Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член

Энергетическая эффективность –
стратегическая задача России

В России повышение энергетической эффективности всех отраслей хозяйства является в настоящее время приоритетной задачей. Практические достижения в этой области заслуживают особого внимания и должны стать предметом изучения и повсеместного внедрения, поскольку позволяют решить целый комплекс проблем: энергетических, экологических и экономических. В Москве давно и много занимаются вопросами энергосбережения, благодаря чему получены уникальные результаты в повышении энергоэффективности объектов.

В России по данным Международного энергетического агентства за 2006 год энергоемкость ВВП в 3,5 раза превысила среднеевропейский уровень. В мире за последние 20 лет общая энергоемкость ВВП уменьшилась в среднем на 13 %, а в развитых странах – на 22 % [1]. Повышение энергоэффективности российской экономики становится системообразующей задачей, пронизывающей все остальные приоритеты технологической модернизации, без решения которой неизбежно будет сдерживаться развитие страны.

Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» стал стратегической основой деятельности Правительства Российской Федерации, федеральных и региональных органов исполнительной власти по организации работ в сфере эффективного производства и потребления энергетических ресурсов. Основанием для появления указа послужило крайне неудовлетворительное положение в стране с энергосбережением и энергоэффективностью экономики.

Продолжением на пути реализации указа № 889 стало расширенное заседание президиума Государственного совета по вопросу повышения энергоэффективности российской экономики (далее – Заседание), прошедшее в начале июля 2009 года в г. Архангельске под председательством Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева. Работа Заседания была сосредоточена на решении конкретных задач, способствующих созданию мощной нормативной базы (регламенты и стандарты), необходимой для активного внедрения ныне готовящегося и принятого в первом чтении Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» (далее – Закон), который должен вступить в силу в 2010 году.

Сформулируем основные мероприятия, предлагаемые в проекте Закона, по четырем ключевым направлениям.

Первое направление – это жилищный фонд.

Потенциал энергосбережения в данной области по оценкам специалистов составляет четвертую часть от всего потенциала. И очень важно, что повышение энергоэффективности будет сопровождаться улучшением благосостояния граждан и снижением расходов на жилищно-коммунальные услуги на 25–30 %, повышением комфортности жилья. Здесь предлагается, чтобы в отношении домов, которые вводятся в эксплуатацию после 1 января 2011 года, в том числе после капитального ремонта, применялись следующие требования:

• соответствие жестким нормативам энергоэффективности;

• наличие приборов учета;

• ответственность застройщиков за соответствие требованиям энергоэффективности в течение определенного срока (в течение 10 лет).

Относительно действующего жилого фонда предлагается:

• ввести стандартный комплекс обязательных мероприятий по энергосбережению в отношении общего имущества многоквартирных домов, дающих быструю окупаемость, например установка датчиков движения при освещении подъезда, доводчиков дверей, утепление оконных проемов и т. д.

• дать возможность заключения долгосрочных энергосервисных контрактов, позволяющих инвестиции в энергоэффективность окупать за счет экономии, получаемой в дальнейшем от экономии ресурсов. Такие контракты пока недостаточно широко практикуются в России;

• устанавливать различные уровни тарифов в зависимости от энергопотребления, в том числе вводить субсидированную норму потребления электроэнергии.

Второе направление – энергетика и коммунальное хозяйство.

В данной области теряется около 20 % ресурсов. Потенциал энергоэффективности по данному направлению составляет 40 % от всего потенциала. В этой сфере предлагается ввести:

• установку приборов учета в обязательном порядке;

• долгосрочные тарифы с сохранением экономии, возникающей в результате мероприятий по энергосбережению;

• требования по реализации программ энергоэффективности, энергосбережения для компаний естественных монополий.

Третье направление – государственный, бюджетный сектор.

Здесь планируется предъявить наибольшие требования по энергоэффективности с тем, чтобы показать пример и создавать спрос на энергосервисные услуги и продукты. В государственном секторе также предлагается задать ориентиры по снижению расходов на потребление энергоресурсов на 15 % в течение 5 лет с сохранением экономии у бюджетных организаций, и заключать типовые долгосрочные энергосервисные контракты. Также предусмотрена реализация региональных программ энергоэффективности. В целях стимулирования спроса на энергоэффективную продукцию предлагается вводить требования по госзакупке именно энергоэффективной продукции.

Четвертое направление – экономическое стимулирование, повышение энергоэффективности в частном секторе.

Несмотря на то что данное направление стоит последним, по значимости оно не уступает предыдущим. В данной сфере предлагается ввести:

• права на запрет оборота ряда видов продукции, например лампочки накаливания, через технические регламенты;

• требования по обязательной маркировке классов энергоэффективности для бытовых приборов, компьютерной и оргтехники;

• право на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам для проектов по энергоэффективности, амортизационные льготы для самого энергоэффективного оборудования, инвестиционные налоговые кредиты организациям, осуществляющим инвестиционную деятельность.

Кроме этого, планируется предусмотреть механизмы налогового стимулирования либо софинансирования проектов энергоэффективности, без которых невозможно успешное проведение таких проектов. Отдельный блок в законе посвящен информационному сопровождению на всех уровнях.

Для всех регионов России повышение энергоэффективности имеет первостепенное значение и становится приоритетной государственной задачей, поскольку ее реализация даже в условиях кризиса при принятии действенных мер государственного регулирования позволяет решить целый комплекс проблем: снизить финансовую нагрузку на бюджеты всех уровней, стабилизировать энергетические тарифы, повысить конкурентоспособность экономики.

В ряду технологий, которые дают наиболее значительный энергосберегающий эффект, эксперты называют парогазовые установки, эффективные котельные установки, частичную децентрализацию теплоснабжения в зонах с низкой плотностью тепловых нагрузок, модернизацию электрических сетей, совершенствование технологий нефтепереработки, повышение эффективности транспортировки природного газа и утилизацию попутного, эффективные окна и технологии утепления зданий и квартир, также эффективное освещение, установка приборов учета.

Одним из наиболее крупных и энергоемких регионов нашей страны является Москва. Столица обладает уникальным опытом в решении вопросов повышения энергоэффективности, т. к. благодаря политике, проводимой правительством Москвы, в городе давно и много занимаются энергосбережением.

Отметим некоторые достижения Москвы, начав с области жилищного сектора, содержащего огромный потенциал энергосбережения, особенно учитывая высказывание Президента Российской Федерации Д. А. Медведева: «Все… отлично знают, какова ситуация с энергоэффективностью в жилищно-коммунальном хозяйстве, – безобразная. И наши здания, сооружения и коммунальная инфраструктура в целом – это такая «черная дыра», где бесследно исчезают огромные энергетические ресурсы» (www.kremlin.ru/text/appears/2009/07/218968.shtml).

Москве принадлежит первый опыт проектирования и постройки энергоэффективного многоэтажного жилого дома. Такой проект был реализован в 1998–2002 годах в мкр. Никулино-2. Базовой серией была выбрана как наиболее отвечающая требованиям энергоэффективности с точки зрения архитектурных и объемно-планировочных решений и по своим энергосберегающим показателям типовая серия 111-355.МО. Экономия энергетических ресурсов на экспериментальном 17-этажном 5-секционном жилом доме общей площадью 25 тыс. м2 составила на отопление порядка 40 %, на горячее водоснабжение – 22 %. В 2006 году был реализован в районе Куркино проект строительства и эксплуатации жилых домов (28 трехэтажных таунхаусов). Данные проекты способствовали разработке обоснований и предложений для перехода к массовому строительству энергоэффективных зданий.

Практическая реализация политики в сфере энергосбережения, повышения энергоэффективности экономики должна осуществляться на основе комплексного интегрального подхода к проблеме. Основным элементом в схеме организации этой работы на основе такого подхода является современная законодательная, нормативно-правовая и нормативно-техническая база, сочетающая рыночные и административные нормы регулирования отношений, а также правительственную поддержку и стимулирование области энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Нельзя не отметить тот факт, что в Москве впервые в России было установлено нормирование удельного расхода тепловой энергии за отопительный период. Например, Постановлением Правительства Москвы от 23 февраля 1999 года № 138 были утверждены и введены в действие новые МГСН 2.01–99 «Энергосбережение в зданиях». Удалось сократить практически на 25 % расход энергии за отопительный период [2]. Затем данные нормы были введены почти во всех регионах России.

Особенно важным моментом стало принятие Постановления Правительства Москвы от 10 февраля 2004 года № 77-ПП «О мерах по улучшению системы учета водопотребления и совершенствованию расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы г. Москвы». Учет, не являясь энергосберегающим мероприятием, позволяет понять, что происходит в энергосистеме объекта, и определить конкретные пути по улучшению ситуации.

Была введена обязательная разработка энергетического паспорта для каждого проектируемого здания. Документ составляется в соответствии с требованиями МГСН 2.01–99 и включается в состав проектной документации, проверку которой осуществляет Мосгосэкспертиза. Энергетический паспорт здания является не только характеристикой его текущего состояния, но может стать основанием для повышения энергетической эффективности строительного объекта в процессе его жизненного цикла.

Уникален опыт Москвы в повышении энергоэффективности существующего жилого фонда, состоящего из зданий различной временной постройки. Жилые здания города были исследованы на предмет максимальных энергопотерь. В результате выявлено, что так называемые хрущевские пятиэтажки первого периода индустриального домостроения зимой через ограждающие конструкции теряют огромное количество тепла. Было решено их постепенно сносить – к настоящему времени снесено 6 млн м2.

Исследования энергорасточительности в других строениях, не подлежащих сносу, стали основанием для разработки и выполнения городской целевой программы по капитальному ремонту многоквартирных домов (Постановление Правительства Москвы от 4 декабря 2007 года № 1032), которая в 2008 году охватила 1,5 тыс. домов – 11- и 12-этажные здания. Проведение капитального ремонта зданий дало удивительный результат: помимо обновления внешнего облика домов и повышения их капитализации, экономится до 30 % тепла. Кроме того, была установлена в каждом ремонтируемом доме система контроля энергоснабжения. Это сложная работа, но применение современных систем регулирования ввода тепла, воды, горячей воды в дома дает дополнительно 10 % экономии. Таким образом, на капитальном ремонте домов, которые пока нельзя сносить, получается 40 % прямой экономии теплоэнергии.

Первый этап капитальных ремонтов домов планируется завершить в 2014 году, это означает, что не меньше 7 % от общего количества домов нужно ежегодно подвергать капитальному ремонту.

С 2019 года Европа не будет разрешать применять проекты домов, у которых нет нулевого режима теплопотребления. Если сравнить существующую ситуацию в России, то становится очевидным острейшая необходимость увеличения объемов капитальных ремонтов домов и приведения российского жилья в режим хотя бы относительного тепло- и энергосбережения. И опыт Москвы подтверждает реальность решения данной задачи.

Решая проблемы сегодняшнего дня, необходимо думать о завтрашнем – о том, какого рода энергоресурсы в конечном счете станут основой энергетики будущего. Ведь рано или поздно альтернативные источники энергии заместят действующие традиционные углеводороды.

Применение таких нетрадиционных источников предусматривается недавно принятой в Москве городской программой «Энергосберегающее домостроение в г. Москве на 2010–2014 годы и на перспективу до 2020 года» (Постановление Правительства Москвы от 9 июня 2009 года № 536-ПП), которая ориентирована на применение современных технологий энергосбережения, сопряженных с необходимостью создания нового высокотехнологичного отечественного оборудования и материалов. Данная программа объединяет накопленный опыт внедрения механизмов повышения энергетической эффективности как в России, так и за рубежом. Важность этой задачи подтверждают и слова Президента Российской Федерации о необходимости «…переоборудовать объекты в соответствии с требованиями энергоснабжения и, естественно, конструировать и строить новые объекты уже на принципиально иной технологической базе».

Не остаются без внимания и вопросы энергоснабжения. В Москве 27 крупных теплоэлектростанций и 51 районная теплостанция (РТС). Город за последние годы практически избавился от местных котельных, сейчас занимается трансформацией РТС в систему, где, помимо горячей воды, будет вырабатываться электроэнергия.

Московский регион стал первым, где была разработана и принята городская целевая программа «Энергосбережение в г. Москве на 2009–2011 годы и на перспективу до 2020 года» (Постановление Правительства Москвы от 28 октября 2008 года № 1012-ПП), направленная на реализацию основного положения энергетической стратегии города – обеспечение развития Москвы без прироста потребления топлива. Благодаря этой программе до 2014 года планируется достичь суммарной экономии городом следующих основных показателей: электрической энергии – 15,8 млрд кВт•ч, тепловой энергии – 36,5 млн Гкал, природного газа – 9,2 млрд м3, воды – 254,9 млн м3 [3]. Кроме технических мероприятий, Программой предусматриваются стимулирующие факторы к повышению эффективности использования энергоресурсов.

Москва выбрана пилотным регионом для внедрения стандартов маркировки энергоэффективности инженерного оборудования. Выбор был основан на том, что в данном регионе размещены крупные торговые сети, и тем самым есть возможность оценить воздействие проектов по маркировке энергопотребляющего оборудования на потребителей с разным уровнем доходов.

Итак, на основании вышесказанного становится очевидным достижение значимого результата в области энергосбережения и энергоэффективности в Московском регионе. Конечно, пока этого недостаточно, но и на основании уже полученного опыта другие регионы России могут, избегая существенных ошибок, выстраивать собственную политику энергосбережения.

Необходимо отметить, что повышение энергоэффективности в России в целом – большая макроэкономическая задача, и ожидаемый эффект от ее решения зависит от вовлечения в этот процесс всего общества. А для этого необходима в первую очередь мощная государственная информационная система и создание правительством России стимулирующих факторов и благоприятных условий для финансовой поддержки инновационных энергосберегающих разработок от частного капитала.

Редакция журнала обращается к администрациям российских городов с предложением поделиться собственными программами и достижениями в реализации задачи повышения энергоэффективности и энергосбережения, а также проблемами, мешающими внедрению инновационных технологий и методов хозяйствования. Поскольку только благодаря совместным усилиям всех регионов, обмену передовым опытом и информацией Россия сможет выйти на установленный правительством в указе № 889 уровень энергопотребления.

Литература

1. Фортов Е. В. Энергосбережение – перспективный вид бизнеса [Текст] / В. Е. Фортов // Энергополис. – 2009. – № 1–2.

2. Табунщиков Ю. А. Выученные и невыученные уроки энергосбережения [Текст] / Ю. А. Табунщиков // Энергосбережение. – 2009. – № 1.

3. О городской целевой программе «Энергосбережение в г. Москве на 2009–2011 годы и на перспективу до 2020 года» [Текст] // Энергосбережение. – 2008. – № 7.

Жилищный фонд в проекте Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» назван одним из ключевых направлений, где необходимо активно внедрять энергосберегающие мероприятия. Повышение энергоэффективности в данной сфере будет сопровождаться повышением комфортности жилья и снижением расходов на жилищно-коммунальные услуги на 25–30 %.

Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №6'2009

распечатать статью распечатать статью


Реклама
Реклама на нашем сайте
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте