Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член

Экономическая стратегия энергосберегающей политики

Важнейшим аспектом развития энергосбережения является формирование финансово-экономической ситуации, инициирующей продвижение энергоэффективных решений.

Экономическая стратегия энергосберегающей политики обуславливается системным проведением комплекса мероприятий по целому ряду

Энергетический комплекс Москвы сегодня является крупнейшей централизованной системой энергоснабжения, работающей на основе теплофикации на базе ТЭЦ, и обеспечивает городу около 52,6 % объема промышленного производства и около 11 % доходов консолидированного городского бюджета.

Возможности развития энергетического комплекса Москвы на основе традиционных технологий практически исчерпаны. Последними существенными решениями в этих рамках является переход на ПГУ-ТЭЦ на существующих площадках и использование современных кабельных линий электропередачи.

Энергоснабжение города обеспечивается в значительной мере на основе морально устаревших технологий середины прошлого века и физически изношенного оборудования, что снижает надежность, эффективность работы и производственные возможности систем, приводит к перерасходу топлива и энергии. Степень физического износа основных фондов оценивается величиной 42 %.

Эффективность использования ресурсов энергетики является одним из главных направлений развития городской экономики. В настоящее время энергосбережение – одно из основополагающих звеньев совершенствования социально-экономического состояния города. Правильно разработанная тактика и стратегия энергосбережения дает реальную экономию средств и ресурсов.

Важнейшим аспектом развития энергосбережения является формирование финансово-экономической ситуации, способствующей продвижению энергоэффективных решений.

Экономическая стратегия энергосберегающей политики

обуславливается системным проведением комплекса мероприятий по целому ряду направлений:

  • создание нормативно-правовой базы энергосбережения;
  • пропаганда энергосбережения в Москве;
  • проведение мероприятий в жилищно-коммунальном хозяйстве, транспорте, строительном комплексе, городской и федеральной бюджетных сферах;
  • энергосбережение при производстве и распределении энергоресурсов, включая развитие нетрадиционной и возобновляемой энергетики;
  • мероприятия по сокращению потребления электрической мощности.

Для реализации важнейшей задачи обеспечения растущих потребностей города в тепловой и электрической энергии без существенного прироста потребления топлива необходимо одновременно повышать эффективность как в блоке производства и распределения энергоресурсов, так и в конечном потреблении.

Недавно принятая новая Городская целевая программа «Энергосбережение в г. Москве на 2009–2011 годы и на перспективу до 2020 года» (далее – Программа) является стратегическим документом, определяющим направления и способы повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в Москве и создание на этой основе условий для перевода экономики города на энергосберегающий путь развития.

Запланированные в Программе мероприятия на источниках энергоресурсов, при распределении тепловой и электрической энергии и в конечном потреблении позволяют высвободить значительное количество тепловой и электрической энергии и мощности в генерации, необходимые для обеспечения роста экономики города без существенного прироста потребления топлива. Значения суммарной экономии тепловой, электрической энергии и топлива, рассчитанные по результатам выполнения подпрограмм и приведенные далее, определялись по отношению к исходному варианту развития города без проведения энергосберегающих мероприятий.

Полученная в результате условная экономия позволит отказаться от доставки в город и сжигания дополнительно значительных объемов топлива, а следовательно, позволит уменьшить выбросы в атмосферу. Реализация комплексных работ по экономии топливно-энергетических ресурсов и снижению потребляемой электрической мощности, предусмотренная отдельными подпрограммами, качественно повысит энергетическую эффективность экономики Москвы.

Источники и объемы финансового обеспечения Программы энергосбережения

Основными источниками финансирования Программы являются:

1. Бюджет Москвы, в том числе:

  • целевые средства бюджета;
  • дополнительное финансирование расходов и мероприятий, осуществляемых за счет средств, предусмотренных префектурами административных округов Москвы

2. Внебюджетные средства, в том числе:

  • собственные средства предприятий и организаций, участвующих в Программе;
  • внебюджетные источники в рамках ведомственных и отраслевых программ;
  • тариф экономического развития.

Общий объем финансирования программных мероприятий за период 2009–2011 годов составляет 117 283,86 млн руб., из них бюджет Москвы – 17 551,80 млн руб., в том числе собственные средства предприятий, внебюджетные источники в рамках ведомственных и отраслевых программ составляют 99 732,05 млн руб.

Бюджетные средства обеспечивают именно методологическую часть – аудит, проработку пилотных проектов и их массовое внедрение в жилых зданиях, бюджетной сфере, разработку необходимой нормативной правовой базы на городском уровне.

Далее рассмотрим, куда распределяются средства из бюджета Москвы в виде целевого бюджетного финансирования:

1. На реализацию мероприятий раздела «Энергосбережение в городской бюджетной сфере».

Потребление ресурсов в бюджетной сфере города составляет 2,5 % от общего потребления электроэнергии и 12 % – от общего потребления тепловой энергии в Москве. Количество потребленной тепловой энергии за год на объектах городской бюджетной сферы составляет около 4 млн Гкал, электроэнергии – свыше 350 млн кВт·ч, воды – более 20 млн м3.

На территории Москвы расположено около 700 организаций и учреждений городской бюджетной сферы. Расходы бюджетов всех уровней на их содержание составляют значительную часть от всех расходов. Поэтому одной из приоритетных задач в области энергосбережения является проведение мероприятий, обеспечивающих снижение энергопотребления и уменьшение бюджетных средств, направляемых на оплату энергоресурсов.

2. На осуществление мероприятий подпрограммы «Развитие нормативно-правовой базы энергосбережения».

Состояние законодательства в сфере энергосбережения и перспектив его развития является одним из ключевых факторов для достижения целей и задач городской программы. В настоящее время законодательство об энергосбережении в Российской Федерации недостаточно развито. Программой предус-матривается разработка и внесение изменений в 2009 году в 43 нормативных правовых акта Российской Федерации и Правительства Москвы.

В настоящее время ни один из трех вариантов реализации тарифной системы, закрепленных федеральным законодательством (Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»), – затратный, индикативный, доходный – не является работоспособным, способствующим внедрению энергоэффективных технологий в условиях рыночного регулирования хозяйственной деятельности.

Наряду с разработкой и введением в действие новых механизмов тарифного стимулирования, необходимо продолжить практику реализации на территории Москвы существующего механизма установления тарифов экономического развития для организаций, выполняющих собственные программы энергосбережения.

Кроме того, в 2009–2011 годах необходимо продолжить разработку новых механизмов тарифного стимулирования энергосбережения.

В настоящее время при установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию для потребителей Москвы Региональная энергетическая комиссия г. Москвы использует все предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации и г. Москвы варианты тарифного стимулирования энергосбережения.

Вместе с тем по предварительным оценкам имеется определенный резерв увеличения количества механизмов тарифного стимулирования энергосбережения, введение в действие которого возможно после внесения соответствующих дополнений в действующую законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации и г. Москвы.

Департамент топливно-энергетического хозяйства г. Москвы определил целесообразность и эффективность введения в действие следующих механизмов тарифного стимулирования энергосбережения.

Более глубокое по сравнению с применяемым в настоящее время дифференцирование тарифов на электрическую энергию. Коэффициенты дифференцирования тарифов на электрическую энергию устанавливаются в соответствии с действующими Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 6 августа 2004 года № 20-э/2.

Для более эффективного снижения пиковых нагрузок на энергосистему Москвы необходимо применение более значительных различий в тарифах на электрическую энергию в ночные и пиковые часы суток для всех групп потребителей.

Суть дифференцирования тарифов на энергоресурсы в зависимости от объемов их потребления заключается в установлении повышенных тарифов на энергоресурсы, потребляемые свыше установленного норматива.

3. На паспортизацию и энергетическое обследование жилых домов и объектов бюджетной сферы.

Энергетические обследования проводятся за счет средств городского бюджета в жилых домах, имеющих наибольшие показатели удельного энергопотребления (например, на 1 м2 или на 1 проживающего). Для этого уполномоченными Правительством Москвы органами власти Москвы проводится анализ потребления энергоресурсов за предыдущие периоды. На основании проведенных энергетических обследований и паспортизации органы государственной власти Москвы:

  • составляют перечень первоочередных энергосберегающих мероприятий, финансируемых за счет средств городского бюджета в обследованных жилых домах;
  • определяют нормативы потребления коммунальных ресурсов в жилых домах для осуществления мониторинга энергопотребления.

Органы государственной власти Москвы создают систему мониторинга энергопотребления в многоквартирных жилых домах, позволяющую отслеживать фактическое энергопотребление жилых домов в сравнении с данными энергетических паспортов проектов и нормативами потребления коммунальных ресурсов.

В настоящее время причинами низкого уровня энергоэффективности многоквартирных жилых домов являются:

  • отсутствие обязанности проверки соответствия эксплуатационных характеристик многоквартирных жилых домов данным энергетических паспортов;
  • устаревшие системы отопления, в которых отсутствует автоматическое регулирование на вводе в здание и в квартирах;
  • самовольное переустройство гражданами жилых помещений.

Достаточно значимой причиной низкого уровня энергоэффективности многоквартирных жилых домов является то, что более 1,5 млн приборов учета электрической энергии в многоквартирных жилых домах вышли за срок межповерочного интервала и имеют класс точности, не соответствующий требованиям действующего законодательства. Применение современных приборов учета позволяет более точно учитывать объем потребленной электрической энергии и стимулирует граждан к снижению энергопотребления.

4. На реализацию мероприятий подпрограммы «Пропаганда энергосбережения в Москве».

Снижение потребления энергоресурсов жителями за счет пропаганды выгодности и престижности энергосберегающего поведения, создание общественного мнения о важности и необходимости энергосбережения. Москва является энергодефицитным регионом, и подпрограмма предусматривает разработку мероприятий оперативного энергосбережения, которые в условиях острого дефицита мощности могут являться эффективной антикризисной мерой, т. к. направлены на сознательное ограничение потребления электроэнергии населением, особенно в пиковые часы потребления.

5. На реализацию части мероприятий раздела «Компенсация реактивной мощности».

6. На проведение организационных мероприятий.

7. На осуществление мероприятий раздела «Энергосбережение в административных округах».

Жилищный фонд Москвы представляет собой свыше 40 тыс. жилых домов, из которых более 30 тыс. строений относятся к жилищному фонду, находящемуся в собственности Москвы. Около четверти объема жилищного фонда – ведомственные и частные дома, ТСЖ и ЖСК. Население в целом по 10 административным округам столицы потребляет около 53 млн Гкал тепловой энергии, 8,8 млрд кВт•ч электроэнергии и 1,125 млрд т воды. Торговля и сфера услуг – 10,2 млн Гкал тепла и 2,1 млрд кВт•ч электроэнергии. Суммарное потребление социальной сферы окружного подчинения составляет 6,78 млн Гкал тепловой и 350 млн кВт•ч электрической энергии. Большая часть потребления социальной сферы в округах сосредоточена в учреждениях образования: 82,5 % по теплу и 77 % по электрической энергии.

В настоящее время на территории Москвы действует Городская целевая программа по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2008–2014 годы (утверждена Законом Москвы от 19 декабря 2007 года № 52), поэтому следует совместить проведение капитальных ремонтов в многоквартирных жилых домах с осуществлением в них энергосберегающих мероприятий. Увязка планов капитальных ремонтов и реконструкции жилых домов с планами проведения энергосберегающих мероприятий позволит оптимизировать расходование средств бюджета Москвы на указанные цели засчет устранения дублирования проводимых работ и применения при капитальных ремонтах более энергоэффективного оборудования и материалов.

Из бюджета Москвы в виде субсидий средства направляются на реализацию организациями промышленности энергосберегающих мероприятий и на развитие производства оборудования и средств измерений для реализации энергосберегающих мероприятий.

С точки зрения развития стимулирования энергосбережения во всем городском хозяйстве крайне важно поэтапное изменение институциональной среды: нормативно-правовой базы, тарифного стимулирования, активная пропаганда энергосбережения для разных категорий потребителей.

При этом самое эффективное вложение бюджетных средств – именно конечное потребление, развитие пропаганды энергосбережения для разных категорий населения, демонстрационные проекты энерго- и ресурсосбережения.

Дальнейшее развитие работ обеспечивается за счет средств инвесторов: на рубль бюджетных средств привлекается свыше 5 руб. инвестиций и собственных средств предприятий.

 

Общий объем финансирования программных энергосберегающих мероприятий за период 2009–2011 годов составляет 117 283,86 млн руб., из них бюджет Москвы – 17 551,80 млн руб., в том числе собственные средства предприятий, внебюджетные источники в рамках ведомственных и отраслевых программ составляют 99 732,05 млн руб.

Внебюджетные источники

За счет внебюджетных средств осуществляется финансирование основных мероприятий в топливно-энергетическом комплексе, промышленности, строительстве, на транспорте, объектах жилищно-коммунального комплекса в рамках действующих отраслевых программ. Соглашения по дополнительному внебюджетному финансированию подготовлены с ОАО «Мосэнерго», ОАО «МОЭК», ОАО «МОЭСК», ОАО «МТК», ОАО «МЖД».

В качестве источника внебюджетного финансирования рассматриваются средства, привлеченные в рамках выполнения соглашений по Киотскому протоколу.

Значительную часть имущества на балансе бюджетных организаций федерального подчинения составляют здания и сооружения, где и происходят основные потери тепловой и электрической энергии.

Потребление топливно-энергетических ресурсов за 2006 год организациями и учреждениями, финансируемыми из федерального бюджета, составило 5,7 млн Гкал тепловой энергии, 1 935 млн кВт•ч электрической энергии и 56,2 млн м3 воды.

Москва является крупнейшим потребителем топливно-энергетических ресурсов в России. Ежегодно городом потребляется около 35 млрд кВт•ч электроэнергии, примерно 85 млн Гкал теплоэнергии и около 29 млрд м3 газа. Городское хозяйство потребляет около 90 млн Гкал тепловой энергии и 35 млрд кВт•ч электроэнергии. Самым крупным потребителем тепловой и электрической энергии является население (48 %), промышленность и строительный комплекс потребляют 18 %, вся бюджетная сфера – 15 %, торговля и сфера услуг – 10 %, предприятия ЖКХ – 5 %, транспорт – 4 %, прочие потребители – 1 %. Потенциал энергосбережения в разных сферах потребления составляет от 15 до 25 % по разным видам энергоресурсов.

Проблема дефицита электроэнергии решается в основном за счет развития генерации и электрических сетей.

В результате реализации программы в период до 2011 года суммарная экономия составит:

  • электрической энергии – 5 007,0 млн кВт•ч;
  • электрической мощности – 1 962,5 МВт;
  • тепловой энергии – 242,82 млн Гкал;
  • природного газа – 59,30 млн т. у. т.

Реализация базового варианта энергосбережения позволяет в полной мере обеспечить выполнение основных направлений социально-экономического развития Москвы без существенного прироста топлива.

Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №1'2009

распечатать статью распечатать статью


Реклама
Реклама на нашем сайте
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте