Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член

Внедрение системы пообъектного учета потребленных ресурсов в Москве

Внедрение системы пообъектного учета потребляемых ресурсов для создания условий эффективного управления многоквартирными домами в целях реализации жилищного кодекса РФ является в течение нескольких последних лет наиболее актуальной задачей. Действующая система управления сегодня претерпевает серьезные изменения, прежде всего, в части управления жилыми домами и качества предоставляемых услуг. В структуре оплаты за жилищные и коммунальные услуги именно коммунальные платежи составляют наиболее существенную часть. Поэтому любые механизмы и рычаги, направленные на снижение оплаты, а следовательно, на проведение мероприятий, помогающих уменьшить энергоресурсопотребление в доме, являются сегодня наиважнейшими.

Москва – единственный субъект Российской Федерации, в котором программа энергосбережения, программа комплексного подхода к этим задачам была наиболее четко сформулирована в документах Правительства Москвы и в программах, которые разрабатывались и принимались Департаментом топливно-энергетического хозяйства Москвы. В частности, программа установки домовых приборов учета, являющейся первой задачей, которую город решал за счет бюджета для того, чтобы создать эффективные условия управления каждым домом, каждым объектом. Это, прежде всего, задача не только экономическая, но и социальная. И в этой связи возникает проблема сегодняшнего изменения управляющих организаций, которые до настоящего времени были практически монополистами в сфере управления, – Дирекций единого заказчика. Сейчас идет процесс реорганизации Дирекций единого заказчика, подготовка к их акционированию и, таким образом, созданию условий деятельности и самих этих управляющих организаций.

Что касается программы установки приборов учета, то необходимо понимать, что до конца экономическая мотивация у государственных предприятий не проявлялась активно и явно. Реорганизация самой системы государственного управления будет служить одним из рычагов для того, чтобы управляющие организации, преобразованные из ГУПов, МУПов, получили инструментарий для эффективного управления домами именно с точки зрения мероприятий по энергосбережению и по снижению издержек.

Один из самых важных моментов сегодня – переход на договорные отношения: уход от государственного регулирования в сфере управления и предоставления ресурсов в сферу договорных отношений. Здесь важно грамотно и правильно выстроить всю цепочку: потребитель (собственник и наниматель, у которых разные права и обязанности, физические и юридические лица, относящиеся к разным группам потребления, собственники дома и сам дом, как целостный объект потребления энергоресурсов) и управляющая организация, которая сегодня становится главной организацией, предоставляющей и отвечающей за весь спектр работ в доме, и которая заключает договоры с ресурсоснабжающими и подрядными организациями. Эти договорные отношения должны стать основой для эффективного управления всеми субъектами в обозначенной цепочке.

Программа установки приборов учета в Москве, которая охватывала на первом этапе установку приборов учета в многоквартирных домах, решала очень сложную задачу, и затраты на приобретение и установку приборов учета были значительны. Город пошел на эти затраты, понимая, что управляющая организация, которая впоследствии будет заинтересована эффективно управлять и поэтому будет вынуждена ставить домовые узлы учета, станет искать инструменты и экономические ресурсы, чтобы эти приборы установить за счет собственников. Для решения этой задачи город пошел на большие издержки в бюджете: установлены домовые узлы учета ресурсов практически в каждом квартирном доме, что дает возможность решать, прежде всего, вопросы пообъектного учета, как того требует жилищный кодекс, вопросы разделения эксплуатационной ответственности по всей цепочке «потребитель – поставщик – ресурсоснабжающая организация», осуществлять возможность контроля предос-тавляемых ресурсов по показателям качества, возможность создания системы автоматизированного учета, возможность определения издержек по общедомовым сетям и т. д. Таким образом, был создан инструмент для эффективного управления.

Совершенно очевидно, что система пообъектного учета не может охватывать всю систему потребления в доме (есть еще потребление в квартирах), но реализация жилищного кодекса в Москве как возможность пообъектного управления многоквартирными домами с учетом технических параметров зданий и применения энергосберегающих технологий этой программой решена в подавляющем количестве домов.

До начала реализации этой программы приборы учета в городе были установлены в основном только по холодной воде, по отоплению и горячей воде – незначительное количество. В округах существовала различная динамика установки приборов учета (рис. 1). Решать эту проблему было сложно, т. к. в округах многоквартирные дома с разными техническими характеристиками и в неодинаковом техническом состоянии.

Рисунок 1 (подробнее)

 

Обобщенная функциональная схема по автоматизированному дистанционному снятию показаний счетчиков электроэнергии

Программа установки домовых приборов учета решалась по кустовому принципу в каждом округе. Данный принцип давал возможность свести «куст» по центральному тепловому пункту (ЦТП), учитывая перекрестное субсидирование, а также разные группы потребления в разных жилых и нежилых строениях в этом кусте и позволил создать систему аналитического учета этого потребления.

Во время реализации этой программы выявилось значительное количество попутных проблем, которые заранее не были определены как необходимые для финансирования и не были включены в организационно-технические мероприятия. Например, техническое состояние значительного количества жилых домов требовало осушения подвалов, их ремонта и приведения в нормальное состояние всего оборудования.

Начиная с 2007 года динамика по установке приборов учета уже небольшая (рис. 2), т. к. по основной группе жилых домов приборы уже установлены, а в этом году дооснащались дома ТСЖ и ЖСК, которые не были оснащены в связи со сложными транзитными трассами, бесподвальными помещениями и т. д. Программа была практически выполнена – почти по всем округам картина приближается к 100-процентному оснащению приборов учета в жилых домах.

Динамика выполнения программы установки приборов учета расхода ресурсов по жилым домам города

Рисунок 2.

Динамика выполнения программы установки приборов учета расхода ресурсов по жилым домам города

Учитывая, что был применен кустовой принцип, в «кусты» попадали и отдельно стоящие нежилые здания, и объекты социальной сферы.

Объекты социальной сферы являются особо важными для столицы, потому что оплата ресурсов полностью идет из бюджета города, учитывая авансовые платежи (практически 70 % за потребление объектами социальной сферы). Здесь важен учет ресурсов для снижения нагрузки на бюджет, поэтому динамика выполнения работ в социальной сфере на период до 1 января 2007 года (2006 год) вышла на показатель 93 % и в 2007 году – на 96 %.

Домовые приборы учета позволяют проводить аудит по очень большому количеству показателей. На уровне различных округов и районов были созданы системы, которые позволяли применять различное программное обеспечение для того, чтобы операторам, работающим в режиме on-line, было удобно достаточно оперативно снимать эти показания, быстро передавать их в ОДС и т. д.

Экономика процесса внедрения приборов учета сегодня показала, хотя не в полном объеме (учитывая неполную заинтересованность государственных предприятий в этом процессе, он имеет значительный запас прочности, поскольку экономия по факту может быть значительно выше именно там, где есть экономичес-кая заинтересованность самих управляющих организаций), что среднее потребление оказалось существенно ниже, чем принятые нормативы, и по холодной, и по горячей воде. Это связано как с субъективными, так и объективными факторами: нормирование потребления не позволяло не заниматься ликвидацией протечек, ремонтом сантехнического оборудования и общей технологической дисциплиной поставки этого ресурса в каждом конкретном доме, и у собственников, и у нанимателей не было экономичес-кой мотивации для снижения потребления и уменьшения оплаты. В целом по округам, не только в отдельно взятых домах, существуют сильные отличия в показателях по холодной и горячей воде. Но, как правило, любая проверка по конкретному дому, хотя были дома, в которых потребление было значительно выше норматива, показывала либо несанкционированное подключение, либо протечки, либо неисправность оборудования, ведущую к этим протечкам. И это давало инструмент для принятия решений по снижению водопотребления.

Отдельные расчеты по различным объектам показали, что существует возможность снижения нагрузки на бюджет за счет более грамотного аналитического учета и уменьшения потребления собственниками и нанимателями, являющимися субсидиантами (семьи малоимущих граждан, которые получают жилищные субсидии из бюджета, которые распространяются в том числе и на оплату коммунальных ресурсов), льготными категориями граждан, оплачиваемыми по возмещению этих льгот из бюджета Москвы. Экономия бюджетных средств может быть направлена как на решение других социальных задач, так и на установку квартирных приборов учета социально незащищенным гражданам.

Но самое главное – это все-таки пообъектный учет и возможность эффективного управления многоквартирными домами ресурсоснабжающим организациям. Установка приборов учета в домах, разделяющая эксплуатационную ответственность, позволила определить те резервы по работам, которые необходимо проводить по внутриквартальным сетям, потому что в отличие от нормированного 1 % потерь появилась возможность фактических этих потерь. И практически по всем объектам, где был проведен такой анализ, он показал значительное превышение этих потерь от нормативно установленных значений. Появился инструмент для работы ресурсоснабжающих организаций в зоне их ответственности.

Важным является и возможность установки приборов учета отопления. В соответствии с федеральными законодательными актами расчеты по приборам учета отопления являются цифрами аналитического учета, полученными на основании расчетов следующего периода. Сравнение и анализ потребления тепловой энергии, идущей на отопление, по нормативному показателю и полученному благодаря общедомовым приборам (выборочные данные по разным домам) показал, что здесь тоже существует как запас сберегающих цифр, так и инструмент для того, чтобы можно было проводить работы по утеплению домов. Работы по утеплению домов и по ликвидации несанкционированных потерь значительно сложнее, чем проведение мероприятий по ресурсосбережению в части воды. Отметим, что программа капитального ремонта домов – программа, которая должна быть нацелена не только на замену инженерных коммуникаций, но и, прежде всего, на утепление фасадов, замену окон, дверей и т. д. Энергосберегающие мероприятия – это та задача, которая должна быть построена в будущем совершенно по другим, грамотным, серьезным подходам, которые сегодня многие страны прошли, и мы можем этот опыт (который есть и в России, и в Москве) внедрения грамотных технологических решений поставить на поток. Учитывая, что в городе существует 31 типовая серия домов, эти решения тоже могут быть типизированы.

И совершенно очевидно, что установка домовых приборов учета дала рост установки квартирных приборов учета. Появилась мотивация у собственников. Анализы и социологические опросы показали, что до установки приборов учета особой мотивации по установке квартирных приборов учета у собственников не было и зачастую в связи с тем, что собственники, во-первых, не понимали, будет ли от этого экономия, и будут ли какие-то льготные механизмы к этой экономии. Когда поставили домовые приборы учета, которые в массе своей показали экономию по дому, то уже каждый собственник понимал, что платить за соседа с большим количеством незарегистрированных граждан, а не фактически проживающих (для Москвы – особая беда) экономически невыгодно. И в этой связи рост установки квартирных приборов учета в городе прошел довольно активно.

В этом году основной задачей Правительства Москвы была доустановка домовых приборов учета и создание условий по установке квартирных приборов учета и, самое главное, создание системы установки приборов учета за счет бюджета. И это тот этап городской программы, который тоже потребовал организационно-технических мероп-риятий. В связи с этим окружные программы, которые должны были быть разработаны, обязательно должны были включать в себя достаточно четкий анализ по количеству квартир, которые необходимо было оснащать как за счет бюджета, так и не требующих оснащения вовсе, например, если в квартире газовая колонка.

Схемы аналитического учета, которые сегодня практически реализуются в округах, показывают, что может проводиться достаточно четкий учет уже в разрезе квартир в каждом доме по следующим показателям:

– квартиры с газовыми колонками, в которых подача холодной воды осуществляется от двух и более стояков, и в которых подача горячей воды происходит от отдельного стояка;

– квартиры приватизированные и принадлежащие семьям-субсидиантам.

Можно назвать большое количество показателей, позволяющих оптимизировать бюджетные средства, которые направляются на установку квартирных приборов учета за счет бюджета Москвы. И если посмотреть на количество квартир в городе, в которых установлены квартирные приборы учета за счет городского бюджета, то можно заметить, что цифры эти достаточно высокие. В соответствии с Постановлением Правительства Москвы № 406-ПП от 29.05.2007 года принято решение об установке приборов учета в квартирах граждан, находящихся в государственной собственности (т. е. у нанимателей), приватизированных собственниками, которые получают субсидию на оплату жилищно-коммунальных услуг, и приобретенных в собственность на основаниях, отличных от приватизации, но семьи которых тоже получают жилищные субсидии. В квартирах, где установлены приборы, повышается культура водопотребления, и желание пользователя экономить или не экономить потребление ресурсов влияет на объем экономии.

Итак, основная задача, которая в ближайшее время является одной из наиболее важных, активизирующих структуры малого и среднего бизнеса, – это возможность создания системы учета и контроля потребляемых ресурсов, прежде всего, в части учета этого ресурса, используя автоматизированные системы управления: различные проводные и радиосигналы. Многие организации сегодня имеют очень интересные технологии в этой области. И сама система, которая существует сегодня в городе, построена с учетом возможности анализа потребления ресурсов поквартирно, по домам с передачей этих показателей в систему Единого информационного расчетного центра (ЕИРЦ) – структурного подразделения государственных инженерных служб, действующих в каждом районе (рис. 3). Именно на решении этой задачи город сосредоточится в течение 2008 года для того, чтобы система учета была построена оптимальным образом и давала возможность эффективно работать как управляющим, ресурсоснабжающим организациям, так и решала бы одну из подзадач реформы ЖКХ – создание комфортных условий проживания и эффективного управления зданиями.

Рисунок 3 (подробнее)

 

Обобщенная функциональная схема по автоматизированному дистанционному снятию показаний счетчиков электроэнергии

Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №1'2008

распечатать статью распечатать статью


Реклама
Реклама на нашем сайте
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте