Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член

О развитии нетрадиционных источников электроэнергии в Калининградской области

В развитых странах Европы и мира проблема сохранения окружающей среды, снижения вредных выбросов в атмосферу, получения экологически чистой энергии в настоящее время возведена в ранг государственной политики.

На этой основе альтернативные традиционному способу получения электроэнергии, основанному на сжигании различного топлива, приобретают политическую и экономическую поддержку. Способ выработки электроэнергии от возобновляемых источников, каковым является ветер в силу малоизученности и отсутствия достаточного опыта, объективно имеет высокие удельные затраты как при строительстве, так и при эксплуатации ветростанций. Этот способ получения энергии не выдерживает конкуренции на рынке энергоресурсов и нуждается в поддержке, выраженной установлением более высоких тарифов в отличие от других энергоисточников, гарантией приема мощности в распределительную сеть и закреплением этих условий на длительный срок на законодательном уровне. Так, немецкий закон «О ветроэнергетике» гарантирует уровень тарифа на электроэнергию, полученную от ветростанций независимо от формы собственности, в размере 0,9 евро, что обеспечило мощный толчок в развитии производственной базы и ежегодное наращивание мощности действующих ветропарков на 20–30%. Суммарная мощность ветропарков в мире составляет 18,5 ГВт, из них в Германии – 5 432 МВт.

В Европе наработан достаточный опыт производства и эксплуатации ветропарков с высокой единичной мощностью агрегатов. Стандартным агрегатом сегодня считается установка мощностью 1,5 МВт, а в процессе разработки находятся установки мощностью до 5 МВт.

Интеграция России и как пилотного региона Калининградской обл. в Европу не сможет состояться без наличия общей цели – защита окружающей среды и сохранение общеевропейского пространства пригодным для жизни, не отягощенным негативным техногенным влиянием.

Однако производство электроэнергии от силы ветра в России не получило до сих пор должного развития, прежде всего по причине недостаточности инвестиционных средств. Опыт строительства ветрового парка в Калининградской обл. мощностью 5,1 МВт, на сегодня единственного в России, является положительным, но определенно недостаточным для страны, обладающей колоссальным ветропотенциалом.

Сложившиеся производственные мощности ветроэнергетики Германии стали избыточны для этой страны, в результате чего в течение I полугодия 2002 года о своем намерении осуществления инвестиционных проектов по строительству ветростанций на территории Калининградской обл. заявили 2 немецкие компании, инвестиционный капитал которых представлен собственными средствами, и 1 российская компания, привлекающая заемные средства немецких кредитных учреждений.

Во всех случаях успех переговоров об инвестировании значительных средств в экономику области может быть достигнут только при наличии четких и понятных условий деятельности хозяйствующих субъектов в сфере энергетики на территории Калининградской обл.

Первым шагом, определяющим политическую волю и однозначную поддержку развитию источников энергии, использующих гидро-, био- и ветровой потенциал области, стало постановление главы администрации «О мерах поддержки инвестиционной деятельности в Калининградской области по развитию возобновляемых источников энергии». Этим постановлением образован консультационный совет по взаимодействию с инвесторами еще на стадии разработки технико-экономического обоснования и бизнес-плана проекта, который в своей деятельности руководствуется базовыми условиями осуществления проекта, согласованными с инвестором и детально регламентированными в специальном соглашении. В частности, к этим условиям отнесены:

- регламентация условий земле- и водопользования энергетическими объектами;

- порядок разработки и согласования технико-экономического обоснования проекта;

- определение предельного объема инвестиций на единицу проектной мощности, учитываемой при определении сроков окупаемости проекта;

- ограничения суммарной мощности ветростанций на территории области с целью обеспечения безопасной работы энергосистемы в целом;

- содействие вновь создаваемой энергоснабжающей организации в получении не дискриминационных условий выдачи мощности, подключения к региональной распределительной сети;

- осуществление тарифного регулирования на энергию, полученную от нетрадиционных источников энергии на основе обеспечения законных интересов инвесторов по компенсации эксплуатационных затрат и получению прибыли, достаточной для возврата инвестируемых средств и процентов по кредитным ресурсам в согласованные сроки;

- отнесение возможных инвестиционных рисков только на счет инвестора и не предоставление бюджетных гарантий по кредитным обязательствам инвестора;

- срок действия проекта, условия возможной передачи основных средств по истечению срока действия проекта, порядок демонтажа и утилизации оборудования, рекультивация земель;

- другие условия.

Совершенно очевидно, что базовые условия осуществления инвестиционного проекта строительства нетрадиционных энергоисточников должны быть дополнены картой-схемой предполагаемых мест их базирования, основанной на детальном изучении ветро- и гидропотенциала местности или рек области в увязке с технической возможностью приема мощности, необходимым строительством ЛЭП или расширением подстанций. До стадии разработки ТЭО того или иного проекта необходимо иметь технические условия ОАО «Янтарьэнерго» на оснащение независимых энергоисточников средствами автоматики для синхронизации работы ветростанции в параллельном режиме с энергосистемой.

При производстве электроэнергии на нетрадиционных источниках отношение эксплуатационных затрат к затратам на капитал будет выглядеть как 2:8. Данное соотношение достоверно при учете в составе затрат на капитал возврата инвестируемых средств за 15 лет, оплаты процентов за кредит по ставке 8% годовых, тарифу на реализуемую энергию 0,05–0,055 долл. США/кВт•ч и удельным затратам на киловатт установленной мощности до 1 тыс. долл. США. Таким образом, тарифное регулирование на электрическую энергию, произведенную от нетрадиционных источников сторонними инвесторами, заключается в первоначальном согласовании технико-экономических показателей проектируемой электростанции, объеме инвестиций, отпускного тарифа, дифференцированного по годам реализации проекта, сроку окупаемости проекта.

Тариф на энергию, поставляемую от ветроэнергетического источни-  ка в распределительную сеть в размере 0,55 долл. США/кВт•ч представляется запредельно высоким, а с учетом услуг АО-энерго по транспорту энергии до потребителя он достигнет значения 0,07–0,075 долл. США/кВт•ч. Вывод один: электроэнергия от ветропарков не может быть поставлена конкретному потребителю по прямым договорам, а должна быть размыта в балансе энергии и мощности региона в составе покупной энергии. Общее удорожание этой статьи на примере Калининградской обл. при мощности ветропарка 50 МВт даст рост среднеотпускного тарифа не более 2,5%, что вполне соразмерно с общественным налогом на охрану окружающей среды или взносов потребителей в энергосберегающие проекты регионального масштаба.

Однако вносимые изменения в действующее законодательство в интересах объявленной реформы электроэнергетики России фактически могут устранить РЭК от формирования региональных балансов энергии и мощности, а следовательно, и возможности учета энергии от нетрадиционных источников в структуре затрат и конечных тарифов для потребителей.

Конкурентная среда в электроэнергетике, признанная как панацея от ее стагнации, фактически отторгнет технически прогрессивные способы получения энергии.

Негативные ожидания реформ РАО «ЕЭС России» фактически сдерживают переговорный процесс с инвесторами, а в отдельных случаях сводят к нулю ранее достигнутые договоренности.

Выход из создавшейся ситуации представляется один – обеспечить государственной поддержкой развитие нетрадиционных источников энергии путем соответствующих законодательных преференций и дотаций. В условиях напряженного бюджетного процесса любые финансовые дотации из федерального бюджета представляются маловероятными, а для региональных бюджетов – неподъемными. Необходимая государственная поддержка столь важному делу может быть выражена в расширении полномочий регулирующих органов, в частности РЭК, которые, используя механизмы тарифного регулирования, обеспечат благоприятные условия для инвесторов, позволят стать на ноги независимым энергопроизводителям, и, в конечном итоге, решит проблему как инвестиционной привлекательности российской экономики, так и ее энергетической независимости и безопасности.

Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №6'2002

распечатать статью распечатать статью


Реклама
Реклама на нашем сайте
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте