
Данная ситуация идеальна для энергосервиса. Однако когда в эти дома пришли частные энергосервисные компании и понизили температуру до 21–22 °C, мэрию и теплоснабжающие компании завалили жалобами замерзающие жители. Люди просто привыкли к тому, что шорты и майка зимой при 27–28 °C в квартире и –30 °C на улице – это нормально. Безусловно, это ментальная проблема, с которой никакая энергосервисная компания не сможет справиться без помощи местных администраций и серьезной, многолетней просветительской работы с населением.

Иллюстрацией к данной проблеме может служить информация о понимании теплового комфорта в жилом помещении жителями разных странах мира. Еще в конце 1980‑х годов в Национальной лаборатории им. Лоуренса в Беркли (Калифорнийский университет, США) под руководством проф. Lee Schipper – авторитета в области международных энергетических сравнений – был проведен опрос среди жителей более 10 стран Европы и Северной Америки. Предметом опроса было желание понять, какую температуру в помещении они считают комфортной1. Оказалось, что англичанам достаточно 15–16 °C, немцам – 18–19 °C, а скандинавам – 21–22 °C. Иными словами, чем суровее климат, тем более требовательны жители к тепловому комфорту. Россияне в этом смысле наиболее близки к скандинавам. Поэтому даже обсуждать снижение температуры в жилых помещениях до нормативного значения в 18 °C бессмысленно. Результатом энергосервиса должно стать обеспечение нормального температурного комфорта на уровне 21–22 °C.

Есть еще одна трудность, с которой всегда будет сталкиваться теплоснабжающая компания, занимаясь энергосервисом. При снижении объемов реализации продукции (тепла), т. е. выручки, естественным образом возникает проблема компенсации условно-постоянной составляющей затрат. Включение этого «обременения» в расчет экономического эффекта от энергосервиса удлиняет сроки ЭСК. Решить вопрос можно только при комплексном рассмотрении данной темы собственником теплоснабжающей компании (городом), регулирующим органом и собственно теплоснабжающей компанией.

Перспективы

В настоящее время идет подготовка к внедрению расширенного пилотного проекта на большем количестве домов с реальным заключением ЭСК. В первоначальное обследование была включена выборка из 215 зданий. Часть зданий была исключена из дальнейшего рассмотрения по причине явных недотопов. На втором этапе для установки регулирующего оборудования по независимой схеме отобрано 80 многоквартирных домов, где ожидается экономия не менее 7 %. Однако экономически целесообразным оказалось реализовывать ЭСК только на 69 домах. Именно эти дома и предложено рассмотреть управляющим компаниям. Предполагаемая продолжительность ЭСК – 5 лет.

 

1 Автор статьи принимал непосредственное участие в данном опросе. Прим. ред.

купить online журнал подписаться на журнал
Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №6'2012

распечатать статью распечатать статью


Реклама
Реклама на нашем сайте
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте